Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Паскаль

Римской Церкви».

Бедному о. Павлу тем труднее было понять, что думал Паскаль о Церкви, что, может быть, тот и сам это не всегда понимал. Ясно только одно: ни в протестантской, ни в католической Церкви Паскаль не вмещается; он между них как между двух огней. Ясно также, что в последние годы он отошел от «господ Пор-Руаяля». Как ни далек он от иезуитов — от янсенистов он еще дальше. Чтобы в этом убедиться, стоит только вспомнить тот уцелевший в «Мыслях» черновой набросок для «Писем»: «Больше всего следует исповедовать обе противоположные истины, в то время когда одна из них отрицается. Вот почему иезуиты так же не правы, как янсенисты; но все-таки эти еще более не правы, чем те, потому что иезуиты яснее исповедуют обе истины».[363]

«Иисус Христос — Искупитель всех… Когда вы (янсенисты) говорите, что Он умер не за всех… вы доводите людей до отчаяния… вместо того, чтобы приводить их к надежде».[364] Так отрицает Паскаль одну из глубочайших основ всего протестантства, от Лютера и Кальвина до Янсения, — догмат об искуплении не всех, а только немногих, предопределенных, «избранных». Но если бы суд его над католической Церковью не был так суров, как над протестантской, то он не повторял бы за св. Бернардом Клервосским: «К Твоему суду взываю, Господи

15

«Три в одном. Tres in unum» (здесь Паскаль как будто уже предчувствует, что Вселенская Церковь осуществится только под знаком Трех). «Три в Одном — единство и множественность: католики ошибаются, исключая множественность, а гугеноты (протестанты), исключая единство». «Если смотреть на Церковь как на единство, то глава ее, Папа, — все; но если смотреть на нее как на множественность (соборность), то Папа — только часть Церкви… Множественность, которая не сводится к единству, есть беспорядок, а единство, которое не зависит от множественности, есть произвол».[365]

Вот что говорит Паскаль о том, чему суждено было сделаться столпом Римской Церкви, — о папской непогрешимости: «Бог не творит чудес в обыкновенном водительстве Церкви. Странною была бы непогрешимость одного (Папы), но естественна — непогрешимость многих людей (Церкви), потому что водительство Божие скрыто в природе (и в человечестве) — как во всех делах Божиих».[366] Так не мог бы говорить Паскаль, если бы уже не стоял на пороге католической Церкви и не был готов из нее выйти.

«Молчание есть величайшее из всех гонений. Святые никогда не молчали… После того как Рим произнес приговордолжно тем сильнее кричать, чем приговор несправедливее и чем больше хотят заглушить крик, — пока не придет, наконец, Папа, который выслушает обе стороны… Добрые Папы найдут вопиющую Церковь».[367] «О, неужели я никогда не увижу христианского Папу на престоле св. Петра!» — эти слова друга своего Дома (Domat), единственного человека, который кое-что понимал в муке Паскаля о Церкви, мог бы и он повторить.[368]

«Кажется, обе Церкви (протестантская и католическая) правы, потому что в каждой из них — только половина истины», — говорит в книге «Восстановление Христианства», в главе «О любви», Михаил Сервет, «ересиарх», сожженный дважды, — Римскою Церковью, «в изображении (in effigie)», и в действительности, Кальвином.[369] «В каждой из двух Церквей — только половина истины», — это значит на языке Паскаля: «Две противоположные истины», — та, что в Церкви католической, и та, что в Церкви протестантской, — соединяется в Церкви Вселенской — в «третьем порядке Любви».

Лучше всего можно понять, что сделал Паскаль для будущей Вселенской Церкви, сравнив его с Лютером и Кальвином. Слабость этих обоих в том, что они вышли из католической Церкви, не пройдя ее всю до конца и исповедуя только одну из «двух противоположных истин», «соборность», «множественность»; сила Паскаля в том, что он вышел из католической Церкви, пройдя ее всю до конца и соединив обе истины — множественность, соборность и единство.

Лютер и Кальвин были только на пороге Вселенской Церкви под знаком Двух, а Паскаль в нее вошел, под знаком Трех.

Примечания

1

Pascal, Pensees, ed. Brunschwigg, 233, «Fin de ce discours».

2

G. Michaut, Les epoques de la pensee de Pascal, 1902, 219.

3

Pens., 421.

