араб. на иврит Шилата И. Иерусалим, 5747 — 1987.
2. Акдамот а-РаМБаМ ле Мишна — Сборник предисловий РаМБаМа
к Мишне. / Пер. с араб. на иврит Шилата И. Иерусалим, 5756 —
1996.
3. Пируш ле Мишна — Комментарий к Мишне в трёх томах. / Пер. с
араб. на иврит и комментарии Капаха Й. Иерусалим, 5731 — 1971.
4. Кодекс «Мишне Тора». – Собрание в четырнадцати книгах. Изд.
Шабтай Френкель. Иерусалим — Бней Брак, 5761 — 2001.
Кроме того, в книге первой в качестве справочного материала по
истории, специальным терминам и понятиям, возможно, не знакомым
читателю, была привлечена и использована литература на иврите, русском и английском языках в следующих изданиях:
1. «Энциклопедия а-Иврит» — «Еврейская Энциклопедия». Израиль,
1988.
2. «Энциклопедия Талмудит» — Энциклопедия Талмуда. Иерусалим,
1981—1990.
3. «А-история шель Эрец Исраэль: шильтон а-муслемим ве а-цалваним (634—1291)» — «История Земли Израиля под властью мусульман и крестоносцев (634—1291)». Т. VI. Иерусалим, 1981.
4. Фрагменты из Вавилонского Талмуда. Иерусалим, 1981.
5. Штейнзальц А. «Введение в Талмуд». / Пер. на русск. язык З. Мешкова. М., 1993.Предисловие автора 9
6. Тверский И. «Галаха и философия — основы учения РаМБаМа». Израиль, 2001.
7. Gabrieli F. «Arab historians of the crusades». L., 1969.
8. Encyclopedia Britannica. Great Britain, 1956.
9. Feldman W. M. Maimonides as Physician and Scientist // Moses Maimonides / Ed. by rabbi dr. I. Epstein. 1935
10. Lewis B. Maimonides, Lionheart, and Salladin. Jerusalem, 1964.
11. Ehrenkreutz A. S. Saladin. Albany, NY, 1972.
12. Studies in Medieval Jewish History / Ed. I. Twersky. Cambridge Mass,
1984.
13. The Achievement of Saladin // Studies on the Civilization of Islam. Boston, 1962.
При создании того или иного логически завершённого отрывка привлекались одновременно несколько источников по одной тематике. Это
позволило более точно формулировать те или иные положения как по
смыслу, так и стилистически. Хотя данный приём имеет массу преимуществ, он не лишён недостатков. При одновременном использовании
нескольких источников с неизбежностью возникают трудности с определением авторства тех или иных строк. Чтобы разрешить проблему, было
решено не приводить чужой текст в качестве цитаты, а синтезировать на
основании нескольких источников новый, авторский, текст с указанием
(по возможности) источников, на базе которых новый текст был создан.
Одна из важных целей первой книги — подготовить читателя к восприятию книги второй, более сложной по содержанию, тематике и способу изложения. В центре внимания книги второй — философский
трактат «Путеводитель заблудших». Темы, рассматриваемые в нём,
предполагают наличие у читателя специальной подготовки, что в известной мере разрешается книгой первой.
Во второй книге детально рассмотрены взгляды РаМБаМа на такие
вопросы как: Бог — первопричина, Его единство, познание Бога, система мироздания, отношение Бога к системе мироздания; Его участие в становлении мира и управление им, пророчество, проблема
существования добра и зла, провидение Бога и свобода выбора; человек и общественное устройство, идеальное государство, конечное
воздаяние и, конечно же, некоторые аспекты разрешения противоречий между Священным Писанием (Торой, Библией) и философией.
Также как и в первой, в книге второй приводится множество цитат
из текстов Маймонида и других мыслителей для того, чтобы можно
было непосредственно прикоснуться к словам великих мудрецов, а
также чтобы максимально приблизить требовательного читателя к
ощущению подлинности, «ненадуманности» написанного. Важно также обратить внимание на то, что все цитируемые здесь фрагменты
основаны на переводе трактата «Путеводитель заблудших» с арабского на иврит раввина Йосефа Капаха и сверены мной с более
поздним переводом профессора Моше Шварца.10 Предисловие автора
Грани одной и той же темы часто рассматриваются Рабби Моше
в разных главах и даже частях его философского труда, поэтому в некоторых случаях цитаты собраны из разных мест в одно целое с указанием источников их происхождения.
