Кальвину и Лютеру, чтобы спастись в вечности, нужно будет пройти сквозь какой-то очистительный огонь:
Я был бы рад
В расплавленное броситься стекло,
Чтоб освежиться, — так был жар безмерен.
in un bogliente vetro
gittato mi sarei per
reinfrescarmi,
tant’era ivi lo incendio
sanza metro
(Dante, Purgat., XXVII, 49–51),
то, может быть, этим огнем будет для них огонь стыда за эти бесчисленные, как будто от них идущие, маленькие Церкви.
Главная ошибка во всем религиозном опыте Кальвина — то, что он вовсе не видит «противоположного согласия», concordia discors, ни двух Заветов, ни двух Лиц в Боге Триедином. «Антитринитарен», «противотроичен» Сервет только в созерцании, а Кальвин — в созерцании так же, как в действии.
«Вы слышали, что сказано древним… а Я говорю вам» (Матфей, 5:21–22). Этого «а Я говорю» Кальвин никогда не слышал. Вместо религиозной противоположности, у него только метафизическое противоречие двух Заветов.
«Все Евангелие есть только повторение того, что Моисей возвестил людям до Христа», — учит Кальвин.[480] Это значит: Закон есть конец Христа.
«Жалки те, кто смеется над простотою верующих в мертвую букву, — учит Кальвин. — Дух Святой подчинен букве Писания. Не Духом судится Писание, а Писанием — Дух»[481] (Се sont des miserables). Если так, то Закон Отца есть конец не только Сына, но и Духа; Один есть конец Трех.
Может быть, главное дело Кальвина — то, что он сам меньше всего сознает и меньше всего хочет, — доказательство от противного вечной жизни в обеих Церквах, Западной и Восточной; и, может быть, не случай, а «Предопределение» — то, что доказательство это было дано именно в ту роковую минуту, когда для всего христианского Запада решался вопрос: быть или не быть христианству? Чтобы в этом убедиться, стоит лишь вспомнить, что один из величайших святых Римской Церкви, как бы второе воплощение св. Франциска Ассизского, Винсент де Поль, — почти современник Кальвина (Saint-Vincent de Paul родился в 1576 году, двенадцать лет спустя после смерти Кальвина). Может быть, тоже не случай, а «Предопределение» — то, что вся жизнь и все дело св. Винсента — как бы ответ на всю жизнь и все дело Кальвина.
Однажды св. Винсент шел по многолюдной улице, глубоко задумавшись. Вдруг неизвестный ему человек, подойдя к нему, изо всей силы ударил его по лицу. Тогда, пав перед ним на колени, святой умолял простить его за то, что он чем-то обидел его, обидчика.[482]
«Если только он явится в Женеву, и власть моя здесь будет хотя что-нибудь значить, то я его отсюда живым не выпущу», — пишет Кальвин о Сервете, и о другом, неизвестном «еретике»: «Я сделаю все, что могу, чтобы сжечь его на костре».[483]
Стоит только сравнить этот огонь Кальвина с теми слезами св. Винсента, чтобы увидеть, какая из двух Церквей, протестантская или католическая, ближе к вечной правде и вечной жизни.
Только кора старого дуба мертва, а внутри он все еще жив: это видно по таким зеленеющим весенним листьям, как это явление вечной святости в Римской Церкви — св. Винсент.
Действию равно противодействие; как аукнется, так и откликнется. Лютер и Кальвин «аукнули» внешней Реформой, а Римская Церковь «откликнулась» Реформой внутренней.
Первый удар, Лютера, по Римской Церкви был недостаточен, чтобы разбудить ее от смертного сна, нужен был второй удар, Кальвина. «Я радуюсь тому, — говорит Лютер о Кальвине, — что Бог посылает нам таких людей, которые нанесут папству последний удар и кончат с Божьей помощью то, что я начал».[484] Бедный Лютер, бедный Кальвин! Если бы знали они, что сделали для того, что считали «Царством Антихриста»!
От удара молнии, в землю начинает иногда бить из нее кипящий родник: молния Кальвина ударила в Римскую Церковь, и вдруг забил из нее родник новой жизни — новой святости.
