Скачать:TXTPDF
Мишне Тора. Маймонид. Учитель и целитель

араб. на иврит Шилата И. Иерусалим, 5747 — 1987.

2. Акдамот а-РаМБаМ ле Мишна — Сборник предисловий РаМБаМа

к Мишне. / Пер. с араб. на иврит Шилата И. Иерусалим, 5756 —

1996.

3. Пируш ле Мишна — Комментарий к Мишне в трёх томах. / Пер. с

араб. на иврит и комментарии Капаха Й. Иерусалим, 5731 — 1971.

4. Кодекс «Мишне Тора». – Собрание в четырнадцати книгах. Изд.

Шабтай Френкель. Иерусалим — Бней Брак, 5761 — 2001.

Кроме того, в книге первой в качестве справочного материала по

истории, специальным терминам и понятиям, возможно, не знакомым

читателю, была привлечена и использована литература на иврите, русском и английском языках в следующих изданиях:

1. «Энциклопедия а-Иврит» — «Еврейская Энциклопедия». Израиль,

1988.

2. «Энциклопедия Талмудит» — Энциклопедия Талмуда. Иерусалим,

1981—1990.

3. «А-история шель Эрец Исраэль: шильтон а-муслемим ве а-цалваним (634—1291)» — «История Земли Израиля под властью мусульман и крестоносцев (634—1291)». Т. VI. Иерусалим, 1981.

4. Фрагменты из Вавилонского Талмуда. Иерусалим, 1981.

5. Штейнзальц А. «Введение в Талмуд». / Пер. на русск. язык З. Мешкова. М., 1993.Предисловие автора 9

6. Тверский И. «Галаха и философия — основы учения РаМБаМа». Израиль, 2001.

7. Gabrieli F. «Arab historians of the crusades». L., 1969.

8. Encyclopedia Britannica. Great Britain, 1956.

9. Feldman W. M. Maimonides as Physician and Scientist // Moses Maimonides / Ed. by rabbi dr. I. Epstein. 1935

10. Lewis B. Maimonides, Lionheart, and Salladin. Jerusalem, 1964.

11. Ehrenkreutz A. S. Saladin. Albany, NY, 1972.

12. Studies in Medieval Jewish History / Ed. I. Twersky. Cambridge Mass,

1984.

13. The Achievement of Saladin // Studies on the Civilization of Islam. Boston, 1962.

При создании того или иного логически завершённого отрывка привлекались одновременно несколько источников по одной тематике. Это

позволило более точно формулировать те или иные положения как по

смыслу, так и стилистически. Хотя данный приём имеет массу преимуществ, он не лишён недостатков. При одновременном использовании

нескольких источников с неизбежностью возникают трудности с определением авторства тех или иных строк. Чтобы разрешить проблему, было

решено не приводить чужой текст в качестве цитаты, а синтезировать на

основании нескольких источников новый, авторский, текст с указанием

(по возможности) источников, на базе которых новый текст был создан.

Одна из важных целей первой книги — подготовить читателя к восприятию книги второй, более сложной по содержанию, тематике и способу изложения. В центре внимания книги второйфилософский

трактат «Путеводитель заблудших». Темы, рассматриваемые в нём,

предполагают наличие у читателя специальной подготовки, что в известной мере разрешается книгой первой.

Во второй книге детально рассмотрены взгляды РаМБаМа на такие

вопросы как: Бог — первопричина, Его единство, познание Бога, система мироздания, отношение Бога к системе мироздания; Его участие в становлении мира и управление им, пророчество, проблема

существования добра и зла, провидение Бога и свобода выбора; человек и общественное устройство, идеальное государство, конечное

воздаяние и, конечно же, некоторые аспекты разрешения противоречий между Священным Писанием (Торой, Библией) и философией.

