что составил её на арабском языке, оттого
что всем необходимо прочитать её. Сейчас я в ожидании её перевода
(Сборник писем РаМБаМа. Т. I, письмо № 10, с. 223)
В Вавилонском Талмуде, трактате «Мако?т» — «Удары», 23б, сказано: «Учил Рабби Симлай: 613 заповедей были сообщены Моше на
Синае, из них 365 — по числу дней в году и 248 — по числу частей тела
175 От лат. discretus — прерывистый.92 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории
человека». В предисловии к Книге Заповедей Рабби Моше упоминает
составленныепредшествующимираввинами(ираввинами-поэтами)176
«предостережения» — «« — »??????азаро?т», в которых обращает внимание на некоторую вольность (эстетизм, нечёткость галахи и т. п.) в трактовке заповедей. РаМБаМ поставил перед собой задачу — исправить
допущенные до него неточности и чётко сформулировать все заповеди
Священного Писания. Он также посчитал необходимым привести аргументы и изложить строгие правила, которыми он руководствовался при
включении той или иной заповеди в свой список. Строгий регламент нужен был Маймониду также для обоснования своей позиции на случай,
если читателя смутят противоречия с широко известными перечнями
предшественников.
Четырнадцать правил
1. Не следует считать самостоятельными заповедями постановления, принятые мудрецами. Например, принятая мудрецами во времена Второго Храма обязанность зажигания свечей в праздник Ханука,
чтение хвалебной молитвы «« — »???Але?ль», которую произнёс впервые
царь Давид, чтение свитка Эстер в праздник Пурим и др. — не являются
самостоятельными заповедями из Торы. Эти постановления являются
следствием одной единственной заповеди: «…Не отходи от слов, которые тебе скажут мудрецы вправо и влево» (книга «Дварим» — «Второзаконие», 17: 11).
2. Не следует считать заповедями те повеления, которые выводятся с
помощью тринадцати правил толкования Писания, а также посредством правила «расширения» смысла — «« — »?????рибу?й». Например, в
книге «Дварим» — «Второзаконие», 6: 13, сказано: «Господа, Бога твоего, бойся…» — перед словом Бог стоит предлог «« — »??эт», который не
выполняет никаких смысловых функций и потому его можно было бы
опустить. А правило «расширение» позволяет сделать вывод, что бояться
надо не только Бога, но и мудрецов, которые в этой ситуации к Нему
приравнены (Вавилонский Талмуд, трактат «Псахи?м», 22б).
3. Не является заповедью то, что преследует сиюминутные цели. Например, сказано в Мидра?ш Танху?ма, на книгу «Дварим» — «Второзаконие», гл. «Ки тице», 2, с. 555:
…Сказал Рав Ада: 248 повелительных заповедей есть в Торе — по
числу частей человеческого тела. И каждый день они вопиют, обращаясь к человеку: «Выполняй нас, чтобы благодаря нам ты жил долго». 365
запретительных заповедей — по числу дней в году. И каждый день, когда
встает Солнце, оно кричит на человека, обращаясь к нему: «Повелел
176 Шломо бен Иегуда ибн Гвироль (1020-2, Малага — 1057-8, Валенсия) и Рав Саадия Гаон
(882, Дилаз, Верхний Египет — 942, Багдад).Кодекс «Мишне Тора» 93
мне в отношении тебя Тот, Кто оставил тебя в живых по сей день, — не
делай в мой день сего проступка и не склоняй чашу правосудия в сторону обвинения».
Процитированный выше отрывок подразумевает, что 613 заповедей
даны как единая система, подразумевающая ежедневное исполнение — на все времена, а не на какой-то ограниченный срок.
4. Не следует считать отдельной заповедью повеления, включающие
в себя всю систему заповедей. Например, в Торе часто употребляются
такие фразы: «Храните всё, что Я вам сказал». Или: «Храните Мои законы и применяйте Мои правила».
5. Не следует считать смысл и причину заповеди в качестве самостоятельной заповеди. В процессе изучения Торы может сложиться впечатление, будто причина или смысл заповеди выступает как самостоятельный запрет, который следует упомянуть отдельно. Например: «Не
сможет её первый муж, отославший её, вернуть её обратно…, и не порочь земли, которую Господь, Бог твой, даёт тебе в удел» (книга «Дварим» — «Второзаконие», 24: 4). В данном случае, указывает РаМБаМ,
«не порочь земли» — это причина, по которой нельзя повторно жениться
на женщине, с которой муж развёлся. Причина заповеди не может выступать как самостоятельная заповедь.
