Скачать:TXTPDF
Мишне Тора. Маймонид. Учитель и целитель

протяженность изгнания и

Оригинальный фрагмент письма Маймонида76 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории

боль от тяжких притеснений. В течение периода изгнания закравшееся

сомнение заставит многих отойти от веры. Однако, указывает РаМБаМ,

отход от традиции коснётся не всех: останется часть народа, у которой

не возникнет сомнений, как сказано: «…И никто из нечестивцев не уразумеет тайны происходящего, а мудрые уразумеют».140 Правда, некоторых мудрецов тоже постигнут бедствия: страдания будут пуще прежних, сомнение закрадётся и в их сердца, и они также впадут в заблуждение, как сказано: «И некоторые из мудрецов ошибутся в исчислении

последнего срока прихода мессии, ибо срок ещё не настал».141

Далее РаМБаМ, указывая на причину негативного отношения других

народов к евреям, пишет:

…Этим истинным Учением, которое было дано нам господином

всех пророков, как первых, так и последних, отличил нас Бог от остальных сынов человеческих, как сказано: «Только отцов твоих пожелал Господь любить, и избрал вас — семя их после них — из всех народов…».142

Причиной этого стали не наши заслуги, но милосердие Всевышнего к

нам за то постижение и исполнение Его воли, как сказано: «Не потому,

что вы были многочисленнее всех народов, возжелал вас Господь, ибо

вы малочисленнее всех народов».143 И когда отличил нас заповедями и

законами, проявилось наше превосходство над остальными…, как

сказано о Его милосердии к нам: «И есть ли какой великий народ, у которого были бы такие постановления и законы…?»144 — из-за них восстали против нас все нации, испытывая зависть и чиня злодеяния…

(Сборник писем РаМБаМа. Т. I, письмо № 4, с. 118).

С момента Синайского Откровения не было эпохи, в которую Учение и его последователи не были бы подвергнуты страданиям и преследованиям. Народы мира выступали против евреев в самых разных

одеяниях. С мечом в руках, — как Амале?к, Невухаднецар (Навуходоносор), Тит, Адриан, чтобы просто стереть с лица земли народ-носитель

истины. С искусной софистикой, — как греки и римляне, чтобы искоренить Тору или выставить её ложной, пытаясь найти в ней несуществующие противоречия. Ни те, ни другие, указывает Рабби Моше, не преуспели, потому что Творец однажды возвестил через пророка Иешая?гу

(Исайю): «Всякое оружие, созданное против тебя, не преуспеет, а всякий язык, который будет состязаться с тобой в суде, ты обвинишь…».145

Так оно и было испокон веков. Однако ситуация кардинально изменилась с появлением более изощрённой разновидности притесните-

140

«Даниэль» — «Даниил», 12: 10.

141 Там же 11: 35.

142 Книга «Дварим» — «Второзаконие», 10: 15.

143 Там же, 7: 7.

144 Там же, 4: 8.

145

«Ишайя» — «Исайя», 54: 17.Послание в Йемен 77

лей, которые, манипулируя внешним сходством с Откровением, пуще

прежнего стали содействовать исчезновению Торы. Признав своё поражение, открытая враждебность утратила свою былую актуальность, а

её место заняла хитрость:

Затем появилась другая группа, принцип действий которой сочетал в себе одновременно три подхода, — я хочу сказать, насилие,

опровергающие аргументы и разночтения. Облачившись в одежды

Откровения и взяв за основу учение взамен Божественного Учения, эта

группа стала использовать данное средство, направленное на уничтожение народа и Торы, и нашла его более эффективным, утверждая, что это учение также от Всевышнего… Вследствие этого родилось

сомнение и заблуждение, ибо это учение противоречит тому Учению,

однако оба соотнесены с одним Богом…

(Сборник писем РаМБаМа. Т. I, письмо № 4, с. 120)

Несмотря на попытку выдать суррогат за истинную духовную пищу, по

мнению Рабби Моше, новые откровения в Назарете и в Мекке находятся

в таком же отношении к Синайскому Откровению, как созданный ваятелем искусственный образ к Божественному лику живого человека: за

внешним подобием жизни и красоты скрывается безмолвие и пустота:

…И если бы углубился ты в содержание двух учений, то осознал

бы, что лишь истинное Божественное Учение содержит внутри себя мудрость: в нём (Учении) ведь нет ни единой повелевающей или запрещающей заповеди, суть которой не содержала бы принципы, способствующие человеческому совершенствованию…, я хочу сказать о начальном совершенстве, заключающемся в перманентности146 жизнедеятельности наилучшим способом из доступных человеку в мире. А

второе совершенство заключается в постижении истинных концепций согласно возможностям человека.