Также как и в первой, в книге второй приводится множество цитат

из текстов Маймонида и других мыслителей для того, чтобы можно

было непосредственно прикоснуться к словам великих мудрецов, а

также чтобы максимально приблизить требовательного читателя к

ощущению подлинности, «ненадуманности» написанного. Важно также обратить внимание на то, что все цитируемые здесь фрагменты

основаны на переводе трактата «Путеводитель заблудших» с арабского на иврит раввина Йосефа Капаха и сверены мной с более

поздним переводом профессора Моше Шварца.10 Предисловие автора

Грани одной и той же темы часто рассматриваются Рабби Моше

в разных главах и даже частях его философского труда, поэтому в некоторых случаях цитаты собраны из разных мест в одно целое с указанием источников их происхождения.

Цитаты из источников приводятся в адаптированном, но достаточно

точном переводе, главная задача которого — передать суть наиболее

доступно, так рекомендовал поступать и сам Маймонид, обращаясь

в письме к переводчику философского трактата «Путеводитель заблудших» с арабского на иврит — Шмуэлю ибн Тибону:

…Тот, кто захочет переписать с одного языка на другой, переводя

слово в слово и следуя стилю и построению фраз оригинала, столкнётся с большими трудностями, которые приведут к тому, что в его работу

вкрадётся очень много ошибок… — так не следует поступать. Переписчику с одного языка на другой следует прежде всего понять суть, а затем передать её на том языке, который будет понятен, сопровождая

тему предисловиями и послесловиями, добавляя или, наоборот, убирая слова, заменяя одно слово несколькими словами, а несколько слов

заменяя одним — пока не прояснится суть темы на этом языке…

(Сборник писем РаМБаМа. Т. II, письмо № 35, с. 532).

Источники, положенные в основу второй книги:

1. Трактат «Море а-невухим» — «Путеводитель заблудших», изд. Мосад

а-рав Кук. / Пер. с араб. на иврит и комментарии Капаха Й. Иерусалим, 5737 — 1977.

2. Трактат «Море а-невухим» — «Путеводитель заблудших». / Пер. с

араб. на иврит Шмуэля ибн Тибона, с коммент. Эфоди, Шем Тов,

Крескас, Абрабанель. Иерусалим, 5720 — 1960.

3. Трактат «Море а-невухим» — «Путеводитель заблудших». / Пер. с

араб. на иврит проф. Шварца. М., Тель-Авив, 2004.

4. Трактат «Путеводитель растерянных» (первая часть). / Пер. с араб.

на русск. и комментарии проф. Шнейдера. М. Москва — Иерусалим, 5761 — 2000.

5. Книга «Мада» — «Знание» из кодекса «Мишне Тора». Собрание в четырнадцати книгах. Иерусалим — Бней Брак, 5761 — 2001.

6. Трактат «Милот а-игайон» — «Об искусстве логики». Иерусалим,

1987.

7. Акдамот а-РаМБаМ ле Мишна — Сборник предисловий РаМБаМа

к Мишне. перевод с арабского на иврит — Шилат И. Иерусалим,

5756 — 1996.

Автором приложены значительные усилия для того, чтобы перевод

цитат соответствовал оригиналу, тем не менее не исключена возможность каких-то неточностей или отклонений от нюансов смысла, поэтому автор заранее приносит извинения и надеется на понимание со

стороны читателей.Предисловие автора 11

Когда-то, более двух тысяч лет назад, о трудностях на путях постижения истины высказался один из величайших мыслителей древности —

Аристотель:

Рассмотрение истины в одном отношении трудно, а в другом —

легко. Это видно из того, что никто не может достичь её надлежащим

образом, но и не терпит неудачу совсем; каждый говорит относительно природы что-нибудь и поодиночке, правда, ничего не добавляет для

установления истины, или мало, но когда всё это собирается вместе,

получается заметная величина

…И справедливо питать благодарность не только к тем, чьи мнения

мы можем разделить, но и к тем, кто высказался более поверхностно:

ведь и они привнесли кое-что, подготовив своим предварительным

упражнением нашу способность к познанию…

(Трактат «Метафизика», кн. II, гл. 1, 993а30 — 993b14).

Текст настоящей монографии можно иногда упрекнуть в некоторой сухости изложения, возникшей в результате стремления «уплотнить»

содержание: большой объём информационного материала дан с

целью раскрыть максимально поле деятельности и внутренний мир Великого мудреца. Так что от читателя иногда потребуется особая сосредоточенность и концентрация внимания на тексте.

