regitur».
70
Specul. Perfect. IX. 3. – Fioretti. Vita di frat. Egid. I. – Acta S. S. Aprilis. 227.
71
Celano. V. S. I. 6.
72
Sabatier. 11.
73
Joach. Super IV Evang. Fol. 217. – Тем, кто надувается гордыней школьного знания, qui scolastica inflantur disciplina, противополагает Иоахим «людей Духа», viri spirituales.
74
Lemmonier. Hist, de S. Francois d’Assise. 1891. P. 11–16. – Johannes Jorgensen. Saint Francois d’Assise, sa vie et son oeuvre. Tr. du danois avec 1’autorisation de 1’auteur par Teodor Wyzewa. Paris: Perrin, 1912. P. 12. – Beaufreton. 6–8.
75
Celano. V. P. I. 1.
76
Celano. V. S. 1. 3.
77
Tres Socii. I. 2.
78
Celano. V. P. I. 1.
79
Celano. 1. c.
80
Celano. V. P. I. 2. – Juliano da Spir. In Analecta Bollandiana. Bruxelle: Societe des Bollandistes, 1902. Ed. Van Otroy. P. 161: «intendebat ceterosque in his preire, conatus cordis inquieti lascivam… octendebat».
81
Tres Socii. – Bonaventura. Legenda major. XIV. 4: «nec inter lascivos juvenes… post carnis petulantiam abiit».
82
Celano. V. P. I. 1.
83
Simplicissima Lapa, это прозвище матери св. Катерины Сиенской подходит и к матери св. Франциска. – Johannes Jorgensen. S. Catherine de Sienne. 1924. P. 13.
84
Celano. V. P. I. 1.
85
Celano. V. S. I. 3.
86
Tres Socii. I. 2: «in curiositate tantum erat vanus quod aliquando in eodem indumento pannum valde carum panno vilissimo consui faciebat». – «Curiositas» значит буквально: «любопытство», и это очень важно для понимания того, что здесь происходит с Франциском.
87
Celano. V. S. I. 2.
88
Celano. V. P. I. 7.
89
Tres Socii. VIII–X. – Bonaventura. 13–14. – Celano. V. S. I. 4.
90
Sabatier. 219:
Tanto e il bene ch’io aspetto,
Ch’ogni pena me diletto.
91
Celano. V. S. I. 1.
92
Tres Socii. IV. – Celano. V. S. I. 1.
93
Fioretti. XIII. 6. – Celano. V. V. 1.28. – Ни одного исторически подлинного изображения Франциска не дошло до нас, и это, вероятно, не случайно, а потому же, хотя и совсем в ином, низшем порядке, почему не могло дойти до нас ни одно исторически подлинное изображение Человека Иисуса (кроме «нерукотворного»), – по несоизмеримости главного, божественного, в этом Лице, с нашей человеческой эстетикой. Кажется, единственное изображение св. Франциска, может быть, приближающееся к исторически вероятному образу его, самое древнее, писанное около 1220 г. (следовательно, еще при жизни его), в Sagro Speco di Subiaco, великим неизвестным мастером, – может быть, римским иконописцем Conxoclus, жившим задолго до легендарного Чимабуэ, праотца итальянской живописи. – Henry Thode. Saint Francois d’Assise et les origines de 1’art de la renaissance en Italie, traduit de 1’allemande, sur la 2 ed., par Gaston Lefevre. Paris: H. Laurens, [1909]. 2 vol. – Jorgensen. S. Francois d’Assise. I. Frontispice.
94
Tres Socii. III. – Celano. V. S. I. 3.
95
Jorgensen. 45–48. – Chavin de Malan. S. Francois d’Assise.
96
Tres Socii. IV. 11: «vultum suum semper avertens, nares suas propriis manibus obturabat».
97
Celano. V. P. I. 7. – Tres Socii. XI. – Bonaventura. XI. – Acta S. S. Vita S. Francisci. P. 566.
98
Celano. V. S. I. 5.
99
Quaracchi. 77.
100
Sabatier. 73.
101
P. Leone Braceleone. Storia di S. Damiano. – Jorgensen. 54–55. Это распятие, уцелевшее до наших дней, находится в Ассизи, в обители кларисс, в старой церкви Сан Джорджио, у Santa-Chiara. Точно такое же распятие (от 1138 г.) находится в Сполетском соборе; могло находиться и в лавре Сан-Джиованни-ин-Фиоре, в Калабрии, где было множество памятников византийского искусства.
102
Francisce, vade et repara domum meam, quae tota destruitur. Надпись на четвертой фреске верхней церкви в базилике св. Франциска в Ассизи. – Sabatier. 39–40. Celano. V. S. I. 6. – Wadding. I. 31.
