Скачать:PDFTXT
Сборники стихотворений

время

трудновато для пера, но скажите

вы,

калеки и калекши, где,

когда,

какой великий выбирал путь,

чтобы протоптанней

и легше? Слово

полководец

человечьей силы. Марш!

Чтоб время

сзади

ядрами рвалось. К старым дням

чтоб ветром

относило только

путаницу волос.

Для веселия

планета наша

мало оборудована. Надо

вырвать

радость

у грядущих дней. В этой жизни

помереть

не трудно. Сделать жизнь

значительно трудней.

1926

МАРКСИЗМОРУЖИЕ,

ОГНЕСТРЕЛЬНЫЙ МЕТОД. ПРИМЕНЯЙ УМЕЮЧИ

МЕТОД ЭТОТ!

Штыками

двух столетий стык закрепляет

рабочая рать. А некоторые

употребляют штык, чтоб им

в зубах ковырять. Все хорошо:

поэт поет, критик

занимается критикой. У стихотворца

корытце свое, у критика

свое корытико. Но есть

не имеющие ничего,

окромя красивого почерка. А лезут

в книгу,

хваля

и громя из пушки

критического очерка. А чтоб

имелось

научное лицо у этого

вздора злопыханного всегда

на столе

покрытый пыльцой неразрезанный том

Плеханова. Зазубрит фразу

(ишь, ребятье!) и ходит за ней,

как за няней. Бытье

а у этого — еда и питье определяет сознание. Перелистывая

авторов

на букву «эл», фамилию

Лермонтова

встретя, критик выясняет,

что он ел на первое

и что — на третье. — Шампанское пил?

Выпивал, допустим. Налет буржуазный густ. А его

любовь

к маринованной капусте доказывает

помещичий вкус. В Лермонтове, например,

чтоб далеко не идти, смысла

не больше,

чем огурцов в акации. Целые

хоры

небесных светил, и ни слова

об электрификации. Но,

очищая ядро

от фразерских корок, бобы

от шелухи лиризма, признаю,

что Лермонтов

близок и дорог как первый

обличитель либерализма. Массам ясно,

как ни хитри, что, милюковски юля, светила

у Лермонтова

ходят без ветрил, а некоторые

и без руля. Но так ли

разрабатывать

важнейшую из тем? Индивидуализмом пичкать? Демоны в ад,

а духи

в эдем? А где, я вас спрашиваю, смычка? Довольно

этих

божественных легенд! Любою строчкой вырванной Лермонтов

доказывает,

что он

интеллигент, к тому же

деклассированный! То ли дело

наш Степа — забыл,

к сожалению,

фамилию и отчество,у него

в стихах

Коминтерна топот… Вот это

настоящее творчество! Степа

кирпич

какого-то здания, не ему

разговаривать вкось и вкривь. Степа

творит,

не затемняя сознания, без волокиты аллитераций

и рифм. У Степы

незнание

точек и запятых заменяет

инстинктивный

массовый разум, потому что

батрачка

мамаша их, а папаша

рабочий и крестьянин сразу.В результате

вещь

ясней помидора обволакивается

туманом сизым, и эти

горы

нехитрого вздора некоторые

называют марксизмом. Не говорят

о веревке

в журнале повешенного, не изменить

шаблона прилежного. Лежнев зарадуется

«он про Вешнева». Вешнев

— «он про Лежнева».

19 апреля 1926 г.

ЧЕТЫРЕХЭТАЖНАЯ ХАЛТУРА

В центре мира

стоит Гиз оправдывает штаты служебный раж. Чтоб книгу

народ

зубами грыз, наворачивается

миллионный тираж. Лицо

тысячеглазого треста

блестит электричеством ровным. Вшивают

в Маркса

Аверченковы листы, выписывают гонорары Цицеронам. Готово.

А зав

упрется назавтра в заглавие,

как в забор дышлом. Воедино

сброшировано

12 авторов! — Как же это, родимые, вышло??Темь

подвалов

тиражом беля, залегает знание

и лишь бегает

по книжным штабелям жирная провинциалка

мышь. А читатели

сидят

в своей уездной яме, иностранным упиваются,

мозги щадя. В Африки

вослед за Бенуями улетают

на своих жилплощадях. Званье

— «пролетарские»

