Скачать:TXTPDF
Мишне Тора. Маймонид. Учитель и целитель

весны, мудрецы добавляли при необходимости

ещё один месяц «ада?р», хронологически предшествовавший ниса?ну.

Такой год назывался високосным и состоял из 13 месяцев. При этом мудрецами учитывались три главных признака:

1) день весеннего равноденствия (астрономический признак);

2) период созревания ячменных колосьев;

3) период созревания плодов деревьев (сельскохозяйственные признаки).

По расчётам, если день весеннего равноденствия выпадал на 16

нисана 214 или позднее, то нисан объявлялся вторым адаром. Если весеннее равноденствие наступало позже этого срока — созревание

урожая и вместе с ним приношение снопа в Храм задерживалось.

Установление новомесячья по показаниям свидетелей и добавление ещё одного месяца находились под юрисдикцией Верховного

Суда («« — »???????санэдри?н») или суда, аккредитованного в Земле Израиля Верховным Судом.

В отсутствие Верховного Суда евреи всего мира пользуются фиксированным календарём. Традиция использования фиксированного календаря ведёт свой хронологический отсчёт от конца талмудического

периода, когда в Израиле прекратил функционировать постоянно действующий суд.215

Дело в том, что Тора даровала человеку особые полномочия в устройстве собственного бытия на Земле, как сказано (книга «Берешит» — «Бытие», 1: 28): «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и

обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Человек имеет право

сам решать, как относиться к тому или иному объекту, событию, факту, происходящему на «земле». Тору не интересуют здравый смысл, фактическое положение дел

и показания приборов, — ей интересно восприятие человеком окружающего мира,

его реакция на среду обитания и происходящие вокруг события. Движения человеческой души и их преображение в членораздельную речь возводят человека в роль

творца определения явления через присвоение имени: материальный объект, приобретая новое название, которое даёт ему человек, трансформируется. Отсутствие антропогенного фактора в мироздании нивелирует ценностную категорию

феномена. Пробуждающееся в человеке желание обладать вещью с именем

формирует из безликого хаоса мир предметов, который является отражением человеческого бытия. Создатель, сотворив макро- и микромир, посчитал необходимым передать Тору человеку, подчеркнув тем самым, что иного эталона, кроме самих людей, не существует!

214 Дата 16-е нисана связана с обязанностью приношения снопа ячменных колосьев в

Храм (книга «Ваикра» — «Левит», 23: 10—14). Сноп ячменя нового урожая срезали

вечером 16-го числа, зерна прокаливали на огне, а затем размалывали. Щёпоть

приготовленного жертвоприношения бросали на огонь жертвенника, а остатки съедали коэны. Сразу после срезания снопа можно было начинать жатву нового урожая, а после принесения этой жертвы разрешалось использование злаковых нового

урожая.

215 Кодекс «Мишне Тора», книга «Зманим», раздел «Кидуш а-ходеш», гл.: I, II, IV, V.112 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории

Фиксированный календарь

В отсутствие Верховного суда надобность в свидетельских показаниях и в расчётах времени точного «соединения» Луны и Солнца отпала. Современный календарь рассчитан на основании данных среднего соединения Солнца и Луны,216 поэтому расчётная дата временами

216 Равномерное (расчётное) движение Маймонид именует средним, а неравномерное

(наблюдаемое) движение — точным. Точному движению небесного тела Рабби Моше

уделяет время в разделах «Кидуш а-ходеш» — «Освящение нового месяца», «Йесодей

Тора» — «Основы Торы», а также в философском трактате «Путеводитель заблудших»,

части второй, гл. 11 и 24. Явление точного движения наблюдается, когда в течение одного и того же промежутка времени небесное тело проходит разные по протяжённости

участки неба. Во времена Античности и Средневековья объяснить данный феномен

ускорением и замедлением скорости небесного тела не представлялось возможным,

так как это противоречило допущению, что все сферы движутся однородным (естественным) круговым движением. По Маймониду, принцип однородности в круговом

