p. 115.Медицинская практика
В 1177 году в Индийском океане затонул корабль, на борту которого
находился брат РаМБаМа — Давид. Вместе с братом пошли ко дну также значительные денежные средства семьи, в том числе и занятые ими
у других людей. Смерть брата подкосила здоровье Маймонида, загнав
его на целый год в болезнь, от которой он с трудом оправился. Спустя
восемь лет он всё ещё пребывал в неутешной скорби по брату, которого считал своим сыном, выросшим у него на коленях, братом и в то
же время учеником, который хорошо разбирался в Талмуде и ещё более в языкознании. Давид занимался торговлей, что позволяло Рабби
Моше посвящать всё своё время учёбе.279
Брат РаМБаМа совершил как минимум две поездки в Индию. Первая поездка состоялась не позднее 1171 года.280 Накануне расставания
с братом в одном из своих писем Маймонид желает ему мира в предстоящем плавании. Поездка закончилась благополучно — об этом свидетельствуют отрывки из писем Рабби Моше, где он перечисляет даты
бегства семьи из стран притеснения. Другая поездка, по-видимому вторая, обернулась трагедией. После потери немалых денежных средств
и смерти брата, оставившего после себя вдову и маленькую дочку, он
вынужден был заняться врачебной практикой.281
Помощник Саладина, визирь аль-Фадиль, приблизил РаМБаМа ко
двору и назначил ему годовое содержание.282 Из отрывка письма, адресованного Рабби Йосефу бен Иегуде, дата которого точно не известна,283 Маймонид сообщает о небывалой славе его как лекаря, которая
слыла среди знати по всей земле египетской. К превеликому сожалению автора послания, наличие огромной клиентуры отнимало у него
всё время, вынуждая его оставаться в Каире и заниматься лечением
больных, а по прибытию домой, в Фостат, оставшееся время посвящать
изучению трудов по медицине, лишая самого главного в жизни учителя — изучения Торы.
279 Письмо к Рабби Йефету бен Илии а-даяну. См. Сборник писем РаМБаМа. Т. I, письмо
№ 11.
280 Там же, письмо № 3.
281 Правда, историограф аль-Кифти сообщает, что ещё при фатимидской династии (до
1171 года) РаМБаМ приступил к обязанностям врача. Данное утверждение противоречит
утверждениям самого Маймонида, что ведение дел братом «позволяло мне не заниматься делами» — « ».???? ???? ????Оно также противоречит написанному в письме к Рабби
Йонатану а-Коэну из Лунеля, что он трудился над Мишне Тора в течение почти 10 лет.
282
«Энциклопедия а-иврит», статья «РаМБаМ», со ссылкой на историографа аль-Кифти.
283 Правда, в конце сборника указана дата — 1192 год. Однако маловероятно, что РаМБаМ за столь короткий срок успел достичь таких высот, учитывая, что почти все его медицинские труды были созданы на рубеже 90-х.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ РАМБАМАПоследние годы жизни РаМБаМа 145
О знаменитости, пожалуй даже
славе Рабби Моше свидетельствует тот факт, что известный мусульманский врач и мыслитель Абд
аль-Атиф из Багдада специально
посетил Каир, чтобы познакомиться с тремя жившими там персонами, в том числе с Мусою ибн Маймуном (РаМБаМом), а небезызвестный арабский поэт ас-Саид
ибн Сина аль-Мулк воспел нашего
героя в «оде», превознося над Галеном284-врачевателем исключительно тела, как целителя, сочетающего в себе качества врачевателя и
тела, и души:
Гален подарил нам здоровое тело…
Но мудрый еврей подарил нам двойное искусство:
Избавляет и тело, и душу от любого неистовства;
Указывает, как неведение душу калечит,
А мудрость, напротив, как её лечит;
Даже Луна его панацее покорна,
От всяких изъянов она будет свободна;
Её нимб не поблекнет от пятен,
И рост новолуния не двинется вспять.285
Маймонид приобрёл широкую известность как медик и в сопредельных государствах. Правитель франков в Ашкелоне (Святая Земля)
Альмарик предложил ему занять должность врача, однако РаМБаМ отверг данное предложение.286
Средневековая медицина
Античная теория элементов, жидкостей и темпераментов была заимствована арабской медициной у Галена, который в свою очередь
опирался на труды Гиппократа и Аристотеля. Согласно воззрениям гре-
284 Клавдий Гален (129, Пергам — 199 г. н. э., Рим) врач и философ. В течение многих столетий оставался авторитетом в медицине, наряду с Гиппократом. Особую известность
получило его учение о четырех типах темперамента — сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический — и лежащих в их основе четырёх телесных
жидкостей: крови, слизи, жёлтой и чёрной желчи.