«Кажется, обе Церкви (протестантская и католическая) правы и не правы, потому что в каждой из них — только половина истины», — учит Сервет.[485] С этим мог бы согласиться и Паскаль — одно из величайших явлений христианства за последние четыре века. Павел, Августин, Лютер, Кальвин, Паскаль — вот путевые вехи, обозначающие шествие Духа в веках и народах, от Иисуса к нам.
Быть или не быть христианству? Этот вопрос поставлен в наши дни уже не только христианским Западом, но и Востоком — перед всем христианским человечеством. Быть или не быть христианству — значит быть или не быть не одной из двух разделенных Церквей, Восточной или Западной, а Единой Вселенской Церкви.
Римская Церковь, ладья Петрова, сплочена так крепко, потому что ей предстоит великое, всемирно-историческое плавание от Первого до Второго Пришествия. А Римское Первосвященство — главная в этой ладье железная скрепа — то, на чем вся она держится. Если вынуть ее, вся она развалится и пойдет ко дну. Но этого не может быть, потому что не может не исполниться обетование Господне:
Врата адовы не одолеют Ее (Матфей, 16:18).
«Все мы согрешили, воистину все!» — каялся, говоря о Лютере, один из Римских Первосвященников XVI века.[486] Почему не мог бы так же покаяться и Римский Первосвященник XX или одного из грядущих веков? И если понял Сервет — еретик, что «в каждой из обеих Церквей — протестантской и католической — только половина истины», то почему не мог бы этого понять и правоверный католик? А стоит лишь это понять, чтобы совершилось единственно возможное спасение христианского человечества—Соединение Церквей. И когда оно совершится, то, может быть, вспомнят люди, как много для него, сам того не зная и не желая, сделал Кальвин.
Примечания
1
Paul Henry, Das Leben Johan Calvius, 1838, II, 356.
2
P. Henry L. 1538.
3
4
M. Bucer L. 1538.
5
J. Moura et P. Louvet, p. 216.
6
Op. cit. 218.
7
Em. Doumergue, Le caractere de Calvin, 1931, p. 132.
8
Edwin Booth, Luther (trad. fr.) 1934, p. 117.
9
E. Stahelin, J. Calvin, 1863, I, 304.
10
Christianae Religionis Institutio, lib. IV, cap. I.
11
De Wette, M. Luthers, Briefwechsel, I, 342.
12
протестанты
13
католикам
14
Opera M. Luthers, ed. Erlanger XXXIV, 3296.
15
De Wette, I, 233.
16
Kuhn I, 116.
17
Calvin, 1933, p. 138.
18
Luc Febvre, Un destin M. Luther, 1928, p. 212.
19
Op. XXIX, 175.
20
P. Charles Clair, La vie de St. Ignace de Loyola, 1891, p. 410.
21
Benoit, 137.
22
Doumergue, J. Calvin, 1899–1927, VII, 113.
23
Alex Brou, St. Ignace maitre d’oraison, 1925, p. 63.
24
Op., ed. Erlang. LXIII, 336: «Neueste Zeitung von den Widertanferne zu Munster», 1535).
25
Moura et Louvet, 331.
26
J. Bonnet, Lettres de J. Calvin, 1854, II, 568.
27
Henry, 11, 102, 115.
28
Henry, III, 543.
29
Stahelin, I, 331.
30
Doumergue, IV, 75, 198.
31
Doumergue, IV, 199.
32
Henry, III, 135: adspicite… quale sit Evang vestrum lege confusum.
33
Audin, Hist de Calvin, 1873, p. 427.
34
Stahelin, II, 376, Doumergue, 146.
35
Enders, Luther, Briefwechsel, VI, 6.
36
Febvre, 172. Enders, Luther, Briefwechsel, VI, 6, 35.
37
Michelet, La Reforme, 112.
38
Enders, Luther, Briefwechsel, VI, 6.
39
R. Wille, La liberte chretienne, etude, La piete chretiene chez Lutherm 1922, p. 296 ss.
40
Op. cit.
41
еретика
42
Inst. L; IV c. XII, 10.
43
Stahelin, I, 354.
