что, разумеется, ничуть не колеблет христианского догмата о Пресвятой Троице, но освещает его новым светом и открывает в нем Лицо Неизвестное. – Д. Мережковский, Иисус Неизвестный, I т., II ч., гл. VI, «Рыба-Голубь».
482
August., Tract, in Johan., 36.
483
Th. Zahn, Das Evangelium des Johannes, 1921, S. 151–152.
484
Alfr. Schroeder, L’Evangile de Jean, 1885, p. 77.
485
Сам Назарет находится на высоте 350 м над уровнем моря; плоская же вершина холма его, нынешний Neben Said, на высоте 488 м, а Геннисаретское озеро – 208 м ниже уровня моря, так что Иисус «сошел», «спустился», с высоты почти 700 м. Житель горных высот, переселяющийся в глубокую котловину озера, испытывает такое же чувство, как человек, входящий прямо со свежего воздуха в теплицу. – Р. Range, Nazareth, 1923, S. 9. – Dalman, Orte und Wege Jesu, 1924, S. 128.
486
Tertull., contra Marc., IV, 7.
487
v. Soden, Reisebriefe aus Palastina, 1901, S. 157. – Lagrange, L’Evangile de Jesus-Christ, 1930, p. 115. – Dalman, 127.
488
Joseph., Bell. Jud., III, 10, 8.
489
Dalman, 174. – v. Soden, 35, 159. – Pierre Loti, Galilee, 89–91.
490
Kinnezar – Kinneret. – Just., Histor., XVIII, 3. – Th. Keim, Geschichte Jesu von Nazara, 1876, i, 602.
491
Dalman, 125–127. – L. Schneller, Kennst du das Land? 1925, S. 398.
492
L. Schneller, Evangelien Fahten, 1925, S. 65. – P. Rohrbach, Jm Larde Jahwes und Jesu, 1911, S. 346.
493
Dalman, 144. – Joh. Weiss, Das alteste Evangelium, 1903, S. 138.
494
Lagrange, Marc, 1929, p. 18. – Dalman, 144.
495
Joh. Weiss, Die Schriften des N. T., 1920, IV, S. 80.
496
Dalman, 145.
497
Камни от городской стены Кафарнаума найдены в развалинах нынешнего Tell-Hum. – Rohrbach, 348.
498
J. Wellhausen, Das Evangelium Matthei. 1904, S. 41. – Lagrange, Marc, 41. – Rohrbach, 346.
499
Rohrbach, 344–345. – Dalman, 149–152. – Д. Мережковский, Тайна Запада, II, К Иисусу Неизвестному, VI.
500
Dalman, 153–155. – Rohrbach, 348–349.
501
Joh. Weiss, Das alteste Evangelium, 1903, S. 150, nota 2.
502
E. Klostermann, Das Marcus-Evangel., 1926, S.
503
Joh. Weiss, Das alteste Evangelium. 148–149. – A. Schweitzer, Geschichte der Leben-Jesu-Forschung, 1921, S. 397–399. B II Евангелии (4, 42) это еще яснее: «Вышедши из дому, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, пришедши к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них».
504
Th. Keim, Geschichte Jesu ven Nazara, 1867,1, 548. – Grandmaison Jesus Christ, 1929,1, 324.
505
Мой Апокриф.
506
«Иисус Неизвестный», I т., 1 ч., гл. Марк, Матфей, Лука; Иоанн, passim.
507
В свидетельствах Матфея (12, 1) и Марка (2, 23) Иисус «проходил засеянными полями», где ученики и ели спелые колосья, чтобы утолить голод. Это происходит, по двум первым синоптикам, кажется, значительно позже Нагорной проповеди, а по довольно темному намеку Луки (1,6), до нее, в какую-то субботу после Пасхи, праздновавшейся в начале низана – апреля. Жатва в Палестине зреет в начале мая, так что если Нагорная проповедь значительно раньше срывания колосьев, то она относится к марту. Все это, конечно, при том, довольно, впрочем, вероятном предположении, что срывание колосьев относится не ко второму, а к первому году служения Господня.
508
Meisterman, Capharnaum et Bethsaide, 86. Guide, 550. – Dalman, Orte und Wege Jesu, 186.
509
Dalman, 169–170. Нашей полевой, а не садовой, белой лилии, lilium candidum, в Палестине нет вовсе.
510
Наша северная кукушка залетает из Египта в Палестину ненадолго, в дни ранней весны. Сведениям этим я обязан иерусалимскому старожилу, русскому архиепископу Анастасию.
511
Pseudo-Linus, de passione Petri et Pauli (Biblioth. Part. max. Lugd. II, p. 70, b.). – Acta Philip., с. 34. – Resch, Agrapha, 279. – Henneke, Handb. zu den N. T. Apokryph., 1904, S. 16.
512
H. Monnier, La mission historique de Jesus, 1914, 196.
513
Dalman, Orte und Wege Jesu, 170. – Jesus-Jeschua, 65.
514
Barnab. Epist., V, 9:
.
515
Origen., contra Cels., I, 62, 63. – Renan, Marc Aurel, 1925, p. 364–365.