Цитаты из источников приводятся в адаптированном, но достаточно
точном переводе, главная задача которого — передать суть наиболее
доступно, так рекомендовал поступать и сам Маймонид, обращаясь
в письме к переводчику философского трактата «Путеводитель заблудших» с арабского на иврит — Шмуэлю ибн Тибону:
…Тот, кто захочет переписать с одного языка на другой, переводя
слово в слово и следуя стилю и построению фраз оригинала, столкнётся с большими трудностями, которые приведут к тому, что в его работу
вкрадётся очень много ошибок… — так не следует поступать. Переписчику с одного языка на другой следует прежде всего понять суть, а затем передать её на том языке, который будет понятен, сопровождая
тему предисловиями и послесловиями, добавляя или, наоборот, убирая слова, заменяя одно слово несколькими словами, а несколько слов
заменяя одним — пока не прояснится суть темы на этом языке…
(Сборник писем РаМБаМа. Т. II, письмо № 35, с. 532).
Источники, положенные в основу второй книги:
1. Трактат «Море а-невухим» — «Путеводитель заблудших», изд. Мосад
а-рав Кук. / Пер. с араб. на иврит и комментарии Капаха Й. Иерусалим, 5737 — 1977.
2. Трактат «Море а-невухим» — «Путеводитель заблудших». / Пер. с
араб. на иврит Шмуэля ибн Тибона, с коммент. Эфоди, Шем Тов,
Крескас, Абрабанель. Иерусалим, 5720 — 1960.
3. Трактат «Море а-невухим» — «Путеводитель заблудших». / Пер. с
араб. на иврит проф. Шварца. М., Тель-Авив, 2004.
4. Трактат «Путеводитель растерянных» (первая часть). / Пер. с араб.
на русск. и комментарии проф. Шнейдера. М. Москва — Иерусалим, 5761 — 2000.
5. Книга «Мада» — «Знание» из кодекса «Мишне Тора». Собрание в четырнадцати книгах. Иерусалим — Бней Брак, 5761 — 2001.
6. Трактат «Милот а-игайон» — «Об искусстве логики». Иерусалим,
1987.
7. Акдамот а-РаМБаМ ле Мишна — Сборник предисловий РаМБаМа
к Мишне. перевод с арабского на иврит — Шилат И. Иерусалим,
5756 — 1996.
Автором приложены значительные усилия для того, чтобы перевод
цитат соответствовал оригиналу, тем не менее не исключена возможность каких-то неточностей или отклонений от нюансов смысла, поэтому автор заранее приносит извинения и надеется на понимание со
стороны читателей.Предисловие автора 11
Когда-то, более двух тысяч лет назад, о трудностях на путях постижения истины высказался один из величайших мыслителей древности —
Рассмотрение истины в одном отношении трудно, а в другом —
легко. Это видно из того, что никто не может достичь её надлежащим
образом, но и не терпит неудачу совсем; каждый говорит относительно природы что-нибудь и поодиночке, правда, ничего не добавляет для
установления истины, или мало, но когда всё это собирается вместе,
получается заметная величина…
…И справедливо питать благодарность не только к тем, чьи мнения
мы можем разделить, но и к тем, кто высказался более поверхностно:
ведь и они привнесли кое-что, подготовив своим предварительным
упражнением нашу способность к познанию…
(Трактат «Метафизика», кн. II, гл. 1, 993а30 — 993b14).
Текст настоящей монографии можно иногда упрекнуть в некоторой сухости изложения, возникшей в результате стремления «уплотнить»
содержание: большой объём информационного материала дан с
целью раскрыть максимально поле деятельности и внутренний мир Великого мудреца. Так что от читателя иногда потребуется особая сосредоточенность и концентрация внимания на тексте.