44
Aug. Dide: Michel Servet et Calvin, 274.
45
J. D. Rambaud, S. Dominique, 1926, p. 176.
46
J. Guiraud, L’inquisition medievale, 1929, p. 176, 153.
47
Rafael, Sabatini Torquemada et l’inquisition en Espagne, 1937, p. 93, 103, 133, 180, 221, 126.
48
Enders, V, 181 ss.
49
Aubier, 459.
50
Dide, 270.
51
Strohl, Luther, sa vie et sa pensee, 83, op., ed. Erlanger, III, 223.
52
гражданская
53
Doumergue, 146, 149, 150.
54
Th. Carlyle, Les heros, trad. francaise, 1922, p. 229.
55
Stahelin, I, 347.
56
Inst. 1. III, c. XXI.
57
58
Inst. 1. Ill, s. XXIII, 7 Doumergue, IV, 378 — Henry I, 328: «Videbat nominis sui gloria (indemerito illustrari)».
59
Bitschl ap. Doumergue, IV, 124.
60
Benoit, 216.
61
Doumergue, 108, Schaning ap. Dide, 313.
62
Doumergue, IV, 377.
63
см. сноску выше.
64
Henry 1, 216, Doumergue, IV, 381.
65
Doumergue, IV, 379.
66
Henry, I, 316.
67
Bretschneider Corpus reformatorum, 1834–1842, II, 159.
68
Luther, Tischreden, ed. 1568, s. 220.
69
они
70
Tischred, n. 1234. Op., ed. Weimt, IV, 84.
71
Stahelin, II, 300.
72
Henry, III, Beilage, 48.
73
Stahelin, I, 68.
74
во всех
75
Origen. Paris, archi 1. Ill, c. I, 21.
76
Doumergue, IV, 76.
77
Pu, 9. 20.
78
Audin, 472.
79
Benoit, 261, 225.
80
см. сноску выше.
81
Apokryphen, 1904, s. 169.
82
Eckermann, Gesprache mit Goethe, 11 marz, 1832.
83
Stahelin, II, 372.
84
Contrat social, VII.
85
De Wette, I, 555.
86
Henry, I, 398.
87
Audin, 454.
88
Henry, III, 596, 174.
89
см. сноску выше.
90
Henry, I, 501, 435.
91
см. сноску выше.
92
Stahelin, I, 453.
93
Benoit, 169.
94
Stahelin, 11, 401.
95
Audia, 395.
96
Doumergue, VII, 163.
97
Op. XXVI, 551.
98
Benoit, 126.
99
Eckermann II, 26 Februar, 2 Marz, 30 Marz 1831.
100
Faust II, Act I.
101
Benoit, 149, Vie de Calvin, 1864, p. 197.
102
Henry, I, 47.
103
Doumergue, 16.
104
Theod Beza, La vie de Calvin, 1864.
105
Henry, I, 30.
106
Louvet, 10, 7, 8.
107
Henry, I, Beilage, 26.
108
Henry, I, 30.
109
Doumergue, 18, 19.
110
Benoit, 10, Louvet, 15, 13, 22.
111
Beza.
112
см. сноску выше.
113
Benoit, II.
114
Benoit, 19.
115
Moura et Louvet, 14.
116
Stahelin, 1,4.
117
Benoit, 9.
118
Stahelin, I, 3.
119
Benoit, 12.
120
Stahelin, 1.5–6; Benoit, 14, 15.
121
Stahelin, 1, 6; Benoit, 15.
122
Benoit, 16, 20, 21.
123
см. сноску выше.
124
см. сноску выше.
125
см. сноску выше.
126
Stickelberger, Calvin, 1931, p. 11.
127
Inst., 1. I, c. XVI, 8.
128
Henry, I, 31, 35–36.
129
Benoit, 35.
130
Henry, I, 39; Benoit, 23; Stickelberger, 12.
131
Louvet, 43.
132
Benoit, 31.
133
Moura et Louvet, 42.
134
Benoit, 24.
135
Moura et Louvet, 53, 45.
136
см. сноску выше.
137
Benoit, 32.
138
Henry, I, 32.
