а после войн с Гогом из страны Маго?г, как разъяснил пророк Иехезкель (Иезекииль), в главах 38 и 39.
В итоге РаМБаМ рекомендовал йеменской общине временно запереть самозванца, оповестив всех, что он душевнобольной. Данные
меры должны были предупредить гонения на йеменских евреев, а самозванца спасти от смерти.
Эта история имела свое продолжение. В письме, адресованному
мудрецам Монпелье в 1195 (6) году, Маймонид сообщает, что написал
в Йемен несколько брошюр по поводу мессии и мессианской эпохи.
По словам РаМБаМа, тамошняя община переслала ему заявления человека, объявившего себя сначала предтечей, а затем и самим мессией, его законодательные постановления, описания поступков и экстатические откровения во время молитвы. Проанализировав действия
самозванца, Рабби Моше пришёл к выводу, что он богобоязненный, но
безрассудный человек. Переживая за еврейские общины, он рекомендовал предупредить всех людей, в том числе и самого несчастного.
Однако и на этом дело не закончилось. Через год после описанных со-
155 Вавилонский Талмуд, трактат «Шабат», 92а.
156
«Мелахи» — «Малахия», 3: 1.Послание в Йемен 81
бытий этот человек был пойман властями, о чём было упомянуто в исторической справке раздела. Лжемессия, продолжая упорствовать,
предложил арабскому властителю в подтверждение своих слов отсечь
ему голову. По его словам, после отсечения головы он, несомненно,
воскреснет. На это правитель ответил, что в таком случае он сам уверует в него. И его тут же обезглавили. В результате всей этой истории евреи были подвергнуты штрафам.157
157 Сборник писем РаМБаМа. Т. II, письмо № 33, с. 489.Творческие способности Маймонида в значительной мере окрепли. РаМБаМ становится известной фигурой не только в еврейской, но и
в мусульманской среде. Будучи уважаемым и почитаемым, как среди
правителей и их ближайшего окружения, так и среди простого народа,
Рабби Моше уверенно приобретает статус авторитетного мудреца,
учителя и судьи.
В 1176 году Маймонид как председатель суда вместе с другими
членами раввинской коллегии выносит постановление по делу обнаруженного ими обычая, практикуемого среди еврейских женщин Египта
во время очистительных купаний.
В Торе (книга «Ваикра» — «Левит», 15: 19, 25, 28) сказано, что женщина с момента появления крови менструального цикла пребывает в особом статусе («« — »????нида?»), в течение которого ей запрещены интимные отношения с мужем. Для того чтобы женщине вернуться к обычной
жизни, должно полностью прекратиться кровотечение, после чего должно провести отсчёт 7-ми чистых дней, а на восьмой день ей необходимо всем телом погрузиться в воду. Еврейский закон предъявляет к этой
воде определённые требования. Из Писания известно (книга «Ваикра» — «Левит», 11: 36), что объём воды, минимальное количество которой 40 сеа? (по одному мнению 332 литра воды, а по другому — 573 литра), независимо от того, естественным или искусственным путём это
количество было получено, подходит для осуществления очистительных
купаний. Однако мудрецы постановили, что собранная исключительно
искусственным способом вода не годится для очистительных целей, поэтому минимальный объём в 40 сеа? обязательно должен быть получен
естественным путём. Для этой цели не годится вода, налитая в какуюлибо ёмкость руками человека или перекачанная с помощью механизмов. Водоёмом может быть море, река, природный родник, а также специально созданный для этих целей бассейн («« — »????микве?»),
но при условии, что этот бассейн соединён с резервуаром, который
наполняется, например, дождевой водой, объём которой должен быть
не менее чем 40 сеа? (1 х 1 х 3 локтя). По еврейскому закону, минимальное количество воды (40 сеа?), полученное природным способом, можно «дополнять» водой, полученной уже руками человека, до
бесконечности.158 Данное законодательное решение опирается на
стих Торы (книга «Ваикра?» — «Левит», 11: 36), в котором сказано: «Только
источник и яма сбора воды будет чистым…». В Писании употреблено
существительное «источник», то есть естественный водоём, и употреблено существительное «яма», то есть вырытый человеком искусственный водоём. Снимая внутреннее противоречие стиха, мудрецы делают
вывод, что очистительный бассейн не обязательно должен быть полностью естественным, а только 40 сеа?.
