Скачать:TXTPDF
Кальвин

Кальвину и Лютеру, чтобы спастись в вечности, нужно будет пройти сквозь какой-то очистительный огонь:

Я был бы рад

В расплавленное броситься стекло,

Чтоб освежиться, — так был жар безмерен.

(Данте, «Чистилище»)

in un bogliente vetro

gittato mi sarei per

reinfrescarmi,

tant’era ivi lo incendio

sanza metro

(Dante, Purgat., XXVII, 49–51),

то, может быть, этим огнем будет для них огонь стыда за эти бесчисленные, как будто от них идущие, маленькие Церкви.

Главная ошибка во всем религиозном опыте Кальвина — то, что он вовсе не видит «противоположного согласия», concordia discors, ни двух Заветов, ни двух Лиц в Боге Триедином. «Антитринитарен», «противотроичен» Сервет только в созерцании, а Кальвин — в созерцании так же, как в действии.

«Вы слышали, что сказано древним… а Я говорю вам» (Матфей, 5:21–22). Этого «а Я говорю» Кальвин никогда не слышал. Вместо религиозной противоположности, у него только метафизическое противоречие двух Заветов.

«Все Евангелие есть только повторение того, что Моисей возвестил людям до Христа», — учит Кальвин.[480] Это значит: Закон есть конец Христа.

«Жалки те, кто смеется над простотою верующих в мертвую букву, — учит Кальвин. — Дух Святой подчинен букве Писания. Не Духом судится Писание, а Писанием — Дух»[481] (Се sont des miserables). Если так, то Закон Отца есть конец не только Сына, но и Духа; Один есть конец Трех.

Может быть, главное дело Кальвина — то, что он сам меньше всего сознает и меньше всего хочет, — доказательство от противного вечной жизни в обеих Церквах, Западной и Восточной; и, может быть, не случай, а «Предопределение» — то, что доказательство это было дано именно в ту роковую минуту, когда для всего христианского Запада решался вопрос: быть или не быть христианству? Чтобы в этом убедиться, стоит лишь вспомнить, что один из величайших святых Римской Церкви, как бы второе воплощение св. Франциска Ассизского, Винсент де Поль, — почти современник Кальвина (Saint-Vincent de Paul родился в 1576 году, двенадцать лет спустя после смерти Кальвина). Может быть, тоже не случай, а «Предопределение» — то, что вся жизнь и все дело св. Винсента — как бы ответ на всю жизнь и все дело Кальвина.

Однажды св. Винсент шел по многолюдной улице, глубоко задумавшись. Вдруг неизвестный ему человек, подойдя к нему, изо всей силы ударил его по лицу. Тогда, пав перед ним на колени, святой умолял простить его за то, что он чем-то обидел его, обидчика.[482]

«Если только он явится в Женеву, и власть моя здесь будет хотя что-нибудь значить, то я его отсюда живым не выпущу», — пишет Кальвин о Сервете, и о другом, неизвестном «еретике»: «Я сделаю все, что могу, чтобы сжечь его на костре».[483]

Стоит только сравнить этот огонь Кальвина с теми слезами св. Винсента, чтобы увидеть, какая из двух Церквей, протестантская или католическая, ближе к вечной правде и вечной жизни.

Только кора старого дуба мертва, а внутри он все еще жив: это видно по таким зеленеющим весенним листьям, как это явление вечной святости в Римской Церкви — св. Винсент.

Действию равно противодействие; как аукнется, так и откликнется. Лютер и Кальвин «аукнули» внешней Реформой, а Римская Церковь «откликнулась» Реформой внутренней.

Первый удар, Лютера, по Римской Церкви был недостаточен, чтобы разбудить ее от смертного сна, нужен был второй удар, Кальвина. «Я радуюсь тому, — говорит Лютер о Кальвине, — что Бог посылает нам таких людей, которые нанесут папству последний удар и кончат с Божьей помощью то, что я начал».[484] Бедный Лютер, бедный Кальвин! Если бы знали они, что сделали для того, что считали «Царством Антихриста»!

От удара молнии, в землю начинает иногда бить из нее кипящий родник: молния Кальвина ударила в Римскую Церковь, и вдруг забил из нее родник новой жизни — новой святости.

