ничто не может гарантировать стабильности: достаток и удача сменяются нуждой, нужда — достатком и успехом. Взаимопомощь устраняет чувство одиночества и ненужности у человека, порождая у последнего благодарность и желание воздать благом ближнему. Кроме того, благотворительность отвлекает человека от
чрезмерной погони за имущественными благами, создающей в обществе дополнительную напряжённость.197
Восьмая книга — «« — »?????Авода?» — «Служба».
Книга содержит девять разделов:
2) Храмовая утварь и те, кто осуществляют службу в Храме;
3) Посещение Храма;
4) Запрещённое для жертвоприношений;
5) Жертвоприношения;
6) Постоянные и дополнительные жертвы;
197 Трактат «Путеводитель заблудших». Ч, III, гл. 35 и 39.106 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории
7) Негодное из посвящённого в жертву;
9) Злоупотребление — использование храмового имущества и предметов не по назначению.
Девятая книга — «« — »??????Корбано?т» — «Жертвы».
Книга содержит шесть разделов:
1) Пасхальная жертва;
2) Праздничная жертва;
3) Первенцы;
4) Ошибки (жертвы, приносимые по случаю неумышленного проступка);
5) Лица, у которых отсутствует искупление;
6) Замена жертв.
В предыдущей книге разбирались публичные жертвы. В данной книге рассмотрены частные жертвы.
Рабби Моше считает, что жертвоприношения — это отголоски древних языческих культов, в древние времена практиковавшиеся всеми без
исключения народностями, в том числе и евреями. Принимая во внимание психологическую зависимость человека от привычного образа жизни, Тора предложила компромиссный вариант: приносить жертвы единому Богу в специально оговоренном для этих целей месте и с соблюдением строгих формальностей, устраняя тем самым сходство с
древними культами.198
Десятая книга — «« — »????Тагара?» — «Чистота».
Книга содержит восемь разделов:
1) Нечистота, распространяемая мёртвым телом;
2) Рыжая корова;
3) Нечистота цара?ат;199
4) То, что делает нечистыми предметы, на которых лежат и сидят;
5) Другие источники нечистоты;
6) Нечистота пищи;
7) Сосуды;
8) Очистительные бассейны.
198 Трактат «Путеводитель заблудших». Ч, III, гл. 32.
199 Обычно слово «« — »????цара?ат» переводят как «проказа», однако это неточный перевод, так как проказа — это инфекционное заболевание человека, сопровождающееся поражением кожи, мышц, гортани, внутренних органов, тогда как «цараат» — кожное поражение, налёт на одежде или на стенах дома. Полномочиями определять
«цара?ат» обладал исключительно коэн. Поражение «цара?ат» делало человека, одежду
или дом ритуально нечистыми. Ритуально нечистый высылался за пределы лагеря Израиля и должен был жить в одиночестве до полного выздоровления. Поражённая одежда сжигалась, дом полностью разрушался, а остатки выносились в специальное место. Человек, излечившийся от поражения цараат, проходил специальную процедуру
очищения и приносил очистительную жертву.Кодекс «Мишне Тора» 107
По мнению Маймонида, многообразие нечистоты и длительные
процедуры очищения от неё были даны человеку с намерением устранить повод для частого посещения Храма, которое с неизбежностью
приводит к утрате пиетета к последнему.200
Одиннадцатая книга — «« — »??????Незики?н» — «Ущербы».
Книга содержит пять разделов:
1) Имущественные ущербы;
2) Кража;
4) Нанесение телесных повреждений и имущественного ущерба;
Эта книга открывает собой заключительный раздел Мишне Тора, занимающийся гражданским, уголовным правом и судопроизводством.
Двенадцатая книга — «« — »????Кинья?н» — «Приобретение».
Книга содержит пять разделов:
1) Продажа;
2) Дар и приобретение прав владельца ничейным имуществом;
3) Соседи;
4) Уполномоченные лица (представители) и партнёры;
5) Рабы.
Тринадцатая книга — «« — »??????Мишпатим? » — «Гражданские законы».
Книга содержит пять разделов:
1) Аренда;
2) Одалживание и поклажа;
5) Наследство.
Четырнадцатая книга — «« — »??????Шофти?м» — «Судьи».
Книга содержит пять разделов:
1) Санэдри?н (Верховный Суд) и его полномочия;
2) Институт свидетельства;
3) Ослушники (мятежники);
4) Скорбящий;
5) Цари и войны.
