мышления и приучающих к использованию системы доказательств,
менее значительна и второстепенна.
Стремление и способность во всём усмотреть печать Создателя,
по Маймониду, доступны далеко не всем, и являются редким исключением, потому, если какое-то занятие или предмет снимают с человека
усталость, уныние, депрессию и позволяют ему продолжать деятельность, направленную на постижение, то их ценность высока:
…Когда человек поставит себе цель согласно этому принципу,
многое исчезнет из его действий и слов. Потому что тот, кто имеет данное намерение, не станет покрывать стены золотом или вышивать
одежду золотом, разве что в целях облегчить состояние своей души —
133 Телеология происходит от греческого «tealos» — «конец», «цель», «завершение» и
«logos» — «учение». Учение о цели или целесообразности. Трансцендентная телеология
исходит из признания потустороннего целеполагающего существа, находящегося вне
нашего мира.Комментарий к Мишне 71
чтобы излечить её от недуга, так что станет ясной и чистой, cпособной
воспринять мудрость, как сказали: «Подходящее жилище, красивая
жена и постеленное ложе — для мудрецов»134…
(Там же, с. 243)
Устранение недостатков в плане поведенческом и лжи в концептуальном, безусловно, устраняет преграды между человеком и Богом. И
всё же существует предел, к некоторым теолого-философским вопросам надо подходить с сугубой осторожностью. Известное высказывание в Вавилонском Талмуде, трактате «Хагига?» — «Праздничная жертва», 11б, гласит:
Не толкуют о законах, касающихся запрещённых половых связей, в
присутствии трёх, и о начале творения в присутствии двух, и о Божественной колеснице в присутствии одного, а только в том случае, если
он мудр и понимает самостоятельно. И всякий, кто исследует четыре
темы — лучше бы ему не являться на свет: Что наверху? Что внизу? Что
прежде? Что после? …
Подобное находим и у РаМБаМа:
…Вот мы уже прояснили, что мысль о постижении Его познания —
неразумна, за исключением нашего знания о Нём, что Он познаёт, равно как наше знание о Нём, что Он существует. А если мы спросим,
каково Его познание? Ответим, что нам недоступно это, равно как недоступно Его бытие во всей полноте. И уже презрел того, кто возжелал
постичь познание Его, да возвысится Он, сказав: «Можешь ли ты исследованием обнаружить Бога…?»135
(Сборник предисловий РаМБаМа к Мишне.
Восемь глав, гл. VIII, с. 256)
Подведение итогов
Отход соплеменников от еврейской традиции и отсутствие элементарных познаний как в области еврейского права, так и в более сложных и утончённых дисциплинах, таких как философия и Теология, определил канву творчества Рабби Моше, поставившего просвещение делом своей жизни. Как писал он сам, обращаясь к адресату йеменского послания, Рабби Яакову:
…Я обратил внимание на твоё утверждение, что знание в вашем государстве незначительно и что мудрость иссякла в вашей среде…
Знай, что произошедшее не носит исключительный характер вашего
134 Вавилонский Талмуд, трактат «Шабат», 25б.
135 Книга «Иова», 11: 7.72 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории
государства, но сегодня это происходит во всём Израиле, то есть исчезновение мудрости и ослабление познания…
(Сборник писем РаМБаМа. Т. I, письмо № 4, с. 146—147)
Проблемы, с которыми РаМБаМ будет иметь дело на протяжении
всей своей жизни, обозначились уже здесь и сейчас. Например, тринадцать императивов (символов веры) составят центральный костяк
тем, которые будут подвергнуты детальному анализу спустя много лет в
философском труде — «Путеводитель заблудших». Данный список является вполне стандартным для Средневековой философии. Как еврейская, так арабская и христианская философии были сосредоточены на аналогичных Теологических вопросах, для разрешения которых
они пользовались накопленным к тому времени философским опытом — что породило в дальнейшем новую почву для последующих философских дискуссий и исследований.
