протяженность изгнания и
Оригинальный фрагмент письма Маймонида76 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории
боль от тяжких притеснений. В течение периода изгнания закравшееся
сомнение заставит многих отойти от веры. Однако, указывает РаМБаМ,
отход от традиции коснётся не всех: останется часть народа, у которой
не возникнет сомнений, как сказано: «…И никто из нечестивцев не уразумеет тайны происходящего, а мудрые уразумеют».140 Правда, некоторых мудрецов тоже постигнут бедствия: страдания будут пуще прежних, сомнение закрадётся и в их сердца, и они также впадут в заблуждение, как сказано: «И некоторые из мудрецов ошибутся в исчислении
последнего срока прихода мессии, ибо срок ещё не настал».141
Далее РаМБаМ, указывая на причину негативного отношения других
народов к евреям, пишет:
…Этим истинным Учением, которое было дано нам господином
всех пророков, как первых, так и последних, отличил нас Бог от остальных сынов человеческих, как сказано: «Только отцов твоих пожелал Господь любить, и избрал вас — семя их после них — из всех народов…».142
Причиной этого стали не наши заслуги, но милосердие Всевышнего к
нам за то постижение и исполнение Его воли, как сказано: «Не потому,
что вы были многочисленнее всех народов, возжелал вас Господь, ибо
вы малочисленнее всех народов».143 И когда отличил нас заповедями и
законами, проявилось наше превосходство над остальными…, как
сказано о Его милосердии к нам: «И есть ли какой великий народ, у которого были бы такие постановления и законы…?»144 — из-за них восстали против нас все нации, испытывая зависть и чиня злодеяния…
(Сборник писем РаМБаМа. Т. I, письмо № 4, с. 118).
С момента Синайского Откровения не было эпохи, в которую Учение и его последователи не были бы подвергнуты страданиям и преследованиям. Народы мира выступали против евреев в самых разных
одеяниях. С мечом в руках, — как Амале?к, Невухаднецар (Навуходоносор), Тит, Адриан, чтобы просто стереть с лица земли народ-носитель
истины. С искусной софистикой, — как греки и римляне, чтобы искоренить Тору или выставить её ложной, пытаясь найти в ней несуществующие противоречия. Ни те, ни другие, указывает Рабби Моше, не преуспели, потому что Творец однажды возвестил через пророка Иешая?гу
(Исайю): «Всякое оружие, созданное против тебя, не преуспеет, а всякий язык, который будет состязаться с тобой в суде, ты обвинишь…».145
Так оно и было испокон веков. Однако ситуация кардинально изменилась с появлением более изощрённой разновидности притесните-
140
«Даниэль» — «Даниил», 12: 10.
141 Там же 11: 35.
142 Книга «Дварим» — «Второзаконие», 10: 15.
143 Там же, 7: 7.
144 Там же, 4: 8.
145
«Ишайя» — «Исайя», 54: 17.Послание в Йемен 77
лей, которые, манипулируя внешним сходством с Откровением, пуще
прежнего стали содействовать исчезновению Торы. Признав своё поражение, открытая враждебность утратила свою былую актуальность, а
…Затем появилась другая группа, принцип действий которой сочетал в себе одновременно три подхода, — я хочу сказать, насилие,
опровергающие аргументы и разночтения. Облачившись в одежды
Откровения и взяв за основу учение взамен Божественного Учения, эта
группа стала использовать данное средство, направленное на уничтожение народа и Торы, и нашла его более эффективным, утверждая, что это учение также от Всевышнего… Вследствие этого родилось
сомнение и заблуждение, ибо это учение противоречит тому Учению,
однако оба соотнесены с одним Богом…
(Сборник писем РаМБаМа. Т. I, письмо № 4, с. 120)
Несмотря на попытку выдать суррогат за истинную духовную пищу, по
мнению Рабби Моше, новые откровения в Назарете и в Мекке находятся
в таком же отношении к Синайскому Откровению, как созданный ваятелем искусственный образ к Божественному лику живого человека: за
внешним подобием жизни и красоты скрывается безмолвие и пустота:
…И если бы углубился ты в содержание двух учений, то осознал
бы, что лишь истинное Божественное Учение содержит внутри себя мудрость: в нём (Учении) ведь нет ни единой повелевающей или запрещающей заповеди, суть которой не содержала бы принципы, способствующие человеческому совершенствованию…, я хочу сказать о начальном совершенстве, заключающемся в перманентности146 жизнедеятельности наилучшим способом из доступных человеку в мире. А
второе совершенство заключается в постижении истинных концепций согласно возможностям человека.
