Тучкины штучки (сборник). Владимир Владимирович Маяковский
Что такое хорошо и что такое плохо?
Крошка сын
к отцу пришёл,
и спросила кроха:
– Что такое
ХОРОШО
и что такое
ПЛОХО? –
У меня
секретов нет, –
слушайте, детишки, –
папы этого
помещаю
в книжке.
– Если ветер
крыши рвёт,
если
град загрохал, –
каждый знает –
это вот
для прогулок
плохо.
Дождь покапал
и прошёл.
в целом свете.
это –
ОЧЕНЬ ХОРОШО
и большим
и детям.
Если
сын
чернее ночи,
грязь лежит
на рожице, –
ясно,
это
ПЛОХО ОЧЕНЬ
для ребячей кожицы.
Если
любит МЫЛО
И ЗУБНОЙ ПОРОШОК,
поступает хорошо.
Если бьёт
слабого мальчишку,
я такого
не хочу
даже
вставить в книжку.
Этот вот кричит:
– Не трожь
тех,
кто меньше ростом! –
так хорош,
загляденье просто!
Если ты
порвал подряд
книжицу
и мячик,
октябрята говорят:
плоховатый мальчик.
Если мальчик
любит труд,
тычет
в книжку
пальчик,
про такого
пишут тут:
он
От вороны
убежал, заохав.
просто трус.
Это
очень плохо.
Этот,
хоть и сам с вершок,
спорит
с грозной птицей.
хорошо,
в жизни
пригодится.
в грязь полез
и рад,
что грязна рубаха.
Про такого
говорят:
он плохой,
чистит валенки,
моет
сам
Он
Помни
это
сын.
вырастет
из сына
свин,
Если сын –
свинёнок.
радостный пошёл,
и решила кроха:
«Буду
делать ХОРОШО
и не буду –
ПЛОХО».
Это книжечка моя про моря и про маяк
Разрезая носом воды,
ходят в море пароходы.
Дуют ветры яростные,
гонят лодки парусные.
а также к ночи,
Всё покрыто скалами,
скалами немалыми.
Ближе к суше
даже
днём обходят мели.
Капитану так обидно –
даже берега не видно.
Закружит волна кружение,
вот
Вдруг –
обрадован моряк:
загорается маяк.
В самой темени как раз
Поморгал –
и снова нет,
Здесь, мол, тихо –
все суда
заплывайте вот сюда.
Бьётся в стены шторм и вой.
Лестницею винтовой
ближе к ночи,
Наверху фонарище –
как пожарище.
Виден он
во все моря,
нету ярче фонаря!
Чтобы всем заметиться,
он ещё и вертится.
Чтобы пламя не погасло,
подливает в лампу масло.
И чистит
исключительное
стекло увеличительное.
Всем показывает свет –
здесь опасно или нет.
Пароходы,
корабли –
запыхтели,
загребли.
Волны,
как теперь ни ухайте, –
все, кто плавал, –
в тихой бухте.
Нет ни волн,
ни вод,
ни грома,
детям сухо,
Кличет книжечка моя:
– Дети,
будьте как маяк!
Всем,
освещай огнём дорогу.
этой книжечки слова
и рисуночков наброски
сделал
Маяковский.
Сын
отцу твердил раз триста,
за покупкою гоня:
– Я расту кавалеристом.
Подавай, отец, коня! –
О чём же долго думать тут?
Игрушек
в лавке
много вам.
И в лавку
сын с отцом идут
купить четвероногого.
В лавке им
– Лошадей сегодня нет. –
Но, конечно,
всякой масти.
Вот и мастер. Молвит он:
– Надо
нам
Лошадей подобных тело
Все пошли походкой важной
к фабрике писчебумажной.
Рабочий спрашивать их стал:
– Вам толстый
или тонкий? –
Спросил
и вынес три листа
отличнейшей картонки.
– Кстати,
нате вам и клей.
Чтобы склеить –
клей налей.
Тот, кто ездил,
знает сам,
нет езды без колеса. –
Вот они у столяра.
Быстро,
ровно, а не криво,
сделал им колёсиков.
Есть колёса –
нету гривы,
нет
на хвост волосиков.
– Где же конский хвост найти нам? –
Там,
где щётки и щетина.
Щетинщик возражать не стал –
дал
для хвоста
и гривы лошадиной.
Спохватились –
нет гвоздей.
Повели они отца
в кузницу кузнеца.
Рад кузнец.
– Пожалте, гости!
Вот вам
осмотрели –
всё ли есть?
Выйдет лошадь бедная,
скучная и бледная.
Взять художника и краски,
чтоб раскрасил
шерсть и глазки.
К художнику,
удал и быстр,
вбегает наш кавалерист.
– Товарищ,
вы не можете
– Могу. –
И вышел лично
с краскою различной.
