Скачать:PDFTXT
Я сам

молодежи».

Делегат III съезда РСДРП (апрель — май 1905 г.) от Кавказского партийного центра Миха Цхакая (Барсов), оценивая положение в Грузии, в своем докладе на съезде отмечал: «В районе Имеретино-Мингрельского комитета работа закипела главным образом с осени 1903 г., а весь 1904 г. и начало этого 1905 г. были триумфом для работников этого комитета. Здесь, на пространстве, не меньшем территориально, чем Гурия, раскинулись кружки, по последним сведениям за февраль месяц, количеством до 600; устраиваются громадные митинги в 100, 1000 и 5000 человек. Таким образом, к бастовавшим гурийцам в 1903 и 1904 гг. присоединился громадный район Имеретии и частью Мингрелии. Хотя Имеретино-Мингрельский комитет — не комитет сельских рабочих, а комитет партии, который работает и в городе Кутаисе, и в Чиатурах в среде горных рабочих, но громадную долю своих сил комитет уделяет крестьянскому движению, и наши энергичные товарищи уже успели его весь распропагандировать, так что затхлый губернский город, каких немало в России, они обратили в один из очагов революции» (цит. по сб «Маяковский в Грузии». Тбилиси, «Заря Востока», 1936, стр. 112–113).

По докладу Миха Цхакая В И Ленин написал резолюцию III съезда РСДРП «По поводу событий на Кавказе», принятую съездом. В резолюции отмечались «особые условия социально-политической жизни Кавказа», которые способствовали широкому революционному движению среди большинства населения Кавказа, как в городах, так и в деревнях, где это движение «дошло уже до всенародного восстания против самодержавия» («КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», т. 1, стр. 120).

Широкое революционное движение уже в феврале 1904 года охватило всю учащуюся молодежь Кутаиса. 3 февраля забастовка молодежи переросла в грандиозную демонстрацию. Это была первая открытая политическая демонстрация учащейся молодежи в Грузии. «Казаки лупили нагайками меня вместе со всеми, — рассказывал впоследствии Владимир Маяковский о своем участии в демонстрациях, — Это было первое мое крещение как революционера и агитатора» (цит. по кн. «Маяковский в Грузии», стр. 107).

Знаменательно, что «первое крещение» В. Маяковского как революционера и агитатора совпало с его первыми литературными опытами. В. А. Васильев (1881–1964), классный наставник будущего поэта (преподавал русский язык и историю), в своих воспоминаниях сообщает: «Припоминаю, что в 1904 году… Маяковский обратился ко мне с маленьким стихотворением, прося прочесть его Стихотворение это, небольшое по объему, старательно переписанное крупными, тщательно вырисованными буквами, поразило, помнится мне, не содержанием, а особой оригинальностью ритма; она было написано белым стихом. Я посоветовал Маяковскому работать над собой» (В. А. Васильев. «Кутаисская гимназия времени пребывания в ней В. В. Маяковского», Пятигорский гос. пединститут, 1948, стр. 6).

Стихи и революция как-то объединились в голове. — Революционная действительность первой русской революции (1905–1907) сыграла огромную роль в формировании взглядов будущего поэта. «Мы диалектику учили не по Гегелю. Бряцанием боев она врывалась в стих», — скажет он об этом во вступлении к поэме «Во весь голос». Именно с 1905 года революция для Маяковского становится и поэтическим понятием. Это понятие он пронесет через всю свою жизнь. С этим понятием — «стихи и революция» — он будет оценивать свои первые литературные опыты в Москве (см. главы «Первое полустихотворение» и «11 бутырских месяцев»).

 

905-й ГОД. Не до учения… Перешел в четвертый… — В аттестационном листе ученика 3-го параллельного класса Кутаисской мужской гимназии Владимира Маяковского за 1905/1906 гг. значатся следующие общие годовые отметки: закон божий — 3; русский язык — 4; латинский язык — 3; французский язык — 3; немецкий язык — 3; математика — 3; история — 4; география — 4; естествоведение — 5; рисование — 5 (Центральный государственный исторический архив — ЦГИА — ГССР).

