Скачать:TXTPDF
Иисус Неизвестный

конем и железом родится война, но Вестника вечного мира, конца всех войн, будет ждать человечество, – сколько веков! И вот, пришел.

705

R. A. Hoffmann, Das Marcusev und seine Quellen, 1904, S. S. 454–456 – Reville, Jesus de Nazareth, 1906, p. 243.

706

R. A. Hoffmann, 454.

707

O сильной, пронесшейся в этот вечер над Иерусалимом, грозе мы узнаем из свидетельства VI Евангелия, которому нет основания не верить был такой потрясающе величественный гром, что многим из толпы, стоявшей тогда в одном из трех дворов храма, так называемом «Внешнем», или «Язычников», казалось, что они слышат «голос Ангела» или даже самого Господа «Многие, стоявшие (там) и слышавшие, говорили, что это гром»,

, а другие «Ангел говорил с Ним» (Иисусом) (Ио. 12, 28–29). Что это было, – гром или Глас, – никто, конечно, не знал, знал один Иисус.

708

Нет никаких оснований сомневаться в свидетельстве Евсевия и других церковных историков о самоубийстве Пилата

, – свидетельстве, идущем и от римских историков

– Euseb, Hist. eccl. II, 7, Cron. ao. 39 ?. Chr. NH. Вызванный в Рим по доносу сирийского легата, Вителлия, в 39 году, за превышение власти в Самарии, Пилат уже не застал в живых Тиберия, но, рассудив, должно быть, что и новый император Гай, не лучше Тиберия, покончил жизнь самоубийством Если, по тогдашнему римскому обычаю, он отворил себе жилы в теплой ванне, то, вероятно, глядя, как вода уже мутнеет от крови, ни разу не вспомнил о распятом «царе Иудейском», – а может быть, и вспомнил? – Ed. Meyer, Urspr. u. Anf. d. Christ., 1924, I, 165 – Ed. Norden, Neue Jahrb., XXXI, 652, I, contra E. Schurer, Gesch, 12, 412, 139.

709

Joseph., Ant XX, 9, l – Renan, Vie de Jesus, 1925, p. 452.

710

Анна первосвященствовал от 3 до 15 года по ?. ?. – Joseph., Ant. XVIII, 2, l, s. s., XV, 3, l, XX, 3, l, Bell. IV, 5, 6–7.

711

Talm Jerus Taanith, IV, 8 – E. Stapfer, La mort et la Resurrection de Jes. Chr., 1898, p. 103, 178.

712

Chwolson, Das letzte Passahmal Christi und der Tag seines Todas, 1892, S. 123.

713

Dalman, Orte und Wege Jesu, 275 – Arculf, Itiner, 224.

714

Dalman, 276.

715

Так, – если верить неизвестному «Иоанну», творцу IV Евангелия, вспоминающему о матери Господа, стоявшей у креста, в Страстную Пятницу, через пять дней после Вшествия (Ио. 19, 25–27).

716

Dalman, 304.

717

Keim, Gesch. Jes. v. Naz., III, 97.

718

H. J. Holtzmann, Hand Commentar zum N. T., I, 91.

719

Osk. Holtzmann, Leben Jesu, 326.

720

Osk Holtzmann, 326.

721

Zahn, 172.

722

Joseph., Bell. Jud., V; Ant., XV, – Деян. Апост. 21, 31 – Dalman, 273. – Klostermann, Das Marcus-??., 129.

723

Из того, что Иосиф Флавий не упоминает об этом избиении галилеян, вовсе еще не следует, что здесь Лука, как полагает Wellhausen (??. Luci, 1904, S. 72), говорит об известном избиении самарян на горе Гаризиме, в 85 г., т. e. уже по смерти Иисуса, путая хронологию, по обычному будто бы Евангелистам «невежеству». О возмущении «знаменитого»,

, Вараввы (Мт., 27, 16). Иосиф тоже не упоминает, и о скольких, может быть, подобных ему! Вот один из бес численных образчиков мнимонаучной критики даже у таких ученых, как Вельгаузен «Дурной глаз» на историческую подлинность евангельских свидетельств и желание, потворствуя дурному научному вкусу толпы, подорвать эту подлинность во что бы то ни стало ослепляет евангельских критиков, не только в таких сравнительно мелких случаях, как этот «В малом ты был верен над многим тебя поставлю», и наоборот этого не следовало бы забывать критикам.

724

Osk. Holtzmann, 328 – A. Reville, Jes. de Naz., 1906, p. 250.

