1909, S. 375.
609
Общее, во II веке, предание Церкви принимает один год служения Господня: если начало его – 15-й год правления кесаря Тиберия (Лк. 3, 1), то все время служения – от начала 29 года нашей эры до Пасхи 30-го. Но св. Ириней Лионский возражает против этого общего предания (11, 22, 5). – Knopf, Einleitung in das N. T., 1923, с. 241. – Ориген колеблется, но иногда склоняется к трем годам: predicatio fere annos tres. – P. W. Schmidt, Die Geschichte Jesu, 1904, с. 129–130. – Евсевий (H. E., l, 10) стоит за несколько лет служения, неполных четыре; Иероним – за три года (15–18 Тиберия); также Епифаний (Haeres, 51, 23–26).
Так как ни один разумный человек не скажет о проповеднике, кончившем деятельность свою в том же году, в котором начал ее, как говорит Лука об Иисусе: «начиная служение, был лет тридцати» (3, 23), то этим свидетельством подтверждается, что служение Господне продолжалось больше одного года. – К. L. Schmidt, Der Rahmen der Geschichte Jesu, 1919, S. 31. – Судя по тому, что, при умножении хлебов, Господь велит «рассадить всех на зеленой траве» (Мк. 6, 29), а трава в Палестине высыхает уже в конце мая, – дело происходит не позже апреля, до Пасхи; а предшествующее умножению хлебов вырывание колосьев (Мк. 2, 23–28), – вероятно, после Пасхи; если так, то между 2-й и 6-й гл. Марка прошел или выпал целый год, что сближает Марка с Иоанном, в исчислении времени. – К. L. Schmidt, 191. – Lagrange, Marc, 169. – «Приближалась Пасха, праздник Иудейский» (Ио. 6, 4). В древних кодексах, по святоотеческим свидетельствам, не было
если так, то все хронологическое отличие IV Евангелия от синоптиков то, что у них служение Господне начинается после первой Пасхи 15-го года Тиберия, 29-го – нашей эры, а в IV Евангелии оно продолжается между двумя Пасхами (первая Ио. 2, 23: «Когда он был в Иерусалиме на празднике Пасхи»; вторая: «За шесть дней до Пасхи, пришел Иисус в Вифанию» (Ио. 12, 1).
По новейшим исследованиям, у Марка – 4 1/2, месяца служения, у Матфея – 5, у Луки – 4 1/2; но, судя по срыванию колосьев между Пасхой и Пятидесятницей, месяцы эти вмещают больше одного года (распределяются на два года); а по IV Евангелию, служение продолжается не меньше двух лет. – Windrisch, Die Dauer der offentlichen Wirksamkeit Jesu (Zeitschrift der N. T. Wissensch., XII, 1911, S. 141 f.f.). – K. L. Schmidt, 12. – Alb. Schweitzer, Geschichte der Leben-Jesu-Forschung, 397, приходит к более смелому, чем убедительному, заключению, что проповедь Иисуса длилась, может быть, всего несколько недель.
610
August., De consensu evangelistarum, II, 21, 55, s. – K. L. Schmidt, 9.
611
В Лейденском папирусе W:
. – G. Anrich, Das antike Mysterienwesen, 1893, S. 89.
612
Joseph FI., Ant. XVIII, 2, 1. Dalman, Orte und Wege Jesu, 187–188. – Klostermann, Das Marcus-Evangelium, 1926, S. 75.
613
L. Schneller, Evangelien-Fahrten, 1925, S. 159.
614
Osk. Holtzmann, Christus, 1922, S. 73.
615
H. J. Holtzmann, Hand-Commentar zum N. T., I, S. 139 – Lagrange Marc, 166.
616
Joh. Weiss, Das alteste Evangelium, 212.
617
Lagrange, Marc., 171.
618
Evangel. Infant. – Acta Thomae, с. 13. – Keim, Geschichte 1867, I, 418–419. – Henneke, N. T. Apokryphen, 100.
619
Non per creationem sed per additionem extraneae materiae, in panes conversae – Thomas Aquin, Simma Theolog, III pars, qu XLIV, a 4, ad 4.
620
Joh Weiss, Der Schriften des N. T. I, 130.
621
С. Klemen, Die Entstehung des Johannes-Evangelium, 1912, S. 157 – Joh. Weiss, Das alteste Evangelium, 220.
622
Joh. Weiss, Das alteste Evangelium, 215.
623
Bern Weiss, Das Leben Jesu, 1884, II, 190.
624
K. Furrer, Das Leben Jesu Christi, 1905, S. 133–135.
625
Joh. Weiss, 218.
626
H. J. Holtzmann, Hand-Commentar zum N T, Die Synoptiker, 1901, S 80–81 – Capella Greca в римских катакомбах Присциллы.
627
Libanius, De vita sua. VIlI, – Walt Bauer, Das Johannesevangelium, 1925, S. 88.