Однако принципы этих мнимых учений не имеют внутреннего содержания, только подражание и имитация…
(Там же, с. 122—123)
Тронутый до глубины души болью и страданиями людей, Маймонид
приводит утешительную цитату из Торы: «И станет твоё потомство как
прах земной…».147 Комментируя обещание, Рабби Моше пишет:
…Он (Творец) хочет сказать, что будучи поначалу приниженными
как прах земной под стопами топчущих его, в конце концов они одолеют и победят. И ещё: прах земной неизбежно покрывает топчущих его
и остаётся после них…
(Там же, с. 124—125)
146 От лат. permanens — постоянный, непрерывный.
147 Книга «Берешит» — «Бытие», 28: 14.78 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории
Во второй части ответа РаМБаМ разоблачает попытки принявшего
ислам еврея найти в Торе намёки, указывающие на пришествие Мухаммада. По мнению Маймонида, заявления подобного рода свидетельствуют лишь о том, что вероотступник, приняв ислам, страдает комплексом неполноценности в чужой религиозной среде. Он стремится
всяческим образом заискивать перед мусульманским окружением,
демонстрируя свою твёрдую приверженность исламу. Контр-аргументы
Маймонида на утверждения еретика обнажают всю бессмыслицу заявлений о содержащихся в Священном Писании ясных намеках на
пришествие основателя мусульманской религии. Утверждения, что в
Торе содержится много таких намёков на пророчество Мухаммада,
абсурдны хотя бы потому, что ещё за много веков до основания ислама были сделаны переводы Торы на сирийский, арамейский, греческий, латинский и другие языки, подтверждающие нелепость подобного рода утверждений.
Третью часть послания Рабби Моше посвятил вопросу исчисления
точной даты прихода мессии.
В книге пророка Даниэ?ля (Даниила) сказано: «…Ибо сокрыты и запечатаны речи эти до конечного срока».148 Со слов пророка, указывает
РаМБаМ, определённо ясно, что ни одному человеку вовек не дано познать истинного срока конца дней.
— Несмотря на это, — пишет Маймонид, — некоторые мудрецы…
…вообразят, что они постигли, потому предшествовало знание об
этом, как сказано: «Многие будут блуждать, и умножится знание…».149
Уже ведь разъяснил Всевышний, да возвысится Он, посредством пророков Его, что масса людей будет рассчитывать время прихода мессии, однако их расчёты не оправдаются. А затем он предостерёг людей от принципиального сомнения в этом, сказав: да не появятся сомнения в ваших сердцах, когда ваши вычисления не сбудутся, но чем
дольше он будет задерживаться, тем с большей надеждой мы должны
его ждать, как сказано: «…И говорит о конце — не обманет; и даже
если замедлит — жди его, ибо непременно сбудется пророчество, и
он не опоздает».150
(Сборник писем РаМБаМа. Т. I, письмо № 4, с. 143)
Ещё преступнее, считает Рабби Моше бен Маймон, определять
мессианскую эпоху при помощи расположения звёзд на небе, так как
эта псевдонаука лишена подлинности и не признана в качестве истинной настоящими мудрецами, — как еврейскими, так и нееврейскими.
Под нееврейскими мудрецами подразумеваются прежде всего греки,
одним из достоинств которых являлось, по Маймониду, то, что они не
признавали астрологию.
148
«Даниэль» — «Даниил», 12: 9.
149 Там же, 4.