158 Кодекс «Мишне Тора», книга «Тагара», раздел «Микваот», IV, 1–3.
РАМБАМ — СУДЬЯРаМБаМ — судья 83
После соблюдения вышеуказанных условий женщина может вступать в интимные отношения с мужем в любой день до начала следующего цикла.
Несмотря на строгий регламент, часть еврейских женщин Египта
использовала во время очистительных купаний воду, набранную руками человека, что галахически недопустимо.
Другие женщины практиковали обычай, который был широко распространен у караимских ? евреев и назывался «кропление».159 Следуя
обычаю, по окончанию периода «нида» женщина не погружалась всем
телом в воду, как того требует закон, а подвергалась кроплению, причем
в вечернее время суток,160 придавая этому особый, сакральный, смысл.
Определив такого рода поведение женщин как «массовый разврат», раввинский суд во главе с Рабби Моше постановил, что любая
женщина, игнорирующая отсчёт семи чистых дней с последующим
погружением в естественный водоём или бассейн («микве»), равно
как и женщина, следующая обычаю кропления, теряет право притязания на брачный контракт, а все условия, оговоренные в нём,
аннулируются.161 Во избежание недоразумений каждой женщине
предписывалось подтвердить свои обязательства клятвой. То есть кроме клятвы,162 обязательной для каждой вдовы, — во исполнение постановления раввинской коллегии накладывалась обязанность дополнительной клятвы,163 о строгом и точном соблюдении законов омовения.
В другом письме, дата написания которого неизвестна, РаМБаМ
снабжает вышеупомянутое постановление дополнительными разъ-
159 Караимский еврей — «« — »????караи?», происходит от корня «« — »???куф-рейш-алеф»,
означающий «учить Писание». Данное течение среди евреев, оформившееся в VIII
веке н. э. на территории бывшего Вавилона, не желало признавать по определённым
соображениям Устную Тору. Во время очистительных купаний караимские евреи руководствовались стихом из Пророков (Йехезкель — Иезекииль, 36: 25), в котором сказано:
«И окроплю вас чистой водой…».
160
«« — »??? ??????бейн а-шмашо?т» — «между светилами». Промежуток времени между началом и концом вечерних сумерек, то есть от захода солнца до появления трёх средних звёзд на небе.
161 Кодекс «Мишне Тора», книга «Нашим», раздел «Ишут», XII, 2. Три обязательства мужа к
жене накладывает сама Тора (книга «Шмот» — «Исход», 21: 10): 1) пропитание, 2) одежда и 3) интимные отношения. К этим трём мудрецы добавили ещё семь: 1) обязательность составления брачного контракта; 2) лечение супруги в случае болезни; 3) выкуп
супруги из рук неприятеля; 4) похороны; 5) имущественная поддержка, выплачиваемая
вдове из имущества покойного мужа; 6) имущественная поддержка, выплачиваемая
из имущества покойного отца оставшимся после него дочерям до их обручения;
7) право сыновей умершего от последнего брака на бо?льшую долю в наследстве, чем
у их сводных братьев.
162 Там же, XVI, 4. Мудрецы обязали каждую вдову, требующую обеспечения брачного контракта, дать клятву, что умерший муж не оставил что-нибудь у неё в качестве обеспечения брачного договора, а также, что брачный контракт не был ею продан мужу в течение совместной жизни или уступлен ею в пользу мужа.
163
«« — »?????? ????гильгу?ль швуа?» — «распространение клятвы». В случае, когда ответчик обязан дать клятву в суде, чтобы опровергнуть требования истца или освободить себя от ответственности, судьи обязывают его дать клятву и в отношении других требований истца,
которые в обычном случае он не обязан опровергать клятвой.84 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории
яснениями: в случае, если муж препятствовал соблюдению со стороны жены всех предписаний — данное обстоятельство не освобождало её от лишения права на брачный договор. В свою очередь, муж
также подвергался судом взысканию в размере суммы, указанной в
брачном договоре. Сумма штрафа обращалась судом в пользу
бедных.