Однако принципы этих мнимых учений не имеют внутреннего содержания, только подражание и имитация

(Там же, с. 122—123)

Тронутый до глубины души болью и страданиями людей, Маймонид

приводит утешительную цитату из Торы: «И станет твоё потомство как

прах земной…».147 Комментируя обещание, Рабби Моше пишет:

…Он (Творец) хочет сказать, что будучи поначалу приниженными

как прах земной под стопами топчущих его, в конце концов они одолеют и победят. И ещё: прах земной неизбежно покрывает топчущих его

и остаётся после них…

(Там же, с. 124—125)

146 От лат. permanens — постоянный, непрерывный.

147 Книга «Берешит» — «Бытие», 28: 14.78 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории

Во второй части ответа РаМБаМ разоблачает попытки принявшего

ислам еврея найти в Торе намёки, указывающие на пришествие Мухаммада. По мнению Маймонида, заявления подобного рода свидетельствуют лишь о том, что вероотступник, приняв ислам, страдает комплексом неполноценности в чужой религиозной среде. Он стремится

всяческим образом заискивать перед мусульманским окружением,

демонстрируя свою твёрдую приверженность исламу. Контр-аргументы

Маймонида на утверждения еретика обнажают всю бессмыслицу заявлений о содержащихся в Священном Писании ясных намеках на

пришествие основателя мусульманской религии. Утверждения, что в

Торе содержится много таких намёков на пророчество Мухаммада,

абсурдны хотя бы потому, что ещё за много веков до основания ислама были сделаны переводы Торы на сирийский, арамейский, греческий, латинский и другие языки, подтверждающие нелепость подобного рода утверждений.

Третью часть послания Рабби Моше посвятил вопросу исчисления

точной даты прихода мессии.

В книге пророка Даниэ?ля (Даниила) сказано: «…Ибо сокрыты и запечатаны речи эти до конечного срока».148 Со слов пророка, указывает

РаМБаМ, определённо ясно, что ни одному человеку вовек не дано познать истинного срока конца дней.

— Несмотря на это, — пишет Маймонид, — некоторые мудрецы…

…вообразят, что они постигли, потому предшествовало знание об

этом, как сказано: «Многие будут блуждать, и умножится знание…».149

Уже ведь разъяснил Всевышний, да возвысится Он, посредством пророков Его, что масса людей будет рассчитывать время прихода мессии, однако их расчёты не оправдаются. А затем он предостерёг людей от принципиального сомнения в этом, сказав: да не появятся сомнения в ваших сердцах, когда ваши вычисления не сбудутся, но чем

дольше он будет задерживаться, тем с большей надеждой мы должны

его ждать, как сказано: «…И говорит о конце — не обманет; и даже

если замедлит — жди его, ибо непременно сбудется пророчество, и

он не опоздает».150

(Сборник писем РаМБаМа. Т. I, письмо № 4, с. 143)

Ещё преступнее, считает Рабби Моше бен Маймон, определять

мессианскую эпоху при помощи расположения звёзд на небе, так как

эта псевдонаука лишена подлинности и не признана в качестве истинной настоящими мудрецами, — как еврейскими, так и нееврейскими.

Под нееврейскими мудрецами подразумеваются прежде всего греки,

одним из достоинств которых являлось, по Маймониду, то, что они не

признавали астрологию.

148

«Даниэль» — «Даниил», 12: 9.

149 Там же, 4.