150
«Хавакук» — «Аввакума», 2: 3.Послание в Йемен 79
Несмотря на критику вычислений прихода мессии, Маймонид, ссылаясь на предание, передаваемое в своём роду, указывает точный
срок возвращения народу Израиля пророческого дара, которого он
был лишён с момента изгнания. Это предание, хронологически восходящее ко времени начала изгнания из Иерусалима, утверждает, что в
словах пророчества Била?ма (Валаама) содержится скрытый подтекст:
В стихе: «…В своё время скажут Яакову и Израилю, что свершает
Бог»151 — содержится секрет: если от той даты отсчитать такое же количество лет, равное количеству лет от сотворения мира до той даты, то
получится время, когда к Израилю вернётся пророческий дар… Это высказывание имело место в 38-м году после выхода из Египта, а от сотворения мира до того момента прошло 2488 лет… Таким образом, к Израилю вернётся пророчество в 4976 году от сотворения мира…
(Сборник писем РаМБаМа. Т. I, письмо № 4, с. 153).
Дата, указанная Рабби Моше — 4976 год от сотворения мира — соответствует 1216 году по принятому летоисчислению. Указав точную дату
возвращения пророчества, РаМБаМ ошибся. Возможно, это было сделано сознательно, с целью поддержать йеменских евреев, упавших духом под гнётом гонений. Возможно, это была непреднамеренная ошибка. По крайней мере, это утешающее послание произвело настолько
глубокое впечатление на йеменских евреев, что в благодарность они
включили имя Рабби Моше бен Маймона в ежедневную молитву.152
В заключительном разделе письма РаМБаМ даёт подробный анализ критериев, по которым узнаётся приход истинного мессии. Внимательно исследовав заявления вероотступника, Маймонид пришёл к выводу, что между ним и мессией нет ничего общего. Упрекая свой адресат, Рабби Яакова аль-Фаюми, за то, что, будучи грамотным человеком,
он мог поверить в этот вздор, Рабби Моше пишет:
…Его величие и достоинство превысит величие и достоинство пророков, за исключением Моше Рабейну. И отличит его Всевышний речами, какими Он не отличил даже Моше Рабейну, сказав: «И страхом
Господним исполнится…».153 И сказано: «И будет препоясанием чресл
его правда, и препоясанием бёдер его истина».154
151 Книга «Бемидбар» — «Числа». 23: 23.
152 Речь идёт о молитве «Кадиш». «Кадиш» — это особый текст о величии имени Всевышнего и утверждение, что Он дарует мир всем собравшимся и всему дому Израиля. Этот
текст написан на арамейском языке. С именем Маймонида текст молитвы приобрёл
следующий вид:
…» — «Да возвысится и освятится Его??????? ????????? ????? ????? ??? ?? ????? ??? ???? ?????? ?????…«
великое имя — в мире, который Он сотворил по Своей воле. И пусть проявится управление им при вашей жизни, в ваши дни и при жизни Рабби Моше бен Маймона, который
раскрыл наши очи в Торе…».
153
«Иешаягу» — «Исайя», 11: 3.
154 Там же, 5.80 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории
…Одно из условий, предъявляемых пророку — цельность его мудрости. Только при соблюдении данного условия Всевышний избирает его
для пророческой миссии, согласно распространённому принципу:
«Пророческий дар нисходит исключительно на мудрого, сильного и
богатого»155 …
Как произойдёт пришествие, и где он появится? Он явит себя исключительно в земле Израиля, где и произойдёт раскрытие, как сказано:
«…И внезапно придёт в Храм свой…»…156
(Сборник писем РаМБаМа. Т. I, письмо № 4, с. 155—157)
…никому неизвестный, без родословной, он должен дать знамения,
которые поведают всем о его высоком происхождении. И когда он соберёт весь народ Израиля, только тогда пойдёт о нем молва в народе,
которая распространится во все стороны, вплоть до Йемена, как сказано у пророка Иешая?гу (Исайи), 18: 2: «Посылающий послов по морю,
и в кораблях тростниковых по водам! Идите, быстрые послы, к народу
крепкому и бодрому, к народу страшному от начала и до ныне, к народу рослому и всё попирающему, землю которого разрезают реки».
Слух о могуществе мессии распространится повсюду и повергнет
в ужас земных властителей, которые попытаются устоять с помощью
силы оружия, но не смогут, как сказано у пророка Иешаягу (Исайи), 52:
15: «Многие народы приведёт он в изумление; цари закроют перед ним
уста свои, ибо они увидят то, о чём не было говорено им, и узнают то,
чего не слыхали».
Вслед за этими событиями наступит всеобщий мир и процветание.
Однако, указывает Маймонид, произойдёт это не в начале пришествия
его,