Сделали лошажье тело,
впустую не теряла
и мастерить пошла коня
из лучших матерьялов.
Режут лист картонки белой,
Сделали коню копыта,
Щетинщик вделал хвостик,
Быстра у столяра рука –
столяр колёса отстругал.
Художник кистью лазит,
лошадке
глазки красит.
Что за лошадь,
что за конь –
горячей, чем огонь!
Хоть вперёд,
хоть назад,
хочешь – в рысь,
хочешь – в скок.
Голубые глаза,
в жёлтых яблоках бок.
Взнуздан
и осёдлан он,
крепко сбруей оплетён.
На спину сплетённому –
помогай Будённому!
Кем быть?
У меня растут года,
будет и семнадцать.
чем заниматься?
Нужные работники –
столяры и плотники!
мы
берём бревно
и пилим доски
длинные и плоские.
Эти доски
вот так
зажимает
От работы
раскалилась добела.
Из-под пилки
сыплются опилки.
в руки –
работа другая:
сучки, закорюки
рубанком стругаем.
Хороши стружки –
жёлтые игрушки!
А если
нужен шар нам
на станке токарном
круглое точим.
Готовим понемножку
то ящик,
то ножку.
Сделали вот столько
стульев и столиков!
Столяру хорошо,
а инженеру –
лучше,
я бы строить дом пошёл,
пусть меня научат.
Я
начерчу
дом
какой хочу.
Самое главное,
славное,
живое словно.
Это будет
называется фасад.
Это
каждый разберёт –
это ванна,
это сад.
План готов,
и вокруг
сто работ
на тыщу рук.
Упираются леса
в самые небеса.
Где трудна работка,
там
визжит лебёдка;
подымает балки,
будто палки.
Перетащит кирпичи,
закалённые в печи.
По крыше выложили жесть.
И дом готов,
Хороший дом,
большущий дом,
на все четыре стороны,
и заживут ребята в нём
удобно и просторно.
Инженеру хорошо,
а доктору –
лучше,
я б детей лечить пошёл,
пусть меня научат.
Детям
я
лечу болезни –
где занятие полезней?
Я приеду к Пете,
я приеду к Поле.
– Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен?
Как живёте,
как животик? –
Погляжу
из очков
кончики язычков.
под мышку, детишки. –
И ставят дети радостно
градусник под мышки.
– Вам бы
очень хорошо
и микстуру
ложечкой
пить понемножечку.
Вам
в постельку лечь
поспать бы,
вам –
компрессик на живот,
и тогда
у вас
до свадьбы всё,
конечно, заживёт. –
Докторам хорошо,
а рабочим –
лучше,
я б в рабочие пошёл,
пусть меня научат.
Вставай!
Иди!
Гудок зовёт,
и мы приходим на завод.
Народа – уйма целая,
сто или двести.
сделаем вместе.
Можем
железо
ножницами резать,
краном висящим
тяжести тащим;
молот паровой
гнёт и рельсы травой.
Олово плавим,
машинами правим.
Работа всякого
нужна одинаково.
Я гайки делаю,
а ты
для гайки
делаешь винты.
И идёт
работа всех
прямо в сборочный цех.
Болты,
лезьте
в дыры ровные,
части
сбей
огромные.
Там –
дым,
здесь –
гром.
Гро –
мим
дом.
И вот
вылазит паровоз,
чтоб вас
и нас
и нёс
и вёз.
На заводе хорошо,
а в трамвае –
лучше,
я б кондуктором пошёл,
пусть меня научат.
Кондукторам
езда везде.
С большою сумкой кожаной
ему всегда,
– Большие и дети,
берите билетик,
билеты разные,
бери любые –
красные
и голубые! –
Ездим рельсами.
Окончилась рельса,
и слезли у леса мы,
садись
и грейся.
Кондуктору хорошо,
а шофёру –
лучше,
я б в шофёры пошёл,
пусть меня научат.
Фырчит машина скорая,
летит, скользя,
хороший шофёр я –
Только скажите,
вам куда надо,
без рельсы
жителей
доставлю на дом.
Е –
дем,
ду –
дим:
«С пу –
ти
уй –
ди!»
Быть шофёром хорошо,
а лётчиком –
лучше,
я бы в лётчики пошёл,
пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин,
завожу пропеллер.
«В небеса, мотор, вези,
чтобы птицы пели».
ни дождя,
ни града.
Облетаю тучку,
тучку-летучку.
Белой чайкой паря,
полетел за моря.
Без разговору
пролетаю гору.
«Вези, мотор,
чтоб нас довёз
до звёзд
и до луны,
и масса звёзд
совсем отдалены».
Лётчику хорошо,
а матросу –
лучше,
я б в матросы пошёл,
пусть меня научат.
У меня на шапке лента,
на матроске
якоря.
Я проплавал это лето,
океаны покоря.
