Скачать:TXTPDF
Мишне Тора. Маймонид. Учитель и целитель

Ближнем Востоке.186

Однако существуют механизмы, позволяющие избежать этого. Повеление Торы построить Храм в Иерусалиме запрещало евреям возведение алтарей вне Храма. Запрет на возведение жертвенников символизировал согласие и единение еврейского народа. Приношение жертв в

одном и том же единственном месте служило залогом мирного сосуществования евреев в Земле Обетованной. Из Талмуда (трактат «Бава ?

Меция? », 85а, трактат «Санэдрин? », 24а) известно, что мудрецы Вавилона,

прежде чем отправиться на учёбу в Святую Землю, постились в течение

сорока дней, дабы полученные ими в Вавилоне знания не довлели над

новыми путями постижения.

Знание исторических корней и глубокое понимание метаморфоз в

еврейском народе побудило РаМБаМа сделать первую попытку по уни-

186 Для более глубокого ознакомления с проблемой рекомендуем книгу Рабкина Я. «Еврей против еврея ». М., 2009 г.Кодекс «Мишне Тора» 101

фикации норм поведения среди евреев после изгнания. В предисловии

к кодексу Маймонид рекомендует сначала изучать Писание, а затем,

минуя иную литературу, обращаться к Мишне Тора. По мнению Маймонида, такой путь должен был создать у читателя цельное представление

обо всей Торе, как о её теоретической части, так и практической.

Преамбула Вавилонского Талмуда, трактат «Брахот? » — «Благословения», начинается с мишны, задающей вопрос: «С какого часа вечером

дозволено читать молитву-формулу «Шма»?187И отвечающей: «С момента, когда коэны заходят есть труму,? 188 то есть в течение первой трети

вечера…»189 Далее, уже в тексте Гемары, задаётся вопрос, почему нельзя

было ответить прямо: «Шма» можно читать с момента выхода звёзд, но

автору мишны понадобился уклончивый ответ? Ответ гласит: «Несмотря

на то, что ещё не принесли жертву, тем не менее от поедания трумы не

воздерживаются». Употреблять в пищу труму допустимо исключительно в

состоянии ритуальной чистоты — об этом говорится в Писании (книга

«Ваикра» — «Левит», 22: 6—7). Причём состояние чистоты наступает с заходом солнца, независимо от того, принесена ли жертва или нет. Ответ

в мишне специально подобран таким образом, чтобы сообщить дополнительную информацию: а) что чтение «Шма» начинается с выходом

звёзд; б) что труму можно поедать без принесения жертвы, а жертва выступает всего лишь в качестве заключительного этапа очищения.

Маймонид же начинает свой кодекс с фундаментального основания:

Основа всех основ — знать, что есть Первосущее, Творец всего сущего, всего того, что только есть от неба до земли… и всё сущее за-

187 Эта молитва читается два раза в день: утром и вечером. «« — »??? ????? ?? ?????? ?? ???Слушай, Израиль: Господь — Бог наш, Господь — Един». Этой общеизвестной формулой

начинается молитва, состоящая из специально подобранных отрывков из разных мест

Пятикнижия. В первом отрывке подчёркивается важность любви к Богу всем сердцем,

всей душою, всем существом (см. комментарий в молитвеннике-сидуре). В течение

всей жизни и днём и ночью должна сопровождать человека эта любовь, которую он

должен также вселить в сердца своим потомкам, и вообще быть окружённым (облачённым) этой любовью всегда и всюду (книга «Дварим» — «Второзаконие», 6: 4—9). Во

втором отрывке говорится о результатах этой любви — гарантии со стороны Бога об

освобождении от изнурительного чрезмерного труда по добыче пищи и питья, и наоборот, предупреждения, что отход от Всевышнего грозит отсутствием урожая и полным

исчезновением с лица земли (там же, 11: 13—21). В третьем отрывке говорится о заповедях, о том, чтобы сделать себе то, что напоминало бы о них (кисти на краях одежды),

а также упоминается выход (Исход) из Египта, приведший впоследствии к получению

Торы и принятию власти Создателя (книга «Бемидбар» — «Числа», 15: 37—41).

188 Тора обязывает передать коэну (коэн — потомок Аарона, брата Моше Рабейну) 24 вида

даров. Одним из видов таких даров является «трума» (книга «Дварим» — «Второзаконие»,

18: 4; книга «Бемидбар» — «Числа», 18: 12). «Трума» — часть урожая, которая отдавалась

земледельцем коэну в состоянии ритуальной чистоты, определяемом Торой, а коэн обязан был ее съесть тоже в чистоте. Урожай, от которого не была отделена «трума»

(«тевель ? »), был запрещен к употреблению в пищу. В Писании не определен минимальный размер «трумы», поэтому мудрецы установили размеры, в зависимости от внутреннего настроя человека: 1/40 (максимальный), 1/50 (средний), 1/60 (минимальный).