Важно отметить, что до того, как Маймонид сформулировал обязательные для всех евреев тринадцать основ веры, в классическом иудаизме практически отсутствовали категорические императивы в качестве догматов веры.136
Рабби Моше бен Маймон лишил религиозно-ритуальное деяние
как таковое монополии определять еврейскую самость, добавив к
нему в качестве обязательной мыслительную деятельность. По РаМБаМу, одного выполнения закона, заповеди не достаточно: исправление
дурных форм поведения является необходимым условием на пути к
цели — исправлению дурных форм мышления.137 Маймонид считает,
что устранение ложных воззрений и взглядов о Творце отличает Божественное учение от рукотворного учения, уделяющего внимание исключительно коррекции внутриобщественных отношений, не придавая значения Теологии.
Тем не менее утверждение, что после принятия принципов веры
РаМБаМа облик еврейской традиции кардинально изменился — не
вполне корректно: соблюдение закона было и продолжает быть единственным критерием принадлежности к еврейскому народу, ибо действие поддается регламенту и учёту, а мыслительная деятельность —
нет. Однако после распространения и принятия 13 основ веры всем
136 В 1150-е годы Иегуда а-Даси сформулировал десять догматов, которых должен был
придерживаться каждый караимский еврей, чтобы отличаться от евреев, придерживавшихся раввинистического иудаизма.
Караимский еврей — «« — »????караи?», происходит от корня «« — »???куф-рейшалеф», означающий «учить Писание». Приверженцы данного течения среди евреев,
оформившегося в VIII веке н. э. на территории бывшего Вавилона, не желали признавать по определённым соображениям Устную Тору. Поскольку Письменная Тора без
Устной Торы неполна, а иногда попросту непонятна (тело без души), то очень скоро караимские лидеры вынуждены были разработать собственные комментарии и систему
взглядов, обязательные для всех последователей этого направления, со временем полностью порвавшего с иудаизмом.
137 Трактат «Путеводитель заблудших». Ч. II, гл. 40.Комментарий к Мишне 73
народом они глубоко интегрировались в мировоззрение каждого еврея, оказав несомненное влияние на общенародное сознание.
На протяжении всей еврейской истории мудрецы ратовали за строгое соблюдение заповедей. Главным аргументом в пользу педантичного
исполнения законов служило утверждение, что процессы внутреннего
мира человека изменчивы и не могут иметь юридических последствий.
Например, известный юридический принцип гласит: «— »????? ???? ???? ?????
«процессы (буквально — вещи), происходящие в сердце человека не
являются чем-то значимым». В отличие от Создателя, у Которого, очевидно, мысль и действие являют собой единый творческий акт, человек устроен по-иному принципу. Зарождение мысли, принятие решения и реализация идеи — это отдельные этапы пути действия, каждый из которых может быть подвержен оценке и коррекции. Первичный замысел, подвергаясь метаморфозам, трансформируется и реализуется (или не реализуется) в конечном продукте деятельности человека в зависимости от
различных внешних факторов и (или) внутренней мотивации.
Конечно, можно с недоумением спросить, насколько правомерно
то, что сделал Маймонид, сформулировав тринадцать догм, вменив в
обязанность верить каждому считающему себя евреем, поскольку
речь идёт о вере, а не о форме поведения? Справедливо ли требовать
от человека невыполнимого? Ответ, по Маймониду, видимо, таков:
При выходе из Египта, когда евреи получили Тору во время Синайского Откровения, разум людей, поклонявшихся в течение двух столетий
идолам, был не в силах принять и осознать трансцендентное бытие
Творца. На тот момент они способны были принять Бога исключительно
в материальном (история золотого тельца) обличье. Однако ближе к
Средневековому периоду, когда люди вплотную познакомились с наследием понимания абстрактного и невидимого, человеческий разум
был уже потенциально подготовлен к восприятию идеи об отсутствии
телесного облика у Создателя. Это и подтолкнуло Маймонида к категоричной форме изложения основных принципов, на которые должен
В наши дни комментарий к Мишне приведён практически во всех
изданиях Вавилонского Талмуда, как правило, в следующем порядке:
текст Гемары, законодательные пометки Рабейну Аше?ра,138 далее следует комментарий к Мишне Маймонида.
На сегодняшний день этот комментарий из-за лаконичности стиля
востребован скорее как самостоятельный материал для исследования
того, каким образом Маймонид понимал Мишну через призму Гемары, насколько анализ РаМБаМа оригинален и в чём эта оригинальность
состоит.