Поскольку в истории никогда не было однозначного отношения к позициям РаМБаМа по тому или иному вопросу, то логично предположить, что исследование его концептуальных положений и комментарий
к ним, написанный на рубеже XX—XXI веков, положат начало многочисленным спорам «за» и «против». Автор вполне готов к такому исходу
и опирается заранее на благословенные слова, высказанные в Вавилонском Талмуде: «Ревность книжников увеличит мудрость».3
3 Вавилонский Талмуд, трактат «Бава Батра», 21а.Автор выражает свою безграничную благодарность раввину Элиягу
Тавгеру, преподавателю Высшей Академии Иудаики (йешивы «Торат
Хаим», г. Москва), консультации которого открыли ему мировоззренческий мир РаМБаМа и мир философского наследия человечества.
Автор благодарен также другим раввинам, преподавателям «Торат
Хаим», р. М. Лебелю, р. Э. Вольфсону, р. Ц. Патласу, р. М. Кульвианскому, р. Д. Крюгеру за моральную поддержку и внимание.
Автор выражает глубокую признательность раввину Элиягу Эссасу,
общие рекомендации которого, а также неподдельный интерес к монографии способствовали тому, что работа увидела свет. Отдельного
упоминания и благодарности заслуживает также крайне важная для
многих тысяч людей по всему миру просветительская работа, проделываемая раввином Э. Эссасом и его командой на сайте evrey.com.
Особый поклон А. А. Астаховой, за её содействие тому, чтобы сложный философский текст зазвучал простым доступным языком. И А. Б. Воробьеву, А. В. Лисициной – за советы и указания по историко-философской фактологии и композиции текста.
Профессионализм и художественный вкус дизайнера Х. Войткевич
помогли книге обрести вид, достойный того, о ком она написана. Ценные замечания внесла Н. Г. Кирста, чья чёткая мысль помогла упорядочить технические вопросы и детали.
Моя искренняя благодарность моему научному руководителю, ректору Академии им. Маймонида, В. Р. Ириной-Коган, за благожелательное содействие, устранявшее все видимые и невидимые препятствия
бюрократического характера, которые всегда тормозят любой творческий процесс.
Обязан упомянуть также и трудного в общении, но весьма эрудированного и компетентного А. С. Кушнира, который, постоянно сражаясь
со мной за каждое слово, свершил, тем не менее, своего рода подвиг
редактора, завершив подготовку текста к изданию.
С особой благодарностью автор обращается к своим родителям
И. Г. Барановскому и Н. В. Уткиной, а также сестре М. Барановской и
брату Г. Барановскому, за создание благоприятной психологической
атмосферы в рабочем уголке, без которой данный труд не был бы завершён.
Моя глубокая благодарность — Я. Г. Соскину, Ц. Абрамову и А. В. Альперовичу за содействие в издании этой книги.
Слова благодарностиКнига первая
ЖИЗНЬ И ТВОРЕНИЯ В ПАНОРАМЕ ИСТОРИИ
Генеалогическое древо РаМБаМа ………………………………………………………………… 17
Испания …………………………………………………………………………………………………………… 18
Ранние произведения ……………………………………………………………………………………… 24
Марокко ………………………………………………………………………………………………………….. 26
Земля Израиля ………………………………………………………………………………………………… 28
Послание «Об освящении имени Всевышнего» ……………………………………………. 34
Египет ………………………………………………………………………………………………………………. 39
Личность Саладина …………………………………………………………………………………………………… 43
Реформы …………………………………………………………………………………………………………………… 44
Комментарий к Мишне …………………………………………………………………………………. 47
Предисловие к комментарию …………………………………………………………………………………… 47
Шесть разделов Мишны …………………………………………………………………………………………….. 54
О пользе комментария ……………………………………………………………………………………………… 58
Структура и стиль комментария ……………………………………………………………………………….. 58
Предисловие к главе «Хeлек» …………………………………………………………………………………….. 62
Учение о душе ……………………………………………………………………………………………………………. 65
Подведение итогов …………………………………………………………………………………………………….. 71
Послание в Йемен ………………………………………………………………………………………….. 74
