изучению Торы, их оберегающей от всякого рода посягательств извне. По этой причине, у мудрецов, в отличие от всех остальных, нет необходимости во всякого
рода сооружениях, обеспечивающих безопасность.
Взимая налоги, указывает Маймонид, община не то что не помогает, а наоборот, делает всё возможное, чтобы искоренить изучение
Торы. По РаМБаМу, такого рода действия квалифицируются как грабительские.
Во второй части этого сборника автор отвечает на различные вопросы из области еврейского права, лишь некоторые из которых могут
представлять для нас интерес.
На вопрос учеников Рабби Эфраима, какую роль в образовании
человека играют астрономические познания,166 Маймонид в качестве
165 Трактат «Путеводитель заблудших». Ч. III, гл. 49.
166
«« — »?????? ? ?????ткуфо?т у мазало?т» — «периоды и знаки зодиака». РаМБаМ определяет в
кодексе «Мишне Тора», что «периоды» — это время весеннего и осеннего равноденствий, а также летнего и зимнего солнцестояний; под знаками зодиака имеется в виду
движение солнца и других небесных тел по зодиакальному поясу. См. Кодекс «Мишне
Тора», книга «Зманим», раздел «Кидуш а-хо?деш», начиная с гл. VIII и далее.РаМБаМ — судья 87
ответа приводит лаконичное и одновременно содержательное высказывание Рабби Ме?ира: «Наблюдай за Его поступками, и таким образом ты Его (Творца мира) познаешь».167
Ещё один вопрос касался известного правила в Талмуде,168согласно
которому не еврея нельзя обучать Торе, за исключением законов и стихов, касающихся 7-ми заповедей для потомков Но?аха (Ноя):
1) верить и поклоняться единому Богу;
2) не проклинать Бога
3) не убивать людей;
4) не грабить;
5) не прелюбодействовать;
6) не есть части от живого;
7) обязанности создать справедливую судебную систему.169
Отвечая на поставленный вопрос, Рабби Моше уточняет:
…Разрешено обучать 7-ми заповедям христиан и приближать их к
религии, однако это запрещено в отношении мусульман, ведь вы знаете их верования, что Тора не Божественного происхождения. Если же их
будут обучать чему-нибудь из написанного в ней, что противоречит их
выдумкам…- для них это не будет являться неопровержимым доводом,
ведь это наносит вред их учению. Они станут комментировать согласно их неверным постулатам…, вследствие этого несмышлёные люди
допустят ошибку…
Однако что касается христиан, то они доверяют имеющейся редакции Торы, раскрывая её содержание посредством неверных трактовок… И если довести до их сведения верную трактовку, возможно,
они перерешат…
(Сборник писем РаМБаМа. Т. I, письмо № 9, с. 216)
Строгое отношение к мусульманам по части преподавания Торы
никоим образом не повлияло на законодательные постановления Маймонида в отношении мусульман в других вопросах. Это лишний раз
свидетельствует о приоритете критериев мудрости и справедливости,
167 Сифрей на книгу «Дварим» — «Второзаконие», 6: 6. Буквальный перевод: «Наблюдай за
Его поступками, и таким образом ты познаешь Того, Кто сказал, и как следствие этого
возник мир».
168 Вавилонский Талмуд, трактат «Санэдрин», 59а.
169 Кодекс «Мишне Тора», книга «Шофтим», раздел «Мелахим ве милхамот», IX, 1.
Перечисленные заповеди были даны всем людям без исключения, так как все
люди происходят от Ноаха (Ноя). В ходе истории люди отошли от них, поэтому в мир
пришёл праотец Авраам, чтобы принять на себя концепцию Монотеизма и бремя заповедей. Авраам а-иври, так его называет Тора, этимологически происходит от корня
«« — »???аин — бет — рейш» — «переходить», «проходить», а также, если это имя существительное, то «другая сторона», который основал фундамент для появления нового
народа, который в последствии был назван Израилем. Израиль принял в дальнейшем
на себя дополнительные обязательства, изложенные в виде конспекта в Писании и подробно детализированные в Устном Учении.88 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории
которыми всегда руководствовался РаМБаМ. Например, Рабби Моше
считал, что мусульмане, в отличие от христиан, приверженцы строгого
Монотеизма, без послаблений. Конечно, и у них по сей день сохраняются некоторые пережитки прежних форм идолопоклонства в практикуемых ими ритуалах, среди которых — особенность поклона во время
молитвы, взъерошивание волос, ношение несшитой одежды и забрасывание камнями места службы. Тем не менее современные мусульманские ритуалы, по мнению Маймонида, лишены первичного языческого смысла, как сказано в Талмуде: «Если человек поклонился идолу,
полагая, что это дом молитвы — его сердце направлено в сторону
Неба».170
В брошюре к ученикам Рабби Эфраима впервые упоминается самое грандиозное сочинение Маймонида, к которому читатель плавно
начинает приближаться. Это — галахический кодекс «Мишне? Тора?».
