украденный предмет становится собственностью сторожа».120
(Комментарий к Мишне, раздел «Незикин», с. 41).
Мишна вторая
Если человек арендовал корову у ближнего и одолжил её другому, и
умерла она естественной смертью, то арендатор даёт клятву, что корова умерла естественной смертью, а должник заплатит арендатору.121
Сказал Рабби Йо?си: «Он не имеет права зарабатывать на чужой корове, поэтому стоимость коровы должна вернуться хозяевам».
Рабби Моше, заботясь о тех, кому нет доступа к мыслям и трудам Великих, и нет возможности прочтения и понимания Гемары, ставил перед
собой задачу упрощённой передачи содержимого последней, снискав
бесконечную благодарность читателей за помощь в понимании Мишны:
Комментарий к мишне
Если человек арендовал корову у ближнего и одолжил её другому,
и умерла… и т. д.
В последней главе трактата «Швуо?т» — «Клятвы» будет прояснено,
что арендатор и платный сторож не отвечают за смерть животного. Од-
120 Вавилонский Талмуд, трактат «Бава Меция», 34а.
121 В тексте Талмуда, следующего за мишной, обсуждается несколько вопросов. Какова
роль арендатора в данной сделке? Является ли эта сделка трёхсторонней или же двусторонней, между арендодателем (хозяином) и должником? Имеет ли право сторож
передавать доверенное имущество другому сторожу, и если имеет, то на каких условиях?
Завершая обсуждение, Гемара задается общим вопросом, влияют ли поступки
человека на последствия, которые напрямую не связаны с причиной? Например, если
человек допустил преступную неосторожность, в результате которой животное оказалось на болотистой местности и погибло естественной смертью?
Талмуд предлагает два варианта ответов:
Преступное деяние сторожа и смерть животного никоим образом не связаны,
животное погибло бы в любом случае, независимо от местонахождения («?? ??? ??? ?? ???
« — »???? ???? ??ангел смерти — что мне здесь умертвить, что мне — там») — так считает одно из мнений. По второму мнению, коль скоро существует хоть малейшая вероятность того, что животное погибло в результате, например, переохлаждения на болоте,
поступки человека и последствия являют собой один комплексный механизм («????? ????
« — »????воздух болотистой местности умертвил»).
Корень последующего обсуждения Талмудом связи поступков и явлений содержится в словах мишны: «Если человек арендовал корову у ближнего и одолжил её другому…». Могла ли передача скотины одним лицом другому лицу с иной «судьбой» повлиять, может быть, метафизическим образом на её последующую смерть? Какова
степень участия человека в мире, который был создан и далее управляется Творцом?
Ответ — где-то там, между строк в Талмуде.62 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории
нако их заставляют дать клятву, что она (корова) умерла естественной
смертью, а также что они не проявили грубой неосторожности при
хранении, и освобождаются. А должник, как будет ещё разъяснено,122
обязан заплатить стоимость скотины, если она умерла, находясь в его
владении.
Арендатор, о котором идёт речь в Мишне, обладает полномочием от имени хозяина одалживать другим лицам. В противном случае,
он виноват по всем мнениям, согласно основополагающему правилу,
что сторож, который передаёт другому сторожу — виноват,123 если
только у него нет свидетелей, что второй хранил надлежащим образом… Закон — по мнению Рабби Йоси.
(Комментарий к Мишне, раздел «Незикин», с. 41)
Предисловие к главе «Хе?лек»
Глава «Хе?лек» в переводе с иврита означает «доля», «часть» и является одиннадцатой по счёту главой трактата «Санэдри?н» («Верховный
Суд»). Данный трактат посвящён проблемам справедливого судопроизводства, судебным процедурам, а также вопросам, касающимся
преступлений, наказуемых смертной казнью. Кроме того, в трактате изложены принципы построения Верховного Суда, состоящего из семидесяти одного судьи и малых судов — из двадцати трёх.124
Последняя глава трактата «Санэдрин» — «Хелек» получила своё название благодаря преамбуле мишны:
У каждого еврея есть доля в грядущем мире, как сказано: «И весь
народ Твой — праведники, навеки унаследуют землю…».125 А вот те, у
кого нет доли в грядущем мире: тот, кто утверждает, что нет воскрешения из мёртвых и что Тора не Божественного происхождения…
В главе «Хелек» мишна задаёт тему космического масштаба — обсуждение принципов веры. Текст Талмуда, следующий за мишной,
продолжает эту тему развивать, поэтому в нём приводится очень много
агадических текстов, повествующих о событиях в реальном или трансцендентном мирах.