138
«« — »????? ?????гилхот РОШ» — «законы РОШа». Полное имя — Рабейну Ашер бен Йехиэль (1250 г., Германия — 1327 г., Испания). Замечания РОШа приведены во многих изданиях Вавилонского Талмуда. Этот труд является одним из основополагающих источников при решении вопросов практической галахи. Им также пользуются в качестве
комментария, помогающего понять смысл талмудического текста.Египет достиг господствующих позиций в Йемене. Саладин, предчувствуя гнев со стороны своего покровителя Нуреддина, занялся поиском убежища для семьи. В 1174 году он направил брата Шамса адДавла Туран Шаха завоевывать Йемен. Вслед за успешным вторжением в Йемен было направлено подкрепление для поддержания аюбидской власти и порядка в стране. Несмотря на то, что аннексия Йемена
и была осуществлена Саладином из личных побуждений, однако дальнейшее введение в стране суннизма и обезврежение лжепророка повысило степень доверия между Саладином и аббасидским халифом.
Можно предположить, что вышеупомянутый лжепророк — это и есть
тот самый вероотступник, который объявил себя ожидаемым евреями
всего мира на протяжении тысячелетий мессией Израиля, став причиной начала смуты среди йеменских евреев и нападок со стороны властей. Вероотступник на правах мессии утверждал, что Мухаммад указан в Торе в качестве пророка, и что ислам — новое откровение, пришедшее на смену старому. Такого и похожего рода эксцентричные
заявления грозили страшными бедствиями для йеменских евреев.
В ответ на просьбу предводителя еврейской общины Рабби Яакова
аль-Фаюми, Маймонид написал на арабском языке утешительное йеменское послание. Точная дата написания послания не известна. Некоторые исследователи полагают, что оно было написано в 1173 или
1174 году. Аргументируют они это тем, что в письме, посвященном
астрологии от 11 тишре?я (сентябрь — октябрь) 1195 или 1196 года, Рабби Моше упоминает йеменское послание, которое, по его словам,
было написано 22 года назад. Кроме того, именно 1174 год согласуется с происходившими в нём вышеизложенными историческими событиями. Однако другая группа исследователей считает, что йеменское
послание было написано в 1168 или 1169 году. Они аргументируют это
тем, что в послании дважды упоминается комментарий к Мишне, тогда
как более значительный труд, детально рассматривающий затрагиваемые в послании вопросы — кодекс «Мишне Тора», ни разу не упоминается. Учитывая данное обстоятельство, группа исследователей пришла
к выводу, что послание было написано не позднее 1168—1169 годов,
когда Маймонид приступил к составлению кодекса «Мишне Тора».139
Йеменское послание посвящено не только вопросу идентификации мессии и мессианским временам, но также вопросам веры и
причинам притеснений еврейского народа со стороны других народов. Послание было адресовано не только корреспонденту, Рабби Яакову, но и всем остальным, в том числе женщинам и детям.
Оно сохраняет актуальность и в наше время. В нём мы находим
пример трактовки и объяснения исторических событий, проливающих
свет на многие современные проблемы, правильное понимание кото-
139 См. Сборник писем РаМБаМа. Т. I, письмо № 4, Введение, с. 78—79.
ПОСЛАНИЕ В ЙЕМЕНПослание в Йемен 75
рых столь необходимо нам сегодня. Удивительные, почти пророческие,
строки Маймонида вызывают стойкие ассоциации с современностью
и наталкивают на актуальные размышления. Мудрый царь Шломо? (Соломон) как-то сказал, что сущность явлений не меняется. Продолжая
его мысль, можно лишь добавить, что меняются только декорации.
В преамбуле послания Рабби Моше бен Маймон с сожалением
отмечает повсеместность беды и глубину человеческих страданий:
…И, действительно, эта весть дурна, каждый, слышащий её, убережёт свои уши. Наши сердца встревожены, наши мысли запутались, наши
силы ослабли вследствие тяжких страданий от притеснителей, к которым
мы были приговорены в двух точках мира: на западе и на востоке. Израиль
оказался меж двух огней: эти страдают от тех, а эти — от тех…
(Сборник писем РаМБаМа. Т. I, письмо № 4, с. 117)
По мнению Рабби Моше, все эти события, тем не менее, не являются неожиданными для еврейского народа, так как ещё в пророческие
времена была определённо предсказана