движении имел очень важное космологическое значение: считалось, что сферы состоят из более совершенного — пятого элемента. Материя пятого элемента более совершенна, нежели материя четырёх элементов (огня, воздуха, воды и земли), из которых состоят все объекты подлунного мира. Предполагалось, что если материя более

совершенна, то и движение объекта также должно быть более совершенным. Учёныегреки обнаружили прямолинейное движение у четырёх элементов: от центра вверх

(огонь и воздух) и от центра вниз (земля и вода). При достижении элементами естественного для собственной стихии места движение останавливалось. Согласно Маймониду, сферы, созерцая Божественную сущность, желали ей уподобиться. Сферам

необходимо было постоянно вращаться, так как непрерывное движение приближало

их к актуальному бытию Божества. Кроме того, движение сфер неизбежно должно

было быть равномерным и обязательно по кругу, ибо бытие Бога неизменно. Движение

по кругу не имеет конечного пункта назначения, которого можно было бы достичь и

остановиться, потому что совершенство Высшего бытия непостижимо. Термин «пятый

элемент» собственно и был введён в оборот древними мыслителями и учёными для

объяснения равномерного движения сфер по кругу (см. РаМБаМ, трактат «Путеводитель заблудших». Ч. II, гл. 4; см. также: Аристотель, трактат «Метафизика», кн. XII, гл. 6—7,

трактат «О возникновении и уничтожении», II, 10).

Явление ускорения и замедления скорости объяснялось двумя возможными гипотезами:

1) Гипотеза малой сферы — эпицикла. Малая сфера, нанизанная на большую

сферу, в отличие от большой, согласно теории, не вращалась вокруг центра мира —

Земли. Теория малой сферы допускала наблюдение такого явления, как торможение

и ускорение, сохраняя при этом предположении однородность движения сфер.

2) Гипотеза сферы со смещённым центром — эксцентра. Расположение Земли

вне центра сферы согласно расчётам создавало эффект торможения и ускорения

вращения небесных тел.

Вышеизложенные гипотезы удовлетворяли трём основным научным критериям

того времени:

1) однородность (естественность) кругового движения небесных тел;

2) соответствие наблюдаемым явлениям;

3) простота (движение по кругу).

Однако они противоречили утверждениям Аристотеля, который считал, что движение в мироздании подразделется на три разновидности:

1) от центра к периферии (огонь и воздух);

2) от периферии к центру (земля и вода);

3) вокруг центра (сферы).

Пытаясь разрешить данное противоречие, Маймонид утверждал, что у Аристотеля отсутствовала осведомлённость в вопросе точного вращения небесных тел (см.

РаМБаМ, трактат «Путеводитель заблудших». Ч. II, гл. 24).Кодекс «Мишне Тора» 113

точно совпадает с наблюдаемым явлением новолуния, а иногда выпадает за день до наблюдаемого новолуния или спустя день.

Сутки насчитывают 24 часа, из них 12 часов день и 12 — ночь. Каждый

час для удобства исчислений был поделен на 1080 частей. С момента

соединения Солнца и Луны и до следующего среднего соединения —

29 дней 12 часов и 793 части (44 минуты, 3 и 1/3 секунды). Это промежуток времени и является лунным месяцем. Лунный год, если в году 12 месяцев (не високосный), равен 354 дням 8-ми часам и 876 частям (48 минут и 10 секунд). Лунный год, если в году 13 месяцев (високосный), равен 383 дням 21-му часу и 589 частям (32 минуты, 13 и 1/3 секунды). Принимая во внимание продолжительность солнечного года — 365 дней и 6

часов, а лунного не високосного — 354 дня 8 часов и 876 частей (48 минут, 10 секунд), разница между ними составляет 10 дней 21 час и 204

части (11 минут, 20 секунд).

Еврейский календарь поделён на девятнадцатилетние временные

промежутки — календарные циклы. В течение каждого цикла 7 из девятнадцати лет — високосные, а 12 лет — обычные. 19-ти летний цикл позволяет уравнять количество дней между солнечным и лунным годами.

