Скачать:TXTPDF
Мишне Тора. Маймонид. Учитель и целитель

См. Тверский И. «Галаха и философия — основы учения РаМБаМа». Ч. III, с. 94—100.Кодекс «Мишне Тора» 119

В общем дворе каждый из жильцов заставляет другого построить

сторожку, равно как необходимые для двора вещи, в которых существует высокая потребность

(Кодекс «Мишне Тора», книга «Киньян» — «Приобретение»,

раздел «Шхеним» — «Соседи», V, 1)

Хочется подчеркнуть, что Мишне Тора не лучше и не хуже Талмуда,

оба труда предназначены для решения разных стратегических (и тактических) задач.

Кроме того, если открыть Мишне Тора, книгу «Мада» — «Знание»,

раздел «Талмуд Тора» — «Изучение Торы», в гл. I, статье 11, сказано:

Человек обязан разделить время учёбы на три части. Треть для —

Письменной Торы, треть для — Устной Торы, а в трети уразумеет конец

явления из его начала, и извлечёт явление из явления, и уподобит нечто

чему-то, и поймёт посредством правил толкования Торы, пока не узнает, каков принцип правил и каким образом выводится запрещённое и

разрешённое… — это и называется «Талмуд».225

В последующей статье сказано, что в вышеупомянутом случае говорилось о человеке, начинающем изучение, а специалист обязан посвящать незначительное время изучению Письменной Торы и Устной (Мишне), чтобы не забыть, а всё остальное время посвятить только Талмуду.226

Также в письме к Рабби Пинхасу а-даяну РаМБаМ прямо пишет:

…Я никогда не рекомендовал прекратить изучение Талмуда, сборник законов Рабби Ицхака и другие подобные книги. Уже почти полтора

года как никто из моих учеников не изучает мою книгу, за исключением двух-трёх человек, которые занимались по разным книгам, а большинство хотели изучать законы РИФ-а, и я несколько раз прошёл с ними

весь его сборник. Кроме того, двое из них попросили изучать Талмуд, и

я преподавал выбранные ими трактаты. Разве мог я помыслить или повелеть, чтобы уничтожить всю литературу, предшествовавшую моему

труду? Разве я не объяснил в предисловии к моему труду, что решил написать Мишне Тора вследствие того, что у многих не хватает терпения

для изучения Талмуда, и что эти люди не могут вникнуть в то как допустимо, а как недопустимо поступать…

(Сборник писем РаМБаМа. Т. II, письмо № 28, с. 439)

В другом письме к своему ученику Рабби Йосе?фу бен Иегуде?, он

также пишет:

Знай, что я написал этот труд… для себя, чтобы облегчить поиск

материала по нужной теме, особенно в старческом возрасте, во имя

225

????? ???? ????? ????? ???? ????? ???? ?? ????? ???? ?????? ???? ??? ??????? ?????? ??? ???? … ????? ?? ???? ????«

»???? ???? ?? ???

226

»…??? ??????? ????? …???? ?? ???? ????? ????«120 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории

Всевышнего, да превознесётся Он, …после того как обнаружил, что

нет у еврейского народа одного всеохватывающего законодательного

источника… Однако в будущем, когда исчезнет зависть и погоня за властью, удовлетворятся этой книгой и оставят другие книги…

(Там же. Т. I, письмо № 20, с. 300—302)

Подытоживая вышесказанное, Маймонид, создавая свой труд, вряд

ли претендовал на замещение им Талмуда, если учесть, что он сам рекомендовал в письме к Рабби Йоната?ну а-Коэну из Лунеля «…критически относиться к написанному мной и проверять мои слова, чтобы

можно было исправить…».227

Из приведённых выше отрывков писем легко уяснить задачи автора

при создании Мишне Тора. Маймонидом планировалось создание удобной правовой «базы данных», цель которой — восполнить отсутствие знаний у людей. Данная попытка после распространения кодекса в народе,

конечно, уменьшила «политическое» влияние религиозных структур, особенно в христианской Испании,228 население которой «славилось» своим

невежеством, тогда как в Провансе, где изучение Торы было на очень высоком уровне, такого явления не наблюдалось. Нельзя отрицать эти факты. Однако это не означает, что РаМБаМ стремился к этому. Скорее целью автора была помощь ближнему в выходе из затруднительного положения, как сказано в книге «Ваикра» — «Левит», 25: 35: «Если ослабнет твой

брат и опустит руку — поддержи его…!». Тем паче что речь идёт об избранном народе, о котором сказано в книге «Шмот» — «Исход», 19: 6: «Вы будете Мне царством священников и святым народом…».