Судебная система, назначая справедливое наказание, обеспечивает процветание общества. Цель наказания — исправление пре-
200 Трактат «Путеводитель заблудших». Ч, III, гл. 35 и 47.108 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории
ступника и профилактика преступности. Отсутствие справедливой
системы пресечения и судопроизводства приводит к жестокости и
очень пагубным последствиям в обществе. Поэтому повеление
Торы — расставить у каждых ворот судей и патрульно-постовые службы — Рабби Моше рассматривает как акт милосердия со стороны
Всевышнего.201
Ограниченность книжного пространства, увы, не позволяет детально разобрать Мишне Тора и развернуть во всей красе и величии
перед читателем богатейший тематический материал кодекса, позволяющий написать о нём не одну научную работу! Поэтому мы
специально рассматриваем особо актуальные, в том числе и для
нас, темы.
Одной из таких тем, заслуживающей особого внимания, является
раздел «Освящение нового месяца». Первые главы раздела посвящены становлению и принципам устройства еврейского календаря.
Дело в том, что еврейский календарь является лунно-солнечным: все
текущие даты рассчитываются в соответствии с синодическим
месяцем,202 который должен корреспондировать с тропическим
годом.203 В последующих главах РаМБаМ снабжает читателей дополнительными астрономическими сведениями, позволяющими осуществить расчёты самостоятельно, при отсутствии фиксированного
календаря.
Прежде чем непосредственно приступить к исследуемой теме,
Маймонид, вполне резонно предвидя некомпетентность читателя, тут
же упреждает ситуацию доступным и последовательным введением
в истоки происхождения еврейского календаря.
Эпоха нефиксированного календаря
Отсчёт месяца соответствует началу лунного цикла, как сказано в
Писании: «Этот месяц будет вам началом месяцев…».204 Приводя в качестве доказательства вышеупомянутый стих, мудрецы сказали: «Творец показал Моше Рабейну в пророческом видении образ Луны и сказал: такую Луну увидишь — освящай новый месяц».205
201 Трактат «Путеводитель заблудших». Ч, III, гл. 35.
202 Синодический месяц — промежуток времени между последовательными одноименными фазами Луны, равными 29,53 суток.
203 Тропический год — астрономический год, определяемый как промежуток времени
между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия.
204 Книга «Шмот» — «Исход», 12: 2.
205 Вавилонский Талмуд, трактат «Рош а-Шана», 20а.
В русском переводе нюансы текста Торы не отражаются в полной мере. В оригинальном тексте слово «« — »?????а-хо?деш» — «месяц» употреблено с определеннымКодекс «Мишне Тора» 109
Отсчёт года в еврейском календаре соответствует солнечному
циклу, как сказано: «Храни месяц «ниса?н» весенним…».206 Сформулированное в стихе повеление устанавливает регламент в соответствии с сельскохозяйственным признаком: месяц «ниса?н» (март —
апрель) всегда должен выпадать на период начального созревания
колосьев ячменя, которое происходит весной.207 Таким образом, еврейский календарь — лунно-солнечный: месяц привязан к циклу Луны
при соблюдении условия выпадения месяца «ниса?н» на определённый период весны. Каким образом это достигалось, мы увидим чуть
позже.
Между солнечным и лунным годом существует разница почти в 11
дней: по большинству мнений мудрецов (Вавилонский Талмуд, трактат «Архи?н» — «Размеры», 9а, и трактат «Санэдри?н», 13а), солнечный
год составляет 365 дней и шесть часов, а лунный год составляет 354 дня
8 часов и 876 частей (в 1-м часе — 1080 частей). Итоговая разница
между солнечным и лунным годом составляет 10 дней 21 час и 204
части.
По прошествии нескольких лет между солнечным и лунным годом
накапливается разница, достаточная для того, чтобы можно было бы
добавить дополнительный тринадцатый месяц. Тринадцатимесячный
год именуется «високосным». По еврейской традиции, возможность
добавить к недостающему лунному году несколько дней (например,
12 месяцев и несколько дней), чтобы он сравнялся с солнечным годом, отсутствует. Об этом сказано в Писании (книга «Бемидба?р» —
«Числа», 28: 14): «…Во все месяцы года».208
Каждый месяц Луна исчезает примерно на два дня: за день до соединения с Солнцем209 и на день после соединения. Затем Луна вновь
появляется вечером, сразу после наступления сумерек, на западе.
