разумной части подразделяется на два вида действий:
а) созерцательные, — направленные на постижение неизменных субстанций;
б) прикладные, — помогающие усвоить техники прикладных искусств
(ремесел) и их теоретический аспект.
Философский вопрос соотношения души и разума разрешается
Маймонидом по аналогии зависимости материи от формы, где в качестве материи выступает не материя как таковая, а исходное, потенциальное, состояние субъекта познания:
И знай, что эта единая душа или её части, о силах которой предшествовало наше повествование, о?на как материя, а разум — её форма.
И если она не приобретёт себе форму — то готовность (потенциал —
авт.), сосредоточенная в ней, для восприятия этой формы окажется напрасной, а само существование души пустым и бессмысленным. Об
этом сказал Царь Шломо (Соломон): «Не хорошо душе без познания…».128 Он хочет сказать, что существование души, которая не приобрела форму, а будет душой без познания — не к добру…
(Сборник предисловий РаМБаМа к Мишне.
Восемь глав, гл. I, с. 231)
В идеале «составная» человеческая душа должна трансформироваться в монолитное образование — единый разум, — путём приобщения к Активному Интеллекту. Приобщение к Высшему Разуму дарует
постигающему вечную жизнь путём преобразования всей его природы
до степени минимизации телесных нужд, вплоть до полного их отмирания. Именно таким было состояние Моше Рабейну в момент получения
Торы на горе Синай. Идеальное состояние — оно же и естественное,
так как в нём пребывали Адам и Хава? (Ева) в Эдемском саду до изгнания из рая.
По мнению Маймонида, при создании Первочеловека планировалось, что последний будет представлять собой чистый, сияющий разум,
назначение которого — различать между истиной и ложью. Функции же
различия между нравственными или безнравственными действиями в
него заложено не было. Данная функция появилась у человека позже,
когда он совершил проступок и был изгнан из сада.
Обсуждая эту тему, РаМБаМ в труде «Путеводитель заблудших», части первой, главе 2, приводит ответ на вопрос, суть которого в следующем. В Торе написано про Адама (Первочеловека), что когда он преступил повеление Творца не есть плода с Древа познания добра и зла
128
«Мишлей» — «Притчи», 19: 2.Комментарий к Мишне 67
(книга «Берешит» — «Бытие», 3: 6), то: «И раскрылись их глаза, и осознали они, что наги…» (там же, 3: 7). Чуть позже (там же, 3: 22) про Адама
сказано: «…Вот Адам стал одним из Нас, познав добро и зло…». Подводя итоги вышесказанного, оппонент делает заключение, что Адам до
греха находился на уровне животного, не разделявшего между добром и злом, а когда согрешил, поднялся на более высокую ступень,
получив представление о добре и зле, так сказать, «из грязи — в князи»?!
На этот вопрос Маймонид отвечает оппоненту в резкой форме, что
он тот «Кто мнит, будто способен понять Книгу, предназначенную быть
руководством для первых и последних, в перерывах между застольем и
любовными утехами, как это обычно происходит, когда перечитывают
исторические хроники или поэзию…». При творении, указывает РаМБаМ, человек был наделён Богом совершенным разумом, как сказано:
«И создал Господь человека образом — образом Господа создал
его…» (там же, 1: 27). С помощью разума он различал исключительно
между истиной и ложью. В то время как различие между добром и злом
относилось к сфере общепринятых представлений о морали и не относилось к компетенции разума. То есть до грехопадения разум мог
утверждать что-либо или отрицать, но он не мог дать нравственную
оценку тому или иному феномену. До грехопадения Адам не имел
представления о моральности или аморальности того или иного деяния, как сказано (там же, 2: 25): «И были оба нагими, Адам и его жена,
и не стеснялись». Однако после грехопадения, когда Адам, поддавшись уговорам его жены, Хавы (женщина — символ всякого рода практической деятельности и пользы в материальном мире), съел этот плод,
как сказано (там же, 3: 6): «И увидела женщина, что подходит это дерево для пищи, и что вожделенно оно для глаз…», — у него появилась эта
способность. И за то, что Адам поддался соблазну, Творец изгнал его из
сада, где он мог свободно предаваться умозрению, находясь вне добра и зла. Совершив свой судьбоносный выбор, человек оказался вынужден был питаться «колючками и сорняками»,129 в чём уподобился
скоту (появление телесной нужды), не обладавшему разумом, а только
воображением, которое напрямую связано с ощущениями.
