всего». Origen. In Joan. I. 16. — Pradt. Origene. 1907. P. 105–107.
38
Cyrill. Scythopol. Vita Sabbae. 83–90, ap. Cotelier (Jean-Baptist). Ecclesia graoecae monumenta… Johannes Baptista Cotelerius. Lutetia Parisiorum, apud F. Muguet, 1677–1686. III. 360–376. — II. 338. Vita Eutymii. — Папа Афанасий, в 400 г., осудил учение Оригена. Император Юстиниан обратился к восточным патриархам и папе Виргилию, предлагая анафематствовать Оригена за девять утверждений, в Peri archon, что и было сделано в 543 году. Mansi. Collect. Concilior. Т. IX. — Migne. Patr. Graec. T. LXXXV. Pars I. Col. 945–981. Сам Ориген считает «спасение бесов», включенное в анафему, «нелепостью, которая не могла бы прийти в голову и сумасшедшему» — Ptat. XXX.
39
После Оригена, в IV в., приняли великий опыт-догмат Павла о «Восстановлении всего» два великих святых: в Восточной Церкви, Григорий Нисский (Orat, catechet. 26, 35, 40; De anima et resurrect. Col. 72, 104, 105, 157), и в Западной — Амвросий Медиоланский (Joseph Tixeront. Histoire des dogmes dans l’antiquite chretienne. Paris: J. Gabalda et fils, 1924–1930. II. 200, 231).
Церковь уже не могла их анафематствовать, но и с Оригена не могла снять анафемы. Кажется, не надо быть святым, чтобы знать несомненно, кем и когда это проклятие человеческое будет снято.
40
Меуег. III. 171. — Otto Pfleiderer. Das Urchristenthum, seine Schriften und Lehren, in geschichtlichem Zusammenhang beschrieben von Otto Pfleiderer. Berlin: G.Reimer, 1902. I. 2. — Arthur Cushman Mc. Gifford. A history of Christianity in the apostolic age. Edinburg: T. & T. Clark (1897); New York: C. Scribner’s sons, 1897. P. 171, 214.
41
Meyer. III. 425.
42
Ernest Renan. Saint Paul. Paris: Caiman Levy, 1923. P. 296–297.
43
Meyer. III. 424–426.
44
Renan. 303.
45
Hennecke. I. 151, 158. Первое «Послание» — от 116 года, второе, — от 130 г.
46
Pseudo Clement. I. 2. «Послание Петра Иакову». Pseudo Clement. II. 17, 14–17.
47
Julicher. 30–31.
48
Weiss. III. I. 20.
49
Barnab. Epist. V. 8.
50
«Оскопление», peritome, «обрезание», katome. — Meyer. III. 494. — Weiss. II. 69.
51
Toussaint. 207–208.
52
В конце третьего апостольского путешествия Павла из Эфеса в Коринф, в зимние месяцы 51–52 года, при Луции Юнии Галлионе, проконсуле Ахайи, брате Сенеки Философа, «кротком», dulcis, как его называет Сенека. — Natur. quaest. IV. praef. — Statius. Silvae. II. 7, 3. — Weiss. III. 98 — 100.
53
Horat. Od. I. 7, 2.
54
Sveton. Tiber. 37. — Plin. Epist. X. 65. — Joseph. Ant. XVIII. 6, 7. — Philostrat. Soph. II. 32. I. — Lois Sebastien Le Nain de Tillemont. Histoire des empereurs et des autres princes qui ont regne durant les six premiers siecles de 1 eglise, des persecutions qu’ils ont faites aux chretiens, de leurs guerres contre les Juifs, des illustres de leur temps. Paris: G. Robustel, 1690–1738. I. 702. — Ernest Renan. L’Antechrist. Paris: Caiman Levy, 1924. P. 6.
55
Senec. De tranquill. animae. X. — Joseph. Ant. XVIII. 6, 7.
56
Meyer. III. 464.
57
Renan. L’Antechrist. 7.
58
Renan. 6. — Meyer. III. 482.
59
Meyer. III. 492.
60
«Magnus in officio Caesaris Neronis». — Acta Petri et Pauli. Constantin von Tischendorf, ed. Acta apost. apocr. 31, 80, 84. — Bibl. patr. maxim. T. II. Part. I. 67. — Hippol. Philosoph. IX. 12.
