Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Мишне Тора. Маймонид. Учитель и целитель

заблудших»,

введение к первой части, с. 5—6)

РаМБаМ приводит для примера высказывание царя Шломо (Соломона): «Золотые яблоки в серебряной сетке — слово, сказанное разумно».246 В притче царь Шломо намекает на существование различных

смысловых пластов: будничного и сакрального. Для поверхностного взгляда — серебряная сетка, а для глубокого, проникновенного взгляда сквозь

узкие отверстия сетки — золотые яблоки. Также обстоит дело и с пророческими видениями, которые имеют два сосуществующих аспекта: литеральный и эзотерический. Однако, замечает Рабби Моше, учитывая

особый запрет мудрецов на преподавание гласно (открыто) тайного

учения о Начале бытия и Божественной колеснице,247 Маймонид касается вышеупомянутых тем в Путеводителе вкратце и вперемешку с другими темами, среди которых истины будут «сверкать и вновь исчезать».

По первоначальной идее РаМБаМа, трактат «Путеводитель заблудших» предназначался для цельных по натуре и уверенных в истинности

Торы людей, углублённо изучающих философию, но пришедших, увы,

к внутреннему расколу и смятению. Противоречие между буквальными

смыслами Пророческих текстов и философией толкало интеллектуалов к мысли о радикальном выборе. Как правило, перед человеком,

попавшим в подобную идейную ловушку, вставала дилемма: следуя

разуму, отстраниться от религиозной традиции, либо, следуя буквальному смыслу Пророческих текстов, «затмить свой разум невежеством

и предрассудками». По замыслу Маймонида, трактат должен был разрешить существующие коллизии между религиозным и философским

мировосприятием путём истолкования слов и выражений, употребляемых в Священном Писании, параллельно подвергая анализу и выявляя

слабые стороны существующих научных и философских доктрин.

Таким образом, трактат с одной стороны не был предназначен для

новичков, массового читателя, но и не для талмудистов, посвятивших

свою жизнь изучению исключительно законодательной (галахической)

литературы.

Автор трактата задался целью привести читателей к симбиозу языка

чистого разума, которым оперирует философия, и языка внутренних переживаний, чувств и эмоций религиозной традиции, — он и назвал его —

«Путеводитель заблудших». Благодаря ему, человек узрит путь истины и

сможет выйти с достоинством из непростой психологической ситуации.

246

«Мишлей» — «Притчи», 25: 11.

247 Вавилонский Талмуд, трактат «Хагига», гл. вторая, мишна 1.Философский трактат «Путеводитель заблудших» 129

Наставления по изучению трактата

В завещании Маймонид обращается к своему ученику:

Если пожелаешь постичь всё то, о чём повествуется в нём, не упустив ничего, сопоставляй главы друг с другом. Не ставь себе целью понимание лишь общего смысла каждой главы, но каждого выражения,

упомянутого в нём среди прочих, невзирая на отсутствие связи с

основной темой главы, ибо в данном трактате повествование не ведётся в вольном стиле, но с повышенным педантизмом и особой тщательностью, предупреждая возникновение ошибок в понимании сложных вещей. Поэтому в нём нет ни единой детали, которая стоит не на

своём месте и не служит разъяснением определённой темы, излагаемой в подходящем для неё месте. И не изучай его поверхностно, ибо

ты навредишь мне, а себе не принесёшь пользы. Тебе следует изучать всё то, что следует изучать, постоянно исследуй его, а он, в свою

очередь, разъяснит тебе большинство сложных вопросов, имеющихся

в Торе…

(Трактат «Путеводитель заблудших»,

наставление о трактате, с. 12)

Рабби Моше «заклинает» и других читателей Путеводителя комментировать любое слово, упомянутое в трактате, согласно высказываниям еврейских учителей, предшествовавших ему. В противном

случае «…Он причинит мне вред, хотя моим намерением было принести ему пользу, и воздаст за добро злом».248

В конце своего завещания автор выражает свою тревогу перед

попыткой изложить глубокие онтологические249 вопросы, затрагиваемые в еврейской литературе впервые с момента изгнания еврейского народа из Земли Обетованной. Руководствуясь двумя изречениями: «Время действовать ради Господа…»,250 и «…Пусть все твои действия будут ради Небес»,251 — РаМБаМ с бесстрашием первопроходца пишет:

Таков я человек, что если нет иного пути, и я не нахожу иного способа преподавать достоверную истину, чем тот, что окажется впору

лишь одному достойному… — я предпочту изложить её ради него одного, невзирая на позорные насмешки толпы…, пока он не достигнет совершенства и не обретёт душевного равновесия.