189 Вечер начинается с момента выхода трех средних по размеру звёзд.102 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории

висит от истинности Его бытия…, и это Первосущее — Вседержитель и

Господин всего мира — движет сферы посредством безграничной

силы, и c непостижимой для нас целью…, без участия руки и тела. И

осознание этого является повелительной заповедью Торы, как сказано:

«Я — Бог твой…»190…

(Кодекс «Мишне Тора». Т. I, с. 34—35)

Вслед за Теологией Рабби Моше фокусируется на сущностях, с помощью которых осуществляется управление космосом — ангелах, перечисляет их поимённо, описывает иерархию — всё то, что Талмуд называет «« — »???? ?????Маасе? Меркава?» — «Устройство Божественной

Колесницы», изложенное в начальных главах книги пророка Йехезкеля

(Иезекииля).

Переходя к устройству макромира, Маймонид снабжает читателя

астрономическими сведениями о сферах, небесных телах, мире вещей, состоящем из 4 элементов, описывает их месторасположение,

движение, образование объектов материального мира — всё то, что

Талмуд называет «« — »???? ??????Маасе? Береши?т» — «Устройство Сущего», изложенное в начале книги «Берешит» — «Бытие».

Далее по порядку следуют: пророчество, этика, правила приёма

пищи, законы изучения Торы, происхождение язычества и законы, регулирующие отношение к нему, законы раскаяния в грехах…

Приступая к Мишне Тора, Рабби Моше посчитал необходимым дополнить свой кодекс информацией, заимствованной им из философских источников. По мнению РаМБаМа, космологические и космогонические сведения так же необходимы для формирования полноценной

личности, как и сведения из традиционных источников, таких как Мишна

и Талмуд. В разделе, посвящённом изучению Торы, Маймонид указывает, что имеющееся в распоряжении время человек обязан поделить на

три равные части: треть времени отдавать изучению Священного Писания, треть — Мишне и треть — талмудической литературе, к коей он относит также космологию и космогонию.191

Структура кодекса192

Маймонид поделил Мишне Тора на четырнадцать книг, каждая из которых делится на разделы (буквально — «« — »?????законы»), детализирующие какую-то одну тему, например, законы субботы или законы развода.

Каждый раздел, в свою очередь, был поделён на главы, каждая из которых

раскрывает определённый аспект вопроса, а главы — на пункты (статьи).

190 Книга «Шмот» — «Исход», 20: 2.

191

« ».???????? ??????? ???? ???? ????? ??Кодекс «Мишне Тора», кн. «Мада», раздел «Талмуд Тора», I, 12.

192 При описании структуры кодекса автором был частично заимствован русскоязычный

перевод некоторых книг и разделов кодекса из учебного пособия Тверский И. «Галаха

и философия — основы учения РаМБаМа». Ч. IV, с. 172—185.Кодекс «Мишне Тора» 103

Первая книга — «« — »???Мада?» — «Знание».193

Книга включает в себя пять разделов:

1) Основы Торы;

2) Этические воззрения;

3) Изучение Торы;

4) Идолопоклонство и законы народов мира;

5) Раскаяние.

Вторая книга — «« — »????Ахава?» — «Любовь».

Книга включает в себя шесть разделов:

1) Чтение «Шма»;

2) Молитва и благословление коэнов;

3) Тфили?н (кожаные коробочки-футляры с текстом из Пятикнижия, налагаемые во время молитвы), мезуза? (помещённый в футляр пергаментный свиток с текстом из Пятикнижия, прибиваемый к косякам

дверей), свиток Торы;

4) Цици?т (кисти на краях одежды);

5) Благословения;

6) Брит-мила? (обрезание крайней плоти).

В книгу вошли заповеди, сопровождающие человека изо дня в день

и декларирующие любовь к Богу, преклонение перед Всевышним, принятие заповедей и т. п.194

Третья книга — «« — »?????Змани?м» — «Времена».

Книга включает в себя десять разделов:

1) Суббота (шаба?т);

2) Объединения дворов и пределов в субботу (иру?в);

3) Десятый деньДень Искупления (Йом Кипу?р);

4) Праздник;

193 На современном иврите слово «« — »???мада?» переводится как «наука». Современная

трактовка перевода не отражает название первой книги кодекса, так как она имеет

узко смысловую окраску.

