«ямим? » — «дни». Словосочетание «месяц дней» («целый месяц» в русском переводе) несёт в себе дополнительную смысловую нагрузку: «ходеш ? » — «месяц», состоящий из дней, а не часов.
218 Кодекс «Мишне Тора», книга «Зманим», раздел «Кидуш а-ходеш», гл. V—VIII.
219 Если Рош а-Шана выпадает на воскресенье, то седьмой день праздника шалашей
(«« — »?????Сукот? ») выпадает на субботу. В праздник шалашей каждый еврей обязан
взять и соединить вместе четыре вида растений: плод этрогового дерева («— »?????
«этрог? »), ветвь финиковой пальмы («« — »????лулав? »), ветвь мирта («« — »???адас? ») и ветвь
ивы («« — »????арава») ( ? указание на это содержится в книге «Ваикра» — «Левит», 23: 40).
В последний день 7-ми дневного праздника («« — »????? ???Гошана Раба»), по повелению пророков, еврей обязан взять отдельно одну или несколько ветвей ивы и несколько
раз побить ими об пол. В субботу данное действие запрещено из-за опасения, что человек сорвёт ветку с дерева, что является одним из субботних запретов.
Если же Рош а-Шана выпадает на среду, то Йом Кипур — на пятницу, а если Рош
а-Шана выпадает на пятницу, то Йом Кипур — на воскресенье. В качестве аргумента
Вавилонский Талмуд (трактат «Рош а-Шана», 20а) приводит следующее соображение:
«чтобы не следовали друг за другом два святых дня подряд», которые, по одному из мнений, лишат возможности захоронить мёртвое тело в подобающий срок, а по другому
мнению — лишат потребительских свойств свежие овощи, подаваемые к субботнему
столу».Кодекс «Мишне Тора» 115
На сегодняшний день количество дней каждого месяца рассчитано
заранее в фиксированном календаре, поэтому вышеуказанных вычислений и переносов никто уже не делает за ненадобностью.
Маймониду важно подготовить теоретическую базу для последующих поколений, которые собственноручно будут осуществлять точные
расчёты начала нового месяца, ибо вероятность воссоздания института свидетельства и процедуры освящения нового месяца, как это было
во время постоянно действующего органа при Верховном Суде, не исключена. Как указывает Рабби Моше, алгоритм расчёта фиксированного календаря несложен, поэтому разобраться в нём смогли бы даже
дети в течение нескольких дней.220
Не задерживаясь на расчётах фиксированного календаря, Рабби
Моше снабжает читателя необходимыми астрономическими понятиями, знание которых требовалось во времена существования Храма.
РаМБаМ рассчитывает среднее движение Солнца в течение суток.
Вычисления среднего периода вращения Солнца необходимы для расчётов точного местонахождения светила. Рабби Моше снабжает читателя аналогичными сведениями о движении Луны. Как указывает Маймонид, данные расчёты нужны для достоверного расчёта появления новой Луны в условный день.
Рамки книги не позволяют привести достаточно громоздкие и сложные вычисления. Данное решение подкреплено также и тем, что некоторые исследователи уверены, что посвящённые расчётам главы XI—XIX
раздела «Освящение нового месяца» не планировались Маймонидом в
качестве неотъемлемой составляющей кодекса «Мишне Тора».221
Рабби Моше превозносил астрономию как истинную область знания, которая всегда была уделом мудрых людей. Почтительность к
астрономии сочеталась у него с пренебрежительным отношением к
другой области знания — астрологии, которую считал он плодом воображения неразумных фантазёров, приводящим к идолопоклонству.222
РаМБаМ усматривал между астрологией и язычеством прямую историческую связь. В комментарии на Мишну, на трактат «Авода? Зара?» —
«Идолопоклонство», IV, 7, он пишет:
Сам Маймонид имеет иную точку зрения. По РаМБаМу, смещение Рош а-Шана
осуществляется по причине несоответствия приблизительных расчётов точному движению небесных тел, а те причины, которые указывает Талмуд, по-видимому, имеют второстепенное значение, однако при этом более доступны пониманию людей (см. также пояснительный комментарий Рабейну Хананеля на трактат «Рош а-Шана», 20а).
