Скачать:TXTPDF
Мишна. Раздел Моэд. Трактат Рош-Гашана

— ЭТО: В ПЕРВЫЙ день НИСАНА — Рош-Гашана ДЛЯ ЦАРЕЙ И ДЛЯ ПРАЗДНИКОВ; В ПЕРВЫЙ день ЭЛУЛА — РОШ-ГАШАНА ДЛЯ МААСЕРА СКОТА, но РАБИ ЭЛЬАЗАР И РАБИ ШИМОН ГОВОРЯТ: В ПЕРВЫЙ день ТИШРЕЙ; В ПЕРВЫЙ день ТИШРЕЙ — Рош-Гашана ДЛЯ обычных ГОДОВ, ДЛЯ годов ШМИТЫ И ДЛЯ ЙОВЕЛЕЙ, ДЛЯ ПОСАДОК И ДЛЯ ОВОЩЕЙ; В ПЕРВЫЙ день ШВАТА -Рош-Гашана ДЛЯ ДЕРЕВЬЕВ, ПО СЛОВАМ ШКОЛЫ ШАМАЯ, А ШКОЛА ГИЛЕЛЯ ГОВОРИТ: В ЕГО ПЯТНАДЦАТЫЙ день.

Объяснение мишны первой

В Торе сказано (Ваикра 23:24) «В седьмом месяце, в первый день месяца, будет у вас день полного покоя, НАПОМИНАНИЕ О ТРУБЛЕНИИ, священное собрание». Сказано еще (Бемидбар 29:1): «А в седьмом месяце, в первый день месяца, священное собраниеДЕНЬ ТРУБЛЕНИЯ будет у вас». Праздник этот, который Тора обозначает словами «день трубления», «напоминание о трублении», в Мишне называется «Рош-^ашана», «Начало года». Потому что так сообщает традиция, воспринятая мудрецами от давних поколений: 1-е тишрей — это день, когда Небесный бейт-дин определяет судьбу всех созданий на следующий год (как говорится ниже, в мишне второй).

Правда, один раз словосочетание «Рош-Гашана» встречается также и в Танахе (Йехезкель 40:1), однако там сказано: «В POШ-ГАШAHA, В ДЕСЯТЫЙ ДЕНЬ МЕСЯЦА». То есть, на самом деле речь идет о Йом-Кипуре, а выражение «Рош-Гашана» употребляется для обозначения некоторого времени сразу после начала года. Мудрецы же говорят (Арахин 12а), что год, о котором говорит Йехезкель, был йовелем, а в такой год Йом-Кипур тоже называется «Рош-Гашана», поскольку тогда тоже трубят в шофар и читают «Малхийот», «Зихронот» и «Шофарот» как и в Рош-гашана (см. ниже, 3:5).

В Торе мы тоже находим намек на то, что месяц тишрей -это начало года. Это следует из таких слов: «И праздник сбора урожая на исходе года» (Шмот 23:16), «И праздник сбора урожая, годичное равноденствие» (Шмот 34:22). Спрашивает Талмуд Йерушалми: «Что это за месяц, в котором есть и праздник, и равноденствие, и сбор урожая, и исход года в нем?» И отвечает: «Скажи: это тишрей.»

Кроме того, месяц тишрей — начало сельскохозяйственного года (как будет разъяснено в этом трактате), галаха установлена согласно точке зрения раби Элиэзера, считающего, что сотворение мира закончилось именно в месяц тишрей, поэтому в молитве на Рош-Гашана есть такие слова: «Этот деньначало трудов Твоих, напоминание о первом дне…».

Впрочем, в отношении отсчета месяцев года первый месяц — нисан. Как говорит об этом Тора (Шмот 12:2): «МЕСЯЦ ЭТОТ ДЛЯ ВАС — НАЧАЛО МЕСЯЦЕВ, ПЕРВЫЙ ОН У ВАС ДЛЯ [ОТСЧЕТА] МЕСЯЦЕВ ГОДА». То есть: месяцы года отсчитываются с нисана — месяца, в котором сыны Израиля вышли из Египта. Следовательно, первое нисана — тоже «Рош-Гашена»: Рош-Гашана еврейской монархии и Poш-Гaшана еврейских праздников, которые все являются напоминанием об исходе из Египта и освобождении еврейского народа.

