Ближнем Востоке.186
Однако существуют механизмы, позволяющие избежать этого. Повеление Торы построить Храм в Иерусалиме запрещало евреям возведение алтарей вне Храма. Запрет на возведение жертвенников символизировал согласие и единение еврейского народа. Приношение жертв в
одном и том же единственном месте служило залогом мирного сосуществования евреев в Земле Обетованной. Из Талмуда (трактат «Бава ?
Меция? », 85а, трактат «Санэдрин? », 24а) известно, что мудрецы Вавилона,
прежде чем отправиться на учёбу в Святую Землю, постились в течение
сорока дней, дабы полученные ими в Вавилоне знания не довлели над
новыми путями постижения.
Знание исторических корней и глубокое понимание метаморфоз в
еврейском народе побудило РаМБаМа сделать первую попытку по уни-
186 Для более глубокого ознакомления с проблемой рекомендуем книгу Рабкина Я. «Еврей против еврея ». М., 2009 г.Кодекс «Мишне Тора» 101
фикации норм поведения среди евреев после изгнания. В предисловии
к кодексу Маймонид рекомендует сначала изучать Писание, а затем,
минуя иную литературу, обращаться к Мишне Тора. По мнению Маймонида, такой путь должен был создать у читателя цельное представление
обо всей Торе, как о её теоретической части, так и практической.
Преамбула Вавилонского Талмуда, трактат «Брахот? » — «Благословения», начинается с мишны, задающей вопрос: «С какого часа вечером
дозволено читать молитву-формулу «Шма»?187И отвечающей: «С момента, когда коэны заходят есть труму,? 188 то есть в течение первой трети
вечера…»189 Далее, уже в тексте Гемары, задаётся вопрос, почему нельзя
было ответить прямо: «Шма» можно читать с момента выхода звёзд, но
автору мишны понадобился уклончивый ответ? Ответ гласит: «Несмотря
на то, что ещё не принесли жертву, тем не менее от поедания трумы не
воздерживаются». Употреблять в пищу труму допустимо исключительно в
состоянии ритуальной чистоты — об этом говорится в Писании (книга
«Ваикра» — «Левит», 22: 6—7). Причём состояние чистоты наступает с заходом солнца, независимо от того, принесена ли жертва или нет. Ответ
в мишне специально подобран таким образом, чтобы сообщить дополнительную информацию: а) что чтение «Шма» начинается с выходом
звёзд; б) что труму можно поедать без принесения жертвы, а жертва выступает всего лишь в качестве заключительного этапа очищения.
Маймонид же начинает свой кодекс с фундаментального основания:
Основа всех основ — знать, что есть Первосущее, Творец всего сущего, всего того, что только есть от неба до земли… и всё сущее за-
187 Эта молитва читается два раза в день: утром и вечером. «« — »??? ????? ?? ?????? ?? ???Слушай, Израиль: Господь — Бог наш, Господь — Един». Этой общеизвестной формулой
начинается молитва, состоящая из специально подобранных отрывков из разных мест
Пятикнижия. В первом отрывке подчёркивается важность любви к Богу всем сердцем,
всей душою, всем существом (см. комментарий в молитвеннике-сидуре). В течение
всей жизни и днём и ночью должна сопровождать человека эта любовь, которую он
должен также вселить в сердца своим потомкам, и вообще быть окружённым (облачённым) этой любовью всегда и всюду (книга «Дварим» — «Второзаконие», 6: 4—9). Во
втором отрывке говорится о результатах этой любви — гарантии со стороны Бога об
освобождении от изнурительного чрезмерного труда по добыче пищи и питья, и наоборот, предупреждения, что отход от Всевышнего грозит отсутствием урожая и полным
исчезновением с лица земли (там же, 11: 13—21). В третьем отрывке говорится о заповедях, о том, чтобы сделать себе то, что напоминало бы о них (кисти на краях одежды),
а также упоминается выход (Исход) из Египта, приведший впоследствии к получению
Торы и принятию власти Создателя (книга «Бемидбар» — «Числа», 15: 37—41).
188 Тора обязывает передать коэну (коэн — потомок Аарона, брата Моше Рабейну) 24 вида
даров. Одним из видов таких даров является «трума» (книга «Дварим» — «Второзаконие»,
18: 4; книга «Бемидбар» — «Числа», 18: 12). «Трума» — часть урожая, которая отдавалась
земледельцем коэну в состоянии ритуальной чистоты, определяемом Торой, а коэн обязан был ее съесть тоже в чистоте. Урожай, от которого не была отделена «трума»
(«тевель ? »), был запрещен к употреблению в пищу. В Писании не определен минимальный размер «трумы», поэтому мудрецы установили размеры, в зависимости от внутреннего настроя человека: 1/40 (максимальный), 1/50 (средний), 1/60 (минимальный).
