Мишна. Раздел Моэд. Трактат Мегила.
Сказано в Мишне, в трактате «Таанит» (4:6): «С началом [месяца] ава умеряют веселье». Гемара замечает по этому поводу: «Точно так же, как с началом ава умеряют веселье, С НАЧАЛОМ АДАРА УМНОЖАЮТ ВЕСЕЛЬЕ». То есть, заповедь о веселье в праздник Пурим накладывает свой отпечаток на весь месяц aдap.
Талмуд Йерушалми также высказывает мнение по поводу чтения Мегилат-Эстер, что эта заповедь может быть исполнена в любой день всего месяца адар. В трактате «Софрим» рассказывается, что во времена одного из величайших мудрецов Мишны — раби Меира существовал обычай, согласно которому на исходе первой субботы адара прочитывали первые пять глав Мегилат-Эстер (до слов «В ту ночь…»), а на исходе следующей субботы дочитывали ее до конца.
Чтение Мегилат-Эстер является особой заповедью. Это следует из таких ее слов (9:28): «И дни эти помнят и отмечают в каждом поколении… и эти дни Пурима не уйдут из среды иудеев, и память о них не исчезнет в их потомках». Как именно выражается память об этих днях? Чтением Мегилат-Эстер (Мегила 2б; Йерушалми, Мегила 1:1). А в трактате «Макот» (23б) сказано: «Три установления принял земной бейт-дин, и небесный бейт-дин согласился с ними, и одно из них — это чтение Мегилы. Сказано (Мегилат-Эстер 9:27): «Утвердили и приняли иудеи на себя» — утвердили на небесах то, что приняли на себя иудеи на земле».
Рамбам пишет: «Чтение Мегилы вовремя — это одно из предписаний мудрецов Торы, установленное, как всем известно, по инициативе пророков. Все обязаны исполнять его — мужчины, женщины, геры и рабы-вольноотпущенники, малолетних детей также приучают к чтению Мегилы. Даже когены, находящиеся на службе в Храме, оставляют свою работу и идут слушать Мегилу. И если уж даже изучение Торы прерывают для чтения Мегилы, то нечего говорить о других заповедях Торы — все они отступают перед необходимостью слушать Мегилу…Заповедь требует, чтобы Мегилу прочитывали целиком и дважды: ночью и днем» (Законы о Мегиле 1:1,3).
Подробному разбору законов о чтении Мегилы в праздник Пурим посвящен этот трактат Мишны.
Кроме того, он рассматривает тему о чтении Торы и гафтары в субботы, праздники и прочие времена.
В Талмуде Йерушалми (Мегила 4:1) сказано следующее: «Моше ввел правило, чтобы в народе Израиля читали Тору в субботы, праздники, новомесячья и в хол-гамоэд» — как сказано (Ваикра 23:44): «И передал Моше заповеди о днях, установленных Г-сподом, сынам Израиля». Эзра же ввел чтение Торы по понедельникам и четвергам, а также в субботнюю Минху».
Однако в Талмуде Бавли (Бава кама 82а) приводится такая барайта: «Сказано в Торе (Шмот 15:22): «И шли они три дня по пустыне и не нашли воды». Толкователи говорят: нет другой воды, кроме Торы… Поскольку три дня шли они без Торы — изнемогли, и тогда пророки, что находились меж них, установили, чтобы в субботу читали Тору, воскресенье пропускали и читали в понедельник, вторник и среду пропускали, читали в четверг и пропускали канун субботы — чтобы не пробыть трех дней без Торы».
Отсюда видно, что установление читать Тору в определенные дни — очень древнее. Однако разбивка ее на 54 раздела — соответственно числу недель в году — более позднего происхождения. Известно из Гемары (Мегила 296), что в Стране Израиля цикл прочтения Торы занимал три года. Однако повсеместное распространение получил обычай вавилонских евреев заканчивать чтение Торы за один год.
Во времена Мишны каждый, кого вызывали к Торе, сам прочитывал соответствующий отрывок, и за время всей церемонии чтения Торы благословения произносили только дважды: первый вызванный говорил благословение «Избравший нас из всех народов», а последний — «Давший нам истинную Тору», или, как говорит Гемара, «открывающий произносит начальное благословение, а заканчивающий — заключительное» (Мегила 21). Однако позже мудрецы постановили, что каждый из вызываемых к Торе произносит оба благословения: первое перед началом чтения своего отрывка, другое — после его окончания.