И еще два «Рош-Гашана» упоминает наша Мишна: Рош-Гашана для отделения маасера скота и Рош-Гашана для отсчета возраста деревьев (как будет разъяснено ниже).

ЧЕТЫРЕ дня — четыре даты есть в году, — которые называются РОШ-ГАШАНА — каждый из них называется Рош-Гашана, потому что в определенных аспектах (о чем ниже сказано более подробно) каждый из них является началом нового года. ЭТО следующие даты.

В ПЕРВЫЙ день месяца НИСАНА — РОШ-ГАШАНА ДЛЯ ЦАРЕЙ — этот день является точкой отсчета лет царствования царей Израиля. В какой бы месяц ни был коронован новый царь, с ближайшего 1-го нисана начинается второй год его царствования, со следующего — третий и т.д.

Гемара выводит это из сказанного в книге «Млахим» (1,6:1): «И было: спустя восемьдесят лет и четыреста лет после ухода сынов Израиля из страны египетской, в четвертом году, в месяце зив — он же месяц второй, — от начала царствования Шломо над Израилем…». Писание указывает здесь на аналогию между отсчетом лет от исхода из Египта и отсчетом лет царствования Шломо: как первый начинается с нисана, так и второй ведется с нисана.

Это имеет особое значение для ДАТИРОВКИ ДОКУМЕНТОВ, так как в древности в документах всегда указывали год правящего в это время царя, — например: «3-го кислева во второй год царствования царя такого-то». Если новый царь был коронован в адаре, то уже с 1-го нисана в документах указывали: «Второй год царствования царя такого-то». Если же по ошибке второй год царствования указали только спустя 13 месяцев, с начала следующего нисана, это могло привести к серьезным ошибкам при использовании этого документа.

Поясним сказанное примером. Занимая деньги, составляют долговое обязательство следующего содержания: в случае, когда долг не будет уплачен в такой-то срок, заимодавец имеет право взыскать его, забрав себе такой-то участок земли должника. Если же после того, как такой документ был написан, должник продал кому-то свое земельное владение, и не вернул свой долг вовремя, кредитор имеет право забрать участок земли, указанный в долговом обязательстве, у того, кто купил этот участок. Документ же, в котором указана более ранняя дата, чем дата действительного получения займа, является недействительным. Дело в том, что, например, когда долговое обязательство датировано кислевом, в то время как деньги получены только в швате, в случае невозвращения долга заимодавец, основываясь на том, что указано в долговом обязательстве, придет взыскивать долг с участка, проданного должником, раньше, чем долг был взят. Ясно, что это несовместимо с понятием справедливости, и потому мудрецы наказывают предъявляющего такой негодный документ тем, что вообще запрещают ему взыскивать долг с проданных должником участков земли — даже с тех, которые он продал уже после получения денег взаймы.

Итак, если царь начал царствовать в адаре, а спустя 13 месяцев в долговом обязательстве проставлена дата: «Второй год царствования царя такого-то», то поскольку в действительности этот нисан относится уже к третьему году царствования этого царя, документ — негоден.

И ДЛЯ ПРАЗДНИКОВ — с нисана начинается отсчет праздников года, из которых Песах (который празднуют уже в нисане) — первый праздник в году. На этот порядок праздников указывает сама Тора, говоря (Дварим 16:16): «В праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник шалашей».

Какое значение имеет порядок отсчета праздников? Как объясняет Гемара, это может сыграть очень важную роль при определении условий взятого на себя обета. Она приводит дискуссию между раби Шимоном и мудрецами, которые считают, что если кто-нибудь взял на себя обет посвятить что-либо Всевышнему, но медлил с исполнением, пока не прошли три праздника, этот еврей нарушил запрет Торы задерживать исполнение обета (см. Дварим 23:22). Однако раби Шимон полагает, что обет следует исполнить за время от первого до третьего праздника года в их изначальной последовательности — а именно, Песах, Шавуот и Сукот. Значит, если кто-нибудь принял на себя обет между праздниками Песах и Шавуот, он не нарушит запрет Торы до тех пор, пока не пройдут пять праздников: Шавуот и Сукот, а потом три праздника года в их последовательности: Песах, Шавуот и Сукот.

Отсюда следует, что наша мишна, указывающая на первое нисана как на Рош-Гашана для отсчета праздников, соответствует мнению раби Шимона. Впрочем, ГАЛАХА УСТАНОВЛЕНА СОГЛАСНО МНЕНИЮ МУДРЕЦОВ.