«Кажется, обе Церкви (протестантская и католическая) правы и не правы, потому что в каждой из них — только половина истины», — учит Сервет.[485] С этим мог бы согласиться и Паскаль — одно из величайших явлений христианства за последние четыре века. Павел, Августин, Лютер, Кальвин, Паскаль — вот путевые вехи, обозначающие шествие Духа в веках и народах, от Иисуса к нам.

Быть или не быть христианству? Этот вопрос поставлен в наши дни уже не только христианским Западом, но и Востоком — перед всем христианским человечеством. Быть или не быть христианству — значит быть или не быть не одной из двух разделенных Церквей, Восточной или Западной, а Единой Вселенской Церкви.

Римская Церковь, ладья Петрова, сплочена так крепко, потому что ей предстоит великое, всемирно-историческое плавание от Первого до Второго Пришествия. А Римское Первосвященство — главная в этой ладье железная скрепа — то, на чем вся она держится. Если вынуть ее, вся она развалится и пойдет ко дну. Но этого не может быть, потому что не может не исполниться обетование Господне:

Врата адовы не одолеют Ее (Матфей, 16:18).

«Все мы согрешили, воистину все!» — каялся, говоря о Лютере, один из Римских Первосвященников XVI века.[486] Почему не мог бы так же покаяться и Римский Первосвященник XX или одного из грядущих веков? И если понял Сервет — еретик, что «в каждой из обеих Церквей — протестантской и католической — только половина истины», то почему не мог бы этого понять и правоверный католик? А стоит лишь это понять, чтобы совершилось единственно возможное спасение христианского человечества—Соединение Церквей. И когда оно совершится, то, может быть, вспомнят люди, как много для него, сам того не зная и не желая, сделал Кальвин.

Примечания

1

Paul Henry, Das Leben Johan Calvius, 1838, II, 356.

2

P. Henry L. 1538.

3

Лютер

4

M. Bucer L. 1538.

5

J. Moura et P. Louvet, p. 216.

6

Op. cit. 218.

7

Em. Doumergue, Le caractere de Calvin, 1931, p. 132.

8

Edwin Booth, Luther (trad. fr.) 1934, p. 117.

9

E. Stahelin, J. Calvin, 1863, I, 304.

10

Christianae Religionis Institutio, lib. IV, cap. I.

11

De Wette, M. Luthers, Briefwechsel, I, 342.

12

протестанты

13

католикам

14

Opera M. Luthers, ed. Erlanger XXXIV, 3296.

15

De Wette, I, 233.

16

Kuhn I, 116.

17

Calvin, 1933, p. 138.

18

Luc Febvre, Un destin M. Luther, 1928, p. 212.

19

Op. XXIX, 175.

20

P. Charles Clair, La vie de St. Ignace de Loyola, 1891, p. 410.

21

Benoit, 137.

22

Doumergue, J. Calvin, 1899–1927, VII, 113.

23

Alex Brou, St. Ignace maitre d’oraison, 1925, p. 63.

24

Op., ed. Erlang. LXIII, 336: «Neueste Zeitung von den Widertanferne zu Munster», 1535).

25

Moura et Louvet, 331.

26

J. Bonnet, Lettres de J. Calvin, 1854, II, 568.

27

Henry, 11, 102, 115.

28

Henry, III, 543.

29

Stahelin, I, 331.

30

Doumergue, IV, 75, 198.

31

Doumergue, IV, 199.

32

Henry, III, 135: adspicite… quale sit Evang vestrum lege confusum.

33

Audin, Hist de Calvin, 1873, p. 427.

34

Stahelin, II, 376, Doumergue, 146.

35

Enders, Luther, Briefwechsel, VI, 6.

36

Febvre, 172. Enders, Luther, Briefwechsel, VI, 6, 35.

37

Michelet, La Reforme, 112.

38

Enders, Luther, Briefwechsel, VI, 6.

39

R. Wille, La liberte chretienne, etude, La piete chretiene chez Lutherm 1922, p. 296 ss.

40

Op. cit.

41

еретика

42

Inst. L; IV c. XII, 10.

43

Stahelin, I, 354.