Мишне Тора в переводе с иврита означает «повторение Торы». Названием «Мишне Тора» именуется также последняя книга Пятикнижия —
книга «Двари?м» — «Второзаконие». В этой книге Моше Рабейну, обращаясь к еврейскому народу, подытоживает законы, содержащиеся в
предыдущих книгах Торы.
Кодекс РаМБаМа известен также под именем «Могучая рука» —
«« — »?? ????Яд хазака?». Дело в том, что на иврите слово «яд-рука» имеет
числовое значение («« — »???????гима?трия») четырнадцать — по числу книг
в кодексе. Отсюда и название — «14 могучих (т. е. грандиозных, всеохватывающих, глубоких) книг».
Название «Могучая рука» — «яд хазака» появляется в XIII-м веке как
попытка игнорировать название «Мишне Тора», издание, которое, по
словам критиков кодекса, притязало на монополию в области Устной
Традиции.
Позже, в XV веке, слову «мишне?» — «повторение», происходящему
от корня «« — »???шин — нун — хей» — «повторять», «учить» придается
другая этимология от корня «« — »???шин — нун — нун», означающего
«заучивать наизусть, зубрить».
Этот ловкий политический ход был предпринят с целью умерить критические замечания в адрес кодекса «Мишне Тора», претендовавшего
до редактуры на замещение Устной Торы, а с внесёнными в этимологию корня изменениями законодательный кодекс обрёл форму краткого резюме для удобного заучивания наизусть.171
170 Вавилонский Талмуд, трактат «Санэдрин», 61б. См. также Сборник писем РаМБаМа.
Т. I, письмо № 12, ответ третий.
171 Тверский И. «Галаха и философия». Кн. II, часть 4, с. 207—216.Предисловие
Появление на арене религиозной мысли кодекса «Мишне Тора» вызвало в еврейском мире целую бурю эмоций, не утихающих и поныне.
Среди критических замечаний были как конструктивные и плодотворные, так и те, в основе которых лежали корыстные интересы и нежелание признавать свои собственные ошибки. Создав подлинную энциклопедию еврейского права, Рабби Моше бен Маймон не переставал работать над ней до конца своих дней, внося поправки и уточнения. Об
этом факте свидетельствуют многочисленные черновики кодекса, дошедшие до наших дней.
Время окончания написания кодекса точно неизвестно, — вероятно
первая редакция была закончена к концу 1177 года. Сам РаМБаМ упоминает об этом в послании к мудрецам Лунеля (Прованс, южная Франция): «Первую редакцию я отверг и не стал переписывать…».172
По поводу определения точной даты завершения кодекса среди исследователей бытуют различные мнения. Например, раввин Йосе?ф
Ка?пах считает, что к работе над кодексом «Мишне Тора» Маймонид
172 Сборник писем РаМБаМа. Т. II, письмо № 34, с. 506.
КОДЕКС «МИШНЕ ТОРА»
Оригинальный фрагмент кодекса «Мишне Тора»90 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории
приступил в 1169 году и закончил в 1183 году. Он принимает за основу
дату, указанную в книге «Змани?м» — «Времена», в разделе «Киду?ш а-хо?-
деш» — «Освящение месяца», X, 4, где сказано, что «этот год — 4936 год
от сотворения мира». Указанная дата от сотворения мира соответствует 1176 году. Работая над этим разделом, Рабби Моше, по мнению исследователя, находился в кульминационной стадии творческого процесса. Таким образом, добавив такой же период времени (семь лет),
который, по расчетам, понадобился Маймониду для завершения труда, он получает дату написания кодекса — 1183 год.
