бюрократической карьеры беспощадное применение самых суровых велений закона…»
6 апреля 1908 года дело четырнадцатилетнего Маяковского было передано в ведение Вольтановского.
Ознакомившись с документами о В. Маяковском, Вольтановский выносит следующее решение:
«Маяковского привлечь по настоящему делу в качестве обвиняемого в преступлении, предусмотренном 1<-й> ч<астью> 102 ст<атьи> Угол<овного> улож<ения>».
В 1-й части статьи 102 говорилось: «Виновный в участии в сообществе, составившемся для учинения тяжкого преступления, статьею 100 предусмотренного, наказывается: каторгой на срок не свыше 8 лет» А статья 100 предусматривала: «Виновный в насильственном посягательстве на изменение в России или в какой-либо ее части установленных законами основными образа правления или порядка наследия Престола или отторжение от России какой-либо ее части, наказывается: смертной казнью» (Уголовное уложение. СПб., изд. Н. С. Таганцева, 1904 г., стр. 181).
Показания тщательно проверялись. Жандармское охранное отделение запросило московскую гимназию и Грузино-имеретинскую синодальную контору города Тифлиса о возрасте Маяковского. Убедившись, что обвиняемому только 14 лет, и не добившись от Маяковского признания себя виновным, Вольтановский вынес следующее постановление: «1908 года, апреля 9 дня, Судебный Следователь Московского Окружного Суда по особо важным делам Вольтановский, допросив дворянина Владимира Маяковского в качестве обвиняемого в участии в Московской организации «российской социал-демократической рабочей партии» (I ч. 102 ст. Угол. Улож.) и приняв во внимание состояние здоровья обвиняемого, а также, что ему в настоящее время 14 лет и что показание его заслуживает доверия, признал возможным ограничиться в отношении его одной из менее строгих мер пресечения способов уклониться от следствия и суда, а потому на основании 2 п. 416 и 421 ст. Уст. угол, судопроизводства постановил: означенного Маяковского отдать под особый надзор полиции по месту его жительства».
Сохранились расписка А. В. Маяковской «О принятии на жительство своего брата» и подписка Маяковского о невыезде:
«1908 г. апреля 9 дня, я, нижеподписавшийся, Владимир Владимирович Маяковский, дал сию подписку приставу I<-го> уч<астка> Сущевской ч<асти> в том, что без ведома полиции обязуюсь никуда не отлучаться.
Дворянин Владимир Владимирович Маяковский».
Маяковский вышел на свободу, но подпольной политической работы не прервал. Следствие же по делу тайной типографии продолжалось.
С недоумением прочел «Санина». — «Санин» — роман реакционного писателя М. А. Арцыбашева (1878–1927), опубликованный после поражения первой русской революции (1907). Герои «Санина», как и других произведений Арцыбашева, отрицают общественные идеалы, мораль, труд, науку и прославляют паразитические наслаждения жизнью, эгоизм, половую распущенность, животные инстинкты. «Санин» имел скандальный успех в годы столыпинской реакции. После революции, которую Арцыбашев встретил враждебно, эмигрировал из России и стал одним из злейших врагов Советской власти.
18 января 1909 года В. Маяковский был снова задержан полицией. «У нас в квартире произвели обыск, но ничего не нашли предосудительного, хотя перерыли всю квартиру. Мы торжествовали. Но вдруг взор сыщиков упал на сундук, стоявший незапертым в коридоре. Сверху лежал револьвер, о котором мы и не знали. Полицейские так обрадовались, что больше уже не рылись и немедленно приступили к составлению протокола» («О Владимире Маяковском», стр. 137).
«И опять кратковременная сидка. Взяли револьвер. Махмудбеков, друг отца, тогда помощник начальника Крестов, арестованный случайно у меня в засаде, заявил, что револьвер его, и меня выпустили», — писал Маяковский («Боковая редакция» В. Маяковского в очерке «Я сам», не вошедшая в прижизненные публикации. — ГММ).
