Римской Церкви».
Бедному о. Павлу тем труднее было понять, что думал Паскаль о Церкви, что, может быть, тот и сам это не всегда понимал. Ясно только одно: ни в протестантской, ни в католической Церкви Паскаль не вмещается; он между них как между двух огней. Ясно также, что в последние годы он отошел от «господ Пор-Руаяля». Как ни далек он от иезуитов — от янсенистов он еще дальше. Чтобы в этом убедиться, стоит только вспомнить тот уцелевший в «Мыслях» черновой набросок для «Писем»: «Больше всего следует исповедовать обе противоположные истины, в то время когда одна из них отрицается. Вот почему иезуиты так же не правы, как янсенисты; но все-таки эти еще более не правы, чем те, потому что иезуиты яснее исповедуют обе истины».[363]
«Иисус Христос — Искупитель всех… Когда вы (янсенисты) говорите, что Он умер не за всех… вы доводите людей до отчаяния… вместо того, чтобы приводить их к надежде».[364] Так отрицает Паскаль одну из глубочайших основ всего протестантства, от Лютера и Кальвина до Янсения, — догмат об искуплении не всех, а только немногих, предопределенных, «избранных». Но если бы суд его над католической Церковью не был так суров, как над протестантской, то он не повторял бы за св. Бернардом Клервосским: «К Твоему суду взываю, Господи!»
15
«Три в одном. Tres in unum» (здесь Паскаль как будто уже предчувствует, что Вселенская Церковь осуществится только под знаком Трех). «Три в Одном — единство и множественность: католики ошибаются, исключая множественность, а гугеноты (протестанты), исключая единство». «Если смотреть на Церковь как на единство, то глава ее, Папа, — все; но если смотреть на нее как на множественность (соборность), то Папа — только часть Церкви… Множественность, которая не сводится к единству, есть беспорядок, а единство, которое не зависит от множественности, есть произвол».[365]
Вот что говорит Паскаль о том, чему суждено было сделаться столпом Римской Церкви, — о папской непогрешимости: «Бог не творит чудес в обыкновенном водительстве Церкви. Странною была бы непогрешимость одного (Папы), но естественна — непогрешимость многих людей (Церкви), потому что водительство Божие скрыто в природе (и в человечестве) — как во всех делах Божиих».[366] Так не мог бы говорить Паскаль, если бы уже не стоял на пороге католической Церкви и не был готов из нее выйти.
«Молчание есть величайшее из всех гонений. Святые никогда не молчали… После того как Рим произнес приговор… должно тем сильнее кричать, чем приговор несправедливее и чем больше хотят заглушить крик, — пока не придет, наконец, Папа, который выслушает обе стороны… Добрые Папы найдут вопиющую Церковь».[367] «О, неужели я никогда не увижу христианского Папу на престоле св. Петра!» — эти слова друга своего Дома (Domat), единственного человека, который кое-что понимал в муке Паскаля о Церкви, мог бы и он повторить.[368]
«Кажется, обе Церкви (протестантская и католическая) правы, потому что в каждой из них — только половина истины», — говорит в книге «Восстановление Христианства», в главе «О любви», Михаил Сервет, «ересиарх», сожженный дважды, — Римскою Церковью, «в изображении (in effigie)», и в действительности, Кальвином.[369] «В каждой из двух Церквей — только половина истины», — это значит на языке Паскаля: «Две противоположные истины», — та, что в Церкви католической, и та, что в Церкви протестантской, — соединяется в Церкви Вселенской — в «третьем порядке Любви».
Лучше всего можно понять, что сделал Паскаль для будущей Вселенской Церкви, сравнив его с Лютером и Кальвином. Слабость этих обоих в том, что они вышли из католической Церкви, не пройдя ее всю до конца и исповедуя только одну из «двух противоположных истин», «соборность», «множественность»; сила Паскаля в том, что он вышел из католической Церкви, пройдя ее всю до конца и соединив обе истины — множественность, соборность и единство.
Лютер и Кальвин были только на пороге Вселенской Церкви под знаком Двух, а Паскаль в нее вошел, под знаком Трех.
Примечания
1
Pascal, Pensees, ed. Brunschwigg, 233, «Fin de ce discours».
2
G. Michaut, Les epoques de la pensee de Pascal, 1902, 219.
3
Pens., 421.