285 Перевод автора с англоязычной версии цитаты: Moses Ben Maimon. Two treatises on the
regimen of health, ed. and tr. Bar-Sela A., Hoff H., Faris E.. Transactions of the American
Philosophical Society, N. S. 54, pt. 4, pp. 3—4.
286
«Энциклопедия а-Иврит», статья «РаМБаМ», со ссылкой на историографа аль-Кифти.
Гален146 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории
ков, мироздание подчинено закону гармонии287 микро- и макромира.
Подлунный мир (мир возникновения и уничтожения) содержит четыре
элемента в разных пропорциях — огонь, воздух, воду и землю. Конституция человеческого тела состоит из четырех жидкостей — кровь, флегма
(слизь), жёлтая и чёрная желчи. Результатом сбалансированности упомянутых выше жидкостей является телесное здоровье, тогда как отсутствие нужной пропорции приводит к заболеваниям. Каждый из элементов и жидкостей обладает в разной мере двумя из четырех физических
качеств: тёплое, холодное, влажное и сухое — которые определяют темперамент каждого индивидуума. При отсутствии равновесия врач способствует внутренней природе достичь упорядоченности, прежде всего
посредством правильных режимов (питание, физическая активность,
сон), затем посредством лёгких лекарственных препаратов, аналогов
пищи, однако, если нет иного способа остановить прогрессирующее
заболевание, то посредством более сильных лекарственных средств.288
Например, согласно Авиценне (Абу Али ибн Сина ,980, Авшана, близ
Бухары — 1037, Хамадан), осенью, когда на тело человека воздействуют
тёплые лучи солнца в течение дня и прохлада в ночное время, крови содержится в теле в значительно меньшей пропорции, так как «темперамент» сезона угнетает кровяную жидкость. Таким образом, в течение
осеннего периода диета, по возможности, должна включать в себя преимущественно горячие и сухие по своему «темпераменту» ингредиенты.289
Согласно комментатору Аристотеля Александру Афродизийскому (жил в Афинах в 198—211 гг. н. э.), закон гармонии микро- и макродействует во всех ипостасях мироздания, в том числе и в духовной пло-
287 От греч. harmonia — связь, соразмерность.
288 Graziani J. S. «Arabic medicine in the eleventh century as represented in the works of Ibn
Jazlah», p. vii.
Приведём обширную цитату из Платона, где приводятся небезынтересные доводы
о преимуществе физических упражнений и упорядоченного образа жизни над лекарственными препаратами:
…Соответственно из всех видов очищения и укрепления тела наиболее предпочтительна гимнастика; на втором месте стоит колебательное движение при морских
или иных поездках, если только они не приносят усталости; а третье место занимает
такой род воздействий, который, правда, приносит пользу в случаях крайней необходимости, но в остальное время, безусловно, неприемлем для разумного человека: речь
идёт о врачебном очищении тела силой лекарств. Если только недуг не представляет
чрезвычайной опасности, не нужно дразнить его лекарствами. Дело в том, что строение любого недуга некоторым образом сходно с природой живого существа; между
тем последняя устроена так, что должна пройти определённую последовательность
жизненных сроков, причём как весь род в целом, так и каждое существо в отдельности
имеет строго положенный ему предел времени, которого и достигает, если не вмешивается сила необходимости. …Таким же образом устроены и недуги, и потому обрывать их течение прежде положенного предела силой лекарств может лишь тот, кто хочет, чтобы из лёгких расстройств проистекли тяжёлые, а из немногих — бесчисленные.
Следовательно, лучше руководить недугом с помощью упорядоченного образа жизни,
насколько это позволяют нам обстоятельства, нежели дразнить его лекарствами, делая
тем самым беду закоренелой.
