Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Мишне Тора. Маймонид. Учитель и целитель

13 способов толкования Писания Рабби Ишмаэля ………………. 323

Словарь терминов ………………………………………………………………………………………… 326

Список использованной литературы ……………………………………………………………. 329КНИГА ПЕРВАЯ

Жизнь и творения

в панораме истории«…Мы предпочитаем…, чтобы за нами следовал разумный человек в

выборе истинной веры, пусть и единственный, и даже пусть тысячи неразумных отойдут от нас к своей пустой вере…»

Послание «О воскрешении»

«…В случае если мудрый и созерцательный человек стремится насытить вожделения — такой человек не является истинным мудрецом, ведь

начало всякой мудрости — сдерживание телесных нужд до минимально

необходимых, обеспечивающих существование тела…»

Предисловие к комментарию к Мишне

«…Известно каждому человеку, что к мудрецам не предъявляются

требования по пересказу толкований и чудесных историй…, от них требуется комментировать и прояснять принципы, пока они не будут приемлемы разумом…»

Послание «О воскрешении»

«…Человеку не следует ничего говорить и проповедовать гласно народу, пока он не повторит то, что он собирается сказать один, два, три,

четыре раза, и пока не упорядочит и не выстроит наилучшим образом, и

только после этого начнёт говорить…»

Послание «Об освящении имени Всевышнего»

«…Что бы ни нашёл человек в книгах — сразу возомнит, что это истина, особенно, если речь идёт о древних книгах. Если множество людей

изучают эти книги и обсуждают их, он поспешно принимает всё написанное в них за слова мудрости, рассуждая в сердце: разве стали бы

писать ложь и обсуждать все эти вещи зря?»

Послание «К мудрецам Монпелье»

«…Мастерство судьи — подобно мастерству врача. Компетентный

врач всегда старается начать лечить питанием, затем вводит щадящие

лекарства, и всякий раз, когда можно лечить пищей — не станет лечить с

помощью лекарств. Если врач увидит, что болезнь более серьёзная, он

использует лекарства — аналоги питания. Например, ароматные микстуры и сладкие варенья, и, если увидит, что болезнь прогрессирует и её

не удаётся одолеть, то использует сильнодействующие препараты…

Так же и судья постарается найти компромисс, а если не сможет —

то будет судить милосердно, степенно, размеренно и мягко, терпеливо

обращаться к обеим сторонам, но из-за растущего упрямства и незатухающей несправедливости требований одной из сторон — он утвердится над их упрямством проявлением свой силы и строгости и будет

жёстким…»

Предисловие к комментарию к Мишне

«…Всё то, что в первую очередь необходимо для живых существ — более доступно и дёшево, а то, что менее необходимо — менее доступно

и дорого…»

Трактат «Путеводитель заблудших»Генеалогическое древо

семьи Рабби Моше бен Маймона4

4 См. с незначительными поправками Фрайман А. Х. «Генеалогическое древо семьи

РаМБаМа».

Клан Досы

р. Яфет

(прим. 700 г. н. э.)

р. Эли I

р. Иегошуа I

р. Эли II

р. Доса I

р. Иегошуа II

р. Доса II

р. Иегошуа III

р. Моше

р. Иегошуа IV

р. Доса III

р. Яаков

р. Доса IV

р. Иегошуа V дочь

р. Мишаэль аль-Шаих Альтака

(Абу аль-Махасан)

Клан Маймонов

р. Овадия а-даян I

(прим. 900 г. н. э.)

р. Шломо а-рав

р. Овадия а-даян II

р. Йосеф а-даян

р. Ицхак а-даян

р. Йосеф а-хахам

р. Маймон а-даян

Клан Альтаки

р. Иешаягу

(прим. 900 г. н. э.)