220 Кодекс «Мишне Тора», книга «Зманим», раздел «Кидуш а-ходеш», гл. XI, статья 4.
221 С XI по XIX главы. См. предисловие к письму ученикам Рабби Эфраима. Сборник писем РаМБаМа. Т. I, письмо № 9.
222 Кодекс «Мишне Тора», кн. «Мада», раздел «Аводат кохавим», гл. XI, 8—9.116 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории
…Эти вещи широко распространены среди народов, а основу им
положили «цабии»,223 от которых отдалился отец наш Авраам и с чьими
заблуждениями он спорил, ибо вложил Всевышний ему в сердце мудрость. Они поклонялись звёздам и приписывали им разнообразные,
никак не относящиеся к ним действия. Они положили в основу определение будущего по звёздам, колдовство, нашёптывание, заклинание
духов, разговоры со звёздами и с бесами, вызывание мёртвых, ворожбу во всех её разновидностях, против которых Тора обнажила свой
меч… Они лежат в основе идолопоклонства во всех его проявлениях.
Эта ложь началась с астрологии, предпосылки которой опровергаются
естественными науками. Они (астрологи) утверждают, что некоторые
звёзды приносят добро, а некоторые зло, что определённая часть сферы соответствует такой-то звезде и противостоит другой, хотя небесные
сферы неделимы и однородны, а их части не отличаются друг от друга.
Две эти предпосылки лежат в основе астрологии, а из их ошибочности,
как уже было разъяснено, следует ложность всех её положений. Потом
к этой лжи добавили другую ложь — талисманы. Решили, что если та или
иная звезда в определённом месте приносит счастье, то её влияние
можно привлечь с помощью особого магического образа. А если
другая звезда в том или ином месте приносит зло, то такой образ поможет устранить вред. И вслед за астрологией талисманы также получили очень широкое распространение. Позднее к этому добавили третью ложь, и возникло идолопоклонство…
В письме от 1195 или 1196 года, адресованном мудрецам Монпелье (южная Франция), Маймонид указывает, что в качестве доказательства можно принимать лишь три достоверные источника:
1) результаты исследования, куда входят также астрономические вычисления;
2) пять чувств;
3) традиция от пророков и учителей.
По мнению Рабби Моше, если доказательство не берёт своё начало из перечисленных выше источников — оно не может быть принято к
сведению. Несмотря на то, указывает РаМБаМ, что по астрологии было
написано множество книг, это обстоятельство не гарантирует истинности последних:
Вам следует знать, что тысячи книг были написаны неразумными об
этих пустых вещах. А сколько людей, обременённых годами, но не мудростью, потратили свои дни на изучение этих книг, вообразив эти пустые вещи за истинные. И постигнув все эти премудрости, возомнили
себя мудрецами. Это то самое, в чём заблуждаются большинство или
даже все, за исключением немногих — тех, кого Всевышний называет
223 О происхождении культа «Цаба» и его развитии см. подробно в гл. 29, третьей части
трактата «Путеводитель заблудших».Кодекс «Мишне Тора» 117
«уцелевшими», о чём я хочу поведать вам. Это страшный недуг и болезненная рана, ведь что бы ни нашёл человек в книгах — сразу возомнит,
что это истина, особенно, если речь идёт о древних книгах. Если множество людей изучают эти книги и обсуждают их, он поспешно принимает всё написанное в них за слова мудрости, рассуждая в сердце:
разве стали бы писать ложь и обсуждать все эти вещи зазря?