4

J. Chevalier, Pascal, 1922, 9 — 10.

5

Sainte-Beuve, Port-Royal, I, 279–281. Jansenius, Duvergier, 3–4.

6

H. Bremond, Histoire Litteraire du sentiment religieux en France, IV. Sainte-Beuve, 291–294.

7

Sainte-Beuve, IV, 113–114.

8

Chevalier, 39.

9

Sainte-Beuve, I, 80.

10

Chevalier, 39. Sainte-Beuve, I, 287–294. G. Michaut, 229.

11

S. August, Opus imperfectum contra Julianum, I, 78–79. J. Tixeront, Histoire du dogme, 1931, II, 428. Labriole, Hist. De la litterat. lat. chret., 1920, 544. Coelest, De gestis Pelag., 23. Pelag., Expositiones, ap. S. Hieronym, Epist., 133, I:186, XXXVII.

12

Sainte-Beuve, I, 119.

13

Sainte-Beuve, I, 175. La Fontaine, Poemes et poesies diverses, ed. Garnier, 292.

14

Bremond, 110–111.

15

Sainte-Beuve, II, 215.

16

Bremond, 155.

17

Sainte-Beuve, I, 163.

18

Sainte-Beuve, I, 134.

19

Pensees, 684. «Accorder les contraires».

20

E. Boutroux, Pascal, 1900, 85. Chevalier, 37. R. Fulop-Miller, Les Jesuites, trad. francaise, 1933, 127–133. Sainte-Beuve, I, 94–97.

21

Memoires pour servir a 1’histoire de Port-Royal, Utrecht, 1742, I, 25.

22

Sainte-Beuve, I, 101–106.

23

Sainte-Beuve, I, 28–33.

24

Tres Socii, XX. S. Bonaventura, XVII. Celano, Vita S. Francisci, Paris, I, 6.

25

Michaut, 169.

26

Sainte-Beuve, I, 270. Fontaine, Memoires, II, 462.

27

Boutroux, 87–88.

28

Bremond, 187, 248, 78–79.

29

см. сноску выше.

30

см. сноску выше.

31

E. Renan, Nouvelles etudes d’histoire religieuse, 479–480.

32

H. P. Stewart, La saintete de Pascal trad. francaise, 1919, 142.

33

Lancelot, Memoires touchant la vie de M. de Saint-Cyran, 1738, II, 304. Bremond, 40.

34

Eckermann, Gesprache mit Goethe, II, 26 Februar, 2 Marz, 30 Marz 1831, 52–53.

35

P. Nicole, Grace generale, I, 208–211. Bremond, 436.

36

P. Nicole, Pensees et Opuscules, 551. Bremond, 437.

37

P. Nicole, Essais de morale, 1733, I, 167–168. Sainte-Beuve, II, 150.

38

Essais de morale, IV, 103–104.

39

Luther, Tischreden, ed. 1568, S. 220.

40

Doumergue, Calvin, IV, 377.

41

Pensees, 185.

42

Mem. pour servir a 1’hist. du Port-Royal, Utrecht, 1742, II, 130–137. Sainte-Beuve, II, 79.

43

Sainte-Beuve, I, 135, 87.

44

см. сноску выше.

45

Pensees, 118, 300, 72, 303.

46

см. сноску выше.

47

см. сноску выше.

48

см. сноску выше.

49

Chevalier, 11, 38.

50

см. сноску выше.

51

V. Giraud, La vie heroique de Blaise Pascal, 1923, pp. 4–5.

52

Michaut, Les epoques de la pensee de Pascal, 12–13.

53

V. Giraud, 2, 10.

54

Faugere, Memoires de Marguerite Perier, 1845; 174, V. Cousin, Etudes sur Pascal, 1876, 329.

55

Pensees, 818.

56

F. Strowski, Pascal et son temps, 1907, II, 2. Boutroux, Pascal, 8.

57

L. Brunschwigg, Pascal, Pensees et Opuscules: Discours sur les passions de 1’amour, 124.

58

Brunschwigg, 11.

59

Brunschwigg, Vie de Pascal par M. Gilberte Perier, 4–6.

60

Inf., Ill, 37–39.

…quel cattivo coro delli angeli che non furon ribelli ne fur fedeli a Dio, ma per se foro.

61

Giraud, Vie heroique de Pascal, 27.