6. Заповедь, имеющую одновременно повеление и запрещение,
следует рассматривать как две самостоятельные заповеди: повеление — отдельно и запрещение — отдельно. Например, в субботу, в
праздники и на 7-й год работа запрещена, а отдых в эти дни является
повелевающей заповедью.
7. Не следует считать подробности заповеди независимой заповедью.Например,существуетзаповедьсовершить«ибу?м» —левира?тный177
брак и заповедь освободиться от него — «халица?» (книга «Дварим» —
«Второзаконие», 25: 5—10). Общая директива предполагает множество
нюансов и регламентаций, которые не являются самостоятельными заповедями. В противном случае таких заповедей вышло бы несколько
сотен.
8. Не следует считать отрицание или утверждение какого-либо факта (ассерторическое178 суждение) в качестве заповеди, предостерегающей от чего-либо или повелевающей что-либо. Отрицание или констатация какого-либо факта — это изъявительное наклонение глагола:
такой-то этого не делал, не знает чего-то, является тем-то, тогда как предостережение — это повелительное наклонение глагола: не делай этого, не занимайся познанием того-то, будь тем-то. Главным отличием
между ними является то, что повеление не может выступать в прошедшем времени.
177 От лат. «levier» — «деверь». Обязанность вдовы в случае, если у нее от мужа не было детей, выйти замуж за старшего из его братьев или пройти процедуру освобождения от
подобного брака — «халица».
178 От лат. assertorius — утвердительный.94 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории
9. Следует считать в качестве заповеди только то, от чего предостережён и к чему заповедан. По Маймониду, повеления Торы распространяются на 4 сферы бытия:
а) воззрения — познание Творца, любовь к Создателю, запрет на возвеличивание в сердце кого-то ещё, кроме Бога;
б) действия — принесение жертвоприношений, строительство Храма,
запрет на поклонение кому-либо, кроме Творца;
в) качества характера — любить ближнего, запрет мстить, ненавидеть;
г) словесная деятельность — восхвалять Всевышнего, обращаться к
Богу с молитвой, признавать свои проступки, запрет на сплетничество, запрет клясться ложной клятвой.
10. Не следует считать этапы подготовки к выполнению заповедей
как отдельные заповеди. Например, заповедь хлебов в Храме (книга
«Шмот» — «Исход», 25: 30) включает в себя подготовительные этапы: состав муки, выпечку хлеба, количество хлебов и т. п. (книга «Ваикра» —
«Левит», 24: 5—9).
11. Не следует считать детали одной заповеди как отдельные заповеди. Например, в заповеди очищения от кожного поражения (на иврите — «цара?ат») перечислено очень много деталей способа, каким очищение должно происходить (книга «Ваикра» — «Левит», 13—15).
12. Не следует считать этапы работы, возникшие как следствие заповеди, самостоятельными заповедями. Например, строительство
Храма — одна заповедь, включающая в себя бесчисленное множество
этапов и деталей строительства (книга «Шмот» — «Исход», начало 25
главы и далее).
13. Количество заповедей не увеличивается от количества дней, в течение которых предписано эту заповедь выполнять. Например, заповедь сидеть в шалашах семь дней — одна заповедь (книга «Ваикра» —
«Левит», 23: 42).
14. Не следует считать в качестве самостоятельной заповеди исполнение наказания. Например, удары бичами, удушье, отрубание головы, сожжение, побиение камнями, денежный штраф, принесение
жертвы — это категории наказаний. Каждая из категорий — отдельная
заповедь, назначаемая за отдельную группу проступков. Однако, указывает Маймонид, не следует считать в качестве заповеди назначение наказания за каждый отдельный проступок из группы, иначе количество
заповедей будет соответствовать числу проступков.
Сущность кодекса
Мишне Тора — самое значительное из всех произведений великого
РаМБаМа, как по объёму и охвату, так и по самодостаточности. Непосвящённому человеку довольно сложно представить обьём воистину
исполинского труда, проделанного Маймонидом. Последний собралКодекс «Мишне Тора» 95
весь необходимый материал из необозримого океана Талмуда, соединил и упорядочил суждения о частном и общем, которые, на первый
взгляд, не были связаны между собой, добавил также сведения из других источников.