ТРЕТИЙ АРЕСТ. Жившие у нас ведут подкоп под Таганку. — Исидор Иванович Морчадзе (1887–1956), конспиративное имя Сергей Семенович Коридзе, принимавший активное участие в политических демонстрациях в Кутаиси (1905), в покушении на генерала Алиханова, в декабрьском вооруженном восстании 1905 года в составе кавказской дружины, в своих воспоминаниях рассказывает: «В 1908 году я с ним — моим товарищем (имеется в виду И. М. Сцепуро, подпольная кличка Герулайтис. — В. М.) готовил массовый побег из Таганской тюрьмы…
Таганский подкоп не удалось довести до конца. Охранка через провокатора узнала о готовящемся побеге. Но в 1909 году я взялся организовать другой массовый побег из Новинской женской каторжной тюрьмы, который я блестяще провел…
Вот в этом побеге большую незаменимую помощь оказала семья Маяковских» (ГММ).
Этот побег был совершен в ночь на 1 июля 1909 года, а 2 июля по делу о побеге был арестован В. Маяковский в соответствии с Постановлением № 432 от 1 июля 1909 года московского градоначальника (Центральный государственный архив литературы и искусства — ЦГАЛИ). 14 июля он был переведен из Басманного полицейского дома в отдельную камеру Мещанского полицейского дома, а 18 августа — в Центральную пересыльную (Бутырскую) тюрьму и заключен в одиночную камеру № 103.
11 БУТЫРСКИХ МЕСЯЦЕВ. Белый, Андрей (псевдоним Бугаева Бориса Николаевича, 1880–1934), Бальмонт, Константин Дмитриевич (1867–1942) — русские поэты-декаденты, представители символизма.
Бальмонт после Великой Октябрьской социалистической революции эмигрировал за границу.
Исписал таким целую тетрадку. Время своего последнего заключения — «тюремный» 1909 год — Маяковский считал началом своей поэтической работы, стихи, написанные в 103-й одиночной камере, были дороги ему. Эту тетрадь он разыскивал в архиве Октябрьской революции в 1925 году и в 1929 году при подготовке выставки «20 лет работы».
Меня выпустили. Должен был (охранка постановила) идти на три года в Турухинск. «Предполагаемая мера взыскания: высылка под гласный надзор полиции в Нарымский край Томской губернии, сроком на три года», — говорится в справке, жандармского ротмистра по делу Маяковского (ЦГИА).
Мама без ведома Володи отправилась в Петербург хлопотать о нем. Я, в свою очередь, вела переписку со своими друзьями, которые жили на Дальнем Севере, чтобы, на худой конец, устроить Володю среди своих.
К счастью, и на этот раз удалось «выцарапать» Володю. 9 января 1910 года, незадолго до суда, его освободили как несовершеннолетнего» («О Владимире Маяковском», стр. 149).
Курлов П. Г. — товарищ министра внутренних дел в 1909–1911 гг.
НАЧАЛО МАСТЕРСТВА. Учился у Жуковского. — В студии художника-пейзажиста Станислава Юлиановича Жуковского (1873–1944) В. Маяковский занимался четыре месяца. Ученические работы В. Маяковского, в основном натюрморты, которые, по свидетельству Л. В. Маяковской, «были хорошо написаны», утрачены («О Владимире Маяковском», стр. 154).
Пошел к Келину. — «Хорошо помню, как в 1910–1911 гг. Маяковский учился у меня в студии, — пишет Петр Иванович Келин (1877–1946). — Большинство учащихся были москвичи, но были и из провинции. Я подготавливал их в Школу живописи, ваяния и зодчества и в Академию художеств…
Настроение в студии было революционное…
Говорили о революции 1905 года, о народном движении. Маяковский тогда был уверен, что непременно будет революция…
Я — ученик Серова и часто говорил своим ученикам о Серове: о серовской линии, о его простоте, о его взглядах на искусство, показывал репродукции его работ, водил в Третьяковку. Маяковский Серова очень полюбил. Когда Серов умер (1911), Маяковский был на его похоронах и говорил речь» («Искусство», М., 1940, № 3).
В отчете о похоронах В. А. Серова (1865–1911) газета «Русское слово» 25 ноября 1911 года сообщала: «…Выступил ученик Училища живописи (В. Маяковский. — В. М.) Указав на тяжелые потери, которые понесло русское искусство за последние пять лет в лице Мусатова, Врубеля и, наконец, В. А. Серова, он высказался в том смысле, что лучшее чествование светлой памяти покойного — следование его заветам».