103
Tres Socii. XIV: «ab illa hora vulneratum et liquefactum est cor ejus ad memoriam Dominici passionis». – Jorgensen. 106.
104
Celano. V. P. I. 4; V. S. I. 6. – Bonaventura. 12, 15, 16. – Tres Socii. XIV.
105
Celano. V. P. I. 4. – Tres Socii. XVI. – Sabatier. 75–76.
106
Celano. V. P. I. 5. – Bonaventura. 17. – Acta S. S. Vita S. Francisci. 568. – Tres Socii. XVI.
107
Gebhart. 90.
108
Celano. V. P. I. 5.
109
Tres Socii. XVI. – Bonaventura. XVII. – Celano. V. P. I. 5. – Acta S. S. Vita S. Francisci. 568.
110
Tres Socii. XVII, XVIII. – Bonaventura. XVIII. – Celano. V. P. I. 6.
111
Tres Socii. XX. – Bonaventura. XX. – Celano. V. P. I. 6. – Sabatier. 79–81. – Jorgensen. 66–68. – Beaufreton. 23–25. – Здесь, так же как во многих других частях легенды, историк вынужден, чтобы установить хоть какую-нибудь последовательность внешних событий и выяснить их внутренний смысл, угадывать и договаривать многое, на что сохранились в самой легенде только неясные намеки. Вынуждены к этому даже такие историки, как Sabatier.
112
Bonaventura. II. 4. – Jorgensen. 69.
113
Specul. Perfect. VII. 3. – Celano. V. S. 90.
114
Tres Socii. VI. – Celano. V. P. I. 7. – Bonaventura. XXI. – Salimbene. II. 133.
115
Bonaventura. XXI. – Celano. V. P. I. 7. – Mazzantini. S. Francesco e Frederico Spadalungo di Gubbio (Miscellanea di opusculi inediti о rari del secolo XIV e XV. Torino, 1861. Vol. V. P. 76–78).
116
Celano. V. P. I. 8. – Tres Socii. XXI. – Bonaventura. XXIII.
117
Tres Socii. VII. 24. – Celano. V. S. I. 8. – Testamen. s. Clarae. Textes originales. P. 272.
118
Celano. V. S. I. 7. – Tres Socii. VII. 23. – Слова «отцеубийца» нет в легенде, но если самое тяжелое, что есть в отцовском проклятии для всякого сына, а для такого, как Франциск, тем более, – это: сын «убивает» отца, – то нечто подобное могло быть сказано отцом Франциска: трудно иначе понять тотчас же затем следующую легенду о «наемном отце». Во всяком случае, и здесь опять историку надо, чтобы выяснить внутренний смысл внешних событий, довести в рисунке до конца линии, начатые легендой.
119
Tres Socii. 23. – Celano. V. S. I. 7.
120
Bonaventura. III. 3. – Analect. Francisc. III. 667. – Celano. V. P. I. 10. – Tres Socii. VII. 27. – Salimbene. II. 278.
121
Specul. Perfect. X. 7.
122
Tres Socii. VIII. 8. – Fioretti. II. – Analect. Francisc. III. 75.
123
Specul. Perfect. II. 10. – Anonymus Perusinus. De inceptione et actibus illorum Fratrum Minorum qui fuerunt primi in religione e socij B. Francisci. [Perugia, 1900?]. P. 582. – Analect. Francisc. III. 76, 671.
124
Sabatier. 100.
125
Tres Socii. IX. 37. – Anonym. Perus. 88, 101.
126
Tres Socii. IX. 37: «viri penitentiales de civitate Assissi». – Specul. Perfect. IX. 3: «quid enim sunt servi Dei, nisi quidam joculatores ejus qui corda hominum erigere debent et movere ad laetitiam spiritualem?».
127
Salvatore Vitali. Paradisus Seraphicus. Anno 1645.
128
Celano. V. P. I. 9. – Bonaventura. XXV, XXVI. – Acta S. S. Vita S. Francisci. 577. – Wadding. I. 61. – Liber. Conformit. 146.
129
Opusc 79: «ego paucis verbis et simpliciter scribi et dominus papa confirmavit mihi». – Chron. XXIV. Gener. – Celano. V. P. 13. – Tres Socii. II. – Bonaventura. XXXIV. – Conformit. 37, 47. – Karl Muller. Die Anfange des Minoritenordens u. der Bussbruderschaften. Freiburg i/Br.: Mohr, 1885. S. 14–15, 184–188.
