противятся, то принуждать к тому страхом и даже болью бича, flagellorum terroribus, vel etiam doloribus». — «Внутреннюю свободу рождает иногда и необходимость внешняя. — Foris inveniatur necessitas, nascitur intus voluntas». — Sermo. 112. VIII. — «Первый догматик Св. Инквизиции — Августин». — Hermann Reuter. Augustinische Studien. Gotha: F. A. Perthes, 1877. S. 501–503. — Batiffol. 335.
224
Epist. 118, ad Vincent.
225
Renan. Les Apotres. 78.
226
Sermo. 105. XII.
227
Очень для Августина значительно, что первую, смутную мысль о «смешении» двух Градов в истории он вовсе не боится заимствовать через еретика-донатиста, Тикония, от ересиарха Манеса. — Papini. 205.
228
Manichaei lupanar necdum reliquisti. — Opus imperfectum. I. 98.
229
De civit. Dei. XIV. 28.
230
De civit. Dei. I. 35; XVIII. 49.
231
De civit. Dei. XIX. 17. — Jolivet. 262–264. — Страшную меру «соглашения» двух Градов дает сам Августин, пишущий книгу «О святом девстве», De sancta virginitate, и остерегающий, в книге «О порядке», De ordine (II. 4): «Выгони из государства блудниц, и все возмутишь похотью. Aufer meretrices de rebus humanis, turbaveris omnia libidinibis».
232
De civit. Dei. XIV, passim. — Hetzfeld. S. Augustin. 1924. P. 262–264.
233
De civit. Dei. XV. 4; XIX. 12.
234
Ille fidei Imperator… arce auctoritatis munivit Ecclesiam. — Epist. 118. XXXII. — Batiffol. 539.
235
Eginhard. Vita Caroli Magni, ed. Halphen, 1923. P. 27.
236
Gerson, ap. Jolivet. 266.
237
Enken, ap. Papini. 299.
238
De civit. Dei, написана, вероятно, от 413 года до 426.
239
Epist. 138. XVI.
240
De natura boni. IV. — Opus imperfectum contra Julianum начат в 429 году, а в следующем, 430, Августин умер. — Guilloux. 382.
241
Opus imperf. I. 78, 79. — Pelag. Libell. fidei. XIII. — Tixeront. II. 428.
242
Labriolle. 544; Infantes nuper nati in illo statu sunt in quo Adam fuit ante praevaricationem, по слову Целестия, ученика Пелагия. — De gestis Pelag. 23; Opus imperf. VI. 8.
243
Pelag. Expositiones, ap. Hieronym. Epist. 133. I; 186. XXXVII.
244
Contra Jul. V. 2. — Opus imperf. IV. 36.
245
«Исповедь» написана в 400 г., а первая книга против Пелагия, «О естестве и благодати», De natura et gratia, в 415 г. — Guilloux. 382.
246
Confess. I. 7.
247
Confess. X. 29.
248
Confess. IV. 4.
249
«Gratis malus». — «Gratis» значит: «даром»; «Gratia» — «Благодать». Корень в обоих словах — один: «даром» сделанное зло — «даром» полученная Благодать (по учению Павла-Августина). В этом «лунно-морозном цветке красноречия» — прозрачнейший кристалл — «простое химическое тело» Зла — «первородный грех». Корень один — в двух словах, потому что один огонь искрится в обоих кристаллах, — Добра и Зла: gratis — Gratia; Confess. II. 4.
250
Confess. II. 6, ad fin.
251
De libero arbitrio. II. 18. — Книга эта написана около 388 года; Quaerebam unde malum, et non erat exitus. — Confess. VII. 11.
252
Confess. VII. 3; Epist. 138. XVI.
253
De divin. quest. LVIII. 4. — Malum non esse, nisi privationem boni usque ad omnio non esse. — Confess. III. 7. — Enchirid. XI; Etienne Henry Gilson. Introduction a l’etude de saint Augustin. Paris: Librairie philosophique J. Vrin, 1931. P. 179–181.
254
Nihil est ad intellegendum secretius. — De moribus Eccles. catholic. I. 40.
255
De praedest. sanct. VIII. — Сказано, по поводу I Kop. 4, 7: «что имеешь, чего не получил бы (даром)?». Книга эта написана в 428–429 гг., а в 430 году Августин умер.
256
«Contagium mortis». — Batiffol. 367. — De peccat. meritis. III. 9. — Nullus hominum in ista quae ex Adam defluit massa mortalium… non aegrotatus. — Epist. 186. XXXVII; De divers, quaest. ad Simplic., ap. Batiffol. 353; Pauci in comparatione pereuntium liberantur. — De civit. Dei. XXI. 12; De dono persever. 16. — Enchirid. 99. Epist. 180. XXIV. — De dono persever. 26; Batiffol. 354.
257
De praedest. sanct. VIII. 4. — Batiffol. 527. — De divers, quest, ad Simplic. I. 2.
258
Opus imperf. III. 24.
259
Epist. 186. VII; De dono persever., ap. Batiffol. 528; De corrept. et gratia. 46.
260
De civit. Dei. XX. 2.
261
Epist. 215. IV.
262
De peccat. meritis. I. 33.
263
Enchirid. 93. — De civit. Dei. XXI. 16. — De peccat. meritis. I. 21. — Contra Julian. V. 44. — Opus imperf. III. 99.
264
Sermo. 176. II.
265
Labriolle. 565, 570.
266
«Этого учения не надо проповедовать так, чтобы оно казалось ненавистным», — могло возбуждать ропот. — De dono persever. II. 22.
267
Epist. 156, ad Hieronym.
268
Luther. Colloq. I. 80.
269
Confess. VII. 7.
270
Batiffol. 411, 412, 416–420, 428–431.
271
Sermo. 131. VI, ad mensam Cyriani. — Batiffol. 402–403.
272
Capitula, in Pair. Latin. XLX. P. 1756–1760. — Так именно толкует эти Римские Капитулы историк Церкви, Batiffol, в книге, изданной в 1920 г., с дозволения Рима, Imprimatur: «nul doute que la Predestination… soit mise au nombre de ces matieres… dans lesquelles le Siege Apostolique ne veut prendre part» (P. 534).
273
Confess. Ausburg., artic. XX.
274
Ego vero Evangelio non crederem, nisi me Catholicae Ecclesiae commoverat auctoritas. — Contra epistul. Fundamenti. VI (anno 397).
275
Barnab. Epist. V. 8.
276
Luther. Colloq. I. 80.
277
Felix Kuhn. Luther, sa vie et son oeuvre. Paris: Sandoz et Thuillier, 1883–1884. III. 356.
278
Sermo. 17. II; 232. IV.
279
…Quaecum habet, inaniter habet. — De dono persever. LXVI, в 329, за год до смерти; Sermo. 40. V.
280
Zelter, в письме к Гёте. — Sertillanges. 182.
281
De Trinitate. XV. 50–51.
282
De Trinitate. XV. 18.
283
Bruyne. I. 63.
284
Bertrand. 114.
285
Possid. XXVIII. — Papini. 271.
286
Possid. XXXI; Quod custodit Christus, non tollit gothus. — Sermo. 296. II.
287
Papini. 219; Bertrand. 439.
288
Possid. XXX.
289
Possid. XXVIII.
290
Possid. XXVIII.
291
Possid. XXIX.
292
Possid. XXIX.
293
Possid. XXXI.
294
Papini. 240.
295
Possid. XXXI.