Цель предисловия и комментария к главе «Хелек» обнаруживается
сквозь призму обсуждения РаМБаМом в послании «О воскрешении»
структуры книги «Мада?» — «Знание» — из кодекса «Мишне Тора»:
…Более того, встретился нам человек, считавшийся из мудрецов
Израиля, и, ей-Богу, он знал закон и, как он считал, обучался Торе
122 Вавилонский Талмуд, трактат «Бава Меция», гл. восьмая.
123 Там же, 36а.
124 Штейнзальц А. «Введение в Талмуд», с. 56.
125
«Ишаягу» — «Исайя», 60: 21.Комментарий к Мишне 63
с детства. При этом этот человек сомневался, телесен ли Всевышний,
есть ли у Него глаз, рука, нога, живот — как прямо сказано в Торе…
По этой причине было решено разъяснить в нашем галахическом
труде основные положения Торы в повествовательном стиле, без приведения доказательств, так как для этого требуются обширные познания во многих предметах, которыми эти люди не обладают…
(Сборник писем РаМБаМа. Т. I, письмо № 21, с. 341)
Введение к главе «Хелек» содержит подробные рассуждения по поводу различных верований о сущности блага (добра) как следствия соблюдения заповедей и сущности зла как следствия их несоблюдения.
По отношению к пониманию того, что есть «добро» и «зло», среди
приверженцев Торы Рабби Моше насчитал пять групп:
Первая полагает наивысшей благодатью пребывание в райском
саду. В сём благословенном месте столы ломятся от всевозможных
явств, текут винные реки, а дома выстроены из драгоценных камней.
Антипод высшего блага — это ад, геенна огненная, где полыхают тела
страдальцев.
Вторая придерживается точки зрения, по которой наступление эры
добра связано с приходом мессии — эпохой тотального покорения
сил природы человеком. В это время тела людей окрепнут, потомки
Адама заполонят собою весь земной шар на веки вечные, а из земли
будет произрастать готовая одежда, хлеб и другие продукты и вещи.
Между тем как зло — это отсутствие человека в эти благословенные
времена, которыми он, увы, не сможет насладиться.
Третья полагает, что благо связано с преодолением смерти — грядущим воскрешением. Человек вернётся в своё прежнее тело, встретит
своих домочадцев, в кругу которых разделит трапезу. Тогда как зло —
если ему за многочисленные проступки не будет суждено возродиться.
Четвертая понимает добро как покой и безмятежность тела в земном мире, чему сопутствуют наличие имущества, многочисленного потомства, продолжительности жизни, здоровья, безопасности, наличие
власти в руках евреев и усмирение их недоброжелателей. А зло — суета, бедность, болезни, тревога, отсутствие детей и т. п.
Пятая объединяет верования предыдущих четырёх групп.
Нетрудно заметить, что для вышеперечисленных групп является общим. Это основанные на принятой у них ценностной шкале представления и формируемые ими понятия: телесные наслаждения (потребление пищи, интимные отношения), материальные ценности (одежда, жилище) и привилегии (безопасность, власть).