4
J. Chevalier, Pascal, 1922, 9 — 10.
5
Sainte-Beuve, Port-Royal, I, 279–281. Jansenius, Duvergier, 3–4.
6
H. Bremond, Histoire Litteraire du sentiment religieux en France, IV. Sainte-Beuve, 291–294.
7
Sainte-Beuve, IV, 113–114.
8
Chevalier, 39.
9
Sainte-Beuve, I, 80.
10
Chevalier, 39. Sainte-Beuve, I, 287–294. G. Michaut, 229.
11
S. August, Opus imperfectum contra Julianum, I, 78–79. J. Tixeront, Histoire du dogme, 1931, II, 428. Labriole, Hist. De la litterat. lat. chret., 1920, 544. Coelest, De gestis Pelag., 23. Pelag., Expositiones, ap. S. Hieronym, Epist., 133, I:186, XXXVII.
12
Sainte-Beuve, I, 119.
13
Sainte-Beuve, I, 175. La Fontaine, Poemes et poesies diverses, ed. Garnier, 292.
14
Bremond, 110–111.
15
Sainte-Beuve, II, 215.
16
Bremond, 155.
17
Sainte-Beuve, I, 163.
18
Sainte-Beuve, I, 134.
19
Pensees, 684. «Accorder les contraires».
20
E. Boutroux, Pascal, 1900, 85. Chevalier, 37. R. Fulop-Miller, Les Jesuites, trad. francaise, 1933, 127–133. Sainte-Beuve, I, 94–97.
21
Memoires pour servir a 1’histoire de Port-Royal, Utrecht, 1742, I, 25.
22
Sainte-Beuve, I, 101–106.
23
Sainte-Beuve, I, 28–33.
24
Tres Socii, XX. S. Bonaventura, XVII. Celano, Vita S. Francisci, Paris, I, 6.
25
Michaut, 169.
26
Sainte-Beuve, I, 270. Fontaine, Memoires, II, 462.
27
Boutroux, 87–88.
28
Bremond, 187, 248, 78–79.
29
см. сноску выше.
30
см. сноску выше.
31
E. Renan, Nouvelles etudes d’histoire religieuse, 479–480.
32
H. P. Stewart, La saintete de Pascal trad. francaise, 1919, 142.
33
Lancelot, Memoires touchant la vie de M. de Saint-Cyran, 1738, II, 304. Bremond, 40.
34
Eckermann, Gesprache mit Goethe, II, 26 Februar, 2 Marz, 30 Marz 1831, 52–53.
35
P. Nicole, Grace generale, I, 208–211. Bremond, 436.
36
P. Nicole, Pensees et Opuscules, 551. Bremond, 437.
37
P. Nicole, Essais de morale, 1733, I, 167–168. Sainte-Beuve, II, 150.
38
Essais de morale, IV, 103–104.
39
Luther, Tischreden, ed. 1568, S. 220.
40
Doumergue, Calvin, IV, 377.
41
Pensees, 185.
42
Mem. pour servir a 1’hist. du Port-Royal, Utrecht, 1742, II, 130–137. Sainte-Beuve, II, 79.
43
Sainte-Beuve, I, 135, 87.
44
см. сноску выше.
45
Pensees, 118, 300, 72, 303.
46
см. сноску выше.
47
см. сноску выше.
48
см. сноску выше.
49
Chevalier, 11, 38.
50
см. сноску выше.
51
V. Giraud, La vie heroique de Blaise Pascal, 1923, pp. 4–5.
52
Michaut, Les epoques de la pensee de Pascal, 12–13.
53
V. Giraud, 2, 10.
54
Faugere, Memoires de Marguerite Perier, 1845; 174, V. Cousin, Etudes sur Pascal, 1876, 329.
55
Pensees, 818.
56
F. Strowski, Pascal et son temps, 1907, II, 2. Boutroux, Pascal, 8.
57
L. Brunschwigg, Pascal, Pensees et Opuscules: Discours sur les passions de 1’amour, 124.
58
Brunschwigg, 11.
59
Brunschwigg, Vie de Pascal par M. Gilberte Perier, 4–6.
60
Inf., Ill, 37–39.
…quel cattivo coro delli angeli che non furon ribelli ne fur fedeli a Dio, ma per se foro.