По мнению другого исследователя — Ицха?ка Шила?та, расчёты Капаха не учитывают сведений, содержащихся в письме Маймонида к
Рабби Йоната?ну а-Коэну из Лунеля, где фигурирует другой срок: «…
Сколько я трудился, днем и ночью непрерывно почти 10 лет!»173
Учитывая письмо к Рабби Йе?фету бен И?лии а-даяну, где сообщается, что смерть родного брата Давида в 1177 году загнала Маймонида на целый год в постель, возникает другой вопрос, куда этот непрерывный отрезок времени можно вставить? Подытоживая вышесказанное, кодекс, включая Книгу Заповедей, работа над которой началась
ещё до окончания комментария к Мишне в 1168 году, скорее всего
был написан до трагедии. В предисловии к «Мишне Тора» Маймонид
собственноручно указывает дату — 1008 год от разрушения Второго
Храма (1177 год). И хотя в разделе «Освящение нового месяца», в главе XI, 16, и идёт речь о 4938 г. от сотворения мира (1178 год), Ицках Шилат тем не менее считает, что начиная с VI главы (а другие исследователи, полагаясь на особенности языкового стиля, считают, что начиная
с XI главы) и последующие главы автор не планировал включать в общий текст кодекса, так как информация, изложенная в них, не относится к законам новомесячья, а представляет собой сведения из
астрономии.174
Абстрагируясь от фактов биографии Маймонида, хотелось бы порассуждать о, так сказать, мистической составляющей любого выдающегося произведения, позволяющей квалифицировать его как послание свыше.
Уходя, видимо, какими-то гранями за пределы своего времени и
пространства, подлинное творчество созидает новые, неизведанные
миры, в которых человеческий разум объемлет произведённое и отношение автора к нему. Созидательная деятельность, таким образом, являет собой как бы акт откровения — раскрытия автором себя и слияния
с адресатом (получателем) откровения. Раскрывшись, гений создателя
уже не руководствуется лишь теми канонами-нормами, что свойственны времени или же ему самому, а, преодолевая их рамки, делается
чем-то бо?льшим, перманентно питая «квантами» своей энергии произведённое. Созидание, следовательно, уже не поддаётся описанию,
173 Сборник писем РаМБаМа. Т. II, письмо № 34, с. 502.
174 Там же. Т. I, письмо № 9, с. 195—203.Кодекс «Мишне Тора» 91
укладывающемуся в рамки дискретного листа,175 — оно становится соразмерно непрерывному свитку, в котором нет места для точки. Разрыв
между творцом и творением неизбежно лишает последнее самого
главного — жизни. Постепенно остывая, мёртвое «тело» становится достоянием истории. Оно перестаёт будоражить умы и сердца людей.
Написанные однажды строки, будь то формула счастья или философская доктрина, поначалу одухотворённые ощутимыми авторскими душевными «вихрями», со временем обречены на погибель, как и всё,
имеющее отношение к бренному миру: безжалостность времени окутывает забвением ещё недавно процветавшие идеи, возводя на пьедестал новые идеи и мысли. И всё же: одни произведения, промелькнув
перед взором человечества, сразу исчезают в вечности, но другие живут в памяти веками, сохраняя связь с Источником Жизни. Что же поддерживает эту магическую связь после смерти автора? Ответ на этот
вопрос содержится в трактате «Аво?т» — «Отцы», IV, 14: «Рабби Йохана?н
а-Сандла?р говорит: Всякое собрание с намерениями ради Неба состоится, а без таковых — не состоится». Огонь жизни в творении поддерживается силой бестелесных переживаний, мук и намерений автора,
возвышающих земное до небесного. Пример неугасаемого творения — кодекс «Мишне Тора», сохраняющий свою молодость и в наши
дни. Первоначальная идея автора кодекса — служить непосредственным руководством на жизненном пути еврея — трансформировалась,
однако она продолжает жить в другом качестве. Современная законотворческая практика показывает, что ни одно серьёзное законодательное решение не обходится без кодекса «Мишне Тора». Об этом и о
других достоинствах Энциклопедии еврейского права автор будет вести речь на протяжении всего данного раздела.
Книга заповедей
Предваряя кодекс, Маймонид написал своего рода введение —
Книгу Заповедей. Труд был составлен на арабском языке, о чём он впоследствии пожалел. В письме в Цур (Тир) без указания имени адресата
РаМБаМ выражает своё сожаление по поводу языка оригинала:
…И пожалел я весьма,