(Сборник писем РаМБаМа. Т. II, письмо № 33, с. 479—480)
По словам автора, им было посвящено огромное количество времени изучению вопроса предопределения от рождения — фундаментальной теме астрологии. В письме Маймонид приводит в пример греков и персов как эталон мудрости, которые занимались исключительно
научными изысканиями, тогда как халдеи, египтяне, вавилоняне и народы, населявшие Святую Землю до появления еврейского народа на исторической арене, сделали большую ошибку, назвав астрологию мудростью. Предопределение с рождения нарушает главный принцип Торы —
свободу выбора индивида. Отсутствие свободы выбора лишает смысла
соблюдение заповедей, не говоря уже о награде и наказании:
…Мы утверждаем, что не существует чего-то, что заставляет Шимо?на
быть продавцом благовоний и богатым, а Реуве?на быть кожевником и
бедным, ибо существует вероятность кардинального изменения ситуации, как сказал философ. Однако философ утверждает, что это случайность, а мы — нет. Это зависит от Того, по Чьей воле возник мир, и
всё это по справедливости. Однако нам не известна мудрость Пресвятого, благословен Он, до конца, чтобы указать, по какой причине было
присуждено этому быть тем-то, а тому тем-то, ибо Его пути — не наши
пути, а Его мысли — не наши мысли. Однако мы обязаны выгравировать
в нашем сознании, что если Шимон совершит проступок — будет битым, обеднеет, погибнут его сыновья и подобное этому. А если Реувен
раскается, исправит свои поступки и последует прямым путём — разбогатеет и будет успешным… Это является основным принципом еврейского мировоззрения. Пусть не говорит человек: «Вот, многие пробовали так поступать и не преуспели?!» Это не является доказательством, так как, возможно, у них был другой проступок или им было уготовано нечто лучшее, нежели это. В общем, мы не в силах постичь
справедливость Пресвятого, благословен Он, ни в этом мире, ни в грядущем.
(Сборник писем РаМБаМа. Т. II, письмо № 33, с. 487—488)
Подведение итогов
Религиозная среда неоднозначно восприняла появление Мишне
Тора. Часть учителей придерживалась мнения, что, написав Мишне
Тора, РаМБаМ стремится вытеснить Талмуд. Другие считали, что истин-118 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории
ным намерением Маймонида было желание расшатать установившиеся религиозные структуры. Третьи полагали, что Рабби Моше хотел поставить в один ряд занятия Торой и философией.224
В качестве возражения на первое мнение можно предложить следующий довод. РаМБаМ, рекомендовав после Писания миновать
иную литературу и непосредственно обращаться к Мишне Тора, имел
в виду практическое выполнение закона, формулировка которого не
терпит разночтений. Однако многозначность трактовок вполне допустима на стадии теоретической подготовки. Теоретический курс построен на принципе широкого ознакомления с многоликим материалом, предоставляя ученику возможность оказаться в «судейском
кресле». Задачи такого профиля и решает талмудическая литература.
В качестве наглядного примера приведём злободневную тему отношений между соседями-жильцами. В Талмуде, трактате «Ба?ва Ба?тра» — «Последняя Часть», 7б, в мишне обсуждается, что в случае, когда жильцы общего двора решили построить сторожку и нанять сторожа, чтобы обезопасить себя от несанкционированного вторжения
посторонних лиц, а один из жильцов не желает участвовать в расходах, то первое мнение (мудрецов) гласит, что жильцы должны заставить уклоняющегося жильца принять участие в расходах. Второе мнение — Рабби Шимо?на бен Гамлиэ?ля гласит, что не все дворы подходят для строительства сторожки. Каждая из сторон приводит свои аргументы. Рабби Шимон бен Гамлиэль считает, что для строительства
сторожки подходят только те дворы, которые выходят на многолюдное место — «« — »???? ?????решу?т а-раби?м». А первое мнение не делает различий между дворами, выходящими на многолюдное место
и не выходящими: и в том, и в другом случае существует вероятность
большого скопления людей, которое затолкнет людей в чужой двор.
Таким образом, Талмуд знакомит читателя с факторами времени и
места, влияющими на принятие практического решения — галахи.
Невозможно принять универсальное решение на все случаи жизни,
каждая ситуация должна рассматриваться в цепочке взаимосвязанных событий. Два противоречивых мнения не спорят, а дополняют
друг друга: в людном месте, где вероятность скопления людей высока, Рабби Шимон согласится с первым мнением, что следует заставить жильца участвовать в расходах строительства. Кстати говоря, второе мнение не говорит прямо «нет», но: «не все дворы подходят…» (!).
Навыки, прививаемые талмудической литературой, необходимы для
становления будущего судьи. Человеку же, не готовящемуся стать
специалистом в области Талмуда, в этом нет необходимости. Именно такого рода задачи решает кодекс «Мишне Тора», в котором отношения между жильцами регулируются лаконичными императивами:
224