61
Giraud, Vie heroique de Pascal, 27.
62
F. Mauriac, Blaise Pascal et sa soeur Jacqueline, 1931, p. 30.
63
Strowski, II, 45.
64
Mauriac, 42: «Dans les couvents on pratique des choses qui ne sont pas capables de satisfaire un esprit raisonnable».
65
V. Cousin, Etudes sur Pascal, 110.
66
Mauriac, 20.
67
Mauriac, 21–23.
68
Cousin, 92. La duchesse d’Aiguillon. L’Amour tyrannique. Mauriac, 31–34.
69
Pensees, 458, 460.
70
Braunschwigg, 8.
71
Chevalier, Pascal, 1922, 54–56.
72
Strowski, II, 30–32.
73
Giraud, 29–30.
74
Braunschwigg, 8–9.
75
Michaut, 33, 41–42.
76
см. сноску выше.
77
Faugeres, Mem. de Marg. Perier, 453. Michaut, 42.
78
Braunschwigg, 56. «Priere pour demander a Dieu le bon usage des maladies», 61–62.
79
Faugere, Memoires de Marguerite Perier, 424–427. Giraud, 41–42.
80
Boutroux, Pascal, 21. Giraud, 39–40.
81
тогдашним
82
V. Cousin, Etudes sur Pascal, 348–388. Abbe Maynard, Pascal, sa vie et son caractere, I, 30–44. Giraud, 45–46.
83
Boutroux, 46–47. Michaut, 58–59.
84
Strowski, II, 183–184. Chevalier, 66–70.
85
Boutroux, 42–43. Strowski, II, 186–187. Chevalier, 71–72.
86
Brunsch., 173.
87
Michaut, 55–56.
88
Boutroux, 39. Strowski, II, 159–161.
89
Memoires pour servir a 1’hist. de Port-Royal, 1742, Utrecht, I, 257. Michaut 63.
90
Mauriac, 86–90.
91
Boutroux, 50. Girand, 65–66.
92
Brunsch., Lettre sur la mort de Pascal le pere, 101, 104, 105, 106.
93
G. Goyau, Saint-Bernard, 1927, 108, 166.
94
Brunsch., 105–106.
95
Faugere, Memoires de Marguerite Perier, 43. Michaut, 67.
96
Strowski, II, 283.
97
Pensees 131, 140, 139, 143, 144, 183.
98
см. сноску выше.
99
см. сноску выше.
100
см. сноску выше.
101
см. сноску выше.
102
см. сноску выше.
103
Sainte-Beuve, III, 302–303.
104
Brunsch., 515.
105
Faugere, Mem. de Marguer. Perier, 444.
106
Brunsch., 120.
107
Michaut, 79, La Muse Historique.
108
Strowski, I, 235–236. Michaut, 68.
109
Michaut, 94.
110
Brunsch., 11.
111
Giraud, 73, 739, 74.
112
см. сноску выше.
113
см. сноску выше.
114
Chevalier, 90. Strowski, II, 264.
115
Chevalier de Mere, Oeuvres, 1692, II, 60–69. Michaut, 74–75.
116
Chevalier de Mere, Oeuvres, I, 253, Brunsch., 116–117.
117
Baudelaire, Fleurs du Mal, XV.
118
Pensees, 455.
119
Brunsch., 128, 131, 112.
120
см. сноску выше.
121
см. сноску выше.
122
Mauriac, 105, 116–117.
123
см. сноску выше.
124
Brunsch., Discours sur les passions de 1’amour, 127, 128, 142.
125
см. сноску выше.
126
см. сноску выше.
127
Giraud, 83.
128
Brunsch., 30.
129
Faugere, Mem. de Gilberte Perier, 62–63. Michaut, 66–67.
130
Giraud, 82. Brunsch., 137.
131
Faugere, 180. V. Giraud, Pascal, 1’homme, 1’oeuvre, l’influence, 1922, p. 55.
132
Mauriac, 107.
133
Mauriac, 114–115.
134
Michaut, 89–90.
135
Giraud, Pascal, l’homme, 56.
136
Mauriac, 102, 100–101.
137
см. сноску выше.
138
Giraud, La vie heroique de Pascal, 78.
139
Giraud, La vie heroique de Pascal, 83. Brunsch., 157.
