Скачать:TXTPDF
Мишна. Раздел Моэд. Трактат Рош-Гашана

МЕНЬШЕ ДЕСЯТИ СТИХОВ — минимум десять цитат из Танаха в «МАЛХИЙОТ», ДЕСЯТИ в «ЗИХРОНОТ» и ДЕСЯТИ в «ШОФАРОТ».

Гемара поясняет, что число 10 взято потому, что царь Давид в заключительной, 150-й главе «Тегилим» 10 раз повторяет: «Восхваляйете Б-га!», в частности, там упоминается и шофар (150:3): «Восхваляйте Его, трубя в шофар!». Или: число 10 соответствует количеству заповедей, услышанных всем народом при Даровании Торы, во время которого также слышался звук шофара, как сказано (Шмот 19:19): «А голос шофара звучал все сильнее, Моше говорил, а Б-г отвечал ему вслух». Или: оно соответствует числу речений, посредством которых Всевышний сотворил мир (что, как замечает Раши, произошло именно в Рош-Гашана).

Талмуд Йерушалми приводит иное объяснение, касающееся каждого из этих благословений в отдельности: в «Малхийот» 10 цитат из Танаха в соответствии с десятикратным повторением призыва «Восхваляйте Б-га!» в главе 150 «Тегилим»; в «Зихронот» — в соответствии с десятью призывами к покаянию в главе 1 книги пророка Йешаягу (16-17): «Омойтесь, очистите себя» и т.д.; в «Шофарот» — в соответствии с десятью жертвами, входящими в мусаф Рош-Гашана: 7 овец, 1 телец, 1 ягненок и 1 козленок.

РАБИ ЙОХАНАН БЕН НУРИ ГОВОРИТ: ЕСЛИ СКАЗАЛ ТРИ В КАЖДОМ ИЗ НИХ — 3 цитаты в «Малхийот», 3 — в «Зихронот» и 3 — в «Шофарот», — ДОЛГ СВОЙ ИСПОЛНИЛ.

Гемара раскрывает также смысл числа 3: это три составные части Танаха — Тора, Невиим и Ктувим, или же это три составные части народа Израиля — когены, левиты и просто евреи.

Гаран разъясняет, что, в приниципе, и раби Йоханан бен Нури согласен с тем, что в «Малхийот», «Зихронот» и «Шофарот» следует прочитывать по 10 стихов, но, по его мнению, если прочел в каждом из этих благословений только три цитаты, то постфактум это засчитывается как исполнение долга, И ТАКОВА ГАЛАХА.

НЕ УПОМИНАЮТ ни в «ЗИХРОНОТ», ни в «МАЛХИЙОТ», ни в «ШОФАРОТ» ничего, связанного С Б-ЖЬИМИ НАКАЗАНИЯМИ. Например, в «Малхийот»: «Сильной рукою, и мощью великой, и изливая ярость, воцарюсь Я над вами» (Йехезкель 20:33); в «Зихронот»: «И вспомнил Он, что они — [всего навсего] плоть» (Тегилим 78:39); в «Шофарот»:

«Трубите в шофар (в знак предупреждения об опасности нападения врагов) в Гиве» (Гошеа 5:8).

Автор «Тосфот Йомтов» замечает, что мишна изменяет порядок благословений («Зихронот», «Малхийот» и «Шофарот» вместо «Малхийот», «Зихронот» и «Шофарот») потому, что после слова «упоминают» («мазкирин» — в оригинале) естественно следует однокоренное слово «зихрон» («напоминание» — в оригинале в ед.ч.).

НАЧИНАЮТ С ТОРЫ — в каждом из этих трех благословений сначала прочитывают цитаты из Торы, потом из Ктувим (как говорится в тексте молитвы — «И в словах Твоей Святости написано так…») — И ЗАКАНЧИВАЮТ ПРОРОКОМ — в конце прочитывают цитаты из книг пророков.

«Тосафот» объясняют, что цитаты из Ктувим предшествуют цитатам из пророков по той причине, что книги «Тегилим», «Мишлей» и книга Иова, входящие в Ктувим, написаны раньше, чем книги пророков. И по мнению раби Йоханана бен Нури, ЕСЛИ СКАЗАЛ ТРИ В КАЖДОМ ИЗ НИХ — то есть, если в каждом из благословений «Малхийот», «Зихронот» и «Шофарот» прочитал только один стих из Торы, один из Ктувим и один из Невиим, — ДОЛГ СВОЙ ИСПОЛНИЛ.

РАБИ ЙОСЕЙ ГОВОРИТ: ЕСЛИ ЗАКОНЧИЛ ТОРОЙ, ДОЛГ СВОЙ ИСПОЛНИЛ.

Гемара приводит следующую барайту от имени раби Йосей: «Закончил Торой — достоин хвалы», и в соответствии с ней Гемара так исправляет текст Мишны: «РАБИ ЙОСЕЙ ГОВОРИТ: ЗАКАНЧИВАЕТ ТОРОЙ, НО ЕСЛИ ЗАКОНЧИЛ ПРОРОКОМ — ДОЛГ СВОЙ ИСПОЛНИЛ». То есть, в принципе последняя цитата должна быть из Торы: прочитывают три стиха из Торы, три из Ктувим, три из Невиим и один, десятый, — снова из Торы (см. современный молитвенник), однако если последнюю, десятую, цитату взял из Книги пророков, постфактум это засчитывается как исполнение долга.