725

Вставка эта – в Syro Sinait. Да и в других древнейших кодексах Марка – R. A. Honmann, Das Marcus-??., 515.

726

?. Monnier, La mission histor. de Jes., 1915, p. 272 «acte revolutionnaire». – Ed. Meyer. Urspr. d. Christen., I, 165: «перед насильем не отступил Иисус Er schreckte vor Gewaltt atlgkeiten nicht zuruck». – Hamack, Das Wesen des Christentums, 88. – Osk. Holtzmann, Leb. Jes., 386.

727

Orig., in Joah., X, 16. – Keim, III, 99.

728

Очень возможно, что здесь, в IV Евангелии, едва уловимой вставкой, интерполяцией, «овец и волов», в нашем каноническом чтении (слово ???????, «овцы», среднего рода, грамматически не согласовано со словом ???????, «все», мужского рода, отклоняется бич от достойных его, людей на невинных скотов – Wellhausen, Das ?v. Joh., 1908, 5, 15. – Spitta (Das Joh. – ?v., 73) возражает против этого, но неубедительно.

729

Heracl., Fragm., 8.

730

Heracl., Fragm., 67.

731

З. ?. Гиппиус, Стихи. Дневник 1911–1921, с. 94, «Шел» – Написано в Петербурге, в мае 1918 г, в самые черные дни коммунизма.

732

Zahn, 170. – In libris evangeliorum, quibus utuntur Nazareni, ар. Hieronym. Кажется, несомненно подлинный отрывок из «Ев. от Евреев». – James, Journal of theol. Stud., 1906, p. 566.

733

Macar., Homel., XII; 9. – Resch, Agrapha, 205.

734

Thomas Celano, Dies irae.

735

Joseph., Apion., II, 7: denique ne vas quidam aliquod portari licet. – Berachoth, IX 8, 5; VII, 19. – Klausner, 315. – Klostermann, Das Marcus-??., 131.

736

?. Monnier, Miss hist. d. Jes., 271.

737

Keim, III, 100. – Hase, 532.

738

Слишком исторически невероятно относит Иоанн Очищение храма не к последним дням служения Господня, как это делают синоптики, а к первым: мог ли, в самом деле, только что начавший проповедовать и никем еще не признанный учитель из Назарета совершить безнаказанно, на глазах у иудейских и римских властей, такое самоуправство, как разорение целого торжища, изгнание бичом такого множества скота и людей? – H. Monnier, 27 – contra Stapfer, La mort et la resurrection de J. Chr., ?. 79–80.

739

Как бы зачатие будущей христианской всемирности – Церкви Вселенской – происходит в этом пришествии эллинов eleusis, значит «пришествие»; Eleusis – место, где совершаются всемирные, «объединяющие весь род человеческий», Елевзинские таинства умирающего и воскресающего Хлебного Семени и где ожидается «Пришествие» Сына – Weizsacker, Untersuhung uber die ev. Gesch. 1901, S. 346–349.34.

740

Alfr. Jeremias, Die Ausserbiblische Erl oserererwartung, 1927, S. 377. – Presense, Jesus-Christ, 1865, p. 581. – Д. Мережковский. Тайна Запада, II, Боги Атлантиды, XIII, Дионис Будущий, XXXIX.

741

Этот понедельничный дождь – не «апокриф», а довольно вероятная метеорологическая догадка, может быть, не бесполезная, потому что видеть лицо земли и неба, чтобы угадать душу исторического события, так же иногда необходимо, как видеть лицо человека, чтобы угадать то, что в душе его происходит По исторически подлинному, кажется, воспоминанию, если не самого очевидца Иоанна, то неизвестного, вспоминающего со слов Иоанна, в ночь с воскресения, 2 апреля, на понедельник, 3-го, прошла над Иерусалимом гроза значит, день был знойный, а через четыре дня, с четверга, 6 апреля, в пятницу, 7-го, по воспоминанию, кажется, столь же исторически подлинному двух вероятных очевидцев, Иоанна (18, 18) и Петра-Марка (14, 54), ночь была такая холодная, что слуги, на дворе Каиафы, должны были развести огонь. В первые знойные дни южных весен, наступают, обыкновенно, такие внезапные холода, после грозового ливня, переходящего в мелкий, затяжной, иногда суточный, дождь. Он-то, по нашей вероятной догадке, и приходится на Страстной, так называемый Чистый понедельник.