44

Aug. Dide: Michel Servet et Calvin, 274.

45

J. D. Rambaud, S. Dominique, 1926, p. 176.

46

J. Guiraud, L’inquisition medievale, 1929, p. 176, 153.

47

Rafael, Sabatini Torquemada et l’inquisition en Espagne, 1937, p. 93, 103, 133, 180, 221, 126.

48

Enders, V, 181 ss.

49

Aubier, 459.

50

Dide, 270.

51

Strohl, Luther, sa vie et sa pensee, 83, op., ed. Erlanger, III, 223.

52

гражданская

53

Doumergue, 146, 149, 150.

54

Th. Carlyle, Les heros, trad. francaise, 1922, p. 229.

55

Stahelin, I, 347.

56

Inst. 1. III, c. XXI.

57

вместе

58

Inst. 1. Ill, s. XXIII, 7 Doumergue, IV, 378 — Henry I, 328: «Videbat nominis sui gloria (indemerito illustrari)».

59

Bitschl ap. Doumergue, IV, 124.

60

Benoit, 216.

61

Doumergue, 108, Schaning ap. Dide, 313.

62

Doumergue, IV, 377.

63

см. сноску выше.

64

Henry 1, 216, Doumergue, IV, 381.

65

Doumergue, IV, 379.

66

Henry, I, 316.

67

Bretschneider Corpus reformatorum, 1834–1842, II, 159.

68

Luther, Tischreden, ed. 1568, s. 220.

69

они

70

Tischred, n. 1234. Op., ed. Weimt, IV, 84.

71

Stahelin, II, 300.

72

Henry, III, Beilage, 48.

73

Stahelin, I, 68.

74

во всех

75

Origen. Paris, archi 1. Ill, c. I, 21.

76

Doumergue, IV, 76.

77

Pu, 9. 20.

78

Audin, 472.

79

Benoit, 261, 225.

80

см. сноску выше.

81

Apokryphen, 1904, s. 169.

82

Eckermann, Gesprache mit Goethe, 11 marz, 1832.

83

Stahelin, II, 372.

84

Contrat social, VII.

85

De Wette, I, 555.

86

Henry, I, 398.

87

Audin, 454.

88

Henry, III, 596, 174.

89

см. сноску выше.

90

Henry, I, 501, 435.

91

см. сноску выше.

92

Stahelin, I, 453.

93

Benoit, 169.

94

Stahelin, 11, 401.

95

Audia, 395.

96

Doumergue, VII, 163.

97

Op. XXVI, 551.

98

Benoit, 126.

99

Eckermann II, 26 Februar, 2 Marz, 30 Marz 1831.

100

Faust II, Act I.

101

Benoit, 149, Vie de Calvin, 1864, p. 197.

102

Henry, I, 47.

103

Doumergue, 16.

104

Theod Beza, La vie de Calvin, 1864.

105

Henry, I, 30.

106

Louvet, 10, 7, 8.

107

Henry, I, Beilage, 26.

108

Henry, I, 30.

109

Doumergue, 18, 19.

110

Benoit, 10, Louvet, 15, 13, 22.

111

Beza.

112

см. сноску выше.

113

Benoit, II.

114

Benoit, 19.

115

Moura et Louvet, 14.

116

Stahelin, 1,4.

117

Benoit, 9.

118

Stahelin, I, 3.

119

Benoit, 12.

120

Stahelin, 1.5–6; Benoit, 14, 15.

121

Stahelin, 1, 6; Benoit, 15.

122

Benoit, 16, 20, 21.

123

см. сноску выше.

124

см. сноску выше.

125

см. сноску выше.

126

Stickelberger, Calvin, 1931, p. 11.

127

Inst., 1. I, c. XVI, 8.

128

Henry, I, 31, 35–36.

129

Benoit, 35.

130

Henry, I, 39; Benoit, 23; Stickelberger, 12.

131

Louvet, 43.

132

Benoit, 31.

133

Moura et Louvet, 42.

134

Benoit, 24.

135

Moura et Louvet, 53, 45.

136

см. сноску выше.

137

Benoit, 32.

138

Henry, I, 32.

139

Moura et Louvet, 79, 57.

140

Henry, I, 43.