Гольбейн — семья немецких художников эпохи Возрождения Самым выдающимся из них был Гольбейн, Ганс Младший (1497–1543). В историю мирового искусства он вошел как создатель жизненно-ярких реалистических портретов, многие из которых принадлежат к вершинам реализма в искусстве эпохи Возрождения
Поэт читаемый — Саша Черный. — Саша Черный (псевдоним Гликберга, Александра Михайловича, 1880–1932) — поэт-сатирик, юморист Его произведения отражают настроения буржуазной интеллигенции в годы реакции после революции 1905–1907 гг. — бесперспективность, пессимизм, тоску по неопределенному идеалу. Однако многие желчные памфлеты Саши Черного не лишены остроумия и оригинальности. Следует иметь в виду, что отношение Маяковского к Саше Черному было неоднозначный Примером тому служит сохранившаяся афиша первого настоящего вечера сатиры Маяковского в Политехническом музее (8 января 1922 г.), в которой первым номером программы значится «…Древний юмор. Саша Черный Александр Черный. Александр Иванович Белый. Пр. Аверченки». Здесь, видимо, Маяковский имел в виду, что Саша Черный в 1920 году выехал за границу и примкнул к белой эмиграции. Отсюда и разночтения в прижизненных публикациях «Я сам»: «читаемый» и «почитаемый».
ПОСЛЕДНЕЕ УЧИЛИЩЕ. Сидел на «голове» год. — Имеется в виду «головной», первый, класс, в котором учились рисовать голову. В августе 1911 года Маяковский «сдал конкурсные экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и был принят в фигурный класс» («О Владимире Маяковском», стр. 158–160), который считался вторым классом этого училища. Маяковский занимался в училище два года, второй год — в натурном классе, не переставая интересоваться поэзией.
По свидетельству современников, Маяковский в это время неизменно интересовался политическими вопросами и готовил себя к созданию революционного искусства.
«С этой целью, овладевая техникой рисунка и живописи, он стремился практически освоить прогрессивные традиции великих реалистов прошлого. Маяковскому был чужд и ненавистен не только эстетский модернизм (которому в литературе типологически соответствовала декадентская поэзия Бальмонта, Белого, Сологуба и др.), но и официальный академизм, зачастую выступавший под флагом приверженности реалистической классике» (Г. С. Черемин. «Ранний Маяковский» М.-Л., изд-во АН СССР. 1962, стр, 27–28). После ухода В. А. Серова из училища (в 1909 году) официальный академизм укрепил свои позиции и стал особенно невыносим. Воспитывавшийся Келиным в традициях Серова, Маяковский охладел к училищному преподаванию Ненависть к обветшалому академизму «скорее могла толкнуть молодых художников из духа протеста в объятия формалистического искусства. И они начинали прислушиваться к М. Ларионову, Н. Гончаровой, Д. Бурлюку» (Н. Дмитриева. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. М., 1951, стр. 164–165). Борьба Маяковского с официальным академизмом и «левым» модернизмом совпала по времени с преследованием администрацией училища «леваков»: в 1910 году из училища было исключено 50 человек, среди них и М. Ларионов. Эти гонения не могли не вызвать протеста со стороны Маяковского. К тому же крикливые псевдореволюционные лозунги формалистов, принимавшиеся училищным начальством за «крамолу», стремление модернистов окружить себя неким ореолом «истинных борцов» за «новое искусство», апелляция к «свободному» творчеству способствовали тому, что Маяковский «ревинстинктом стал за выгоняемых». «А революционность эстетическая тесно связывалась им с революционностью вообще» (Г. С. Черемин «Ранний Маяковский», стр. 29). На этой почве и произошло вначале удивление: «подражателей лелеют — самостоятельных гонят», а затем и сближение с Д. Бурлюком и др.
Ларионов, Михаил Федорович (1881–1964) — художник. В 1910 году, исключенный из Училища живописи, ваяния и зодчества, основал вместе с художницей Н. С. Гончаровой общество живописцев-формалистов «Ослиный хвост». Перед войной 1914 года уехал за границу.
Машков, Илья Иванович (1881–1944) — художник, исключенный в 1910 году из Училища живописи, ваяния и зодчества, стал