Напрасно, волны, скачете –
морской дорожкой,
на реях и по мачте
карабкаюсь кошкой.
Сдавайся, ветер вьюжный,
сдавайся, буря скверная,
открою
Южный,
а Северный –
наверное.
КНИГУ ПЕРЕВОРОШИВ,
НАМОТАЙ СЕБЕ НА УС –
ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ,
ВЫБИРАЙ
НА ВКУС!
Что ни страница, – то слон, то львица
Открывай страницу-дверь –
в книжке
Льва показываю я,
посмотрите, нате –
он теперь не царь зверья,
просто председатель.
Это зебра.
Ну и цаца!
Полосатее
матраца.
Как живые, в нашей книжке
слон,
и слонишки.
Двух– и трёхэтажный рост,
с блюдо уха оба,
впереди на морде хвост
под названьем «хобот».
А из пасти –
шутки бросьте! –
два клыка
слоновой кости.
Сколько им еды, питья,
сколько платья снашивать!
Даже ихнее дитя
ростом с папу нашего.
Всех прошу посторониться,
разевай пошире рот, –
для таких мала страница,
Лучше не гневите.
Только он сидит в воде
и пока не виден.
Вот верблюд, а на верблюде
возят кладь
и ездят люди.
ест невкусные кусты,
он в работе круглый год –
он,
Смешная очень.
Руки вдвое ног короче.
Но за это
у ней
ноги вдвое длинней.
Жираф-длинношейка –
ему
для шеи не выбрать воротника.
Жирафке лучше:
жирафу-мать
жирафёнку
за что обнимать.
Обезьян
смешнее нет.
даром что хвостатая.
Зверю холодно зимой.
Зверик из Америки.
Видел всех.
До свиданья, зверики!
Тучкины штучки
Плыли по небу тучки.
Тучек – четыре штучки:
от первой до третьей – люди;
четвёртая была верблюдик.
К ним, любопытством объятая,
по дороге пристала пятая,
от неё в небосинем лоне
разбежались за слоником слоник.
И, не знаю, спугнула шестая ли,
тучки взяли все – и растаяли.
И следом за ними, гонясь и сжирав,
солнце погналось – жёлтый жираф.
История Власа – лентяя и лоботряса
Влас Прогулкин –
спать ложился,
взяв журнальчик.
Всё в журнале
интересно.
– Дочитаю весь,
хоть тресну! –
Ни отец его,
ни мать
не могли
Засыпает на рассвете,
скомкав
ёрзаньем
в час,
когда
другие дети
бодро
начали вставать.
Когда
другая детвора
чаёвничает, вставши,
орёт ему:
– ПОРА! –
Он –
одеяло на́ уши.
Разошлись
другие
в школы, –
Влас
у крана
полуголый –
не дремалось в школе чтоб,
мочит нос
и мочит лоб.
Без чаю
и без калача
выходит,
еле волочась.
Пошагал
и встал разиней:
вывеска на магазине.
вывеску
прочесть!
Прочёл
с начала
буквы он –
выходит:
«КУАФЁР СИМОН».
С конца прочёл
знаток наук –
«НОМИС» выходит
«РЕФАУК».
Подумавши
минуток пять,
Прогулкин
двинулся опять.
А тут
на третьем этаже
сияет вывеска –
«ТЭЖЭ».
Прочёл.
Пошёл.
Минуты с три –
опять застрял
у двух витрин.
а к школьным зданиям
пришёл
с огромным опозданьем.
Толкнулся Влас –
не пускают Власа
в класс!
расчёта нету.
«Сыграну-ка
я
в монету!»
Проиграв
не оставил дела так…
не заметил сам,
как промчались
три часа.
Что же делать –
вывод ясен:
возвратился восвояси!
Пришёл в грустях,
чтоб видели
соседи
и родители.
Те
к сыночку:
– Что за вид?
Так трещала,
что не мог
Прошу
письмо к мучителю,
мучителю-учителю! –
В школу
Влас
письмо отнёс
и опять
не кажет нос.
вырос этот Влас –
Мал
знаний груз,
что не мог
попасть и в вуз.
Еле взяли,
между прочим,
на завод
чернорабочим.
Ну а Влас
и на заводе
ту ж историю заводит:
у людей –
работы гул,
у Прогулкина –
он
выгнан был
и сокращён.
С горя
Влас
торчит в пивнушке,
мочит
ус
в бездонной кружке,
и под забором,
вроде борова,
лежит он,
грязен
и оборван.
Дети,
не будьте
такими, как Влас!
Радостно
книгу возьмите
и – в класс!
Вооружись
учебником-книгой!
С детства
мозги
развивай и двигай!
ПОМНИ ПРО ШКОЛУ –
ТОЛЬКО С НЕЙ
СТАНЕШЬ
СТРОИТЕЛЕМ
РАДОСТНЫХ ДНЕЙ!