62

F. Mauriac, Blaise Pascal et sa soeur Jacqueline, 1931, p. 30.

63

Strowski, II, 45.

64

Mauriac, 42: «Dans les couvents on pratique des choses qui ne sont pas capables de satisfaire un esprit raisonnable».

65

V. Cousin, Etudes sur Pascal, 110.

66

Mauriac, 20.

67

Mauriac, 21–23.

68

Cousin, 92. La duchesse d’Aiguillon. L’Amour tyrannique. Mauriac, 31–34.

69

Pensees, 458, 460.

70

Braunschwigg, 8.

71

Chevalier, Pascal, 1922, 54–56.

72

Strowski, II, 30–32.

73

Giraud, 29–30.

74

Braunschwigg, 8–9.

75

Michaut, 33, 41–42.

76

см. сноску выше.

77

Faugeres, Mem. de Marg. Perier, 453. Michaut, 42.

78

Braunschwigg, 56. «Priere pour demander a Dieu le bon usage des maladies», 61–62.

79

Faugere, Memoires de Marguerite Perier, 424–427. Giraud, 41–42.

80

Boutroux, Pascal, 21. Giraud, 39–40.

81

тогдашним

82

V. Cousin, Etudes sur Pascal, 348–388. Abbe Maynard, Pascal, sa vie et son caractere, I, 30–44. Giraud, 45–46.

83

Boutroux, 46–47. Michaut, 58–59.

84

Strowski, II, 183–184. Chevalier, 66–70.

85

Boutroux, 42–43. Strowski, II, 186–187. Chevalier, 71–72.

86

Brunsch., 173.

87

Michaut, 55–56.

88

Boutroux, 39. Strowski, II, 159–161.

89

Memoires pour servir a 1’hist. de Port-Royal, 1742, Utrecht, I, 257. Michaut 63.

90

Mauriac, 86–90.

91

Boutroux, 50. Girand, 65–66.

92

Brunsch., Lettre sur la mort de Pascal le pere, 101, 104, 105, 106.

93

G. Goyau, Saint-Bernard, 1927, 108, 166.

94

Brunsch., 105–106.

95

Faugere, Memoires de Marguerite Perier, 43. Michaut, 67.

96

Strowski, II, 283.

97

Pensees 131, 140, 139, 143, 144, 183.

98

см. сноску выше.

99

см. сноску выше.

100

см. сноску выше.

101

см. сноску выше.

102

см. сноску выше.

103

Sainte-Beuve, III, 302–303.

104

Brunsch., 515.

105

Faugere, Mem. de Marguer. Perier, 444.

106

Brunsch., 120.

107

Michaut, 79, La Muse Historique.

108

Strowski, I, 235–236. Michaut, 68.

109

Michaut, 94.

110

Brunsch., 11.

111

Giraud, 73, 739, 74.

112

см. сноску выше.

113

см. сноску выше.

114

Chevalier, 90. Strowski, II, 264.

115

Chevalier de Mere, Oeuvres, 1692, II, 60–69. Michaut, 74–75.

116

Chevalier de Mere, Oeuvres, I, 253, Brunsch., 116–117.

117

Baudelaire, Fleurs du Mal, XV.

118

Pensees, 455.

119

Brunsch., 128, 131, 112.

120

см. сноску выше.

121

см. сноску выше.

122

Mauriac, 105, 116–117.

123

см. сноску выше.

124

Brunsch., Discours sur les passions de 1’amour, 127, 128, 142.

125

см. сноску выше.

126

см. сноску выше.

127

Giraud, 83.

128

Brunsch., 30.

129

Faugere, Mem. de Gilberte Perier, 62–63. Michaut, 66–67.

130

Giraud, 82. Brunsch., 137.

131

Faugere, 180. V. Giraud, Pascal, 1’homme, 1’oeuvre, l’influence, 1922, p. 55.

132

Mauriac, 107.

133

Mauriac, 114–115.

134

Michaut, 89–90.

135

Giraud, Pascal, l’homme, 56.

136

Mauriac, 102, 100–101.

137

см. сноску выше.

138

Giraud, La vie heroique de Pascal, 78.

139

Giraud, La vie heroique de Pascal, 83. Brunsch., 157.