С тех пор выбор между добром и злом также попал в ве?дение уже
«составного» разума, став неотъемлемой частью человеческого бытия.
Собственно разум подразделяется Маймонидом на «теоретический» (изначально присущий каждому), сообразительность (т. е., видимо, «смекалку») и разум приобретаемый. Теоретический разум
даётся каждому индивиду с рождения, являя собой интуитивное знание всеми узнаваемых истин — аксиом. Например, всем ясно, что
целое больше чем часть, а также что невозможно быть и не быть в одно
и то же время. Конечной точкой жизнедеятельности человека является
129 Книга «Берешит» — «Бытие», 3: 18: «И шип и репей произрастит тебе земля, и будешь
есть траву полевую».68 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории
приобретение «действительного», — то есть приобщённого к Божественному, — разума, обладание которым даёт ему право на долю в
грядущем мире. В случае, если разум остался в потенциальном состоянии, даруемом индивидууму при рождении, последний погибает
вместе с телом. Обсуждая это вопрос в послании к переводчику трактата «Путеводитель заблудших», Рабби Шмуэлю ибн Тибону, РаМБаМ
писал:
…Ибо мы уже прояснили, что силы, присущие телу, либо распространены по всему телу и делимы вместе с ним, либо неделимы при
делении тела, ибо данные силы по всему телу не распространены… И
мы также вывели, что всякому телу, имеющему предел, определён и
предел его силе — данная закономерность возникает у сил, распространённых по телу, и делящихся при его делении… Например, тепло
огня: жар отдельного уголька не распространяется на бесконечное
пространство, но лишь на определённое расстояние…
Однако у силы, неделимой при делении тела, не следует с необходимостью её исчезновение при аннигиляции тела, в котором данная
сила присутствует… Ведь известно, что человеческая мысль является силой, присущей телу, однако, несмотря на незначительную и ограниченную величину своего носителя, его мысль достигает высоты, превышающей девятую сферу…, и не следует с необходимостью, чтобы
предел его мысли был телом ограничен…
(Сборник писем РаМБаМа. Т. I, письмо № 35, с. 547)
Ключевую роль играет вопрос о степени сопричастности разумной
деятельности и сиюминутных потребностей тела. Иными словами, если
разум тождественен лишь насущному (материальному), то, равно как
и тело, он будет бренен, а если он сопричастен также и абстрактному
сущему — вечен в степени этой причастности. В последнем случае
приобретённый разум не соотносится с телом человека по модели,
описанной в первом фрагменте приведённой цитаты послания: приобретённый разум уже не является силой, имманентной130 телу, но отделённой от него и влияющей на физиологические процессы, происходящие в теле. Таким образом, доля в грядущем мире приобретается
через созерцание предельно отвлечённых от материи сущностей —
Ангелов (отдельных разумов) и Всевышнего.
Только разумная часть и побуждающая часть определяются через
понятия достижения и недостатка.
В отношении разума достижение — это мудрость, где мудрость —
это постижение (познание) близких и дальних причин из причинноследственного ряда после выяснения возможности существования самого исследуемого объекта.
Соблюдение и несоблюдение заповедей находится под юрисдикцией побуждающей и частично ощущающей частей души. Выработка
130 От лат. immanens — внутренне присущий, пребывающий внутри.Комментарий к Мишне 69
в себе качеств добродетели путём соблюдения заповедей является для
побуждающей части достижением, а наличие дурных качеств — недостатком. РаМБаМ считает, что у заповедей два назначения: исправление души и исправление тела. Исправление души — приобретение
правильных воззрений. Исправление тела достигается через два пути:
ограничение свободы поступать по собственному желанию (произволу) и приобретение каждым человеком качества умеренности.131
Что касается растительной части и воображения, то их деятельность
нельзя оценить с точки зрения морали: они просто функционируют или
не функционируют.
