стих, мудрецы указывают
на законодательную деятельность, ограждающую выполнение законов Торы: «Сделайте охрану вокруг моих повелений».
101 Например, Писание (книга «Шмот» — «Исход», 23: 19) запрещает не только совместное приготовление, но также и одновременное поедание мяса чистого домашнего
млекопитающего с молоком. Часть мудрецов с целью отдалить человека от нарушения запрета Торы добавила запрет на одновременное потребление также мяса птицы
и молока. Однако не все были согласны с этим. Рабби Йоси а-Глили разрешал жителям своего города одновременное потребление мяса птицы и молока. (см. Вавилонский Талмуд, трактат «Шабат», 130а.). Впрочем, это было допустимым только во времена Рабби Йоси: на сегодняшний день, когда постановление, запрещающее потребление мяса птицы и молока, принято и распространено повсеместно, мы, согласно
Маймониду, уже не вправе оценивать адекватность тех или иных предупредительных
мер, так как предыдущие поколения сделали это за нас.
102 Например, в книге «Дварим» — «Второзаконие», 15: 1—11, сформулирован запрет требовать возвращение долга по окончании седьмого года семилетнего цикла — «шмиты». Кредитору также запрещалось отказывать человеку в просьбе дать деньги взаймы,
ссылаясь на приближение седьмого года. Кстати, для таких случаев глава Верховного
Суда (Санэдрина) Гилель легализовал процедуру, называемую «прузбо?ль». Её механизм позволял кредитору передать расписку о долге в судебный орган, чтобы последний востребовал деньги с должника. В этом случае долг по окончании седьмого года
семилетнего цикла не аннулировался — запрет Торы взимать долг по истечении седьмого года распространялся только на частное лицо. (для более детального ознакомления см. Штейнзальц А. «Введение в Талмуд», с. 296).
103 Например, запрет на употребление нееврейского вина, основной причиной которого
было то, что оно могло использоваться в языческих культах. Однако сегодня эта причина
менее актуальна, и основным мотивом для запрета является то, что употребляя нееврейское вино, человек может вступить в связь с женщинами-иноплеменницами и отойти от своего народа. Попутно хочется обратить внимание читателя на небезинтересный
момент. В Торе (книга «Шмот» — «Исход», 22: 17) сказано: «Колдунью не оставляй в жи-Комментарий к Мишне 53
ний было принято довольно много: постановления, установленные пророками и постановления, установленные мудрецами.104
Весь этот материал был собран, отредактирован и записан в единый свод законов (Мишну) после многих лет устной передачи от учителя
к ученику.105
Записав Мишну, Рабби Иегуда а-Наси зафиксировал в ней все возникшие разногласия. По мнению РаМБаМа, если бы Мишна была записана в категоричной форме, это послужило бы причиной несогласия между людьми, получившими от своих учителей разные практические указания. Предвидя это, Рабби Иегуда решил оставить все бытовавшие в ту пору мнения. Это нивелировало почву для конфликтов. Таким образом, если некто сегодня стал бы утверждать, что, мол, так-то и
так-то поступать запрещено, он был бы прав, потому что, благодаря
вых». Взяв в качестве примера лицо женского пола — колдунью, Писание обращает
внимание на реалии повседневности: женщины колдовством занимались (и занимаются по сей день) чаще, чем мужчины. Поэтому в трактате «Авот» — «Отцы», II, 8, сказано: «…Тот, кто приумножает женщин, приумножает колдовство…». Таким образом,
вступление в брак с женщиной-иноплеменницей окольным путём приводит к первоначальному запрету — участию в идолопоклоннических ритуалах и культах. Подобное
произошло даже с мудрым царем Шломо (Соломоном). В книге «Мелахим I» — «3-я
Царств», 11: 1 — 4, сказано:
И полюбил царь Шломо многих чужестранных женщин помимо дочери фараоновой: моавитянок, аммонитянок, идумеянок… — из тех народов, о которых Господь
сказал сынам Израиля: «Не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не
склонили сердца вашего к своим богам»… И было у него семьсот жён и триста наложниц, и развратили жёны сердце его. Во время старости Шломо жёны его склонили
сердце его к иным богам…
104 Например, Моше Рабейну издал постановление о том, что евреи должны изучать законы праздника «Песах» за 30 дней до празднования праздника (см. Вавилонский Талмуд,
трактат «Мегила», 4а.).