61
Сколько бы ни делалось и ни будет делаться попыток доказать историческую действительность путешествия Павла в Испанию, оно, вероятно, навсегда останется лишь сомнительной гипотезой. Главное доказательство и, в сущности, единственное, — два глухих намека в Посланиях Дионисия Коринфского: «…Павел, придя на крайний Запад, epi to terma tes dyseos» и в Canon. Muratori. Lin. 37: «Павел пошел из Города (Рима) в Испанию, Pauli ab Urbe ad Spaniam profecientis». Но эти два намека недостаточны. А между двумя несомненными свидетельствами самого Павла, в одном и том же, II Тим. — первым: «Я уже становлюсь жертвой… время моего отшествия настало… готовится мне венец» (мученический) (4, 6–8), — и вторым: «Я избавился от львиных челюстей» (4, 17), — между этими двумя свидетельствами нет места для путешествия в Испанию. Слишком также невероятно, чтобы Павел, говоря столь подробно и определенно, как Римл. 15, 22–24, о своем намерении идти в Испанию, мог совершенно умолчать об исполнении этого намерения; невероятно, чтобы и Лука или другой неизвестный творец Д. А. мог не упомянуть ни одним словом об этом путешествии. Weiss. II. 388. — Theodor von Zahn. Einleitung in das Neue Testament. Leipzig: Deichert, 1924. I. 451–454.
62
Weiss. II. 351.
63
Plato. Timaeos. 24, a. — «Книгу Еноха» Павел, вероятно, читал; мог читать и «Тимея», и «Крития» — «Атлантиду» Платона, или, по крайней мере, мог слышать о ней от неоплатоников и орфиков.
64
Hennoch. LII. 1–2.
65
Hennoch. XVII. 4–6.
66
Hennoch. II. 2.
67
Hennoch. LII. 4.
68
Д. Мережковский. Иисус Неизвестный. Т. II. Гл. IV. Блаженства. XVIII.
69
Если Павел обратился, еще будучи «юношей», neaniou (Д. А. 7, 58), т. е., вероятно, до тридцати лет, то, в 62 году, ему нет шестидесяти.
70
Renan. L’Antechrist. 177.
71
Tacit. Annal. XV. 44.
72
Martial. Epigr. X. 25, 5. — Juvenal. Sat. I. 155–156; VIII. 233–235. — Senec. De ira. III. 3. — Horat. Sat. II. 7, 58. — Petron. 149 (Buchler). — Senec. Epist. 37. — Sueton. Nero. 37.
73
Clement. Rom. Ad Corinth. I. 6:…diochteisai gynaikes… aikismata deine kai aniosia patheusai epi ton tes pisteos, bebaion dremon katentesan kai elabon geras genneion hai astheneus to semati. — Martial. Spectac. XXI. V. — Sueton Nero 12. — Tertull. Apolog. XV. 9; ad nation. I. 10. — Juvenal. VIII. 235. — Martial Epigr. X. 25, 5.
74
Sueton. Nero. 12.
75
Plin. Hist. nat. XI. 57. Изваяния Нерона в Капитолии, Ватикане, Палатине, Лувре.
76
Plin. Hist. nat. XXXVII. 5, 16.
77
Renan. I. 72, 181.
78
Inguine invadebat et eum affatim desaevisset. — Renan. 179.
79
Dio Cass. LXIII. 13. — Sueton. Nero. 29.
80
Acta Petri. Actus Vercellenses. 33–36. — Hennecke. I. 246–247.
81
Meyer. III. 499–500.
82
Zahn. 459. — Если бы память эта исчезла бесследно, то 29 июня 258 года, день, когда останки обоих великих Апостолов погребены были в Риме ad Catacombas, не мог бы уцелеть как единственное воспоминание о дне их смерти.
83
Павел здесь, вероятно, вспоминает тогдашний обычный вопль римской черни: «Christianos ad leones! Львам христиан!» Tertull. Apolog. XIV. 40.
84
Clement. Rom. ad. Corinth. V. 1–7; VI. 1–2. — Hennecke. I. 484–485.
85
Tacit. Annal. XV. 44.
86
Meyer. II. 495. — Zahn. I. 386, 448.
87
Zahn. 1. 444–446; III Kalend. Jul.: Petri in Catacombas, et Pauli, Ostensi, Tusco et Basso cons. — Liber Pontificalis, ed. Duchesne. I, II. — II Календа pro Hieronim, ed Duchesne: «Petri in Vaticano. Pauli in via Ostensi, utrumque in Catacombas, passi sub Nerone».