(Там же, с. 13)

248 Трактат «Путеводитель заблудших», наставление о трактате, с. 12.

249 От греч. ontos — сущее и logos — понятие, разум. Учение о бытии.

250

«Теилим» — «Псалмы», 119: 126.

251 Трактат «Авот», II, 17.130 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории

Структура Путеводителя

Трактат поделён автором на три части. В первую часть вошло 76

глав, во вторую — 48, в третью — 54.

I. Большое количество глав первой части посвящено разъяснению

различных значений слов, использующихся в Пророческих книгах. Среди них:

имена существительные:

образ, подобие, описание; картина, форма; мужчина, женщина,

брат, сестра; место; престол; человек; твердыня (утёс); нога; вода,

голод, жажда; лицо; спина; сердце; дух; душа; глаз и др.

имена прилагательные:

высокий, возвышенный; живой; грустный и др.

глаголы:

• увидел, взглянул, посмотрел; поднялся, спустился; сел; встал; стоял;

отдыхал; приблизился, подошёл, встретил; услышал и др.

РаМБаМ в этой части разъясняет, когда, почему и для чего в Писании

приписываются Богу те или иные действия, используются определения, а

также называются органы и части тела. Также затрагивается значение

подготовительных занятий (пропедевтика), которые предваряют Теологию. В этой части подробно рассматривается метод познания, известный как «Негативная Теология». Ближе к концу Рабби Моше подробно занимается появлением и становлением мусульманской школы «Калам»,

а также постулатами, на которых зиждется их учение, перечисляет их доказательства существования Создателя, Его единства и бестелесности.

II. Во вступлении ко второй части трактата Маймонид перечисляет

26 аксиом, постулированных комментаторами трудов Аристотеля, с

помощью которых доказывается существование Первопричины, Её

бестелесность и единство. Однако, по мнению РаМБаМа, данных аксиом недостаточно для представления о Первопричине как о Создателе мира. Рабби Моше ставит вопрос: вечен ли мир, с необходимостью

следующий из Первопричины, или же сотворён волевым актом, инициатором которого стал Творец. Маймонид, оценивая аргументы той и

другой стороны, приходит к заключению, что, руководствуясь имеющимся в наличии логическим аппаратом (аподиктический252 дискурс),

нельзя склонить чашу весов в ту или иную сторону — и то, и другое

утверждение допустимы. Однако Рабби Моше полагает, что креацио-

252 От греч. apodeiktike — наука, служащая доказательству. Аподиктическое суждение выражает логическую необходимость или твердую уверенность.Философский трактат «Путеводитель заблудших» 131

нистская гипотеза встречает на своём пути всё же меньше преград,

нежели концепция вечного мира. В итоге РаМБаМ апеллирует к авторитету еврейской традиции (риторический дискурс): будучи евреем, он

склоняется в пользу той теории, что утверждает творение мира после

абсолютного небытия, ибо об этом повествует Писание, в котором сказано: «Вначале создал Бог небо и землю».253

В конце второй части Маймонид разбирает также технологию пророчества, субъекта прорицания, градации пророчеств.

III. Начало третьей части посвящено видениям Йехезкеля (Иезекииля), которые касаются вопросов Космологии. Маймонидом проводятся

параллели между философской и пророческой моделями мира. В

третьей части трактата он обсуждает проблему существования добра

и зла, плавно перетекающую в вопрос о существования конечной цели

мироздания. Отталкиваясь от суждения о сотворении мира волевым актом, неизбежно возникает вопрос, существует ли возможность для человеческого разума постичь намерения Создателя? РаМБаМом приводится подробный анализ различных подходов к этому вопросу. В третьей части Рабби Моше также посвятил несколько глав Провидению и

свободе выбора индивидуума. Затрагивает ли всеобъемлющее знание Творца о сущем плоскость человеческого бытия? На фоне предыдущего РаМБаМ исследует довольно сложную проблему справедливого воздаяния, фокусируя своё внимания на главах книги Иова, а также вопрос назначения и смысла заповедей.

Подведение итогов

Читателю следует обратить внимание, что целый пласт средневековой философии, к коей принадлежит и доктрина Маймонида, посвящён проблеме соотношения и сопоставления Откровения с иными источниками доказательств, построенными на строгом соблюдении правил аристотелевской логики — так сказать, сопряжении веры и разума.