130
Jorgensen. 129. – Очень знаменательно, что первое название нового Братства: «Бедняки Ассизские», Pauperes de Assisio, отсоветовала римская курия Франциску, потому что оно слишком напоминало «Бедняков Лионских», Pauperes de Lugduno, злейших еретиков. – Sabatier. 149. – Burchardi. Chronicon. 376.
131
Sabatier. 124–125.
132
Jorgensen. 272.
133
Bonaventura. XXXVI.
134
Wadding. Anno 1210. —Acta S. S. Octobr. II. 59. – Analecta Francisc. III. 365. – Bonaventura. XXXV–XXXVI.
135
Tres Socii. XII. 49, 52. – Celano. V. P. I. 13.
136
Quasi permissio, как бы разрешение, – верно понял св. Антонин Флорентинский. – Acta S. S. Octobr. II. 839. – Когда церковные, а за ними и светские историки говорят, будто бы Иннокентий III «утвердил», approbavit, устав Франциска, то это исторически ошибочно. – Sabatier. 130. – Первый ошибся Данте. Parad. 91–93:
ma reglamente sua dura intenzione
ad Innocenzio aperse, e da lui ebbe
primo siglio a sua religione.
137
Sabatier. 116. – Muller. XII, 14–15, 184–188, 210.
138
Parad. XI. 94.
139
Celano. V. P. I. 16. – Specul. Perfect. XXV. – Bonaventura. XXXVIII. – Regul. An. 1221. Cap. VII.
140
Specul. Perfect. IX. – Celano. V. S. II. 29. – Liber Conformit. 169, 2.
141
Specul. Perfect. XIX.
142
Opusc. 53. Regula. VIII.
143
Если бы Данте больше любил Франциска, то едва ли вложил бы похвалу ему в уста св. Фомы Аквинского, которого маленький Блаженный Нищий, poverelo, испугался бы, пусть даже ребячески-неверно, как «буки», но все-таки испугался бы до смерти, как несчастного духовного богача – богословской «Тугой Мошны», «Мамона» (Parad. XI). Едва ли также Данте, если бы больше любил св. Франциска, соединил бы его, в своей похвале, со св. Домиником (Parad. XII), чьи объятья, вечно Франциску навязываемые, он отстранил хотя и изысканно-вежливо, но непреклонно, при жизни своей, а после смерти, увы, уже не мог отстранить: соединила-таки их легенда (не история), как двух близнецов, в противоестественную чету: ведь костры Святейшей Инквизиции зажег для вернейших учеников св. Франциска не кто иной, как св. Доминик. – Specul. Perfect. IV. 5. – Celano. V. S. 109. – Sabatier. 297–303. – Jean Dominique Rambaud. Saint Dominique, 1170–1221; sa vie, son ame, son ordre. Paris: P. Tequi, 1926. P. 36–39.
144
Parad. XI. 58–78:
Per tal donna, giovinetto in guerra
del padre corse, a cui come a la morte
la porta del piacer nessum diserra.
Questa privata del primo marito,
millecent’anni e piu, dispetta e scura,
fine a costui si stette senza invito…
ne valse esser constante ne feroce
si che, doye Maria rimase guiso,
ella con Cristo pianse in su la croce…
Francesco e Poverta per questi amanti
prendi oramai nel mio parlal diffuso?
la loro concordia e’lor lieti sembianti,
amore e maraviglia e dolce sguardo
faciono esser cagion di pensier santi.
145
Celano. V. S. II. 28. – Specul. Perfect. VI. – Actus Beati Francisci et sociorum ejus; edidit Paul Sabatier. Paris: Fischbacher, 1902. P. 183–184.
146
Celano. V. S. II. 35.
147
Celano. V. S. II. 36.
148
Celano. V. S. II. 38.
149
Specul. Perfect. II. 17.
150
Celano. V. S. II. 91.
151
Specul. Perfect. II. 14.
152
Celano. V. P. I. 16.
153
Liber Conformit. 219, q.
154
Thomas da Spolato. In Monum. German. Hist. Script. Ed. Heinemann. T. XXIX. P. 580.
155
Celano. V. S. II. 7; V. P. I. 15.
156
Specul. Perfect. IV. 53.
157
Celano. V. P. 1. 27.
158
Celano. 1. c.
159
Sabatier. 462.
160
Tres Socii. XXXV. – Anonym. Perus. 584. – «Я хожу и кричу по всей земле: „Мир! мир! мир! Расе! расе! расе!“, – мог бы сказать Франциск с бесконечно большим правом, чем скажет Петрарка. – Emile Gebhart. Moines et papes; essais de psychologie historique. Paris: Hachette et cie, 1896. P.