И ГАЛАХА СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ РАБИ ЙОСЕЙ.

Мишна седьмая

ТОТ, КТО ВСТАЕТ ПЕРЕД КОВЧЕГОМ В ПРАЗДНИК РОШ-ГАШАНА ВТОРЫМ, ПОДАЕТ знак к ТРУБЛЕНИЮ, А КОГДА читают ГАЛЕЛЬ — ГАЛЕЛЬ ВЕДЕТ ПЕРВЫЙ.

Объяснение мишны седьмой

ТОТ, КТО ВСТАЕТ ПЕРЕД КОВЧЕГОМ, где хранятся свитки Торы, — то есть, исполняет функции шаца — В ПРАЗДНИК РОШ-ГАШАНА ВТОРЫМ — иначе говоря, ведет молитву «Мусаф», — именно он ПОДАЕТ знак к ТРУБЛЕНИЮ в шофар после «Малхийот», «Зихронот» и «Шофарот», а не тот, кто перед ним вел первую утреннюю молитву «Шахарит».

Гемара поясняет, что сначала в шофар трубили во время молитвы «Шахарит», однако однажды в Рош-Гашана римляне заподозрили, что евреи трубят в шофар, подавая сигнал к началу восстания, напали на молящихся и перебили их. Тогда мудрецы решили перенести трубление в «Мусаф», чтобы ему предшествовали «Шахарит» и чтение Торы, — видя это, враги поймут, что евреи заняты молитвой и трубят в шофар только ради исполнения заповеди. С тех пор принято, что в шофар трубят именно в молитве «Мусаф».

В мишне сказано ТОТ, КТО ВСТАЕТ ПЕРЕД КОВЧЕГОМ… ВТОРЫМ потому, что в те времена, как и сейчас, было принято, что во время «Шахарит» и «Мусафа» роль шаца исполняют разные люди.

Что же касается того, что мишна говорит «ПОДАЕТ знак к ТРУБЛЕНИЮ», а не «трубит», то рав Гай-гаон объясняет, что шацу не разрешается трубить в шофар после срединных благословений «Мусафа», чтобы не усомниться, когда надо будет вернуться к молитве, и не сделать ошибки. Трубит в шофар другой человек, а шац лишь подает ему знак, когда начать трубление после окончания очередного благословения.

А КОГДА читают ГАЛЕЛЬ — то есть в остальные праздники, — ГАЛЕЛЬ ВЕДЕТ ПЕРВЫЙ шац — тот, который молится «Шахарит».

Сказано: «ГАЛЕЛЬ ВЕДЕТ» (в оригинале — «макрэ», дословно «подсказывает»), а не «читает», потому что в те времена порядок чтения «Галеля» был такой: щац прочитывал стих за стихом, а все присутствующие в синагоге повторяли за ним: «Славьте Б-га!» (см. наш комментарий к мишне Сукка 3:10, а также к мишне Сота 5:4, где мы приводим подробное объяснение Рамбама относительно образа чтения «Галеля» в те дни).

Мишна упоминает «Галель» в качестве отличительного признака других праздников потому, что в Рош-Гашана и Йом-Кипур Галель» не читают, так как они — время сокрушения сердца, когда ликование неуместно. И так говорит Гемара: «Возможно ли, чтобы Царь сидел на троне Суда, и книги живых и мертвых были раскрыты перед Ним, а Израиль бы пел?!»

Как было сказано выше, в начале нашей мишны, Гемара разъясняет, что вначале в шофар трубили во время молитвы «Шахарит». Некоторые комментаторы выводят отсюда, что «Малхийот», «Зихронот» и «Шофарот» тогда читали не в «Мусафе», а в «Шахарит» — потому что трубление в шофар неразрывно связано именно с этими благословениями. Однако автора «Маора» считает, что первоначально любая Амида Рош-Гашана — и в «Маариве», и в «Шахарит», и в «Мусафе», и в «Минхе» — состояла из девяти благословений, и три средние были именно «Малхийот», «Зихронот» и «Шофарот». Впрочем, в шофар трубили только в «Мусафе», как говорит наша мишна. Однако Рамбан возражает автору «Маора» и доказывает, ссылаясь на Талмуд Йерушалми (Швуот 1:4), что только «Мусаф состоял из девяти благословений.