139
Moura et Louvet, 79, 57.
140
Henry, I, 43.
141
Benoit, 31.
142
Lang, Die Bekehrung J. Calvins, 1897.
143
Benoit, 33.
144
Doumergue, I, 340.
145
Henry, I,49.
146
Stahelin, I, 26; Beza, Hist. Calvin.
147
Moura et Louvet, 78–80.
148
Op., XXXI, 23.
149
Moura et Louvet, 82.
150
Stahelin, I, 347.
151
Benoit, 27.
152
Moura et Louvet, 83.
153
Drelincourt, p. 175; Henry, I, 56.
154
Benoit, 34, 35, 36.
155
см. сноску выше.
156
Moura et Louvet, 104.
157
Stickelberger, 21.
158
Henry, I, 57.
159
Benoit, 37.
160
Henry, I, 39.
161
Op., XXXI, 29.
162
Benoit, 45–48.
163
Henry, I, 75.
164
Stickelberger, 34.
165
Henry, 1,49.
166
Louvet, 120.
167
Benoit, 53.
168
Henry, I, 108.
169
Instit., Praefatio ad Christianissimum Rem Franciae, 1536.
170
Cantu, Gli Fretici d’ltalia, 1866, II, 90.
171
Benoit, 57; Stickelberger, 38.
172
Moura et Louvet, 127.
173
Beza, Vita Calv., ed. Franklin, p. 26.
174
Stickelberger, 39.
175
Henry, I, 155.
176
Benoit, 58–59.
177
Stickelberger, 42–43.
178
Moura et Louvet, 132, 123.
179
см. сноску выше.
180
Drelincourt, 47, Henry, I, 155–156.
181
Stahelin, I, 111.
182
Henry, I, 156, Doumergue, 7.
183
Op., XXXI.
184
Beza, Vita Calvini.
185
Henry, I, 161–162.
186
Op, XXXI.
187
Henry, I, 164.
188
Stickelberger, 44–45; Henry, I, 167.
189
Benoit, 60–61.
190
Benoit, 87, Stickelberger, 50.
191
Moura et Louvet, 139–140.
192
Benoit, 63, 62, 64.
193
см. сноску выше.
194
см. сноску выше.
195
Stikelberger, 57.
196
Doumergue, 137–139.
197
Benoit, 69.
198
Moura et Louvet, 156, 160.
199
Benoit, 64.
200
Moura et Louver, 156; Benoit, 66–67.
201
Louvet, 160.
202
Moura et Louvet, 158.
203
Stickelberger, 60.
204
Moura et Louvet, 165, 168, 305; Benoit, 70.
205
Stahelin, I, 383; Moura et Louvet, 171.
206
Stahelin, I, 152.
207
Stickelberger, 61–62.
208
Benoit, 70.
209
Henry, I, 199.
210
Stickelberger, 62.
211
Moura et Louvet, 174.
212
Stickelberger, 62; Moura et Louvet, 177.
213
Benoit, 145.
214
Henry, I, 198–199.
215
Merle d’Aubigne, Histoire de la Reformation au temps de Calvini, 1863–1878, IV, 497; Calvin Opera, X, 189.
216
Rozet, Chronique MSC. de Geneve, IV, ch. 18.
217
Stahelin, I, 156.
218
Louvet, 180.
219
Henry, I, Beilage, 81.
220
Comment. des Psaumes, 1859, Preface, p. IX.
221
Hermanjard, Correspondence des reformateurs dans les pays de langue francaise, 1864–1897, V, 54.
222
Benoit, 73.
223
Benoit, 74–75.
224
Moura et Louvet, 193, 204, 191, 197.
225
см. сноску выше.
226
см. сноску выше.
227
Benoit, 76.
228
Stahelin, II, 467.
229
Benoit, 78; Moura et Louvet, 190.
230
Benoit, 16–17.
231
Benoit, 75; Stahelin, I, 171.
232
Op., X, 348.
233
Stahelin, I, 273.
234
Stahelin, I,273–275.
235
Stahelin, I, 275; Henry, I, 419.
236
Moura et Louvet, 214.
237
Stahelin,I,