Гемара приводит барайту, дополняющую сказанное в нашей мишне: «В ПЕРВЫЙ день НИСАНА — РОШ-ГАШАНА ДЛЯ отсчета МЕСЯЦЕВ, ДЛЯ ВИСОКОСНЫХ ЛЕТ (так как после начала нисана бейт-дин уже не имеет права объявить год високосным) И ДЛЯ ПОЖЕРТВОВАНИЯ ШЕКЕЛЕЙ (так как с самого начала нисана начинают совершать общественные жертвоприношения на шекели, собранные в этом году). А НЕКОТОРЫЕ ГОВОРЯТ: ТАКЖЕ ДЛЯ СДАЧИ В НАЕМ ДОМОВ (то есть, если, сдавая дом в наем, хозяин сказал: «Только на этот год», то как только наступил нисан, срок наема истек).

В ПЕРВЫЙ день ЭЛУЛА — РОШ-ГАШАНА ДЛЯ МААСЕРА СКОТА — так как от всего приплода крупного и мелкого рогатого скота, который появляется на свет в течение года, начиная с 1-го элула, обязаны отделить маасер.

О маасере этого рода так сказано в Торе (Ваикра 27:32): «А вся десятина крупного и мелкого рогатого скота — каждый, кто пройдет под посохом, [каждый] десятый будет святыней, [посвященной] Г-споду». Не отделяют маасер от скота, родившегося в этом году, имея в виду приплод другого года, и также не объединяют приплод разных лет для того, чтобы образовать количество, от которого обязаны отделять маасер. В Гемаре это правило выводят из следующих слов Торы (Дварим 14:22): «Десятину отделять — отделяй десятину от каждого урожая твоих зерновых, вырастающих в поле из года в год». В повторении слов «десятину отделять — отделяй десятину» мудрецы видят намек на два маасера: на маасер скота и маасер зерновых, а из слов «из года в год» делают вывод, что не отделяют маасер от урожая одного года за урожай другого.

Мишна устанавливает 1-е элула в качестве Рош-Гашана для отделения маасера скота потому, что в предыдущем месяце — аве, как правило, отмечается большой приплод.

Но РАБИ ЭЛЬАЗАР И РАБИ ШИМОН ГОВОРЯТ: В ПЕРВЫЙ день ТИШРЕЙ. Они выводят это из того же стиха Торы, в котором видят аналогию, проводимую между обоими видами маасера. Следовательно, как год для отделения маасера зерновых начинается с тишрей, так и год для отделения маасера скота также начинается с тишрей.

Впрочем, мудрецы — то есть оппоненты раби Эльазара и раби Шимона — в той же аналогии видят еще одно подтверждение своей точки зрения. А именно, — говорят они, — как от зерна маасер отделяют после того, как оно доходит до нужной кондиции (потому что в течение всего лета оно остается на гумне для просушки, а в начале тишрей его убирают в амбар), так и от скота маасер отделяют после того, как плод окончательно созревает в утробе матери и рождается на светпоскольку большинство скота рождается в аве, маасер скота отделяют в элуле).

В ПЕРВЫЙ день ТИШРЕЙ — РОШ-ГАШАНА ДЛЯ обычных ГОДОВ. Гемара приводит мнение, что речь идет о годах царствования нееврейских царей, и так объясняют эти слова мишны большинство комментаторов. Однако в Гемаре есть и другое мнение: что мишна имеет в виду годичные кругообороты движения солнца и луны. То есть, 1-го тишрей — Рош-Гашана для отсчета календарных лет (как это и принято сегодня). Наконец, говорят, что 1-е тишрей — это день Суда, когда Всевышний определяет судьбу всех Своих созданий и предопределяет все, что с ними случится вплоть до следующего тишрей. Именно это имеет в виду Тора, когда говорит (Дварим 11:12): «С начала года и до окончания года» — то есть, с начала года уже суждено все, что случится до окончания года.

ДЛЯ годов ШМИТЫ — которые начинаются с тишрей. По букве

Скачать:TXTPDF

. Раздел Моэд. Трактат Рош-Гашана Мишна читать, . Раздел Моэд. Трактат Рош-Гашана Мишна читать бесплатно, . Раздел Моэд. Трактат Рош-Гашана Мишна читать онлайн