У Аристотеля слово «наука» имеет иной смысл, науказнание общих причин и

основ вещей. Она — самоцель, и пока ещё ни одна её отрасль не является прикладной.

Во время жизни и творчества Маймонида, когда наука только пытается обрести

собственное «я», такой перевод, возможно, был бы вполне легитимным: естественные

науки еще находились в абсолютной зависимости от религиозно-философской картины мира. Руководствуясь в большей степени теоретическими постулатами, нежели

эмпирическим опытом, система знания подразделялась тогда на физику, астрономию, этику, политику и т. п. условно.

К концу Средневековья, ближе к эпохе Возрождения, наука обретает некоторую

свободу и весьма относительную независимость от религиозного восприятия картины

мира, в результате чего отраслью науки становится естествознание. С тех пор, как пути

естественно-научного познания мира и религиозно-философского расходятся надолго, перевод названия первой книги кодекса «Мишне Тора» — «мада» — как «наука» уже

не является допустимым.

194 Трактат «Путеводитель заблудших». Ч, III, гл. 35 и 44.104 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории

5) Квасное и маца? (опресноки);

6) Шофа?р (рог для трубления), сука? (шалаш), лула?в (нераскрывшаяся

пальмовая ветвь);

7) Шекели;

8) Освящение месяца;

9) Посты;

10) Свиток Эсте?р (Есфирь) и праздник Ха?нука.

Эта книга содержит законы, соблюдение которых не происходит

изо дня в день, а лишь при наступлении особых дат: субботы, дня искупления, праздников т. п. Сюда также вошёл раздел «Освящение нового

месяца», который посвящен еврейскому календарю, благодаря которому эти особые даты наступают.

Смысл особых праздничных дат, по Маймониду, заключается в отдыхе от труда, а также в усвоении правильного мировоззрения. Например, о сотворении мира напоминает суббота, о возможности исправления содеянного говорит День Искупления, о согласии и единстве друг

с другом — собрание народа во время праздников и др.195

Четвертая книга — «« — »????Наши?м» — «Женщины».

Книга включает в себя пять разделов:

1) Брак;

2) Развод;

3) Левиратный брак и освобождение от него;

4) Девушка-девственница;

5) Подозреваемая в неверности жена.

Пятая книга — «« — »?????Кдуша?» — «Святость».

Книга включает три раздела:

1) Запрещенные интимные отношения;

2) Запрещенная пища;

3) Шхита? (разрешенный способ убоя скота).

Здесь уместно заметить, что под святостью РаМБаМ имеет в виду

воздержание от любых проявлений гедонизма196 в поведении.

Шестая книга — «« — »?????Афлаа?» — «Зарок».

Книга содержит четыре раздела:

1) Клятвы;

2) Обеты;

3) Незиру?т (отстранение от 3 вещей: употребления вина и любых продуктов из винограда, стрижки и соприкосновений с мёртвым телом);

195 Трактат «Путеводитель заблудших». Ч, III, гл. 35 и 43.

196 Гедонизм происходит от греч. hedone — удовольствие.Кодекс «Мишне Тора» 105

4) Оценка и посвящение — правила, регламентирующие пожертвования на нужды Храма.

Законы, вошедшие в эту книгу, связаны с принятием на себя в устной форме обязательств, дополнительных к возлагаемым на человека

Торой. Произнося обещание-зарок на совершение какого-либо действия, например, принести жертву в Храм, или воздержание от какоголибо действия, например, не употреблять продукты из винограда, человек создаёт себе новую систему обязанностей, требующую особого

регулирования.

Седьмая книга — «« — »?????Зраи?м» — «Посевы».

Книга содержит семь разделов:

1) Смешение разных видов ткани, скота, растений;

2) Пожертвования бедным;

3) Трума? — отделяемая часть урожая для передачи коэну;

4) Десятины;

5) Вторая десятина и посадка четвертого года;

6) Первые плоды и другие дары для коэнов за пределами Иерусалима;

7) Седьмой год и Юбилей — пятидесятый год.

За исключением первого раздела, в эту книгу вошли заповеди,

устраняющие несправедливость в обществе при распределении материальных благ — денежных средств, участков земли, урожая. Регламентирующие распределение материальных благ правовые нормы

позволяют выработать в человеке качество милосердия к ближнему. В

постоянно меняющемся мире

Скачать:TXTPDF

. Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать бесплатно, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать онлайн