628
Bern Weiss, Das Leben Jesu 1884, II, 200–201.
629
Origen., с. Cels, VI—Wrede, Das Messiasgeheimnis, 247.
630
Bern Weiss, Das Johannesevangelium, 1912, S. 117 – Joh. Weiss, Das alteste Evangelium, 222–223.
631
Th. Zahn, Das Evangelium des Johannes, 1921, S 323 – Tertul, Jodol 18 «refugit» В некоторых кодексах, Ss. Ss: «оставляет их, бежит» – Joh. Weiss, Das alteste Evangelium, 222.
632
Wellhausen, Einleitung in die drei ersten Evangelin, 1905, S. 115 ?. J. Holtzmann, Das messianische Bewustssein Jesu, 1907, S. 96.
633
Clement Alex, strom II, 8, 45 Paradosis Matthiae – Resch, Agrapha, 282.
634
Joh. Weiss, ар H. Monnier, Essai sur la Redemption, 23.
635
H. Monnier, 19.
636
Wellhausen, Einleitung, 1911, S. 102.
637
Barnab Epist V, 8.
638
Augustin, Sermo 75, VI, 7 – Lagrange, Marc, 173.
639
Origen., comment in Matth,100 – W. Bauer, Das Leben Jesu im Zeitalter der neutestamentalischen Apokryphen, 1909, S. 314.
640
Codex Syra Sinait ap Wellhausen, Evangelium Marci, 51.
641
Evang Hebr, 22, ap. Klostermann, Das Marcusevangelium, 75.
642
Joh. Weiss, Die Schriften des N. T., I, 224–225 – H. J. Holtzmann Hand-Commentar zum N. T., 183–184.
643
E. Klostermann, Das Mareusevangelium, 75.
644
PS.-Matth., С 42 – Henneke, Handbuch zu den N. T. Apokryphen, 524.
645
Joh. Weiss, Das alteste Evangelium, 213, 217.
646
H. J. Holtzmann, Hand-Commentar zum N. T., 80–81.
647
Justin, Apolog I, 65, 66 – Ignat, Philad IV, I, Smyrn, VII, 2, VIII, l – Didache, IX, 5, X, I, XIV, I–Iren, IV, 18, 5, V, 2,2 – Zahn, Das Evangelium des Johannes, 1821, S. 555 – W. Bauer, Das Johannes evangelium, 1925, S. 98.
648
Joh. Weiss Die Schriften des N. T., IV, 102–103.
649
Fr. Spitta, Das Johannes-Evangelium, 1910, S. 161.
650
Osk. Holtzmann, Christus, 1922, S. 7.
651
Mischna, Schek, I, 1–3 – H. J. Holtzmann, Hand-Comentar zum N. T., 261 – Klausner, Jesus of Nazareth, 304.
652
W. Wrede, Das Messiasgeheimniss in den ??., 34 «stahlen sich durch Galilaea hin».
653
Osk. Holtzmann, Leben Jesu, 1901, S. 234–238.
654
Joh Weiss, Die Predigt Jesu vom Reiche Gottes, 1900, S. 100–101.
655
Osk. Holtzmann, 235.
656
Dalman, Orte und Wege Jesu, 131 – Температура в мае-июне, 30–40 °C. Люди по ночам спят в воде озера, достигающей 29°. – С. Soden, Reisebriefe aus Palastina, 1901, S. 35.
657
G. Volkmar, Jesus Nazarenus, 1882, S. 363.
658
Stalker, Das Leben Jesu, 1895, S. 100 – Wilh Hess, Jesus von Nazareth in seiner Geschichtlichen Lebensentwickelung, 1906, 92 – H. J. Holtzmann, Das messianische Bewusstsein Jesu, 1907, S. 94–95.
659
Joseph, Ant, XV, 10, 3, XVIII, 2, 1, Bell Jud, I, 11, II, 9 – Lagrange, Marc, 214 – Keim, Jesus v Nazareth, II, 541 – H. J. Holtzmann, Hand-Commentar zum D. T., 148.
660
Plato, Critias, 118, a.
661
L. Schneller, Evangelien-Fahrten, 1925, S. 204–205 – P. Rohrbach, Im Lande Jahwes und Jesu, 1911, S. 267–270. – Dalman, Orte und Wege Jesu, 217 – Loti, Galllee, 112–114 – Renan, Vie de Jesus, 1925, p. 152.
662
K. Furrer, Das Leben Jesu Christi, 1905, S. 43 – Lagrange, Marc, 2.
663
Joseph, Ant. XVII, 10, 4–10.
664
Joseph, Ant. XVIII, I, 1, XX, 5, 2.
665
Joseph, Bell, V, 9, 11.
666
Excerpta ex Theod,42 – W. Bauer, Das Leb Jes im Zeitalter d. N. T. Apokryphen, 1909, S. 384.
667
Acta Joh, с. 99, с. 96.