Теперь о значении занятий философией. Здесь мы также располагаем словами самого автора. В вышеупомянутом письме к Рабби

Йоната?ну а-Коэну из Лунеля автор, используя аллегорию, пишет:

…Прежде чем выйти мне из утробы, Всевышний предназначил меня

для изучения Торы… Она была для меня подобна прекрасной лани,

или женщине, любви к которой я предавался с самого детства. И несмотря на то, что у неё было много соперниц из других народов: моава, амона, эдома,229 цидона и хетта — Бог свидетель, их назначение

было готовить ей благовония и пищу, чтобы показать народам и властителям её красоту…

(Сборник писем РаМБаМа. Т. II, письмо № 34, с. 502)

227 Сборник писем РаМБаМа. Т. II, письмо № 34, с. 503.

228 Septimus B. «Hispano-Jewish Culture in Transition. The Career and Controversies of Ramah»,

p. 40.

229 Эдом (от ивр. «адом» — «красный», «рыжий») — прозвище старшего близнеца-брата и

антипода Яакова — Исава. В агадической литературе под названием «Эдом» подразумевается как исторические эдомитяне, так и римляне. В эпоху таннаев и ещё более амораев отождествление Рима с Эдомом получило широкое распространение, и в подавляющем большинстве проповедей под видом Эдома открыто говорится о Риме. Так, в Талмуде и Мидраше утверждается, что Рим был основан потомками Исава. Позднее термин

«Эдом» стал синонимом христианского Рима, а затем — христианства вообще.Кодекс «Мишне Тора» 121

В другом письме, посвящённом вопросу предопределения конца

жизненного пути человека, своему ученику Рабби Йосе?фу бен Иегуде?,

Маймонид пишет «открытым текстом»:

…Представим вначале доказательства из Торы, так как она — цель,

которая должна быть достигнута после подготавливающих учений (то

есть математических вычислений), естественных наук и теологических

учений в сочетании с дисциплинами по логике. И именно она (Тора)

приводит к конечному успеху.

(Там же. Т. I, письмо № 17, с. 270)

Таким образом, читатель самостоятельно может сделать заключение об иерархии философии, других наук и Торы у Маймонида.

В адрес Рабби Моше звучали обвинения также и иного рода: что

опустив в кодексе имена мудрецов, РаМБаМ предал их забвению. На

это Маймонид отвечает в письме к Рабби Пинхасу а-даяну, что он следовал примеру Рабейну а-Кадош (редактор Мишны), который также

не приводил имена, когда был абсолютно уверен в юридической значимости мнения того или иного мудреца. Когда Рабби Иегуда а-Наси сомневался в правильности решения, он приводил различные точки зрения учителей, от которых он непосредственно слышал эти мнения или

же от имени тех, кто жил незадолго до него. Располагая текстом Талмуда, где уже вынесены решения по всем вопросам, бессмысленно упоминать имя мудреца, чьё мнение отвергнуто, тем более что мнения

придерживался не он один, а целая группа учителей, чьи имена не упомянуты на страницах Гемары. Кроме того, отсутствие имён непосредственно в кодексе, по РаМБаМу, выбивает почву из-под ног вероотступников, утверждавших отсутствие объективности в постановлениях, принятых узкой группой людей — мудрецов. Имена всех поколений учителей от Моше Рабейну до последних учителей Талмуда — Раввины и Рав

Аши, участвовавших в процессе законодательного творчества, были

упомянуты Маймонидом в предисловии к Мишне Тора.230

Критика Рабби Авраа?ма бен Дави?да,231 упрекавшего Рабби Моше

в лишении учебного процесса «либеральности», также неадекватна,

хотя бы потому, что, как уже было отмечено, кодекс предназначался для

решения лишь определённого круга задач.

РаМБаМ, сгруппировав по тематическому принципу разбросанные по разным местам Талмуда законы, впоследствии очень сожалел

230 Сборник писем РаМБаМа. Т. II, письмо № 28, с. 440—442.