88
Acta Petri et Pauli, ed. Lipsius. 214, 9. — Zahn. I. 461. — Кажется, в греческом подлиннике, слова: hypo ten terebinthon u plesion tou dendron tou strobilon, указывают на хорошо знакомые, может быть, на высоких холмах, издалека видимые деревья. Римляне всего охотнее выбирали для казни высокие, отовсюду видные места: ad spectanda civibus (Plin. Hist. nat. XXXVI. 24, 3); «чтобы проходящие, видя казненных, страшились» (Quintil. Declamat. 274); «полезнейшего ради примера», res saluberrimi exempli (Tit Liv. Epist. 55).
89
Clement. Alex. Strom. VII. I. — Acta Petri et Pauli. 81. — Pseudo-Lin. 69–70. — Euseb. Hist. Eccl. III. I; Demonstr. Evang. III. 5. — Hieronim. De viris illustr. I.
90
Meyer. III. 51.
91
Память об этом осталась надолго незабвенной. — Vita Constant. П. 40. — Giovanni Battista de Rossi. Roma sotteranea cristiana. Roma, 1864–1877. I. 209–210. — Guiseppe Marchi. Monumenti delle arti cristiane primitive nella metropoli del cristianesimo, disegnati ed illustrati per cura di G. M. Architettura. Roma: Tip. di C. Pulcinelli, 1844. 199–220. — Meyer. III. 499. — Zahn. I. 457.
92
Hieronim. De vir illustr. I. — Zahn. I. 458.
93
August. Sermo. 259: «quamquam diversis diebus paterentur, unum erant. Praecessit Petrus, secutus est Paulus».
94
Rossi. Reisen auf griechischen Inseln des Aegeischen Meeres. 1843. 11. — Constantin von Tischendorf. Reise in der Orient. Leipzig: B. Tauchnitz, 1846. II. 258–265. — Honore Victor Guerin. Description de 1 ile de Patmos et de 1 ile de Samos. Paris: A. Durand, 1856. — Arthur Penrhyn Stanley. Sermons preached before His Royal Highness the Prince of Wales during his tour in the East in the spring of 1862 with notices of some of the localities visited. London: J. Murray, 1863. P. 225. — Renan. L’Antechrist. 372–377.
95
Д. Мережковский. Иисус Неизвестный. I. Гл. 1, passim.
96
Pseudo-Clement. Homel. XVII. 12–17, 19; Recognit. IV. 36. — Renan. Saint Paul. 304–306.
97
Hieronim. Epist. 128. IV. Hieronim. In Ezech. Prolog. B Церкви Восточной Иероним, так же как Августин, не «святые», а только «блаженные». В Церкви же, может быть, не только Западной, католической, настоящей, но и будущей, Кафолической, Вселенской, оба — святые.
98
August. Sermo de Urbis excidio VI. (Всюду в дальнейших ссылках на творения св. Августина имя его, для краткости, выпущено.)
99
Sermo. 105, 12. — Quodvuldt. De tempore barbarico. — Pierre Champagne de Labriolle. Histoire de la litterature latine chretienne. Paris: Societe d’edition «Les belles lettres», 1920. P. 522.
100
Oremus ut veniat (Dominus) et destruat mundum. — Origen. In Jes., nov. homel. VI. 4.
101
Может быть, больше всего отдаляет от нас Августина его многословная риторика. «Ритор в язычестве», — это понятно и выносимо, но в христианстве трудно вынести, по крайней мере нам, с нашим деловым отвращением к пустословию, особенно к религии: тут, кажется, в нас, грешных, многим Святым неизвестное движение Духа во времени. «Делай!» — говорит Иисус Павлу, на пути в Дамаск; «читай!» — говорит Августину «Глас Божий» (tolle — lege! Возьми — читай!). Павел прежде всего — «делатель»; Августин — «читатель» и уже потом «делатель». Вечный «книжник», «многописец». Одиннадцать огромных фолиантов Бенедиктинского издания, 80 дошедших до нас книг, составляют лишь третью часть всех «Творений Св. Августина». Он и сам признается, что одержим «похотью слов», libido verborum. «Лавочником слов», venditor verborum, сам называет себя (Confess. IX. 5. 1). Тридцать лет «торговал болтовней», loquacitatem… vendebam (Confess. IV. 2. 1), в Тагасте, Карфагене, Риме, Милане, и это не прошло ему даром: «ритор», не только в язычестве, но и в христианстве, — спорщик, диалектик, первый схоластик средних веков, «новый Цицерон», «бог красноречия» (Sekund. Epist. ad August. III). О, конечно, не только это, но и это! Даже в лучших книгах Августина, в «Исповеди» и в «Граде Божием», — целые, для нас непроходимые, Сахары слов. Он это и сам сознает: «Веру я опустошал пустословием жалким и неистовым» fidem… misserima et furiosissima loquacitate vestabaram (De dono persever. II.