Так, если взять и сложить вместе количество дней, часов и частей 12-ти

обычных и 7-ми високосных лунных лет, то получится количество солнечных дней и часов за весь 19-ти летний период с остатком в 1 час и 485

частей (26 минут, 56 и 1/6 секунды). Семь високосных лет в 19-ти летнем

цикле следуют в следующем порядке: 3-й год цикла, 6-ой , 8-ой , 11-ый ,

14-ый , 17-ый и 19-ый год.

Как уже было отмечено, лунный месяц равен 29 дням 12 часам и

793 частям. Таким образом, если нужно вычислить время и день следующего новолуния, необходимо лунный месяц поделить на цельное

количество раз по семь дней. В данном случае это 4 недели и 1 день

12 часов и 793 части. Аналогичным способом рассчитывается новолуние следующего года: если этот год обычный, то, разделив его на

цельное количество недель, остается 4 дня 8 часов и 876 частей, а если

год високосный, то — 5 дней 21 час и 589 частей. При наличии даты новолуния любого месяца, можно получить дату новолуния следующего

за ним месяца, добавив к нему 1 день 12 часов и 793 части. Равно как

если известна дата новолуния какого-либо года, то, прибавив к имеющейся дате 4 дня 8 часов и 876 частей, если этот год обычный, или 5

дней 21 час и 589 частей, если год високосный, получится дата новолуния следующего года. В соответствии с вышеуказанным способом

расчёты последующих новолуний можно делать на многие годы вперёд.

Месяцы должны быть цельными. Указание на этот счёт содержится

в Писании, где сказано (книга «Бемидба?р» — «Числа», 11: 19—20): «Не

В современной науке явление ускорения и замедления объясняется движением

по эллиптической орбите: если угол векторной силы более 90 градусов, то скорость

прохождения данного участка небесным телом снижается, а если угол менее 90 градусов, то скорость возрастает (см. первый и второй законы Кеплера).114 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории

один день будете есть, не два дня, не пять дней, не десять дней и не

двадцать дней, а целый месяц…».217

Некоторые месяцы лунного года длятся 30 дней (полный месяц),

другие — 29 дней (неполный месяц). В Тишре?й (сентябрь-октябрь) —

всегда 30 дней. Мархешва?н (октябрь-ноябрь) — полный или неполный.

Кисле?в (ноябрь-декабрь) — полный или неполный. В Теве?те (декабрьянварь) — всегда 29 дней. В Швате (январь-февраль) — 30 дней. В Ада?ре

(февраль-март) — 29 дней. В Ниса?не (март-апрель) — 30 дней. В Ия?ре

(апрель-май) — 29 дней. В Сива?не (май-июнь) — 30 дней. В Таму?зе

(июнь-июль) — 29 дней. В Аве (июль-август) — 30 дней. В Элу?ле (августсентябрь) — 29 дней. В високосный год, когда добавляется дополнительный месяц адар, в первом адаре — 30 дней, а во втором — 29 дней.

Если начало года (праздник «Рош а-Шана?») выпадает на вторник, то

один из «неопределённых» месяцев (мархешван или кислев) будет состоять из 30 дней, а другой — из 29 , независимо от того, високосный это

год или нет. Когда Рош а-Шана выпадает на субботу или на понедельник, то либо оба месяца имеют по 30 дней, либо по 29 — независимо

от года. А если же начало года выпадает на четверг, то в обычный год

оба месяца не могут быть по 29 дней. Если год високосный, то нельзя,

чтобы один из них был 29, а второй 30 дней.218

Неопределённое количество дней месяцев мархешван и кислев в

системе расчётов календаря необходимо для корректировки дат наступления нескольких праздников. Дело в том, что если праздник начала года («Рош а-Шана») выпадает на воскресенье, среду или пятницу,

его нужно перенести на следующий день, чтобы последний день праздника Суко?т («Гошана? Раба?») не выпал на субботу, а День Искупления

(«Йом Кипу?р») — не выпал на пятницу или воскресенье. 219

217 Русский перевод не отражает полностью всех нюансов оригинала. В тексте Торы использовано словосочетание «« — »???? ????ходеш ? ямим? », где слово «ходеш ? » — это «месяц», а

Скачать:TXTPDF

. Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать бесплатно, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать онлайн