Стремясь к расширению и одухотворению представления людей о
сущности блага, РаМБаМ в комментарии на главу «Хелек» приступает
к обсуждению грядущего мира. Он делает акцент на то, что именно
бестелесное бытие души заслуживает право быть названным незыблемым и реальным. Грядущий мир принципиально отличается от сего
мира тем, что люди существуют в иной ипостаси мироздания, полно-64 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории
стью отторгнутые от тех оценочных инструментов, которыми они руководствуются в земной жизни. Нематериальная душа находится в постоянном устремлении к обретению высшего и вечного блага, оценить которое посредством категорий бренных невозможно, ибо оно неописуемо…
Рабби Моше также повествует о душе, об её извечном идеале —
разумном постижении Вечного, Который обеспечивает душе бессмертное существование. Было отмечено в начале книги, что на пути
познания Божественного человек встречается с огромными трудностями, причём как на уровне самого постижения, так и на уровне подготовки к нему. И одной из подчас непреодолимых трудностей понимания является для человеческого рассудка такое сложное понятие как
экзистенция126 Творца. Сложность темы предопределена не только самой сущностью понятия, но и культурой среды, использующей искажающие данное понятие слова и словосочетания. Например, в Торе нередко встречаются антропоморфные примеры и сравнения, без правильного руководства и пояснения расставляющие порой непреодолимые препятствия на пути познания такого феномена как бестелесность
Всевышнего:
…Подобное этому происходит с человеком в отношении воззрений, к которым он привык или был воспитан на них: он лелеет и защищает их, отстраняясь от иных. Эта причина также заслоняет истину от
человека, склоняя к привычному, как это происходит у людских масс
касательно телесности и многих Теологических вопросов…
(Трактат «Путеводитель заблудших», часть I, глава 31, с. 46—47)
По РаМБаМу, если человек не занимался постижением (познанием!) в земной жизни, а вёл жизнь, погрязнув в удовольствиях и распутстве, он так и остался на уровне человекообразного животного, не реализовав своего потенциала, а это, в свою очередь, эквивалентно абсолютной смерти как тела, так и души, что именуется в Торе термином
«« — »???каре?т».
Маймонид также подчёркивает, что изучение Торы — важнейшая
составляющая в постижении человеком Высшего. Процесс исследования Торы должен быть доведен до полной абсолютизации и самоцели.
В отличие от любого объекта материального мира, служащего средством достижения поставленной цели, Тора — это Откровение самого
Бога, в ней Он Себя в определённой мере отразил, поэтому изучение
Торы ни в коем случае не может быть средством, промежуточным звеном, а только конечной, высшей целью.
Подводя итоги философско-теологическим размышлениям, Маймонид впервые в еврейской традиции формулирует чётко систематизированные тринадцать основ веры. Данную систему РаМБаМ вменяет
126 От лат. exsistentia — существование, бытие.Комментарий к Мишне 65
каждому еврею в качестве символа веры. Вся она представлена с комментарием Рабби Моше в конце предисловия к XI главе трактата «Санэдрин»:
1. Существование Бога.
2. Единство Всевышнего.
3. Бестелесность и неизменность Создателя.
4. Вечность и существование Творца до сотворения мира.
5. Бог один достоин почитания.
6. Действительность пророческого откровения.
7. Уникальность пророческого дара Моше Рабейну.
8. Божественность Торы.
9. Неизменность Торы.
10. Божественный надзор за человеческим индивидом.
11. Справедливое воздаяние.
12. Грядущее пришествие мессии.
13. Воскрешение из мёртвых.
Учение о душе
В предисловии к трактату «Аво?т» — «Отцы»,127 состоящему из восьми
глав, Маймонид подробно развил учение о душе.
Рабби Моше считает, что знание о душе также необходимо мудрецу, как врачу — знание науки о теле. Как врач для исцеления подбирает
курс лечения пациенту, так и судья использует знание устройства человеческой души, её функций для исправления душевных изъянов и недугов и находит оптимальные пути коррекции. В предисловии РаМБаМ
подчёркивает незаменимость использования профилактических мер,
предупреждающих как болезни тела, так и душевные расстройства.
При этом как сильно действующие лекарственные средства, так и наказания должны использоваться в качестве исключительной меры, когда
всё иное, увы, исчерпано.
Душа человека состоит из пяти «частей», соединённых воедино.
Растительная — 7 функций, обеспечивающих жизнедеятельность
особи и вида: обмена веществ, усваивания пищи, переваривания, выделения, роста, репродуктивная и функция разделения жидкости на
нужную и ненужную. Изучением этих процессов функционирования
органов и периодов функционирования каждого из них занимается
Ощущающая — 5 чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.
Воображение — воспроизведение в памяти прошлого опыта.
Побуждающая — мотивация. Благодаря этой части души, человек
желает чего-либо или питает отвращение к чему-либо.
127 Трактат представляет собой сборник нравоучительных высказываний мудрецов.66 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории
Разумная — рассудок и мышление. Благодаря разумной части,
осуществляется созерцание, познание и постижение, приобретение
мудрости и дифференциация между полезными и вредными действиями. Деятельность