По постановлению педагогического совета от 13 июня 1906 года Владимир Маяковский был переведен в 4-й класс «по прошению матери».

…убили генерала Алиханова. — Здесь неточность. Палач генерал-майор Алиханов-Аварский был убит во время восстания 1907 года. На Алиханова, который отличался жестокостью при подавлении революционных выступлений, было совершено несколько покушений. Известие об одном из них, наверное, и запомнил Маяковский.

Пошли демонстрации и митинги. Я тоже пошел. Хорошо. — В течение 1905 года революционная волна в Грузии продолжала нарастать. Маяковский внимательно следил за событиями народной борьбы против самодержавия. Уже весной крестьяне Озергутского уезда обучались военному делу и открыто готовились к вооруженному восстанию. В большевистской газете «Вперед» (10/23 марта) говорилось: «Для революции готова Гурия (Озергутский уезд. — В. М.), которая в случае нужды сегодня может выставить 15 000 отборных людей».

«Володя Маяковский, как и другие товарищи, всецело был на стороне революции, — вспоминает Е. Е. Гванцеладзе, учившийся в то время в Кутаисской гимназии. — Занятия в гимназии шли нерегулярно. Бывали забастовки… демонстрации, в которых мы принимали участие» (ГММ).

«В Кутаисе 15-го ожидаются беспорядки, потому что будет набор новобранцев. 11-го здесь была забастовка поваров. По газетам видно, что и у вас большие беспорядки», — пишет Володя Маяковский старшей сестре осенью 1905 года («О Владимире Маяковском», стр. 93).

«15 октября началась всеобщая забастовка, и по всей губернии разгорелся пожар — все население с оружием поднялось, захватило и испортило железную дорогу и телеграф. Гурийские дружины начали гулять по всей губернии, в Гурии началась бойня войск и полиции и подготовлено было провозглашение республики» (С. В. Маглакелидзе. Владимир Александрович Старосельский /документы и материалы/. Тбилиси, 1969, стр. 194).

«Первая победа над царскими башибузуками была одержана в Гурии, — сообщал в письме к сестре Людмиле Маяковский, — этих собак там было убито около двухсот. Кутаис тоже вооружается, по улицам только и слышны звуки «Марсельезы» («О Владимире Маяковском», стр. 94).

К осени 1905 года первая русская революция достигла своей высшей точки. О. В. Маяковская пишет в Москву Л. В. Маяковской в начале ноября 1905 года: «Здесь реалисты и гимназисты бастуют до тех пор, пока не снимут военное положение. Представь, до чего озверела полиция. В старом здании реального училища «на всякий случай» стоят пушки. Поневоле им приходится бастовать… У нас была целую неделю забастовка…» (ГММ). Мать поэта в письме от 12 ноября 1905 года сообщает: «Оля занимается в гимназии, а Володя только бегает на сходки. Сейчас тоже побежал в гимназию, несмотря, что уже вечер: он присоединился к группе шестиклассников, к ним приходит студент и читает им новые книги, а Володя очень этим интересуется, он у нас большак, сильно идет вперед, и удержать не могу» (ГММ).

В своих воспоминаниях о сыне А. А. Маяковская говорит: «Многие из окружающих нас людей считали, что мы предоставляем слишком много свободы и самостоятельности Володе в его возрасте. Я же, видя, что он развивается в соответствии с запросами и требованием времени, сочувствовала этому и поощряла его стремления» («Детство и юность Владимира Маяковского», стр. 58).

 

СОЦИАЛИЗМ. В окнах белые книжицы. «Буревестник»… Покупаю все. — Издательство «Буревестник» в годы первой русской революции выпускало социал-демократическую литературу. Книги этого издательства покупали дети Маяковских. Оля писала старшей сестре в конце октября 1905 года: «Теперь читаю очень интересные книги. Я купила себе книги. «Положение жен<щины> в настоящем и будущем», «Долой социал-демократов!», «Социализм в Японии», «О программе работников», «Что такое рабочий день?», «Идеи марксизма в германской рабочей партии», «Об избирательном праве», «Буржуазия, пролетариат и коммунизм», «Среди людей», «Мозг и душа».