140

V. Cousin, Etudes sur Pascal, 188–195. Faugere, Lettres de Jacqueline Pascal, 356. Giraud, 84–85.

141

Giraud, 86.

142

Memoires pour servir a 1’histoire du Port-Royal, Utrecht, 258. Faugere, 238.

143

Michaut, 100, 101.

144

Abbe Boileau, Lettres sur divers sujets de morale et de piete, 1787, 1, 206.

145

Pensees, 206.

146

Brunsch., De 1’esprit geometrique, 184.

147

Pensees, 72. Brunsch., 184.

148

Baudelaire, Fleurs du Mal, CXV. Le gouffre (Пропасть).

Паскаль носил в душе водоворот без дна.

Все пропасть алчная: слова, мечты, желания.

Мне тайну ужаса открыла тишина,

И холодею я от черного сознания.

Вверху, внизу, везде — бездонность, глубина.

Пространство страшное с отравою молчанья.

Во тьме моих ночей встает уродство сна

Многообразного — кошмар без окончанья.

Мне чудится, что ночь — зияющий провал.

И кто в нее вступил, тот схвачен темнотою.

Сквозь каждое окно — бездонность предо мною.

Мой дух с отрадой бы в ничтожестве пропал,

Чтоб тьмой бесчувствия закрыть свои терзанья.

Но никогда не быть вне Чисел вне сомненья.

1899

(Перев. К. Д. Бальмонта)

149

Boutroux, 79–80. Michaut, 111–115. Faugere, 358.

150

Strowski, II, 255–256.

151

Brunsch., 142–143. Bremond, 368. Autotypies.

152

Boutroux, 84–90.

153

Giraud, 102.

154

Brunsch., 185–186.

155

Faugere, 353. Michaut, 116–118.

156

Pensees, 64.

157

Brunsch., Entretien de Pascal avec M. de Saci, 148–149, 150, 155, 157–159, 161.

158

Sainte-Beuve, Port-Royal, III, 29–30.

159

Pascal, Lettres ecrites a un Provincial, ed., Garnier, 31.

160

Pascal, Lettres, III.

161

Sainte-Beuve, III, 85–91.

162

Strowski, III, 61.

163

см. сноску выше.

164

Lettres, ed. Garnier, 1. I, p. 6.

165

Lettres, ed. Garnier, 1. II, p. 17–22.

166

Lettres, ed. Garnier, 1, VIII, p. 1, 10, 319.

167

см. сноску выше.

168

Boutroux, 118.

169

Giraud, 124.

170

Lettres, I, XI, p. 169–170.

171

Boutroux, 122. Lettres, 1. VIII.

172

Lettres, 1. XI, p. 174.

173

Chevalier, 144–145.

174

Lettres, 1.V, p. 57–58.

175

Samuel Sa, Aphorismi Confessoriorum, 1618, 190.

176

Lettres, 1. VII, p. 94.

177

Strowski, III, 92.

178

Lettres, 1. VI, p. 75–76.

179

Lettres, 1. VII, p. 94–96.

180

Lettres, 1. XVI, p. 257.

181

Lettres, 1. X, p. 166–167; 1. XVI, p. 257–258.

182

Brunsch., 207–208. Michaut, 131–135. Strowski, III, 133–134.

183

Memoires pour servir a 1’histoire du Port-Royal, Utrecht, 300–301.

184

Pensees, 841.

185

Lettres, 1. XVI, 310–311.

186

Pensees, 811–813.

187

Mauriac, 175.

188

Pensees, 283.

189

Pascal, Oeuvres completes, ed. Hachette, III, 51–94. Stewart, La saintete de Pascal, 13.

190

Memoires, Utrecht, 279.

191

Sainte-Beuve, III, 130–135.

192

Giraud, 143.

193

Stewart, 82.

194

Pensees, 865, 684.

195

см. сноску выше.

196

Brunsch., 208. Boutroux, 130–141.

197

Giraud, 158, 256.

198

Brunsch., 24.

199

Faugere, 157. Michaut, 144.

200

Montucla, Histoire des mathematiques, 1796, II, 52.

201

Giraud, 164–165.

202

Brunsch., 229.

203

Lettres, 1. XVIII, p. 377.

204

Boutroux,

Скачать:PDFTXT

Паскаль Мережковский читать, Паскаль Мережковский читать бесплатно, Паскаль Мережковский читать онлайн