668
Acta Petri cum Simone, с. 10 – Resch, Agrapha, 277.
669
Weizsacker, Untersuchungen uber die evang Geschichte 1901, S. 300.
670
H. J. Holtzmann, Das messianische Bewustsein Jesu, 1907, S. 70.
671
Diatessaron, Ephraem Comment, ed Ancher-Moesinger, p. 50 – W. Bauer, Das Johannesevang, 1925, S. 101.
672
Joh. Weiss, Das alteste Evangelium, 1903, S. 236.
673
Joh. Weiss, Die Schriften des N. T. I, 1917, S 147–148 – Das alt ?v, 237.
674
Agad Ber, 69 – Bacher, Agada der palest Amoraer, III, 690. – Dalman, Jesus-Jeschua, 1922, S. 157.
675
Rich Hoffmann, Das Marcusevang und seine Quellen, 1904, S. 339.
676
Lagrange, Marc 218.
677
Fr. Barth, Die Hauptprobleme des Lebens Jesu, 1918, S. 186–187.
678
Папа Лев Великий – Patr Lat, LIV, 310 – Lagrange, Luc, 1927, p. 272.
679
Joseph, Bell Jud, IV, 1, 8.
680
Klostermann, Das Lucasevang, 1919, S. 469.
681
Bergson, L’Evoluton creatrice.
682
Der Mensch ist etwas, das uberwunden sein muss.
683
Codex Vercellens. Ev. Matth. – W. Bauer, Das Leben Jesu im Zeitalter der N. T. Apokr. 1909, S. 134 – Resch, Agrapha, 224–225 – Hilgenfeld, Nov Test. extra canon. recens., 2, IV, 15.
684
Joh. Weiss, Das alteste ?v, 233.
685
Ed. Meyer, Ursprung und Anfange des Christentums, 1924, II, 155 – Weizsacker, Untersuchungen uber die evang Geschichte, 1901, 308.
686
Joh. Weiss, Die Schriften des N. T., I, 158.
687
H. Monnier, Essai sur la Redemption, 50–51. Это одна из лучших современных книг об Искуплении, так же как другая книга того же автора La mission historique de Jesuz, 1914.
688
R. A. Hoffmann, Das Marcus-Evangelium und seine Quellen, 1904. S. 622–623 – A. Harnack, Probleme im Texte der Leidengeschichte Jesu (III Sitzungsberichte der Akad d Wissensch zu Berlin, 1901 S. 261–266).
689
Hippol, Philosoph, V, 10. P. Wendland, Die Hellinistisch – Romische Kultur, 1912, S. 179 – Debelius, Geschichte der christlichen Literatur 1926, S. 92–93.
690
В. Weiss, Das Leben Jesu, 1884, II, 287.
691
Just, Apol 54, 2–3, 6.
692
Вспомним гэматитовую печать перстня, один из тех «магических» камней, какие употреблялись у гностиков II–III веков по ?. ?., с изображением бога или человека, распятого на кресте, и с надписью Orpheus Bakhikos, – «Вакховых таинств Орфей» – A. Boulanger, Orphee, 1925, p 146–148. – O. Wulff, Altchristliche Bilderwerke, 1901, ?, p. 234, pl. 56 – Fr. Dolger, Der heilige Fisch, 1922, p. 256, pl. 36 – Ot. Kern, Orphica fragm., p. 46.
693
Clement. Alex., Strom. 1,13
694
Heracl., Fragm. 31.
695
Alfr. Jeremias, Die Ausserbiblische Erl oserererwartung, 1927, p. 6.
696
Dalman, Orte und Wege Jesu, 252–253.
697
Origen, Homel in Jerem XX, 3 – Resch, Agrapha, 185.
698
, «и удивлялись», – вероятно, позднейшая вставка или разночтение – Wrede, Das Messiasgeheimnis, 276.
699
K. L. Schmidt, Der Rahmen der Geschichte Jesu, 1919, S. 297 – Dalman, Orte und Wege Jesu, 267–273.
700
Wellhausen, Das Evang Marci, 1909, S. 87.
701
Царственное шествие Мессии на осленке – и в Вавилонском Талмуде, – Sanhedrin, 98, 6, и в Мидраше – Bereschit rabba, 98, Koheleth, 19, 19.
702
Ed. Meyer, Urspr. u Anf. d. Christ., 1924, I, 166 «в том, что все эти свидетельства идут из достовернейшего источника и во всем существенном исторически подлинны, не может быть никакого сомнения Kein Zweifel kann sein, das diese Erz ahlungen auf beste Uberlieferung zuruckgehen und in allem wesentlichen authentish sind».
703
Dalman, 274.
704
Первого человечества, погибшей «Атлантиды», бог Озирис-Дионис – тоже «кроткий царь» мира, грядущий на мирном осле, чем соблазнится Юстин Мученик, как «бесовским подобием» Христу (Apolog I, 54, 7) Только с боевым