141

Benoit, 31.

142

Lang, Die Bekehrung J. Calvins, 1897.

143

Benoit, 33.

144

Doumergue, I, 340.

145

Henry, I,49.

146

Stahelin, I, 26; Beza, Hist. Calvin.

147

Moura et Louvet, 78–80.

148

Op., XXXI, 23.

149

Moura et Louvet, 82.

150

Stahelin, I, 347.

151

Benoit, 27.

152

Moura et Louvet, 83.

153

Drelincourt, p. 175; Henry, I, 56.

154

Benoit, 34, 35, 36.

155

см. сноску выше.

156

Moura et Louvet, 104.

157

Stickelberger, 21.

158

Henry, I, 57.

159

Benoit, 37.

160

Henry, I, 39.

161

Op., XXXI, 29.

162

Benoit, 45–48.

163

Henry, I, 75.

164

Stickelberger, 34.

165

Henry, 1,49.

166

Louvet, 120.

167

Benoit, 53.

168

Henry, I, 108.

169

Instit., Praefatio ad Christianissimum Rem Franciae, 1536.

170

Cantu, Gli Fretici d’ltalia, 1866, II, 90.

171

Benoit, 57; Stickelberger, 38.

172

Moura et Louvet, 127.

173

Beza, Vita Calv., ed. Franklin, p. 26.

174

Stickelberger, 39.

175

Henry, I, 155.

176

Benoit, 58–59.

177

Stickelberger, 42–43.

178

Moura et Louvet, 132, 123.

179

см. сноску выше.

180

Drelincourt, 47, Henry, I, 155–156.

181

Stahelin, I, 111.

182

Henry, I, 156, Doumergue, 7.

183

Op., XXXI.

184

Beza, Vita Calvini.

185

Henry, I, 161–162.

186

Op, XXXI.

187

Henry, I, 164.

188

Stickelberger, 44–45; Henry, I, 167.

189

Benoit, 60–61.

190

Benoit, 87, Stickelberger, 50.

191

Moura et Louvet, 139–140.

192

Benoit, 63, 62, 64.

193

см. сноску выше.

194

см. сноску выше.

195

Stikelberger, 57.

196

Doumergue, 137–139.

197

Benoit, 69.

198

Moura et Louvet, 156, 160.

199

Benoit, 64.

200

Moura et Louver, 156; Benoit, 66–67.

201

Louvet, 160.

202

Moura et Louvet, 158.

203

Stickelberger, 60.

204

Moura et Louvet, 165, 168, 305; Benoit, 70.

205

Stahelin, I, 383; Moura et Louvet, 171.

206

Stahelin, I, 152.

207

Stickelberger, 61–62.

208

Benoit, 70.

209

Henry, I, 199.

210

Stickelberger, 62.

211

Moura et Louvet, 174.

212

Stickelberger, 62; Moura et Louvet, 177.

213

Benoit, 145.

214

Henry, I, 198–199.

215

Merle d’Aubigne, Histoire de la Reformation au temps de Calvini, 1863–1878, IV, 497; Calvin Opera, X, 189.

216

Rozet, Chronique MSC. de Geneve, IV, ch. 18.

217

Stahelin, I, 156.

218

Louvet, 180.

219

Henry, I, Beilage, 81.

220

Comment. des Psaumes, 1859, Preface, p. IX.

221

Hermanjard, Correspondence des reformateurs dans les pays de langue francaise, 1864–1897, V, 54.

222

Benoit, 73.

223

Benoit, 74–75.

224

Moura et Louvet, 193, 204, 191, 197.

225

см. сноску выше.

226

см. сноску выше.

227

Benoit, 76.

228

Stahelin, II, 467.

229

Benoit, 78; Moura et Louvet, 190.

230

Benoit, 16–17.

231

Benoit, 75; Stahelin, I, 171.

232

Op., X, 348.

233

Stahelin, I, 273.

234

Stahelin, I,273–275.

235

Stahelin, I, 275; Henry, I, 419.

236

Moura et Louvet, 214.

237

Stahelin,I,

Скачать:TXTPDF

Кальвин Мережковский читать, Кальвин Мережковский читать бесплатно, Кальвин Мережковский читать онлайн