105 Эта запись была вынужденной мерой. Многочисленные трагедии еврейского народа
на протяжении двух первых столетий нашей эры (столкновения с домом Ирода, римскими прокураторами Иудеи, разрушение Второго Храма в 69 г. н. э., восстание Бар
Кохбы (132—135 гг. н. э.), завершившееся поражением, привели к существенному понижению уровня изучения Торы и поставили под угрозу устную традицию её передачи.
Тема записи Устной Торы обсуждается на листе № 60 трактата «Гитин» — «Разводные
письма» Вавилонского Талмуда:
Толковал Рабби Иегуда бар Нахмани, переводчик Рабби Шимона бен Лакиша.
Написано: «Напиши себе слова сии», — далее написано: «На устах слова сии», следовательно, написанные слова запрещено тебе произносить, а те, что — устно, запрещено записывать.
А на предыдущей странице Талмуд задается вопросом:
Ведь запрещено записывать Устную Тору?! Однако в силу того, что иного выхода
нет («сердце уменьшилось, и Тора забывается» — комментарий РаШИ к этому фрагменту), воспользовавшись руководящим принципом, обозначенном в Писании, «Теилим» — «Псалмы», 119: 126: Время действовать ради Господа — они преступили Твою
Тору.
См. также комментарий РаШИ в трактате «Брахот», 54а, к словам «Рабби Натан
говорит: они нарушили Твою Тору, ибо настало время действовать ради Господа», где
поясняется, что это являлось не нарушением, а спасением: пренебрежение частью
(т. е., запретом записывать!) привело в конце концов к сохранности целого — всей
Торы.54 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории
кропотливой работе Рабби Иегуды, существует возможность идентифицировать автора мнения, которое когда-то уже было высказано. В то
же время, правым может оказаться и его оппонент, настаивающий на
другой традиции, потому что есть также другое мнение мудреца, согласно которому был принят закон предпочтения мнения более обоснованного и логичного:
…Однако, при существовании слов одного и многих, потому что
иногда закон принимается согласно одному мнению; сим хотел научить тебя, что если будет ясная логика даже у одного — слушаем его,
несмотря на возражения многих…
(Предисловие к Мишне, с. 43)
Существуют также отдельные законы (мишны), где говорится о том,
что мудрец придерживался одного мнения, а затем передумал и занял
позицию своих оппонентов.106 Все это свидетельствует о том, что учителя
той эпохи преследовали только одну цель — выяснение истины в споре,
невзирая на личные мотивы.
Шесть разделов Мишны
Отредактированная Мишна была поделена на VI разделов:
I. Первый раздел «« — »?????Зраи?м» — «Посевы».
Раздел посвящён растительности земли и регламентации законов:
«« — »?????Кила?им» — «Запретные соединения». 107
«« — »?????Шмита?» — «Год пропуска». 108
«« — »????Орла?» — «Плоды, созревающие на дереве в течение первых трёх лет после посадки». 109
«« — »??????Трумо?т» — «Часть урожая, отделяемая в пользу потомков
Аарона — коэнов». 110
106 Вавилонский Талмуд, трактат «Эдуйот», 12а.
107 К числу запрещённых соединений относится запрет соединения льняных и шерстяных
волокон в ткани (книга «Дварим» — «Второзаконие», 22: 11), различных злаковых на поле,
скрещивания различных видов деревьев (книга «Дварим» — «Второзаконие», 22: 9),
скрещивания разных животных (книга «Ваикра» — «Левит», 19: 19), а также запрет на
одновременное использование в работе разрешённых и запрещённых для употребления в пищу животных (книга «Дварим» — «Второзаконие», 22: 10).
108 Здесь рассматриваются законы, запрещающие определённые виды обработки почвы
в седьмой год, регулируются права пользования плодами седьмого года, которые Тора
объявляет общим достоянием, а также законы седьмого года о возврате и прощении
долгов (книга «Ваикра» — «Левит», 25: 1—7; книга «Дварим» — «Второзаконие», 15: 1—6).
109 По закону Торы (книга «Ваикра» — «Левит», 19: 23), такие плоды запрещены для употребления в пищу или какого-либо иного использования.