Мишна восьмая

ШОФАР РОШ-ГАШАНА — НЕ ВЫХОДЯТ РАДИ НЕГО ЗА ПРЕДЕЛЫ ТХУМА, И НЕ РАЗБИРАЮТ РАДИ НЕГО ОБВАЛ, НЕ ПОДНИМАЮТСЯ НА ДЕРЕВО И НЕ СКАЧУТ ВЕРХОМ НА ЖИВОТНОМ, И НЕ ПЛАВАЮТ ПО ВОДЕ, И НЕ СРЕЗАЮТ ЕГО НИ ТЕМ, ЧТО ЗАПРЕЩЕНО ИЗ-ЗА ШВУТА, НИ ТЕМ, ЧТО ЗАПРЕЩЕНО ТОРОЙ. ОДНАКО ЕСЛИ ХОТЯТ НАЛИТЬ В НЕГО ВОДЫ ИЛИ ВИНА -ПУСТЬ НАЛЬЮТ. НЕ ОСТАНАВЛИВАЮТ ТРУБЯЩИХ ДЕТЕЙ, НО ЗАНИМАЮТСЯ С НИМИ, ПОКА те НЕ НАУЧАТСЯ, ОДНАКО как ЗАНИМАЮЩИЙСЯ НЕ ИСПОЛНЯЕТ СВОЕГО ДОЛГА, так И СЛУШАЮЩИЙ ЕГО ДОЛГА СВОЕГО НЕ ИСПОЛНЯЕТ.

Объяснение мишны восьмой

Мишна разъясняет, что хотя трубление в шофар в Рош-Гашана — заповедь Торы, ради нее не нарушают не только запретов, связанных с праздником, но даже запретов, установленных мудрецами.

ШОФАР РОШ-ГАШАНА — НЕ ВЫХОДЯТ РАДИ НЕГО ЗА ПРЕДЕЛЫ ТХУМА — то есть, для того, чтобы принести шофар или послушать трубление в него, в Рош-Гашана запрещается уходить от населенного пункта дальше, чем на тхум-шабат.

Причину этого разъясняет Гемара. Трубление в шофар -это только одно предписание Торы, однако покой в праздник обусловлен двумя заповедями: предписанием и запретом. Тора говорит (Ваикра 23:24): «В седьмом месяце, в первый день месяца будет у вас день полного покоя» — это предписание; сказано еще (там же, 23:25): «Никакой работы не совершайте» — это запрет. И есть правило: одно предписание не может одновременно отменить и другое предписание, и связанный с ним запрет.

А Гаран объясняет это так: «Мудрецы придали своим постановлениям такую же силу, которой обладают заповеди Торы, и поэтому раз заповедь о трублении в шофар не отменяет запрета работать в праздник, швут — постановление мудрецов — она тоже не отменяет».

И НЕ РАЗБИРАЮТ РАДИ НЕГО ОБВАЛ. Если шофар оказался засыпан камнями, в Рош-Гашана их кучу не разбирают, чтобы вытащить шофар, так как в праздник запрещается поднимать и переносить камни как мукцэ.

Также в случае, если шофар находится на вершине дерева, НЕ ПОДНИМАЮТСЯ за ним НА ДЕРЕВО в Рош-Гашана, так как мудрецы запретили влезать на дерево в праздник из опасения, что при этом может сломаться ветка (и тем самым нарушится запрет Торы).

И НЕ СКАЧУТ ВЕРХОМ НА ЖИВОТНОМ. Например, запрещается сажать на лошадь или осла больного, который не в состоянии идти пешком, чтобы доставить его туда, где будут трубить в шофар. Это — тоже запрет мудрецов, которые установили его из опасения, что едущий верхом срежет хворостину, чтобы управлять животным.

И НЕ ПЛАВАЮТ ПО ВОДЕ — мудрецы запретили это в праздник из опасения, что пловец изготовит себе приспособления для плавания.

И НЕ СРЕЗАЮТ ЕГО — то есть рог, чтобы изготовить из него шофар, — НИ ТЕМ, ЧТО ЗАПРЕЩЕНО ИЗ-ЗА ШВУ-

ТА, — например, ножом, которым вообще-то разрешено пользоваться в праздник, — НИ ТЕМ, ЧТО ЗАПРЕЩЕНО ТОРОЙ, — то есть инструментом, служащим для работы, запрещенной в праздник Торой, — например, пилой.

Впрочем, есть и противоположная точка зрения: НИ ТЕМ, ЧТО ЗАПРЕЩЕНО ИЗ-ЗА ШВУТА, — например, серпом, которым обычно не срезают шофар, и потому это запрещено только как швут (так как работа в этом случае совершается как бы ненамеренно), НИ ТЕМ, ЧТО ЗАПРЕЩЕНО ТОРОЙ, — например, ножом, который обычно служит для подобных действий, и потому это запрещено как настоящая работа в праздник (Гемара, Раши).

ОДНАКО ЕСЛИ ХОТЯТ НАЛИТЬ В НЕГО ВОДЫ ИЛИ ВИНА в Рош-Гашана, чтобы очистить шофар и сделать его звучание более чистым, — ПУСТЬ НАЛЬЮТ — это не рассматривается как действие, совершаемое для усовершенствование предмета, что запрещено в праздник.

Не только НЕ

Скачать:TXTPDF

. Раздел Моэд. Трактат Рош-Гашана Мишна читать, . Раздел Моэд. Трактат Рош-Гашана Мишна читать бесплатно, . Раздел Моэд. Трактат Рош-Гашана Мишна читать онлайн