189 Вечер начинается с момента выхода трех средних по размеру звёзд.102 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории
висит от истинности Его бытия…, и это Первосущее — Вседержитель и
Господин всего мира — движет сферы посредством безграничной
силы, и c непостижимой для нас целью…, без участия руки и тела. И
осознание этого является повелительной заповедью Торы, как сказано:
«Я — Бог твой…»190…
(Кодекс «Мишне Тора». Т. I, с. 34—35)
Вслед за Теологией Рабби Моше фокусируется на сущностях, с помощью которых осуществляется управление космосом — ангелах, перечисляет их поимённо, описывает иерархию — всё то, что Талмуд называет «« — »???? ?????Маасе? Меркава?» — «Устройство Божественной
Колесницы», изложенное в начальных главах книги пророка Йехезкеля
(Иезекииля).
Переходя к устройству макромира, Маймонид снабжает читателя
астрономическими сведениями о сферах, небесных телах, мире вещей, состоящем из 4 элементов, описывает их месторасположение,
движение, образование объектов материального мира — всё то, что
Талмуд называет «« — »???? ??????Маасе? Береши?т» — «Устройство Сущего», изложенное в начале книги «Берешит» — «Бытие».
Далее по порядку следуют: пророчество, этика, правила приёма
пищи, законы изучения Торы, происхождение язычества и законы, регулирующие отношение к нему, законы раскаяния в грехах…
Приступая к Мишне Тора, Рабби Моше посчитал необходимым дополнить свой кодекс информацией, заимствованной им из философских источников. По мнению РаМБаМа, космологические и космогонические сведения так же необходимы для формирования полноценной
личности, как и сведения из традиционных источников, таких как Мишна
и Талмуд. В разделе, посвящённом изучению Торы, Маймонид указывает, что имеющееся в распоряжении время человек обязан поделить на
три равные части: треть времени отдавать изучению Священного Писания, треть — Мишне и треть — талмудической литературе, к коей он относит также космологию и космогонию.191
Структура кодекса192
Маймонид поделил Мишне Тора на четырнадцать книг, каждая из которых делится на разделы (буквально — «« — »?????законы»), детализирующие какую-то одну тему, например, законы субботы или законы развода.
Каждый раздел, в свою очередь, был поделён на главы, каждая из которых
раскрывает определённый аспект вопроса, а главы — на пункты (статьи).
190 Книга «Шмот» — «Исход», 20: 2.
191
« ».???????? ??????? ???? ???? ????? ??Кодекс «Мишне Тора», кн. «Мада», раздел «Талмуд Тора», I, 12.
192 При описании структуры кодекса автором был частично заимствован русскоязычный
перевод некоторых книг и разделов кодекса из учебного пособия Тверский И. «Галаха
и философия — основы учения РаМБаМа». Ч. IV, с. 172—185.Кодекс «Мишне Тора» 103
Первая книга — «« — »???Мада?» — «Знание».193
Книга включает в себя пять разделов:
1) Основы Торы;
2) Этические воззрения;
3) Изучение Торы;
4) Идолопоклонство и законы народов мира;
5) Раскаяние.
Вторая книга — «« — »????Ахава?» — «Любовь».
Книга включает в себя шесть разделов:
1) Чтение «Шма»;
2) Молитва и благословление коэнов;
3) Тфили?н (кожаные коробочки-футляры с текстом из Пятикнижия, налагаемые во время молитвы), мезуза? (помещённый в футляр пергаментный свиток с текстом из Пятикнижия, прибиваемый к косякам
дверей), свиток Торы;
4) Цици?т (кисти на краях одежды);
5) Благословения;
6) Брит-мила? (обрезание крайней плоти).
В книгу вошли заповеди, сопровождающие человека изо дня в день
и декларирующие любовь к Богу, преклонение перед Всевышним, принятие заповедей и т. п.194
Третья книга — «« — »?????Змани?м» — «Времена».
Книга включает в себя десять разделов:
1) Суббота (шаба?т);
2) Объединения дворов и пределов в субботу (иру?в);
3) Десятый день — День Искупления (Йом Кипу?р);
4) Праздник;
193 На современном иврите слово «« — »???мада?» переводится как «наука». Современная
трактовка перевода не отражает название первой книги кодекса, так как она имеет
узко смысловую окраску.
