Скачать:TXTPDF
Лев Толстой и Достоевский. Религия

русской и всемирной культуры, совпадает с тем, что происходит в глубочайшей стихии русского народа: недаром в последние три века именно русский народ так упорно и неотступно, как ни один из народов западноевропейских, задумался о кончине мира.

Мы — «декаденты», «упадочники», хотя, может быть, и «декадентство» наше есть нечто родное, народное, русское — не извне, а изнутри идущее, не из Западной Европы, а из глубины, из самых кровных материнских недр русской земли (разве Достоевский, с точки зрения классического, академического Пушкина, не декадентнее всех нас?); может быть, и наше «декадентство» есть также нечто исторически-естественное, необходимое, ибо что же мы такое, как не естественный и необходимый конец русской литературы, которая сама есть конец чего-то еще большего? Пусть мы — самые немощные из немощных. «В немощи сила наша совершается». А сила наша в том, что никакими соблазнами бесконечной середины, бесконечного «прогресса» не соблазнит нас самый могущественный и современный из дьяволов. Мы не примем никакой середины, ибо верим в конец, видим конец, хотим конца, ибо мы сами — конец, или, по крайней мере, начало конца. В глазах наших — выражение, которого никогда еще ‘не было в глазах человеческих; в сердцах наших — чувство, которого никто из людей не испытывал вот уже девятнадцать веков, с тех пор, как было видение отшельнику Патмоса:

«И Дух, и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! — Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! аминь.

Ей, гряди, Господи Иисусе!»

Мы — как былинки на самом краю обрыва, на слишком большой высоте, где уже ничего не растет. Там, внизу, в долинах, высокие дуТэы уходят корнями глубоко в землю. А мы — слабые, малые, от земли чуть видные, открытые всем ветрам и бурям, почти лишенные корней, почти увядшие. Зато ранним утром, когда вершины дубов еще во мраке — мы уже светимся; мы видим то, чего никто не видит; мы первые видим Солнце великого дня; мы раньше всех говорим Ему:

«Ей, гряди, Господи

Примечания

1

Подчеркнуто Л. Толстым.

2

Подчеркнуто здесь и дальше мною.

3

Моя дорогая, моя нежная, моя бедная мать (фр.).

4

Лермонтов, «Мцыри», XVIII.

5

«Их воля против моей! Одно против одного — я вечен, как они» (нем.).

6

Мерзейшие гады (нем.).

7

Да здравствует вековечная война (фр.).

8

Сирийское слово, обозначающее богатство или земные блага.

9

Юридически, формально (лат.).

10

Фактически, на деле (лат.).

11

Из-за чего они дрались? (англ.)

12

Настоящий большой мир (фр.).

13

Уничтожить бесчестье (фр.).

14

A. M. D. — Ave, Mater Dei (лат.), «Радуйся, Матерь Божия».

15

Свет небес (лат.).

16

Святая Роза (лат.).

17

«Новая жизнь», автобиографическая повесть Данте (1292).

18

«Электричество», стихотворение З. Н. Гиппиус.

19

Дневник Корба «Diarium itineris in Moscowiam» издан в Вене (1700–1701 гг.).

20

У Достоевского ошибка: имя скопческого бога-саваофа не Иван, а Данила Филиппович.

21

Des veranderten Russlandes, II Theil. Hannover, 1730, pagg. 189–193.

22

«Он служит мне, и это налицо,

И выбьется из мрака мне в угоду» (нем.).

(«Фауст», «Пролог на небе» — пер. Б. Л. Пастернака.)

23

Математические начала (лат.).

24

Я не выдумываю гипотез (лат.).

25

Мне тебя чествовать? За что? (нем.)

26

«День гнева, этот день обратит мир в пепел» (лат.), начало католической заупокойной мессы.

27

Кант сделался идиотом (нем.).

28

«Воля к власти» (нем.), работа Ницше.

29

Свободный дух (нем.).

30

Свободный дух (фр.).

31

Маленький еврей (нем.).

32

Русский дворянин-семинарист и гражданин цивилизованного мира (фр.).

33

Выражение В. В. Розанова.

Скачать:TXTPDF

Лев Толстой и Достоевский. Религия Мережковский читать, Лев Толстой и Достоевский. Религия Мережковский читать бесплатно, Лев Толстой и Достоевский. Религия Мережковский читать онлайн