Причину этого Гемара формулирует так: «Из-за входящих и из-за выходящих» (то есть, чтобы приходящие в синагогу или выходящие оттуда во время чтения Торы не подумали, будто какое-то из этих благословений не было произнесено вовсе). Спустя еще некоторое время, когда выяснилось, что многие не умеют читать Тору как следует, было принято еще одно постановление: что в каждой синагоге Тору должен читать постоянный чтец (обладающий всеми необходимыми знаниями и опытом), а вызванный будет повторять за ним весь текст шепотом — такой порядок существует по сей день.
Во времена Мишны и Талмуда рядом с читающим Тору обычно стоял «метургеман», переводчик, который каждый прочитанный стих переводил на арамейский — в то время разговорный язык еврейского народа.
В определенные дни после чтения Торы принято читать главу из пророков, связанную с содержанием или прочитанного ранее отрывка из Торы, или того дня. Эта глава из пророков называется гафтара, и о происхождении и смысле этого обычая существуют различные мнения. Наиболее распространенное из них — что чтение гафтары было установлено в период гонений на евреев, когда им запретили чтение Торы в синагогах. Поэтому было решено читать вместо него отрывок из книг пророков, связанный по содержанию с тем разделом Торы, который должны были бы читать в тот день, и включающий в себя, по крайней мере, 21 стих (напоминающий о семи вызываемых к Торе, каждый из которых должен прочитать минимум три стиха). Также постановили, чтобы перед чтением гафтары и после нее произносили особые благословения. Это установление осталось в силе и после того, как преследования евреев прекратились (Авударгам; «Тишби»). Но для того, чтобы выразить первенствующую роль Торы, ввели правило, согласно которому чтец гафтары сначала должен прочитать минимум три последних стиха из отрывка Торы, который перед этим прочел последний из вызванных, произнеся, как полагается делать каждому, кого вызывают к Торе, соответствующие благословения до и после чтения. Тем самым демонстрируется всем превосходство Торы над речами пророков.
Существуют различные мнения и о смысле названия гафтара. Некоторые авторитеты говорят, что оно означает «замена» — так как во время гонений гафтарой заменяли чтение Торы. Другие утверждают, что его значение — «завершение», так как гафтарой заканчивают чтение Торы. Есть и другие точки зрения, но здесь мы не считаем нужным говорить о них.
Законам о чтении Торы и гафтары посвящены главы 3-4 этого трактата Мишны, а в качестве введения к ним сообщаются также законы о святости синагоги и о различных принадлежностях Б-гослужения.
Глава первая
Мишна первая
МЕГИЛУ ЧИТАЮТ ОДИННАДЦАТОГО адара, ДВЕНАДЦАТОГО, ТРИНАДЦАТОГО, ЧЕТЫРНАДЦАТОГО или ПЯТНАДЦАТОГО — НЕ РАНЬШЕ И НЕ ПОЗЖЕ. В БОЛЬШИХ ГОРОДАХ, ОБНЕСЕННЫХ СТЕНОЙ СО ВРЕМЕН ЙЕГОШУА БИН-НУНА, ЧИТАЮТ ПЯТНАДЦАТОГО. В ДЕРЕВНЯХ И КРУПНЫХ ПОСЕЛКАХ ЧИТАЮТ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО — ТОЛЬКО жители ДЕРЕВЕНЬ ДЕЛАЮТ ЭТО РАНЬШЕ В БАЗАРНЫЕ ДНИ.
Объяснение мишны первой
Написано в Мегилат-Эстер (9:31): «Исполнять [решение] об этих днях Пурима В ИХ ВРЕМЕНА». Отсюда следует, что для празднования Пурима мудрецы установили много времен. Какие именно — и сообщает нам эта мишна МЕГИЛУ ЧИТАЮТ или ОДИННАДЦАТОГО адара, или ДВЕНАДЦАТОГО, или ТРИНАДЦАТОГО, или ЧЕТЫРНАДЦАТОГО адара, или ПЯТНАДЦАТОГО — то есть, в один из этих пяти сроков, — но НЕ РАНЬШЕ одиннадцатого адара И НЕ ПОЗЖЕ пятнадцатого.