Св. Аркульф, епископ Галльский, паломник VII века, вспоминает о правильно будто бы повторяющихся каждый год, в ночь на 15 сентября, чудесно посылаемых самим Господом, «потопных ливнях, для очищения Св. Града, от безмерно скопляющихся на улицах и торжищах его, человеческих и скотских нечистот». – Geyer, Itinera Hiersolymin. saec., IV–VIII, 1898, p. 225–256. – P. Mickley, Arculf, 1917, II, 18–19. – Этим осенним очистительным ливням соответствует, может быть, и весенний дождь Чистого понедельника.

742

Weitzacker, Untersuch, uber die ?v. Geschichte. 1901. S. 347.

743

R. A. Hoffmann. Das Marcusev., 481.

744

Keim, II, 442–443.

745

«Слишком по-мирски и очень извращенно думает Леоп. Ранке, будто это – важнейшее и наибольшие последствия имевшее слово Иисуса. Etwas profan und recht verkehrt meint Leop. Ranke, Mc. 12, 17, sei das wichtigste und folgenreichste Wort Jesu gewesen», замечает Wellhausen, Das Ev. Marci, 1909. S. 95.

746

Madden, Jewish coinage, 247. – Klostermann, Das Marcusev., 139.

747

Osk. Holtzmann, Leben Jesu, 339.

748

Joseph., Bell, II, 8, I, 17, 8. – Ant., XVIII, I, 6; XX, 5, 2. – Lagrange, Marc, 314.

749

Bern. Weiss, Das Leben Jesu, II, 444.

750

Keim, III, 102.

751

A. Berendts. Die Zeugnisse vom Christentum im slavischen «de Bello Judaico» des Josephus, 1906. – Salom. Reinach, Jean Baptiste et Jesus, suivant Joseph, 1929. p. 132–136. – M. Goguel, La vie de Jesus, 1932, p. 62–68.

752

Дни Страстей Господних ограничены двумя исторически твердыми точками: 20 адара – марта, когда Петр, в Капернауме, заплатил храмовую дань сборщикам, и 14–15 низана – апреля, когда Иисус был распят. Из этих 35 дней следует исключить, по крайней мере, дней 10 пути через Перею: остается 25 дней. Очень вероятно, что свидетельства IV Евангелия о более ранних и продолжительных пребываниях Иисуса в Иерусалиме исторически подлинны. Но порядок событий у синоптиков с порядком их в IV Евангелии несоединим для нас с исторической точностью.

753

Это отдаление чуда с сегодняшнего дня на завтрашний – у Мк. 11, 13–20.

754

Keim, III, 238. – Bern. Weiss, II, 462.

755

Многие толкуют ошибочно: «после праздника». В древнейших кодексах Марка:

<лишь бы не в праздник возмутился народ – (греч.)>, вместо позднейшего канонического чтения:

<только не в праздники, чтобы (не произошло возмущение в народе) – греч.>. – R. A. Hoffmann, Das Marcusev., 1904, 545, contra Wellhausen, Ev. Marci, 1909. S. 108.

756

H. Monnier. La mission hist. de Jes., 273. – Hoffmann, 545.

757

Wellhausen. Ev. Marci, 54.

758

Bern. Weiss, II, 485.

759

Joseph., Ant., XIX, 6, I; Bell., V, 5, 2. – Keim, III, 162–163.

760

R. A. Hoffmann, 511.

761

Klostermann, Marcusen., 146.

762

Osk. Holtzmann. Leben Jesu, 358.

763

R. A. Hoffmann. Das Marcusev., 516.

764

Joseph., Bell. Jud., VI, 4, 8. – Tacit., Hist., V, 8: immensae opulentiae templum.

765

Что источник этот – не устный, а письменный, видно из невероятного, в устах самого Иисуса, Мк. 13, 14:

, «читающий да разумеет»: «читающий» писанное, а не «слышащий» сказанное. – Wellhausen, Ev. Marci, 103.

766

Ed. Meyer, Ursrpr, u. Anf. d. Urchrist., I, 129.

767

«Sehr vergangliche Phantasien». – Joh. Weiss, die Schrift, d. N. T.,I, 197.

768

Renan, ар. Hase, gesch. Jesu, 1876. S. 542.

769

Как первичен и глубок «соблазн», видно из того, что слово о неизвестном времени Конца только у одного Марка (13, 32) сохранилось целиком; у Матфея главная часть его – о неведении Сына – выпала, а у Луки выпало все: оба, читая слово это у Марка, не могли думать, чтобы он солгал на Петра, или Петр – на Господа, но, должно быть, глазам своим не поверили.

770

Gaudet

Скачать:TXTPDF

Иисус Неизвестный Мережковский читать, Иисус Неизвестный Мережковский читать бесплатно, Иисус Неизвестный Мережковский читать онлайн