150

«Хавакук» — «Аввакума», 2: 3.Послание в Йемен 79

Несмотря на критику вычислений прихода мессии, Маймонид, ссылаясь на предание, передаваемое в своём роду, указывает точный

срок возвращения народу Израиля пророческого дара, которого он

был лишён с момента изгнания. Это предание, хронологически восходящее ко времени начала изгнания из Иерусалима, утверждает, что в

словах пророчества Била?ма (Валаама) содержится скрытый подтекст:

В стихе: «…В своё время скажут Яакову и Израилю, что свершает

Бог»151 — содержится секрет: если от той даты отсчитать такое же количество лет, равное количеству лет от сотворения мира до той даты, то

получится время, когда к Израилю вернётся пророческий дар… Это высказывание имело место в 38-м году после выхода из Египта, а от сотворения мира до того момента прошло 2488 лет… Таким образом, к Израилю вернётся пророчество в 4976 году от сотворения мира…

(Сборник писем РаМБаМа. Т. I, письмо № 4, с. 153).

Дата, указанная Рабби Моше — 4976 год от сотворения мира — соответствует 1216 году по принятому летоисчислению. Указав точную дату

возвращения пророчества, РаМБаМ ошибся. Возможно, это было сделано сознательно, с целью поддержать йеменских евреев, упавших духом под гнётом гонений. Возможно, это была непреднамеренная ошибка. По крайней мере, это утешающее послание произвело настолько

глубокое впечатление на йеменских евреев, что в благодарность они

включили имя Рабби Моше бен Маймона в ежедневную молитву.152

В заключительном разделе письма РаМБаМ даёт подробный анализ критериев, по которым узнаётся приход истинного мессии. Внимательно исследовав заявления вероотступника, Маймонид пришёл к выводу, что между ним и мессией нет ничего общего. Упрекая свой адресат, Рабби Яакова аль-Фаюми, за то, что, будучи грамотным человеком,

он мог поверить в этот вздор, Рабби Моше пишет:

…Его величие и достоинство превысит величие и достоинство пророков, за исключением Моше Рабейну. И отличит его Всевышний речами, какими Он не отличил даже Моше Рабейну, сказав: «И страхом

Господним исполнится…».153 И сказано: «И будет препоясанием чресл

его правда, и препоясанием бёдер его истина».154

151 Книга «Бемидбар» — «Числа». 23: 23.

152 Речь идёт о молитве «Кадиш». «Кадиш» — это особый текст о величии имени Всевышнего и утверждение, что Он дарует мир всем собравшимся и всему дому Израиля. Этот

текст написан на арамейском языке. С именем Маймонида текст молитвы приобрёл

следующий вид:

…» — «Да возвысится и освятится Его??????? ????????? ????? ????? ??? ?? ????? ??? ???? ?????? ?????…«

великое имя — в мире, который Он сотворил по Своей воле. И пусть проявится управление им при вашей жизни, в ваши дни и при жизни Рабби Моше бен Маймона, который

раскрыл наши очи в Торе…».

153

«Иешаягу» — «Исайя», 11: 3.

154 Там же, 5.80 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории

…Одно из условий, предъявляемых пророку — цельность его мудрости. Только при соблюдении данного условия Всевышний избирает его

для пророческой миссии, согласно распространённому принципу:

«Пророческий дар нисходит исключительно на мудрого, сильного и

богатого»155 …

Как произойдёт пришествие, и где он появится? Он явит себя исключительно в земле Израиля, где и произойдёт раскрытие, как сказано:

«…И внезапно придёт в Храм свой…»…156

(Сборник писем РаМБаМа. Т. I, письмо № 4, с. 155—157)

…никому неизвестный, без родословной, он должен дать знамения,

которые поведают всем о его высоком происхождении. И когда он соберёт весь народ Израиля, только тогда пойдёт о нем молва в народе,

которая распространится во все стороны, вплоть до Йемена, как сказано у пророка Иешая?гу (Исайи), 18: 2: «Посылающий послов по морю,

и в кораблях тростниковых по водам! Идите, быстрые послы, к народу

крепкому и бодрому, к народу страшному от начала и до ныне, к народу рослому и всё попирающему, землю которого разрезают реки».

Слух о могуществе мессии распространится повсюду и повергнет

в ужас земных властителей, которые попытаются устоять с помощью

силы оружия, но не смогут, как сказано у пророка Иешаягу (Исайи), 52:

15: «Многие народы приведёт он в изумление; цари закроют перед ним

уста свои, ибо они увидят то, о чём не было говорено им, и узнают то,

чего не слыхали».

Вслед за этими событиями наступит всеобщий мир и процветание.

Однако, указывает Маймонид, произойдёт это не в начале пришествия

его,

Скачать:TXTPDF

. Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать бесплатно, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать онлайн