Вечер появления новой Луны является началом нового месяца. От этой
точки отсчитываются 29 дней. Например, если Луна покажется вечером 30-го, то новомесячье наступит 30-го. Если же 30-го Луна не покажется, то день новомесячья, по еврейскому закону, отмечается два
дня — 30-го предыдущего месяца и 1-го нового месяца, независимо
артиклем, что уже само по себе означает «этот месяц». В тексте источника также использовано указательное местоимение «« — »???а-зе?» — «этот», которое вроде бы играет дублирующую роль. В данном случае о дублировании не может быть и речи, так как
текст Писания является откровением Бога, где любой знак что-нибудь да означает. Руководствуясь вышеупомянутым аксиоматическим принципом, мудрецы делают заключение: Бог указал Моше на тот самый образ Луны и сказал: «такую Луну увидишь — освящай».
206 Книга «Дварим» — «Второзаконие», 16: 1.
207 Слово «« — »????ави?в» — как «весна» имеет в иврите производное значение от главного —
начальное время созревания колосьев ячменя (хлеб на корню).
208 Кодекс «Мишне Тора», книга «Зманим», раздел «Кидуш а-ходеш», I, 2.
209 Когда Луна находится на одной линии между Солнцем и Землёй, освещаемая Солнцем сторона находится сверху, то есть лицом к Солнцу, а тёмная сторона находится
снизу, то есть лицом к Земле, поэтому наблюдатель её не видит.110 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории
от того, видели ли 1-го числа Луну свидетели или нет: лунный месяц не
может длиться более чем 30 дней. Месяц, состоящий из 29-ти дней,
называется неполным, а из 30-ти дней — полным.210
День новомесячья устанавливался на основании показаний свидетелей. Однако прежде чем приступить к рассмотрению свидетельских показаний, уполномоченный на то орган, пользуясь астрономическими расчётами, вычислял местоположение и движение небесных
тел, выясняя для себя на основании полученных данных возможность
появления Луны в срок, то есть вечером 30-го. Соответственно, новый
месяц также наступал вечером.211 Если по расчётам появление Луны
в срок было возможным, то в течение дня 30-го ожидались свидетели,
которых должны были допросить. Свидетелям задавались следующие
вопросы: расположение Луны относительно Солнца (южнее или севернее), размер Луны (узкая или широкая), расположение серпа (рогами вверх или вниз) и положение Луны над горизонтом. Если расчёты
и показания свидетелей совпадали, то новый месяц освящался. Если
же, судя по расчётам, появление Луны не ожидалось в этот день, то
свидетельство в расчёт не принималось. Появление свидетелей в таком случае заведомо означало, что они или намеренно лгут, или
заблуждаются.212
Осуществление расчётов, дознание свидетелей и оповещение
народа входило в компетенцию Верховного Суда. От этого чрезвычайно ответственного решения зависело определение праздничных
дней, напрямую связанных с наступлением нового месяца. Расчёты
и дознание осуществлялись не менее чем тремя судьями. По окончанию всех процедур и формальностей выходил Главный судья и
объявлял: «Освящён!», — и народ вторил ему: «Освящён, освящён!».
До тех пор пока судебный орган не объявил о решении освятить новый месяц, хотя бы даже и весь народ был свидетелем, в том числе и
судьи, новый месяц формально не вступал в права. Равно как если
судьи ошибались в установлении даты, необходимо было подчиниться их решению и расписать праздники по соответствующим датам,
потому что все полномочия по освящению новомесячья были делегированы судьям.213
210 Кодекс «Мишне Тора», книга «Зманим», раздел «Кидуш а-ходеш», I, 3—4.
211 По еврейской традиции, новый день и, следовательно, новый месяц всегда начинается
с вечера. Указание на это содержится в акте творения (книга «Берешит» — «Бытие»,
1: 5), где сказано: «…И был вечер, и было утро — день один».
212 Кодекс «Мишне Тора» книга «Зманим», раздел «Кидуш а-ходеш», I, 6.
213 Читатель уже частично соприкоснулся с существованием исключительно важного
принципа в разделе, посвящённом комментарию к Мишне, а именно — при выяснении причин разногласий в Устной Торе. Уже было отмечено, что там, где мудрецы
расходятся во мнениях, — в обсуждаемом вопросе как бы сосуществуют различные
грани истины. При этом последующие поколения обязаны принимать дискуссию мудрецов как данность. Здесь же судья объективно заблуждается, тем не менее еврейский закон объявляет истинным ошибочное решение, которым люди обязаны руководствоваться!?Кодекс «Мишне Тора» 111
Как уже говорилось, чтобы первый месяц «ниса?н» всегда выпадал в
определённое время