516
Osk. Holtzmann, Christus, 1922, S. 123.
517
Д. Мережковский, Тайна Запада, II Боги Атлантиды, 2, Стыдная рана, XXV–XXVI.
518
A. Harnack, Das Wesen des Christentums, 1902, S. 24, 44.
519
Br. Wehnert, Jesu Diesseitstreligion, 1911, S. 21.
520
Слово из механики Леонардо да Винчи, Codex Atlanticus.
521
В. Розанов, Темный лик, 248.
522
Osk. Holtzmann, War Jesus Ekstatiker? 1903, S. 42.
523
Hieronim., Comment, in Jes. XI, 2. – Resch, Agrapha, 234.
524
Lagrange, Evangile de Jesus Christ, 1930, p. 13. – A. Julicher. Die Gleichnisreden Jesu, 1910, S. 33.
525
Papias ар. Euseb., Hist. Eccl., III, 39.
526
Widmanstadt (1555 anno) ap. Arn. Meyer, Jesu Muttersprache, 1896, S. 10.
527
Julicher, 23.
528
Julicher, 161.
529
Существо притчи – «соответствие», «подобие», homoion. – Julicher, 105.
530
Julicher, 118.
531
W. Wrede, Das Messiasgaheimniss in den Evangelien, 1913, S. 54–61.
532
P. Wernle, Die synoptische Frage, 1899, S. 145.
533
Acta Petri cum Simone, с 10 – Resch, Agrapha, 277.
534
Renan, Les Evangiles, 1923, p 99.
535
Harnack, Das Wesen des Christentums, 25.
536
В притчах Иисуса – жадно, как у маленьких детей или у Адама в раю, на все открытый и все видящий глаз.
Поняли бы, может быть, и нынешние «тихие люди земли», так же как тогдашние, почему Иисус едва ли мог сказать с поэтической общностью, как у Матфея (6, 26) «посмотрите на птиц небесных», а сказал, вероятно, с наглядною точностью, как у Луки (12, 24) «Посмотрите на воронов они не сеют, ни жнут, нет у них ни хранилищ, ни житниц, а Бог питает их Всех птиц небесных мудрее, к Богу, доверчивее всех, – ворон, вылетающий искать себе пищи с первым веяньем весны, на голые, еще зимние поля».
Поняли бы также в притче о соли (Мк 9, 50) то, чего мы не понимаем, как может быть соль «несоленой» Генисаретские солильщики рыбы, употреблявшие «слабую», из Мертвого моря, потому что нечистую, с другими веществами смешанную соль» (Lagrange, Marc, 254)
Всякая хозяйка бедного галилейского домика узнала, бы себя в притче о потерянной драхме (Лк 15, 8–10), где женщина, зажегши днем лампадку, ??????, потому что в сельских домах Галилеи темно и днем, особенно в углах, куда могла закатиться драхма, метет пол, чтобы пропавшая денежка звякнула, а что не украдена, знает, вероятно, потому что не выходила из дому (Ad Julicher, Die Gleichnisreden Jesu, 321.)
Всякий винодел и садовник узнал бы себя в притче о бесплодной смоковнице (Лк 13,6–9) лучшие соки земли высасывают глубоко в нее входящие корни этого дерева, а ветви его слишком густою тенью лишают солнечного света и тепла соседние злаки, особенно лозы виноградников, где большей частью сажаются смоковницы (Julicher, 436.)
Понял бы всякий нищий, из иудеев же особенно, потому что свиньи для них, по Закону, «нечисты», – до какого лютого голода должен был дойти Блудный сын, когда «рад был наполнить чрево свое рожками которые ели свиньи, но никто не давал ему» (Лк 15, 61.)
537
Слово это, во второй, главной части своей, выпавшее из канонического текcта, вошло снова только в позднейшие чтения из латинской Вульгаты и из греческого textus receptus Глубокая древность и, вероятно, подлинность его, однако, засвидетельствована в Codex Cantabrigiensis, ad Marc 9, 43 (Resch, Agrapha, 41, 339).
538
Достоевский, Братья Карамазовы, Книга VI, Из бесед и поучений старца Зосимы, IX, О аде и адском огне рассуждение мистическое.
539
Tertullian, Prescript, 45 Herodiani Herodem Christum (Messiam) esse dixerunt – Th Keim, Geschichte Jesu von Nazara, I, 177.
540
Fr. Barth, Die Hauptprobleme des Leben Jesu, 1918 S. 42.
541
Arn. Meyer, Die moderne Forschung uber die Geschichte des Urchristentums, 73.
542
Wellhausen, Israelitische und Judiche Geschichte, 1921 S. 287.
543
Joh. Weiss, Die Predigt Jesu vom Reiche Gottes, 1900, S. 14–15.
544
Joh. Weiss, 5.
545
A. Schweitzer, Geschichte der Leben-Jesu-Vorschung, 1921, S. 40.
546
Joh. Weiss, Die Predigt vom Reiche Gottes, S. 100.
547
Clement, I, Epist, 23, 3.