У Аристотеля слово «наука» имеет иной смысл, наука — знание общих причин и
основ вещей. Она — самоцель, и пока ещё ни одна её отрасль не является прикладной.
Во время жизни и творчества Маймонида, когда наука только пытается обрести
собственное «я», такой перевод, возможно, был бы вполне легитимным: естественные
науки еще находились в абсолютной зависимости от религиозно-философской картины мира. Руководствуясь в большей степени теоретическими постулатами, нежели
эмпирическим опытом, система знания подразделялась тогда на физику, астрономию, этику, политику и т. п. условно.
К концу Средневековья, ближе к эпохе Возрождения, наука обретает некоторую
свободу и весьма относительную независимость от религиозного восприятия картины
мира, в результате чего отраслью науки становится естествознание. С тех пор, как пути
естественно-научного познания мира и религиозно-философского расходятся надолго, перевод названия первой книги кодекса «Мишне Тора» — «мада» — как «наука» уже
не является допустимым.
194 Трактат «Путеводитель заблудших». Ч, III, гл. 35 и 44.104 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории
5) Квасное и маца? (опресноки);
6) Шофа?р (рог для трубления), сука? (шалаш), лула?в (нераскрывшаяся
пальмовая ветвь);
7) Шекели;
8) Освящение месяца;
9) Посты;
10) Свиток Эсте?р (Есфирь) и праздник Ха?нука.
Эта книга содержит законы, соблюдение которых не происходит
изо дня в день, а лишь при наступлении особых дат: субботы, дня искупления, праздников т. п. Сюда также вошёл раздел «Освящение нового
месяца», который посвящен еврейскому календарю, благодаря которому эти особые даты наступают.
Смысл особых праздничных дат, по Маймониду, заключается в отдыхе от труда, а также в усвоении правильного мировоззрения. Например, о сотворении мира напоминает суббота, о возможности исправления содеянного говорит День Искупления, о согласии и единстве друг
с другом — собрание народа во время праздников и др.195
Четвертая книга — «« — »????Наши?м» — «Женщины».
Книга включает в себя пять разделов:
1) Брак;
2) Развод;
3) Левиратный брак и освобождение от него;
4) Девушка-девственница;
5) Подозреваемая в неверности жена.
Пятая книга — «« — »?????Кдуша?» — «Святость».
Книга включает три раздела:
1) Запрещенные интимные отношения;
2) Запрещенная пища;
3) Шхита? (разрешенный способ убоя скота).
Здесь уместно заметить, что под святостью РаМБаМ имеет в виду
воздержание от любых проявлений гедонизма196 в поведении.
Шестая книга — «« — »?????Афлаа?» — «Зарок».
Книга содержит четыре раздела:
1) Клятвы;
2) Обеты;
3) Незиру?т (отстранение от 3 вещей: употребления вина и любых продуктов из винограда, стрижки и соприкосновений с мёртвым телом);
195 Трактат «Путеводитель заблудших». Ч, III, гл. 35 и 43.
196 Гедонизм происходит от греч. hedone — удовольствие.Кодекс «Мишне Тора» 105
4) Оценка и посвящение — правила, регламентирующие пожертвования на нужды Храма.
Законы, вошедшие в эту книгу, связаны с принятием на себя в устной форме обязательств, дополнительных к возлагаемым на человека
Торой. Произнося обещание-зарок на совершение какого-либо действия, например, принести жертву в Храм, или воздержание от какоголибо действия, например, не употреблять продукты из винограда, человек создаёт себе новую систему обязанностей, требующую особого
регулирования.
Седьмая книга — «« — »?????Зраи?м» — «Посевы».
Книга содержит семь разделов:
1) Смешение разных видов ткани, скота, растений;
2) Пожертвования бедным;
3) Трума? — отделяемая часть урожая для передачи коэну;
4) Десятины;
5) Вторая десятина и посадка четвертого года;
6) Первые плоды и другие дары для коэнов за пределами Иерусалима;
7) Седьмой год и Юбилей — пятидесятый год.
За исключением первого раздела, в эту книгу вошли заповеди,
устраняющие несправедливость в обществе при распределении материальных благ — денежных средств, участков земли, урожая. Регламентирующие распределение материальных благ правовые нормы
позволяют выработать в человеке качество милосердия к ближнему. В
постоянно меняющемся мире