Философские системы средневековья рознятся между собой лишь

тенденциями к превалированию одной системы доказательств над

другой в случае, если они постулируют противоречивые утверждения,

как об этом пишет Рабби Моше в трактате «Путеводитель заблудших»,

ссылаясь на комментатора Аристотеля — Фемистия (317—388 гг. н. э.):

«…Не действительность следует за логическими построениями, но правильные логические построения следуют за действительностью…».254

Утверждение Фемистия легитимно, когда речь идёт о процессах, имманентных255 бытию, однако как быть с процессами, происходящими

за пределами сущего или же на грани небытия и бытия? Что такое

253 Книга «Берешит» — «Бытие», 1: 1.

254 Трактат «Путеводитель заблудших», часть I, гл. 71, с. 123.

255 От лат. immanens — внутренне присущий, пребывающий внутри.132 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории

сущее? Имеем ли мы научный аппарат, позволяющий нам судить о

процессах при отсутствии стороннего наблюдателя?

Во второй книге монографии читатель узнает, как с данной задачей

справлялись представители различных направлений средневековой

философской мысли, в том числе и сам РаМБаМ, а в заключении автор позволит себе предложить дополнительные рассуждения и мысли

по данной теме в надежде, что они помогут расширить кругозор и повысят интерес к Маймониду.ПОСЛАНИЕ «О ВОСКРЕШЕНИИ»

Введение

Как уже отмечалось при подведении итогов к разделу, посвящённому

кодексу «Мишне Тора», последний стал объектом обильной критики, в том

числе и справедливой, в основном со стороны учителей Прованса (Южная Франция),256 где процесс изучения Торы был на очень высоком уровне.

Рабби Моше внимательно относился к уместным критическим замечаниям, внося необходимые поправки в кодекс до конца своих дней.

Однако иногда, под прикрытием даже справедливых замечаний к

кодексу, видны также и другие, политические, мотивы и цели, как например преследуемые еврейским лидером Ирака — Шмуэлем ? бен Али.?

Шмуэль бен Али стоял во главе духовной академии Багдада с 1164

по 1194 гг. По свидетельству путешественника Рабби Петахии из Регенсбурга, Шмуэ?ль бен Али? —

Царь, наполненный мудростью Торы как Письменной, так и Устной, а также всей мудростью Египта…, имеет познания в Священных

Именах. У него одновременно обучаются около двух тысяч учеников…

Во всей ассирийской земле, в Дамаске, в городах Персии и Мидии,

256 Сборник писем РаМБаМа. Т. II, письмо № 34 (к Рабби Йонатану а-Коэну из Лунеля).

Современный Багдад,

на переднем плане — комплекс зданий Абасидского дворца134 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории

а также в Вавилоне он является суверенным судьёй… Его печать ходит по

всем странам, включая землю Израиля, и все в трепете перед ним…

(Цитата по: Энциклопедия а-иврит. Т. 16 (32),

статья «Шмуэль бен Али», со ссылкой на путешественника

Рабби Петахию из Регенсбурга, с. 44—45).

По словам самого Маймонида в послании к своему ученику Рабби

Йосефу бен Иегуде,257 всё началось с того, что он обозначил претендента, имя которого в письме не упоминается, на должность главы

диаспоры.258 «Назначенца» на столь высокую должность впоследствии

сторонилось окружение, обвиняя в некомпетентности.

В письме Рабби Моше поясняет, что он назначил анонимного кандидата по рекомендации своего ученика, в осведомлённости которого

он абсолютно уверен, а также одного старца, который очень хвалил будущего главу диаспоры. И только после тщательной проверки претендента им было принято решение о его назначении. На тот момент РаМБаМ ещё не осознавал, что стал жертвой политической игры, инициированной интриганами в борьбе за распределение «административных ресурсов»:

…А я написал главе духовной академии, что если бы был осведомлён о разногласии и распрях, не встревал бы между ними, однако я

уже сделал это, и рог в Явне уже протрубил… 259

(Сборник писем РаМБаМа. Т. I, письмо № 20, с. 309)

257 Данное послание представляет собой целый сборник отрывков из писем, адресованных Рабби Йосефу. Какую-либо точную дату дать трудно, так как некоторые отрывки относятся к началу

Скачать:TXTPDF

. Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать бесплатно, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать онлайн