Рабби Моше считает, что ни один человеческий индивидуум не рождается с негативными или позитивными качествами, а они прививаются в
процессе жизнедеятельности. Однако, указывает РаМБаМ, человек рождается с предрасположенностью к определённым поведенческим нормам и освоению ремёсел, которые ему даются значительно легче, нежели другим людям. Душевные качества индивида зависят от культурной
среды данного социума и кристаллизуются в процессе воспитания.
Прежде чем приступать к лечению души, надо определить признаки здорового и болезнетворного состояния. Признак болезнетворного
состояния — любые крайности в поведении, такие как скупость или
расточительство, высокомерие или униженность и т. п. Признаком здорового состояния является размеренное поведение: средний путь между двумя крайностями. Только умеренное поведение во всём заслуживает похвалы, тогда как любое отклонение от золотой середины несёт в
себе вред. Например, застенчивость является средним качеством между дерзостью и стыдливостью.
Человек, постоянно совершающий дурные поступки, является нездоровым, поэтому равно как тело человека, находящееся в болезненном состоянии, нуждается во враче, так и душа, страдающая различными недугами, нуждается во врачевателе душ — мудреце. Врач обязан
проводить профилактику, предупреждая болезнь, а в случае факта болезни — выписывать своим пациентам горькие лекарства — пока они
не поправятся. Также и мудрец остерегает от вредного поведения и использует врачевание для излечения негативных качеств характера. При
этом фактор времени является определяющим: несвоевременная помощь может привести к летальному исходу. В случае же обнаружения
избыточности некоторых качеств или их ущербности, мудрецу следует
применить к пациенту лечебную терапию по принципу «Clavus clavo
pellitur».132 Например, от расточительства скупость становится экономностью. При этом такие методы как изнурение тела, скитание по пустыням, наложение на себя различных обетов воздержания, — должны назначаться исключительно в качестве лечебных процедур и применительно к тем людям, которые страдают разного рода крайностями в пове-
131 Трактат «Путеводитель заблудших». Ч. III, гл. 27.
132 Лат. — Клин клином вышибают.70 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории
дении. Здоровых людей практика аскетизма может привести к серьезным негативным последствиям.
По мнению РаМБаМа, ценность всех вышеупомянутых действий
определяется исключительно стремлением к единственной цели — познанию Бога:
Человеку следует подчинить все силы своей души одному разумению, как уже было упомянуто в предыдущей главе, поставив перед собой одну цель — постижение Всевышнего, да возвеличится и прославится Он, — я хочу сказать, что все возможности человека да будут посвящены познанию Его. И направит все свои действия: движение, покой, речь — к этой цели, так что ни в одном из его действий да не будет
действия пустого и бессмысленного…
(Сборник предисловий РаМБаМа к Мишне.
Восемь глав, гл. V, с. 241)
Несомненно, что потребление пищи, утоление жажды, сон, бодрствование, движение и покой должны быть нацелены на достижение
здоровья — среди двух видов пищи предпочтение должно быть отдано
полезным (а не вкусным) для тела продуктам питания. Однако здоровье
ни в коем случае не должно быть самоцелью, а только средством. Цель
здоровья — обеспечить совершенство частям тела, которое позволит
побуждающей части души, в свою очередь, беспрепятственно заниматься совершенствованием своих качеств, а разумной части — постижением истины.
Концепция трансцендентной телеологии133 находит своё отражение также в отношении к научным изысканиям — Маймонид отдаёт
предпочтение тем дисциплинам, которые ведут к познанию Высшего
непосредственно. Роль подготавливающих предметов, косвенно приводящих к Неизменной Сущности путём выработки навыков правильного