Брачный контракт, МароккоРаМБаМ — судья 85
Постановление распространялось на всё еврейское население
Египта и на все времена: с момента принятия постановления и до «прихода мессии». Чтобы судьи в последующих поколениях сохраняли строгость в данном вопросе, раввинский суд во главе с Маймонидом предварительно, заранее, обещал строгое наказание будущим судьям за
ослабление контроля.
Причина столь жёсткого отношения к проблеме омовения обнаруживается в разных местах философского труда РаМБаМа — «Путеводитель заблудших», где им обсуждается тема интимных отношений
между мужчиной и женщиной:
…Цель всех половых запретов, которые наложила Тора на человека,
заключается в обуздании сексуальной страсти и сокращении интимных отношений…, чтобы они не стояли во главе, как это обычно происходит у неразумных…
(Трактат «Путеводитель заблудших», часть III, гл. 35, с. 355)
Он также пишет:
…Я тебе уже говорил, что уже Аристотель сказал,164 что это чувство
позорно для нас, имея в виду осязание, которое придаёт значимость
потреблению пищи и интимным отношениям. И он называет людей,
придающих высшую значимость поеданию лакомств и интимным отношениям, — низменными…
(Там же, гл. 49, с. 397)
Чувство осязания — самое «позорное» среди пяти видов чувств, так
как оно непосредственно связано с телесным контактом, с материей.
Осязание сближает людей с животными, в нём нет ничего человеческого. В свою очередь, в тактильном чувстве самым низменным является
сексуальное желание, потому что человек, например, во время еды,
способен также рассуждать о возвышенном. В момент же пика сексуального возбуждения (оргазма) человек не в состоянии размышлять над
чем-либо ещё, а это значит, что в этот момент происходит абсолютное,
тотальное уподобление благородного человеческого «я» телу — что является злом.
Тора разрешает иметь естественные интимные отношения с лицом
противоположного пола, однако она вводит их в определённые рамки,
такие как обязательность процедуры бракосочетания, развода, запрет
иметь связи с родственниками, проституции, а также запрет иметь интимные отношения с супругой во время менструации. Человек, не выполняющий эти требования, ставит удовлетворение интимной потребности во главу угла, так как во время менструации женщина не способна зачать. Такое поведение развращает, разрушает в человеке личность и приводит к разнузданности.
164 Трактат «Никомахова этика», книга III, гл. 13.86 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории
Из вышесказанного ясно, что лишение женщины права на брачный
договор вполне логично. Рабби Моше считал, что данное право женщины равно праву на вознаграждение любого нанятого на службу работника: так же как работник имеет право требовать зарплату, так и женщина при разводе или после смерти мужа имеет право на брачный
контракт.165 В случае если супруга не выполняла надлежащим образом
обязанности, наложенные на неё Торой, «работодатель», в роли которого выступает муж, имеет право снизить оплату соразмерно оказанной услуге или вообще отказаться от неё.
Спустя год, в 1177 году, РаМБаМ на запрос Рабби Эфра?има из Цура (Тира) отослал его ученикам сборник респонсов по разным вопросам.
До нас дошли две части этой брошюры, составленные Маймонидом в разное время. Первая из них адресована самому Рабби Эфраиму и написана на родном языке адресата — иврите (точная дата
не известна, но, по-видимому, не позднее 1177 года). Более значительная по объёму вторая часть сборника была написана чуть позже,
в 1177 году, когда Рабби Эфраим уже умер, и адресована ученикам
Рабби Эфраима. Вторая часть брошюры написана на арабском
языке.
В первой части сборника Рабби Моше подтверждает, что Рабби
Эфраим имеет право как знаток Торы на освобождение от налогов,
подушных сборов и других пошлин. Со своей стороны, община обязана всеми силами поддерживать тех, кто занимается изучением Торы.
Этот вопрос обсуждается в Вавилонском Талмуде, трактате «Ба?ва
Ба?тра» — «Последняя Часть», 7б—8а. В трактате сказано, что учителей и
знатоков Торы не облагают налогом на строительство городских крепостных стен, так как они всё своё время отдают