нося как эполеты, без ошибок

с Пушкина

списав про весны, выступают

пролетарские поэты, развернув

рулоны строф поверстных. Чем вы — пролетарий,

уважаемый поэт? Вы с богемой слились

9 лет назад. Ну, скажите,

уважаемый пролет,вы давно

динаму

видели в глаза? — Извините

нас,

сермяжных,

за стишонок неудачненький. Не хотите

под гармошку поплясать ли?Это,

в лапти нарядившись,

выступают дачники под заглавием

— крестьянские писатели. О, сколько нуди такой городимо, от которой

мухи падают замертво! Чего только стоит

один Радимов с греко-рязанским своим гекзаметром! Разлунивши

лысины лачки, убежденно

взявши

ручку в ручки, бороденок

теребя пучки, честно

пишут про Октябрь

попутчики. Раньше

маленьким казался и Лесков рядышком с Толстым

почти не виден. Ну, скажите мне,

в какой же телескоп в те недели

был бы виден Лидин?! — На Руси

одно веселье

пити…А к питью

подай краюху

и кусочек сыру. И орут писатели

до хрипоты

о быте, увлекаясь

бытом

госиздатовских кассиров. Варят чепуху

под клубы

трубочного дыма всякую уху

сожрет

читатель-Фока. А неписанная жизнь

проходит

мимо улицею фыркающих окон. А вокруг

скачут критики

в мыле и пене: — Здорово пишут писатели, братцы! — Гений-Казин,

Санников-гений… Все замечательно!

Рады стараться!С молотка

литература пущена. Где вы,

сеятели правды

или звезд сиятели? Лишь в четыре этажа халтурщина: Гиза,

критика,

читаки

и писателя. Нынче

стала

зелень веток в редкость, гол

литературы ствол. Чтобы стать

поэту крепкой веткой выкрепите мастерство!

1926

РАЗГОВОР С ФИНИНСПЕКТОРОМ О ПОЭЗИИ

Гражданин фининспектор!

Простите за беспокойство. Спасибо…

не тревожьтесь…

я постою… У меня к вам

дело

деликатного свойства: о месте

поэта

в рабочем строю. В ряду

имеющих

лабазы и угодья и я обложен

и должен караться. Вы требуете

с меня

пятьсот в полугодие и двадцать пять

за неподачу деклараций. Труд мой

любому

труду

родствен. Взгляните

сколько я потерял, какие

издержки

в моем производстве и сколько тратится

на материал. Вам,

конечно, известно явление «рифмы». Скажем,

строчка

окончилась словом

«отца», и тогда

через строчку,

слога повторив, мы

ставим

какое-нибудь:

ламцадрица-ца. Говоря по-вашему,

рифма

вексель. Учесть через строчку!

вот распоряжение. И ищешь

мелочишку суффиксов и флексий в пустующей кассе

склонений

и спряжений. Начнешь это

слово

в строчку всовывать, а оно не лезет

нажал и сломал. Гражданин фининспектор,

честное слово, поэту

в копеечку влетают слова. Говоря по-нашему,

рифма

бочка. Бочка с динамитом.

Строчка

фитиль. Строка додымит,

взрывается строчкагород

на воздух

строфой летит. Где найдешь,

на какой тариф, рифмы,

чтоб враз убивали, нацелясь? Может,

пяток

небывалых рифм только и остался

что в Венецуэле. И тянет

меня

в холода и в зной. Бросаюсь,

опутан в авансы и в займы я. Гражданин,

учтите билет проездной! — Поэзия

— вся!

езда в незнаемое. Поэзия

та же добыча радия. В грамм добыча,

в год труды. Изводишь

единого слова ради тысячи тонн

словесной руды. Но как

испепеляюще

слов этих жжение рядом

с тлением

слова — сырца. Эти слова

приводят в движение тысячи лет

миллионов сердца. Конечно,

различны поэтов сорта. У скольких поэтов

легкость руки! Тянет,

как фокусник,

строчку изо рта и у себя

и у других. Что говорить

о лирических кастратах?! Строчку

чужую

вставит — и рад. Это

обычное

воровство и растрата среди охвативших страну растрат. Эти

сегодня

стихи и оды, в аплодисментах

ревомые ревмя, войдут

в историю

как накладные расходы на сделанное

нами

двумя или тремя. Пуд,

как говорится,

соли столовой съешь

и сотней папирос клуби, чтобы

добыть

драгоценное слово из артезианских

людских глубин. И сразу

ниже

налога рост. Скиньте

с обложенья

нуля колесо! Рубль девяносто

сотня папирос, рубль шестьдесят

столовая соль. В вашей анкете

вопросов масса: — Были выезды?