548
M. Mauerenbrecher, Von Nazareth nach Golgotha, 1909, S 217.
549
Joh. Weiss, Die Predigt Jesu vom Reiche Gottes, 69.
550
Joh. Weiss, Das alteste Evangelium, 1903, S. 94.
551
Origen., in Jesu Nazar homel, 6, 4.
552
Tertull., Apolog, 39.
553
Soden, Hat Jesus gelebt? 1910, S. 35.
554
H. Lietzmann, Der Menschensohn, 1896, S. 26, 32, 40.
555
Lietzmann, 51, 57, 60–61.
556
Epist Barnab, 12, 10.
557
H. Monnier, Essai sur la Redemption, 134 – Joh. Weiss, Die Predigt Josu vom Reiche Gottes, 165.
558
Alb. Schweitzer, Geschichte der Leben-Jesu-Vorsehung, 270–271.
559
Mischna Sukka, IV, 5.
560
Раввин в Стокгольме, Gotti Klein, 1st Jesu eine historische Personlichkeit? 1910, S. 41.
561
Ch. Guignebert, La vie cachee de Jesus, 1921, p. 127.
562
W. Wrede, Das Messias-Geheimnis in den Evangelien, 1913, passim.
563
H. J. Holtzmann, Hand – Commentar zum N. T., 1901, I, 388 – Das messianische Bewusstsein Jesu, 1907, S. 35 – Wellhausen, Einleitung in die drei ersten Evangelien, 38, 92.
564
P. W. Schmidt, Die Geschichte Jesu, 1904, S. 158.
565
Clement. Al., Strom, 11, 45, V, 14, 57 – Resch, Agrapha, 70.
566
Barnab, Epist V, 8.
567
Wellhausen, Einleitung in die drei ersten Evangelien, 278, ар Wendland, Die Hellenistisch Romische Kultur, 191.
568
Omne periculum vitae tollit sabbatum – Talm Joma, VIII, 6 – Conservatio vitae pellit sabbatum – Talm. ap. Keim, geschichte Jesu von Nazara, III, 474.
569
Mechilta ad Exod 33, 14, ap Klausner, Jesus of Nazareth, 1929, p. 122.
570
Jeruschal. Talm. Peach, 1, 1.
571
Talm Joma, 23 a, ap Klausner, 321.
572
Berakoth, 17 a, ap. H, Monnier, Jesus dans sa mission historique, p. 130.
573
Слово rabbi Eleazar (около 270 г по P. X.), в Baba Bathra, 9 b, ap. Klostermann, Mattheus, 1927, S. 53.
574
Klostermann, 55.
575
Er. Barth, Die Hauptprobleme des Leben-Jesu, 1918, S. 40.
576
Klostermann, Mattheus, 40.
577
Wellhausen, Das Evangelium Johannes, 1908, S. 111.
578
Renan, L’Eglise Chretienne; 1923, p. 278.
579
Klausner, Jesus of Nazareth, 376.
580
Resch, Agrapha, 45.
581
Just. Dial. Tryph., XII.
582
Talmud, ар. Dalman, Jesus– Jeschua, 1922, S. 158.
583
Lotze, Mikrokosmus, 1869, S. XV. – Fr. Peebody, Jesus Christ el la question morale, 1909, p. 323.
584
585
D. R. Bultmann, Jesus, 161.
586
Origen., contra Cels, I, 18.
587
A. Julicher, Einleitung in das N. T., 1906, S. 330.
588
Wernle, Die synoptische Frage, 1899, S. 205.
589
Alb. Schweitzer, Geschichte der Leben-Jesu-Vorschung, 1921, S. 37.
590
Fr. Barth, 104.
591
Weitzsacker, Untersuchungen uber die evangelische Geschichte, 1901, S. 290.
592
Joh. Weiss, Das alteste Evangelium, 355.
593
Pseudo-Mattheus, ар. Th. Keim, Die Geschichte Jesu von Nazara, I, 418.
594
Evang. Infant., c. 13.
595
Evang. Infant., ap. K. Hase, Geschichte Jesu, 84.
596
Renan, Les Eglises Chretiennes, 514.
597
Renan, 518.
598
Naturalis rationis humanae lumini certi congnoscere posse, ар. Unamuno, L’agonie du Christ, 1926, p. 116.
599
Unamuno, 129.
600
Thomas Aquin., Quest, quodlibet., IV, 6.
601
Bern. Weiss, Das Leben Jesu, 1884, II, 419.
602
Wellhausen, Evangelium Matthei, 123–137.
603
Joh. Weiss, Die Schriften des N. T. II, 130.
604
Acta Johan., с. 93. – Henneke, Neutestamentaliche Apokryphen, 1924, S. 186.
605
August., Tract, in Johan., 36.
606
Wellhausen, Spitta, Carl Clemen.
607
Чтобы в этом убедиться, стоит только вспомнить такое «маленькое историческое сокровище», по слову Ренана, как беседа Иисуса с братьями, Ио. 7, 3–8.
608
Acta Thomae, с. 39, с. 47. – Walt. Bauer, Das Leben Jesu im Zeitalter des N. T. Apokryphen,