В БОЛЬШИХ ГОРОДАХ, ОБНЕСЕННЫХ СТЕНОЙ СО ВРЕМЕН ЙЕГОШУА БИН-НУНА — то есть в тех городах, которые были окружены стенами в те времена, когда евреи завоевывали Страну Израиля под руководством Йегошуа Бин-Нуна, и несмотря на то, что, возможно, в настоящее время стен вокруг них уже нет, — ЧИТАЮТ Мегилу ПЯТНАДЦАТОГО адара. В ДЕРЕВНЯХ же И КРУПНЫХ ПОСЕЛКАХ ЧИТАЮТ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО.
Сказано в Мегилат-Эстер (9:19): «Поэтому незащищенные иудеи — живущие в городах, не обнесенных стенами, — делают ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ МЕСЯЦА АДАРА [днем] веселья, и пира, и праздника». Отсюда следует, что те евреи, которые живут в городах, обнесенных стенами, читают Мегилу ПЯТНАДЦАТОГО адара. Ведь если, как рассказывает Мегила, четырнадцатого адара все евреи, которые жили в открытых городах, расправились со своими врагами и получили покой, то евреи столицы Шушана достигли этого лишь на следующий день, пятнадцатого. Поэтому днем праздника у первых стало четырнадцатое, а у вторых — пятнадцатое адара, то есть тот день, когда и у тех, и у других наступил покой (Эстер 9:16-18). В зависимости от этого когда устанавливали праздник Пурим для евреев, живущих в городах, не защищенных стеной, и для евреев, живущих в столице Шушане, обнесенной стеной, то установили однодневный праздник именно в тот день, когда каждые из них получили покой от врагов: для первых — 14 адара, для вторых — 15 адара. И постановили, что статус всех городов, окруженных стеной, равняется статусу Шушаны — то есть, евреи, живущие в них, читают Мегилу 15 адара.
Но почему же, в таком случае, в качестве критерия было выбрано время Йегошуа Бин-Нуна, а не царя Ахашвероша?
Талмуд Йерушалми объясняет, что это было сделано с целью выразить любовь к Стране Израиля, лежащей в то время в развалинах. Ни у одного ее города не было стен, и если бы день чтения Мегилы поставили в зависимость от статуса городов во время правления Ахашвероша, оказалось бы, что ни один из городов Страны Израиля по статусу не был бы равен Шушане. Поэтому было решено, что в тех городах, которые имели стены в дни Йегошуа Бин-Нуна — несмотря на то, что теперь у них нет стен, — будут читать Мегилу 15 адара, «и будет напоминать это чудо также о Стране Израиля» (Рамбам).
В Гемаре приводится также основание для этого установления, найденное в Танахе по принципу аналогии. В Мегиле сказано (9:19): «Поэтому иудеи НЕЗАЩИЩЕННЫЕ», и сказано в Торе (Дварим 3:5): «Все это — города укрепленные, с высокой стеной… кроме городов НЕЗАЩИЩЕННЫХ» — как во втором случае речь идет о временах Йегошуа Бин-Нуна, так и в первом случае речь идет о тех же временах.
Правда, в действительности в цитате из Торы говорится о войне, которой руководил Моше, однако в данном случае на первый план ставят Йегошуа Бин-Нуна — потому что, во-первых, именно он ввел евреев в Страну Израиля. Во-вторых, как отмечают некоторые комментаторы, не кто иной, как Йогошуа был первым, кто сразился с Амалеком, потомком которого был Гаман — сама Тора намекает на эту особую роль Йегошуа: «Запиши это на память в книгу и внуши Йегошуа: что Я совершенно сотру след Амалека из-под небес» (Шмот 17:14). Вот поэтому, как было сказано выше, статус городов и поставили в зависимость от того, какими были они именно в дни Йегошуа.
Как бы там ни было, но из всего этого следует, что для чтения Мегилы установили, по крайней мере, два