Поскольку в истории никогда не было однозначного отношения к позициям РаМБаМа по тому или иному вопросу, то логично предположить, что исследование его концептуальных положений и комментарий

к ним, написанный на рубеже XX—XXI веков, положат начало многочисленным спорам «за» и «против». Автор вполне готов к такому исходу

и опирается заранее на благословенные слова, высказанные в Вавилонском Талмуде: «Ревность книжников увеличит мудрость».3

3 Вавилонский Талмуд, трактат «Бава Батра», 21а.Автор выражает свою безграничную благодарность раввину Элиягу

Тавгеру, преподавателю Высшей Академии Иудаики (йешивы «Торат

Хаим», г. Москва), консультации которого открыли ему мировоззренческий мир РаМБаМа и мир философского наследия человечества.

Автор благодарен также другим раввинам, преподавателям «Торат

Хаим», р. М. Лебелю, р. Э. Вольфсону, р. Ц. Патласу, р. М. Кульвианскому, р. Д. Крюгеру за моральную поддержку и внимание.

Автор выражает глубокую признательность раввину Элиягу Эссасу,

общие рекомендации которого, а также неподдельный интерес к монографии способствовали тому, что работа увидела свет. Отдельного

упоминания и благодарности заслуживает также крайне важная для

многих тысяч людей по всему миру просветительская работа, проделываемая раввином Э. Эссасом и его командой на сайте evrey.com.

Особый поклон А. А. Астаховой, за её содействие тому, чтобы сложный философский текст зазвучал простым доступным языком. И А. Б. Воробьеву, А. В. Лисициной – за советы и указания по историко-философской фактологии и композиции текста.

Профессионализм и художественный вкус дизайнера Х. Войткевич

помогли книге обрести вид, достойный того, о ком она написана. Ценные замечания внесла Н. Г. Кирста, чья чёткая мысль помогла упорядочить технические вопросы и детали.

Моя искренняя благодарность моему научному руководителю, ректору Академии им. Маймонида, В. Р. Ириной-Коган, за благожелательное содействие, устранявшее все видимые и невидимые препятствия

бюрократического характера, которые всегда тормозят любой творческий процесс.

Обязан упомянуть также и трудного в общении, но весьма эрудированного и компетентного А. С. Кушнира, который, постоянно сражаясь

со мной за каждое слово, свершил, тем не менее, своего рода подвиг

редактора, завершив подготовку текста к изданию.

С особой благодарностью автор обращается к своим родителям

И. Г. Барановскому и Н. В. Уткиной, а также сестре М. Барановской и

брату Г. Барановскому, за создание благоприятной психологической

атмосферы в рабочем уголке, без которой данный труд не был бы завершён.

Моя глубокая благодарность — Я. Г. Соскину, Ц. Абрамову и А. В. Альперовичу за содействие в издании этой книги.