(Трактат «Тимей», 89а — d)
289 Там же, p. 108.Последние годы жизни РаМБаМа 147
скости: природа тела как бы притягивает определенный тип души.290 Например, совершенная природа тела человеческого индивидуума способствует обретению благородного душевного облика. Предшественник РаМБаМа Рабби Иегуда а-Леви (1075, Тудела, Северная Испания —
1141, Египет) приводит позицию философов-современников, придерживавшихся точки зрения «естественного» аристократизма:
… Итак, у каждого индивида наличествуют причины, приводящие его
к цельности: тот, кому предшествовали все эти причины, становится
цельным, а тот, кому не предшествовали все эти причины, остается
ущербным. Например, природа негра не сочла возможным достижения им иного, чем крайне ущербного, человеческого облика и речи. У
философа, напротив, подготовлены такие природные свойства, согласно которым он приобретает нравственные достоинства, разумное
совершенство и практические навыки…
(Трактат «Кузари», с. 2)
Каждый человек рождается с предрасположенностью к тому или
иному занятию, деятельности и поведению. Кто-то рождается с задатками мастера гончарного искусства, другой — мыслителем. Зависимость душевной природы от природы физической проявляется наиболее отчётливо в поведенческом (привычка — вторая натура), и в меньшей степени в умозрительном планах: человек может сохранять душевное равновесие, травмировать или же развивать его:
Мудрецы, благословенной памяти, уже сказали: «Тот, кто желает стать
благочестивым — пусть выполняет рекомендации трактата “Авот? ”».291 А у
нас нет уровня выше, чем благочестие, разве только пророчество, к которому оно приводит, как сказали: «Благочестие приводит к пророческому
наитию».292 Таким образом, с их слов прояснилось, что следование нравственным принципам сего трактата приводит к пророчеству…
(Сборник предисловий РаМБаМа к Мишне.
Восемь глав, введение, с. 227)
В этой связи каждый врач должен быть также и философом, который наряду с предметами по медицине обязан изучать в рамках академического курса также устройство душевной натуры человека. Сравнивая врачевание тела и души, Маймонид пишет:
Ты знаешь, что исправление качеств, конечно же, является лечением
души и её сил. Также как врачу, лечащему тела, должно, прежде всего,
знать в комплексе тело, которое он собирается лечить, а также части
290 Pines S. «What was original in arabic science? Studies in Arabic versions of Greek texts and in
mediaeval science». Vol. II, part II, p. 332.
291 Вавилонский Талмуд, трактат «Бава Кама», 30а.
292 Там же, трактат «Авода Зара», 20б.148 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории
тела, каковы они, — я хочу сказать, тело человека. А также ему необходимо знать, какие вещи приводят к заболеванию, и отстраняться от них,
и какие приводят к здравию, и стремиться к ним. Аналогичным образом
он будет поступать при лечении души. Имея намерения исправить качества, должно знать душу человека в комплексе, её составляющие, а
также то, что душу калечит, а что лечит.
(Сборник предисловий РаМБаМа к Мишне.
Восемь глав, гл. I, с. 228)
Религиозное сознание рассматривает человека как своего рода
«мистическое» существо, которое (мыслительными процессами, эмоциональными переживаниями, поведением) способно создавать духовные объекты, влияющие в свою очередь на породившего их субъекта, на его духовную, физическую природу и даже на материальное положение, проявляясь в тех или иных последствиях: здоровья или болезни,
урожая или неурожая, богатства — бедности и т. п.
В отличие от религии, — медицина, агрономия, экономика и др. отрасли знания — рассматривают человека и среду его обитания скорее как «механизм», оперируя исключительно естественными причинами, такими как несбалансированное питание, неплодородность почвы, неумение рационально пользоваться денежными средствами.
Врач не рассматривает в качестве приемлемого ответа, что раковая
опухоль образовалась вследствие невнимательного отношения к другим людям. Врач принимает в расчёт только причинно-следственную
связь, повлекшую образование опухоли вследствие длительного нахождения пациента под воздействием ультрафиолетовых лучей или, например, курения. Однако, когда все естественные причины были учтены и
исследованы, не приведя к положительным результатам, разум уступает место вере, которая, в зависимости от исповедания, предложит свой
выход из возникшей ситуации.
Придерживаясь умеренного подхода, то есть отождествляя природу с проявлением