231 См. «« — »????? ??????Замечания РаАВаДа» в предисловии РаМБаМа к Мишне Тора, последнее замечание. РаАВаД — аббревиатура от Рабби Авраам бен Давид (1120—

1198 гг., Южная Франция) был сторонником первого, либерального, подхода к учёбе,

при котором приводятся все мнения и имена, позволяющие выбрать одно из нескольких мнений или изменить свою точку зрения в пользу оппонента, если противоположной

точки зрения придерживался более великий учитель. По РаАВаДу, РаМБаМ отказался от

пути предшественников, поэтому ему (РаАВаДу) ни к чему отказываться от своей точки

зрения в пользу Мишне Тора без убедительных на то доводов.122 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории

о том, что не снабдил кодекс приложением с указанием источников

законов, которые содержатся не там, где этого следовало бы ожидать.

Маймонид поясняет это примером из своей жизни:

…Как-то пришёл ко мне один праведный судья, принеся с собой

фрагменты из Мишне Тора, книги «Ущербы», раздел «Убийца и самозащита». Показав мне статью, он сказал мне: «Читай это». Я прочитал и

спросил: «Какие есть сомнения?» Он ответил мне: «В каком месте написаны эти слова?» Я ответил ему: «Там, где им следует быть — вторая глава

трактата «Макот? » или в трактате «Санэдрин? », где разбираются законы об

убийце». Он сказал мне: «Я всё проштудировал, но не нашёл». Я спросил его: «Возможно, в Иерусалимском Талмуде?» Он ответил мне: «Искал, но не нашёл ни в Иерусалимском Талмуде, ни в Тосефте». Пробыв

около часа в изумлении, я сказал ему: «Я помню, что похожие слова содержатся в трактате «Гитин? ». — Достал «Гитин», искал, но не нашёл. Я

опешил от испуга и сказал: «Где были упомянуты эти слова? Оставь, пока

я не вспомню местонахождение этих слов». Он вышел — и я вспомнил. Я

послал вдогонку гонца, чтобы вернуть его. Я показал ему эти слова, которые приводятся между прочим в трактате «Йевамот? »…

И так каждый раз, когда ко мне приходят с вопросом об источнике,

я оказываюсь в похожем затруднительном положении…, — если автор

не может указать источник, то как же быть остальным?

(Сборник писем РаМБаМа. Т. II, письмо № 28, с. 444—445)

Автор отнюдь не случайно взял в качестве примера обсуждение отношений между соседями. Данный пример даёт возможность глубже

понять разницу между Талмудом и Мишне Тора. Гемара сразу после

выдвижения утверждения того, что «жильцы заставляют уклоняющегося

жильца принять участие в расходах», делает из слов «заставляют принять

участие в строительстве сторожки» вывод о том, что появление сторожки во дворе улучшит ситуацию. На это Талмуд возражает, приводя агадический текст, где в качестве главного героя выступает некий праведный человек, с которым общается сам пророк Элиягу (Илья-пророк).

Однако как только человек этот соорудил сторожку, пророк Элиягу перестал с ним общаться. Т.е. приведённый Гемарой пример демонстрирует обратное — строительство сторожки не улучшает, а ухудшает

ситуацию. Какое моральное право имеют жильцы заставлять человека

участвовать в негативном начинании? Этот вопрос задаёт Талмуд. Чтобы на него ответить, нужно дать некоторые разъяснения. Общая концепция мишны — нужно обезопасить жильцов от преступного проникновения посторонних лиц. Концепция Гемары — строительство сторожки —

не только предупреждает вред со стороны злонамеренных людей, но в

то же время препятствует и совершению добрых поступков по отношению к нуждающимся людям со стороны жильцов, находящихся за оградой стены помещения. Строительство сторожки приводит к тому, что

бедные лишаются беспрепятственного доступа во двор праведника,Кодекс «Мишне Тора» 123

поддерживавшего их до строительства. В заключение Талмуд предлагает построить сторожку такого типа, которая защищала бы от несанкционированного вторжения извне, и, одновременно, не ограничивала

бы нуждающихся людей от свободного проникновения во двор.

Подобный ход мысли

Скачать:TXTPDF

. Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать бесплатно, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать онлайн