110 Тора обязывает передать коэну — потомку Аарона, брата Моше Рабейну — 24 вида даров. Одним из видов таких даров является «трума» (книга «Дварим» — «Второзаконие», 18: 4;Комментарий к Мишне 55
II. Второй раздел «« — »????Моэ?д» — «Дата».
Раздел посвящен праздникам и законам, из них вытекающим.
III. Третий раздел «« — »????Наши?м» — «Женщины».
Раздел посвящён отношениям между мужчинами и женщинами:
браку, разводу, «ибу?м» — левира?тному браку.111
IV. Четвертый раздел «« — »??????Незики?н» — «Ущербы».
Раздел посвящён регулированию отношений сторон, участвующих
в гражданском обороте: купля-продажа, торговля, земельное совладение и т. д. и т. п.
Пятый раздел «« — »?????Кодаши?м» — «Жертвы».
В разделе разбираются законы жертвоприношений.
Шестой раздел «« — »?????Тэгаро?т» — «Чистота».
Раздел посвящён чистоте и нечистоте, какими их определяет Тора.
Рабби Иегуда а-Наси разбил каждую часть по видовому признаку
на трактаты. Трактаты, в свою очередь, на главы, а главы поделил на более мелкие составляющие для более удобного запоминания и учёбы,
каждую из которых назвал «закон», или по-другому — «мишна».112
В первый раздел вошло 11 трактатов.
Во второй — 12.
В третий — 7.
Учитывая, что трактаты «Ба?ва Ка?ма», «Ба?ва Меци?я», «Ба?ва Ба?тра» являются частями одного большого трактата, в четвёртый раздел вошло
8 трактатов.
В пятый — 11.
В шестой — 12.
книга «Бемидбар» — «Числа», 18: 12). «Трума» — часть урожая, которая отдавалась земледельцем коэну, а коэн обязан был её съесть. Урожай, от которого не была отделена «трума» («тевель») был запрещён к употреблению в пищу. В Писании не определен минимальный размер «трумы», поэтому мудрецы установили размеры, в зависимости от внутреннего настроя человека: 1/40 (максимальный), 1/50 (средний), 1/60 (минимальный).
111 Левиратный происходит от латинского «levier» — «деверь». Левиратный брак («ибум») —
обязанность вдовы в случае, если у неё от покойного мужа не было детей, выйти замуж
за старшего из его братьев или пройти процедуру освобождения от подобного брака —
«халица» (см. Книгу «Дварим» — «Второзаконие», 25: 5—10).
112 Термин «мишна» используется как в широком смысле для обозначения всего корпуса
«Нашей Мишны» — «Мишнате?йну» — « »,???????так и в узком — как отдельно взятый закон,
регулирующий отдельный вид поведения или деятельности.
113 Существуют ещё так называемые четырнадцать малых трактатов, которые по объёму не
так уж малы. Они не относятся ни к одному из разделов Мишны и существуют отдельно.56 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории
Текст Мишны чрезвычайно лаконичен и одновременно содержателен. Имеющиеся в ней скрытые детали были очевидны для такого проницательного знатока, как Рабби Иегуда а-Наси. Однако поздние мудрецы столкнулись с недопониманием скрытых граней Мишны:
…Ему всё было ясно, потому что его разум обладал крепкой природой и остротой мышления. Однако для тех, кто пришёл после него —
это оказалось очень сложным, потому что предыдущие мудрецы, действительно, были неразрывны со своими душами…
(Предисловие к Мишне, с. 51)
Упреждая будущие «потери», Рабби Хи?я (конец II века н. э., Персия)
посчитал нужным составить сборник, по структуре напоминавший
Мишну. Этот сборник был назван «Тосе?фта» — «« — »??????Добавление»,
который добавил детали к Мишне, объяснив и уточнив её.
Другой ученик, по имени Рав (вторая половина II века н. э., город
Кафри, Персия), составил сборник, названный «Бара?йта» — «Внешняя».114
Однако, все эти сборники уступают Мишне по точности и языку, поэтому они заняли по отношению к ней второстепенное место.
Каждое поколение мудрецов углублялось в слова Мишны пропорционально своей мудрости и пониманию, поэтому в течение времени
появились разногласия касательно понимания уже самой Мишны. Так
это продолжалось до Рава А?ши (335—427 гг. н. э., Персия) и Равви?ны (у.
422 г. н. э., Персия) — последних мудрецов поколения Талмуда, проделавших ту же работу по сбору и