Или выездов нет?А что,

если я

десяток пегасов загнал

за последние

15 лет?! У вас

в мое положение войдите про слуг

и имущество

с этого угла. А что,

если я

народа водитель и одновременно

народный слуга? Класс

гласит

из слова из нашего, а мы,

пролетарии,

двигатели пера. Машину

души

с годами изнашиваешь. Говорят:

— в архив,

исписался,

пора!Все меньше любится,

все меньше дерзается, и лоб мой

время

с разбега крушит. Приходит

страшнейшая из амортизаций амортизация

сердца и души. И когда

это солнце

разжиревшим боровом взойдет

над грядущим

без нищих и калек,я

уже

сгнию,

умерший под забором, рядом

с десятком

моих коллег. Подведите

мой

посмертный баланс! Я утверждаю

и — знаю — не налгу: на фоне

сегодняшних

дельцов и пролаз я буду

один!

в непролазном долгу. Долг наш

реветь

медногорлой сиреной в тумане мещанья,

у бурь в кипенье. Поэт

всегда

должник вселенной, платящий

на горе

проценты

и пени. Я в долгу

перед Бродвейской лампионией, перед вами,

багдадские небеса, перед Красной Армией,

перед вишнями Японии перед всем,

про что

не успел написать. А зачем

вообще

эта шапка Сене? Чтобы — целься рифмой

и ритмом ярись? Слово поэта

ваше воскресение, ваше бессмертие,

гражданин канцелярист. Через столетья

в бумажной раме возьми строку

и время верни! И встанет

день этот

с фининспекторами, с блеском чудес

и с вонью чернил. Сегодняшних дней убежденный житель, выправьте

в энкапеэс

на бессмертье билет и, высчитав

действие стихов,

разложите заработок мой

на триста лет! Но сила поэта

не только в этом, что, вас

вспоминая,

в грядущем икнут. Нет!

И сегодня

рифма поэта ласка

и лозунг,

и штык,

и кнут. Гражданин фининспектор,

я выплачу пять, все

нули

у цифры скрестя! Я по праву

требую пядь в ряду

беднейших

рабочих и крестьян. А если

вам кажется,

что всего делов это пользоваться

чужими словесами, то вот вам,

товарищи,

мое стило, и можете

писать

сами! 1926

ПЕРЕДОВАЯ ПЕРЕДОВОГО

Довольно

сонной,

расслабленной праздности! Довольно

козырянья

в тысячи рук! Республика искусства

в смертельной опасности в опасности краска,

слово,

звук. Громы

зажаты

у слова в кулаке,а слово

зовется

только с тем, чтоб кланялось

событью

словолакей, чтоб слово плелось

у статей в хвосте. Брось дрожать

за шкуры скряжьи! Вперед забегайте,

не боясь суда! Зовите рукой

с грядущих кряжей: «Пролетарий,

сюда!» Полезли

одиночки

из миллионной давки такого, мол,

другого

не увидишь в жисть. Каждый

рад

подставить бородавки под увековечливую

ахровскую кисть. Вновь

своя рубаха

ближе к телу? А в нашей работе

то и ново, что в громаде,

класс которую сделал, не важно

сделанное

Петровым и Ивановым. Разнообразны

души наши. Для боя — гром,

для кровати

шепот. А у нас

для любви и для боя

марши. Извольте

под марш

к любимой шлепать! Почему

теперь

про чужое поем, изъясняемся

ариями

Альфреда и Травиаты? И любви

придумаем

слово свое, из сердца сделанное,

а не из ваты. В годы голода,

стужи-злюки разве

филармонии играли окрест? Нет,

свои,

баррикадные звуки нашел

гудков

медногорлый оркестр. Старью

революцией

поставлена точка. Живите под охраной

музейных оград. Но мы

не предадим

кустарям-одиночкам ни лозунг,

ни сирену,

ни киноаппарат. Наша

в коммуну

не иссякнет вера. Во имя коммуны

жмись и мнись. Каждое

сегодняшнее дело

меряй, как шаг

в электрический,

в машинный коммунизм. Довольно домашней,

кустарной праздности! Довольно

изделий ловких рук! Федерация муз

в смертельной опасности в опасности слово,

краска

и звук.

1926

ВЗЯТОЧНИКИ

Дверь. На двери

«Нельзя без доклада» Под Марксом,

в кресло вкресленный, с высоким окладом,

высок и гладок, сидит

облеченный ответственный. На нем

контрабандный подарокжилет, в кармане

ручка на страже, в другом

уголочком торчит билет с длиннющим

подчищенным стажем. Весь день

сплошная работа уму. На лбу

непролазная дума: кому

ему

устроить куму, кому приспособить кума? Он всюду

пристроил

мелкую сошку, везде

у него

по лазутчику. Он знает,

кому подставить ножку и где

иметь заручку. Каждый на месте: невеста в тресте, кум в Гум, брат в наркомат. Все шире периферия родных, и в ведомостичках узких не вместишь