Эта работа создавалась для всего еврейского народа: от учёных
людей до обывателей. По замыслу Рабби Моше, в Мишне Тора всё
должно было быть простым и доступным, равно как и глубоким и чётким. Кодекс был рассчитан не только на современников, но и на последующие поколения, которые будут подвержены культурным и языковым метаморфозам вследствие миграций, изменения быта или влияния чуждой культурной среды. Всё конгениально удалось!
Каждый раздел или книга начинаются с преамбулы, вводящей в
курс дела, и по мере раскрытия темы добавляются всё новые детали,
помогающие раскрыть перед читателем обсуждаемую тему до полной ясности. В Мишне Тора ничему не отдано предпочтения, равно как
ничто не отодвинуто на задний план. Философия, этика, диетология,
право, ритуалы, астрономические вычисления и надежда на мессианское освобождение — всё это гармонично синтезировано в кодексе.
О причинах, побудивших к созданию труда, Рабби Моше сообщает
в предисловии:
Однако в сие время свалились дополнительные беды: пропала мудрость наших учителей, понимание разумных исчезло, а сиюминутная
необходимость оттеснила всё прочее. В этой связи те комментарии,
законы и респонсы гаонов, которые они посчитали разъяснёнными, в
наше время оказались сложными, и лишь немногие разбираются в
этом как положено. Я уже не говорю о самих Талмуде, Вавилонском и
Иерусалимском, Сифра?, Сифре?й и Тосефте, для изучения которых
требуются огромные интеллектуальные способности, мудрость души и
длительное время… (Кодекс «Мишне Тора». Т. I, предисловие, с. 4).
В процессе составления кодекса Рабби Моше, исходя из практических соображений, решил воспользоваться языковым стилем и идиомами Мишны. В отличие от языка Священного Писания, лексическое
богатство Мишны позволяло лучше сформулировать и прокомментировать все законы. Кроме того, язык Мишны был широко распространён в народе.179
Ранее мы старались дать ощутить читателю «внутреннюю» атмосферу Мишны, которая, хотя и содержит в себе различные точки зрения
по одному и тому же вопросу, всё же упорядочена тематически.
Что же касается Талмуда, то его внутренний мир значительно оживлённей и ярче, нежели мир Мишны. На первый взгляд, Талмуд представляет собой сумбур из языков, мнений, затрагиваемых для обсуждения
тем, вопросов и межтематических переходов. Например, Талмуд,
разъясняя ту или иную точку зрения, упомянутую в Мишне, сгущает краски, приводя пример, обнажающий абсурдность мнения. При этом
179 Предисловие к Книге Заповедей.96 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории
предлагаемая для обсуждения ситуация может шокировать читателя
нелепостью и вряд ли иметь место в реальной жизни. Какие юридические последствия могут вытекать из подобного рода случая? Вслед за
этим Талмуд берётся обсуждать постороннюю тему, место которой в
другом трактате. Как отнестись к такому ходу талмудической мысли?
Какие практические рекомендации можно из этого извлечь? Ассоциативный стиль Гемары порой также вводит в заблуждение. Например, в
Талмуде приводится точка зрения мудреца по какому-то вопросу, тут
же вслед за тем перечисляются другие мнения того же автора, высказанные им на протяжении всего Талмуда по иным проблемам. Перед
изучающим возникает крайне сложная задача понимания причины
данного приёма, используемого Талмудом. Или от имени одного учителя приводятся противоположные версии высказывания по одной и той
же теме. Какую версию выбрать: первую или вторую? Процесс изучения Талмуда осложняется также наличием в последнем агадического
(агада = иносказание, притча) элемента, который порой растягивается
на многие страницы, впоследствии возвращаясь к исходной теме обсуждения. Сам по себе стиль агады не принимает форму спора и
очень доступен, однако совершенно естественные для текста Талмуда
переходы от галахических прений к повествовательным образам агады
становятся сложным, а подчас и неустранимым, препятствием для понимания неопытным читателем.
Революция Маймонида заключалась в основательном изменении
всей структуры Талмуда. Взяв из последнего исключительно те мнения,
которые имели силу закона,