140
V. Cousin, Etudes sur Pascal, 188–195. Faugere, Lettres de Jacqueline Pascal, 356. Giraud, 84–85.
141
Giraud, 86.
142
Memoires pour servir a 1’histoire du Port-Royal, Utrecht, 258. Faugere, 238.
143
Michaut, 100, 101.
144
Abbe Boileau, Lettres sur divers sujets de morale et de piete, 1787, 1, 206.
145
Pensees, 206.
146
Brunsch., De 1’esprit geometrique, 184.
147
Pensees, 72. Brunsch., 184.
148
Baudelaire, Fleurs du Mal, CXV. Le gouffre (Пропасть).
Паскаль носил в душе водоворот без дна.
Все пропасть алчная: слова, мечты, желания.
Мне тайну ужаса открыла тишина,
И холодею я от черного сознания.
Вверху, внизу, везде — бездонность, глубина.
Пространство страшное с отравою молчанья.
Во тьме моих ночей встает уродство сна
Многообразного — кошмар без окончанья.
Мне чудится, что ночь — зияющий провал.
И кто в нее вступил, тот схвачен темнотою.
Сквозь каждое окно — бездонность предо мною.
Мой дух с отрадой бы в ничтожестве пропал,
Чтоб тьмой бесчувствия закрыть свои терзанья.
Но никогда не быть вне Чисел вне сомненья.
1899
(Перев. К. Д. Бальмонта)
149
Boutroux, 79–80. Michaut, 111–115. Faugere, 358.
150
Strowski, II, 255–256.
151
Brunsch., 142–143. Bremond, 368. Autotypies.
152
Boutroux, 84–90.
153
Giraud, 102.
154
Brunsch., 185–186.
155
Faugere, 353. Michaut, 116–118.
156
Pensees, 64.
157
Brunsch., Entretien de Pascal avec M. de Saci, 148–149, 150, 155, 157–159, 161.
158
Sainte-Beuve, Port-Royal, III, 29–30.
159
Pascal, Lettres ecrites a un Provincial, ed., Garnier, 31.
160
Pascal, Lettres, III.
161
Sainte-Beuve, III, 85–91.
162
Strowski, III, 61.
163
см. сноску выше.
164
Lettres, ed. Garnier, 1. I, p. 6.
165
Lettres, ed. Garnier, 1. II, p. 17–22.
166
Lettres, ed. Garnier, 1, VIII, p. 1, 10, 319.
167
см. сноску выше.
168
Boutroux, 118.
169
Giraud, 124.
170
Lettres, I, XI, p. 169–170.
171
Boutroux, 122. Lettres, 1. VIII.
172
Lettres, 1. XI, p. 174.
173
Chevalier, 144–145.
174
Lettres, 1.V, p. 57–58.
175
Samuel Sa, Aphorismi Confessoriorum, 1618, 190.
176
Lettres, 1. VII, p. 94.
177
Strowski, III, 92.
178
Lettres, 1. VI, p. 75–76.
179
Lettres, 1. VII, p. 94–96.
180
Lettres, 1. XVI, p. 257.
181
Lettres, 1. X, p. 166–167; 1. XVI, p. 257–258.
182
Brunsch., 207–208. Michaut, 131–135. Strowski, III, 133–134.
183
Memoires pour servir a 1’histoire du Port-Royal, Utrecht, 300–301.
184
Pensees, 841.
185
Lettres, 1. XVI, 310–311.
186
Pensees, 811–813.
187
Mauriac, 175.
188
Pensees, 283.
189
Pascal, Oeuvres completes, ed. Hachette, III, 51–94. Stewart, La saintete de Pascal, 13.
190
Memoires, Utrecht, 279.
191
Sainte-Beuve, III, 130–135.
192
Giraud, 143.
193
Stewart, 82.
194
Pensees, 865, 684.
195
см. сноску выше.
196
Brunsch., 208. Boutroux, 130–141.
197
Giraud, 158, 256.
198
Brunsch., 24.
199
Faugere, 157. Michaut, 144.
200
Montucla, Histoire des mathematiques, 1796, II, 52.
201
Giraud, 164–165.
202
Brunsch., 229.
203
Lettres, 1. XVIII, p. 377.
204
Boutroux,