Слова благодарностиКнига первая

ЖИЗНЬ И ТВОРЕНИЯ В ПАНОРАМЕ ИСТОРИИ

Генеалогическое древо РаМБаМа ………………………………………………………………… 17

Испания …………………………………………………………………………………………………………… 18

Ранние произведения ……………………………………………………………………………………… 24

Марокко ………………………………………………………………………………………………………….. 26

Земля Израиля ………………………………………………………………………………………………… 28

Послание «Об освящении имени Всевышнего» ……………………………………………. 34

Египет ………………………………………………………………………………………………………………. 39

Личность Саладина …………………………………………………………………………………………………… 43

Реформы …………………………………………………………………………………………………………………… 44

Комментарий к Мишне …………………………………………………………………………………. 47

Предисловие к комментарию …………………………………………………………………………………… 47

Шесть разделов Мишны …………………………………………………………………………………………….. 54

О пользе комментария ……………………………………………………………………………………………… 58

Структура и стиль комментария ……………………………………………………………………………….. 58

Предисловие к главе «Хeлек» …………………………………………………………………………………….. 62

Учение о душе ……………………………………………………………………………………………………………. 65

Подведение итогов …………………………………………………………………………………………………….. 71

Послание в Йемен ………………………………………………………………………………………….. 74

РаМБаМ —Судья ……………………………………………………………………………………………… 82

Кодекс «Мишне Тора» …………………………………………………………………………………….. 89

Предисловие ……………………………………………………………………………………………………………… 89

Книга заповедей ………………………………………………………………………………………………………… 91

Четырнадцать правил ………………………………………………………………………………………………… 92

Сущность кодекса …………………………………………………………………………………………………….. 94

Структура кодекса ………………………………………………………………………………………………….. 102

Эпоха нефиксированного календаря ……………………………………………………………………. 108

Фиксированный календарь ……………………………………………………………………………………… 112

Астрономия и астрология ……………………………………………………………………………………….. 115

Подведение итогов …………………………………………………………………………………………………… 117

Философский трактат «Путеводитель заблудших» ………………………………………. 126

Предисловие ……………………………………………………………………………………………………………. 126

Цели и назначение Путеводителя …………………………………………………………………………….. 127

Наставления по изучению трактата …………………………………………………………………………. 129

Структура Путеводителя …………………………………………………………………………………………… 130

Подведение итогов …………………………………………………………………………………………………… 131

Послание «О воскрешении» …………………………………………………………………………. 133

Введение ………………………………………………………………………………………………………………….. 133

Послание ………………………………………………………………………………………………………………….. 136

Последние годы жизни РаМБаМа …………………………………………………………………. 144

Медицинская практика ……………………………………………………………………………………………. 144

Средневековая медицина ………………………………………………………………………………………. 145

Труды по медицине ………………………………………………………………………………………………….. 149

Подведение итогов …………………………………………………………………………………………………… 154

Уход Великого Мудреца ……………………………………………………………………………….. 156

ОГЛАВЛЕНИЕ14 Оглавление

Книга вторая

ФИЛОСОФСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ РАМБАМА

(опыт интерпретации)

Введение ……………………………………………………………………………………………………….. 161

Насущность трактата «Путеводитель заблудших» …………………………………………………… 161

Метод ……………………………………………………………………………………………………………………….. 164

Историческая панорама ………………………………………………………………………………………… 167

Экзистенция Бога ………………………………………………………………………………………….. 172

Первопричина мира ………………………………………………………………………………………………… 172

Единство Бога …………………………………………………………………………………………………………… 178

Познание Бога ………………………………………………………………………………………………………….. 179

Бестелесность Бога …………………………………………………………………………………………………. 181

Негативная Теология …………………………………………………………………………………………………. 184

Подведение итогов …………………………………………………………………………………………………… 194

Экзистенция Универсума …………………………………………………………………………….. 203

Иерархия ………………………………………………………………………………………………………………….. 203

Ангелы ………………………………………………………………………………………………………………………. 204

Сферы ……………………………………………………………………………………………………………………… 213

Тела …………………………………………………………………………………………………………………………… 218

Подведение итогов …………………………………………………………………………………………………… 224

Бог и Универсум ……………………………………………………………………………………………. 230

Создание мира ……………………………………………………………………………………………………….. 230

Цель творения …………………………………………………………………………………………………………… 242

Промысел Божий ……………………………………………………………………………………………………… 245

Проблема зла ………………………………………………………………………………………………………….. 246

Сверхъестественные явления ………………………………………………………………………………….. 250

Подведение итогов …………………………………………………………………………………………………… 254

Пророчество ………………………………………………………………………………………………….. 262

Технология ………………………………………………………………………………………………………………… 262

Пророчество Моше Рабейну …………………………………………………………………………………… 269

Человек и его задачи …………………………………………………………………………………….. 274

Личность и общественное устройство ……………………………………………………………………. 274

Назначение и внутренний смысл заповедей ………………………………………………………….. 282

Идеальное общество ………………………………………………………………………………………………. 285

Подведение итогов …………………………………………………………………………………………………… 289

Конечное воздаяние в грядущем мире ………………………………………………………… 292

Подведение итогов …………………………………………………………………………………………………… 297

Заключение: Маймонид на суде истории ……………………………………………………. 310

Приложение.

Скачать:TXTPDF

. Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать бесплатно, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать онлайн