всех сортов наградных спецставки,

тантьемы,

нагрузки! Он специалист,

но особого рода: он в слове

мистику стер. Он понял буквально

«братство народов» . как счастье братьев,

теть

и сестер. Он думает:

как сократить ему штаты? У Кэт

не глаза, а угли… А может быть,

место

оставить для Наты? У Наты формы округлей. А там

в приемной

сдержанный гул, и воздух от дыма спирается. Ответственный жмет плечьми:

— Не могу! Нормально…

Дела разбираются! Зайдите еще

через день-другой…Но дней не дождаться жданных. Напрасно

проситель

согнулся дугой. — Нельзя

Не имеется данных!Пока поймет!

Обшаркав паркет, порывшись в своих чемоданах, проситель

кладет на суконце пакет с листами

новейших данных. Простился.

Ладонью пакет заслоня — взрумянились щеки — пончики,со сладострастием,

пальцы слюня, мерзавец

считает червончики. А давший

по учрежденью орет, от правильной гневности красен: — Подать резолюцию!

И в разворот — во весь!

на бумаге:

«Согласен»! Ответственный

мчит

в какой-то подъезд. Машину оставил

по праву. Ответственный

ужин с любовницей ест ответственный

хлещет «Абрау». Любовницу щиплет,

весел и хитр. — Вот это

подарочки Сонечке: Вот это, Сонечка,

вам на духи. Вот это

вам на кальсончики…Такому

в краже рабочих тыщ для ширмы октябрьское зарево.

Он к нам пришел,

чтоб советскую нищь на кабаки разбазаривать. Я белому

руку, пожалуй, дам, пожму, не побрезгав ею. Я лишь усмехнусь:

— А здорово вам наши

намылили шею!Укравшему хлеб

не потребуешь кар. Возможно

простить и убийце. Быть может, больной,

сумасшедший угар в душе

у него

клубится. Но если

скравший

этот вот рубль ладонью

ладонь мою тронет, я, руку помыв,

кирпичом ототру поганую кожу с ладони. Мы белым

едва обломали рога; хромает

пока что

одна нога,для нас,

полусытых и латочных, страшней

и гаже

любого врага взяточник. Железный лозунг

партией дан. Он нам

недешево дался! Долой присосавшихся

к нашим

рядам и тех,

кто к грошам

присосался! Нам строиться надо

в гигантский рост, но эти

обсели кассы. Каленым железом

выжжет нарост партия

и рабочие массы.

1926

В ПОВЕСТКУ ДНЯ

Ставка на вас,

комсомольцы-товарищи,на вас,

грядущее творящих! Петь

заставьте

быт тарабарящий! Расчистьте

квартирный ящик! За десять лет

устанешь бороться,расшатаны

— многие!

тряской. Заплыло

тиной

быта болотце, покрылось

будничной ряской. Мы так же

сердца наши

ревностью жжем и суд наш

по-старому скорый: мы часто

наганом

и финским ножом решаем

любовные споры. Нет, взвидя,

что есть

любовная ржа, что каши вдвоем

не сваришь,ты зубы стиснь

и, руку пожав, скажи:

— Прощевай, товарищ!У скольких

мечта:

«Квартирку б внаем! Свои сундуки

да клети! И угол мой

и хозяйство мое и мой

на стене

портретик». Не наше счастье

счастье вдвоем! С классом

спаяйся четко! Коммуна:

все, что мое,

твое, кроме

зубных щеток. И мы

по-прежнему,

если радостно, по-прежнему,

если горе нам мы топим горе в сорокаградусной и празднуем

радость

трехгорным. Питье

на песни б выменять нам. Такую

сделай, хоть тресни! Чтоб пенистей пива,

чтоб крепче вина хватали

за душу

песни.

___________

Гуляя,

работая,

к любимой льня,думай о коммуне,

быть или не быть ей?! В порядок

этого

майского дня поставьте

вопрос о быте.

1926

ПРОТЕКЦИЯ Обывателиада в 3-х частях

1

Обыватель Михин друг дворничихин. Дворник Службин с Фелицией в дружбе. У тети Фелиции лицо в милиции. Квартхоз милиции

Федор Овечко имеет

в совете

нужного человечка. Чин лица

не упомнишь никак: главшвейцар

или помистопника. А этому чину

домами знакома мамаша

машинистки секретаря райкома. У дочки

Скачать:PDFTXT

время трудновато для пера, но скажите вы, калеки и калекши, где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легше? Слово полководец человечьей силы. Марш! Чтоб время сзади ядрами рвалось.