РаМБаМ —Судья ……………………………………………………………………………………………… 82
Кодекс «Мишне Тора» …………………………………………………………………………………….. 89
Предисловие ……………………………………………………………………………………………………………… 89
Книга заповедей ………………………………………………………………………………………………………… 91
Четырнадцать правил ………………………………………………………………………………………………… 92
Сущность кодекса …………………………………………………………………………………………………….. 94
Структура кодекса ………………………………………………………………………………………………….. 102
Эпоха нефиксированного календаря ……………………………………………………………………. 108
Фиксированный календарь ……………………………………………………………………………………… 112
Астрономия и астрология ……………………………………………………………………………………….. 115
Подведение итогов …………………………………………………………………………………………………… 117
Философский трактат «Путеводитель заблудших» ………………………………………. 126
Предисловие ……………………………………………………………………………………………………………. 126
Цели и назначение Путеводителя …………………………………………………………………………….. 127
Наставления по изучению трактата …………………………………………………………………………. 129
Структура Путеводителя …………………………………………………………………………………………… 130
Подведение итогов …………………………………………………………………………………………………… 131
Послание «О воскрешении» …………………………………………………………………………. 133
Введение ………………………………………………………………………………………………………………….. 133
Послание ………………………………………………………………………………………………………………….. 136
Последние годы жизни РаМБаМа …………………………………………………………………. 144
Медицинская практика ……………………………………………………………………………………………. 144
Средневековая медицина ………………………………………………………………………………………. 145
Труды по медицине ………………………………………………………………………………………………….. 149
Подведение итогов …………………………………………………………………………………………………… 154
Уход Великого Мудреца ……………………………………………………………………………….. 156
ОГЛАВЛЕНИЕ14 Оглавление
Книга вторая
ФИЛОСОФСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ РАМБАМА
(опыт интерпретации)
Введение ……………………………………………………………………………………………………….. 161
Насущность трактата «Путеводитель заблудших» …………………………………………………… 161
Метод ……………………………………………………………………………………………………………………….. 164
Историческая панорама ………………………………………………………………………………………… 167
Экзистенция Бога ………………………………………………………………………………………….. 172
Первопричина мира ………………………………………………………………………………………………… 172
Единство Бога …………………………………………………………………………………………………………… 178
Познание Бога ………………………………………………………………………………………………………….. 179
Бестелесность Бога …………………………………………………………………………………………………. 181
Негативная Теология …………………………………………………………………………………………………. 184
Подведение итогов …………………………………………………………………………………………………… 194
Экзистенция Универсума …………………………………………………………………………….. 203
Иерархия ………………………………………………………………………………………………………………….. 203
Ангелы ………………………………………………………………………………………………………………………. 204
Сферы ……………………………………………………………………………………………………………………… 213
Тела …………………………………………………………………………………………………………………………… 218
Подведение итогов …………………………………………………………………………………………………… 224
Бог и Универсум ……………………………………………………………………………………………. 230
Создание мира ……………………………………………………………………………………………………….. 230
Цель творения …………………………………………………………………………………………………………… 242
Промысел Божий ……………………………………………………………………………………………………… 245
Проблема зла ………………………………………………………………………………………………………….. 246
Сверхъестественные явления ………………………………………………………………………………….. 250
Подведение итогов …………………………………………………………………………………………………… 254
Пророчество ………………………………………………………………………………………………….. 262
Технология ………………………………………………………………………………………………………………… 262
Пророчество Моше Рабейну …………………………………………………………………………………… 269
Человек и его задачи …………………………………………………………………………………….. 274
Личность и общественное устройство ……………………………………………………………………. 274
Назначение и внутренний смысл заповедей ………………………………………………………….. 282
Идеальное общество ………………………………………………………………………………………………. 285
Подведение итогов …………………………………………………………………………………………………… 289
Конечное воздаяние в грядущем мире ………………………………………………………… 292
Подведение итогов …………………………………………………………………………………………………… 297
Заключение: Маймонид на суде истории ……………………………………………………. 310