Подобных книг купил себе и Володя 10 штук. Такого же рода много книг я прочла, которые мне одолжили Коргановы, а также гимназисты, наши соседи. Эти книги очень дешевы — по 10, 15 и 8 копеек. Их теперь привезли, и они прямо нарасхват» (ГММ).

«Долой социал-демократов». — Брошюра немецкого социалиста В. Бракке (1842–1880), в которой разоблачалась буржуазная клевета на социал-демократов.

«Экономические беседы». — Работа профессора, экономиста, статистика, земского деятеля Н. А. Карышева (1855–1905).

В. И. Ленин в ряде своих трудов резко критиковал и разоблачал сущность либеральных народнических взглядов Н. Карышева.

«У нас сохранилась переплетенная Володей книга Токвиля «Старый порядок и революция» и два сборника брошюр. В одном из них объединены: Ф. Энгельс «Крестьянский вопрос во Франции и Германии»; М. Шиппель «Профессиональные союзы рабочих»; З. Ф. Зейдель «Нормальный рабочий день», К. Каутский «Воспоминания (Автобиография)»; Ф. Лассаль «Гласный ответ Центральному Комитету, учрежденному для созвания общего германского конгресса в Лейпциге».

В брошюре Лассаля помещен его портрет. Очевидно, этот портрет Лассаля понравился Володе: «Без бороды. Моложавей».

В другом переплете он поместил брошюры: К. Либкнехт «Воспоминания о Марксе» и К. Каутский «Социальная реформа и на другой день после реформы» («О Владимире Маяковском», стр. 98).

На всю жизнь поразила способность социалистов распутывать факты, систематизировать мир… Меня ввели в марксистский кружок. — «В начале 1905 года в студенческой московской среде считалось, что тот, кто не прочитал «Манифеста Коммунистической партии», тот не интеллектуал и отстает от века Знакомство с этой книгой считалось непременным для людей, интересующихся политикой. Вот почему летом, перед отъездом на каникулы в Багдади, я взяла с собой много брошюр социалистического содержания (см. неполный список, приведенный в моей книге «Пережитое»).

Среди этих брошюр была тоненькая брошюра К. Маркса и Ф Энгельса «Капитализм и коммунизм», изданная… в Москве в 1905 году. Сейчас мало кто знает, что это… классический труд К Маркса и Ф. Энгельса «Манифест Коммунистической партии», который изучают студенты первых курсов… Читали и я, и Оля, и Володя Володя и Оля изучали «Манифест» самостоятельно. Кроме того, не надо забывать, что мой брат и сестра систематически занимались в нелегальном марксистском кружке, который вел Г. Корганов…» (ГММ).

Рубакин, Николай Александрович (1862–1946) — русский библиограф, писатель. Сочинения Рубакина, содержащие огромный фактический и статистический материал, использовались В. И. Лениным, который высоко оценил издание Рубакина «Среди книг» (1906): «Ни одной солидной библиотеке без сочинения г-на Рубакина нельзя будет обойтись» (Полн. собр. соч., т. 25, стр. 112). Вместе с тем В. И. Ленин отмечал и «эклектизм автора»: «Автор забывает… что он хочет дать обзор «истории идей», а история идей есть история смены и, следовательно, борьбы идей» (там ж е).

«Эрфуртская» — программа Германской социал-демократической партии, принятая в Эрфурте в 1891 году и действовавшая до 1921 года. Эрфуртская программа была шагом вперед по сравнению с Готской программой (1875), так как в ее основу было положено учение марксизма о неизбежности гибели капиталистического способа производства и замены его социалистическим. В программе подчеркивалась необходимость для рабочего класса вести политическую борьбу, отмечалась роль партии как руководителя этой борьбы и т. п. Однако в ней содержались и серьезные уступки оппортунизму. Критикуя проект программы, Энгельс писал: «В нем нет того, что собственно следовало сказать» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд,

Скачать:PDFTXT

молодежи». Делегат III съезда РСДРП (апрель — май 1905 г.) от Кавказского партийного центра Миха Цхакая (Барсов), оценивая положение в Грузии, в своем докладе на съезде отмечал: «В районе Имеретино-Мингрельского