р. Даниэль I

р. Иешаягу II

р. Даниэль II

р. Мишаэль а-рофе

р. Иешаягу а-хасид

дочь

(жена

р. Узиэля)

р. Давид

(у. 1177)

РаМБаМ

(1138—1204)

дочь

(жена

РаМБаМа)

сын р. Элиягу (Абу

альМар)

р. Узиэль

(Абу альМаали

у. 1222)

р. Доса р. Иешаягу

(Абу

Наср)

р. Хананаэль

дочь дочь

(у. 1191)

р. Авраам

а-нагид I

(1186—1237)

сестра

РаМБаМа

р. Овадия

(1228—1265)

р. Давид а-нагид

(1222—1300)

р. Йосеф др. сыновья сын

р. Авраам р. Яаков

(р. 1277)

р. Ицхак

(1261—1283)

р. Шломо

(р. 1248)

р. Авраам а-нагид

(1245—1313)

сын сын р. Шмуэль р. Иегошуа

а-нагид

(1310—1355)

р. Овадия

(1297—1355)

р. Моше

(р. 1290)

р. Давид а-нагид р. Давид

сын сын

р. Даниэль

а-хасидРабби Моше? бен Маймо?н — Ра?МБаМ родился в 1138 году5, в Южной

Испании, в Кордове.

В христианских источниках известен под именем Маймони?д, в

арабских — как Абу Имран Муса бин Маймун ибн Абдалла альКуртуби,вдревне-русской литературе—Моисей Египетский.Ра?МБаМ—

аббревиатура Рабби Моше? бен Маймо?н.

5 В комментарии на Мишну — «Светоч», в конце раздела «Зраим» — «Посевы», РаМБаМ

сам указывает дату окончания комментария — 1479 год от начала исчисления документов (селевкидское летоисчисление), принятую тогда у восточных общин, а у йеменских евреев и по сей день. Там же Маймонид отмечает, что ему самому на тот момент

исполнилось 30 лет. В другом месте, в кодексе «Мишне Тора», в разделе «Швиит ве Йовель» — «Седьмой год и Юбилей», X, 4, Рабби Моше указывает год от начала исчисления документов — 1487, а также дату от сотворения мира — 4936 на тот момент. Принимая во внимание, что сегодня 5771 год от сотворения мира (2011 год), отнимаем 4936

от 5771 и получаем 835. Прибавив к 835 разницу в восемь лет между 1487, когда Маймониду было 38 лет, и 1479 — 30 лет, и еще 30 лет, получим 873. Отняв от 5771 число 873,

получаем дату — 4898 г. от сотворения мира, или 1138 год нашей эры. Эта дата вступает в противоречие с датой, указанной его внуком, Рабби Давидом: «Наш учитель Моше

(РаМБаМ) родился у Рабби Маймона 14-го нисана (март-апрель) 1446 года от начала

исчисления документов», — что соответствует 1135 году н. э. Точно указать дату рождения Маймонида на основании имеющихся данных не представляется возможным — в

литературе можно встретить и 1138, и 1135 гг. н. э. О хронологии биографии РаМБаМа

см. также Гавлин Ш. З., «О биографии РаМБаМа», Даат, 15 (лето 1985), с. 67—79.

ИСПАНИЯ

Памятник Маймониду в КордовеИспания 19

Упоминания об Испании («« — »??????аспа?мия») как о географическом месте известны уже из ранней еврейской религиозной

литературы,6 где этим словом–термином обозначалось самое удалённое место от земли Израиля, примерно один год пешим ходом.7

Первые поселения евреев в Испании и вообще в Европе появились во

времена римского принципата, по-видимому, до разрушения Второго

Храма в 69 году н. э. Селились они в основном на восточном побережье (Тортоса, Таррагона) и в римских административных центрах (Кордова, Мерида).8

Ко времени рождения Маймонида Испания была центром еврейской мысли, культуры и быта. Евреи жили во всех христианских государствах Пиренейского полуострова: Кастилии, Леоне, Арагоне, Португалии и Наварре.

О семье Маймонида, жившей в Кордове, мы знаем с его собственных слов: «Я — Моше?, сын Маймо?на-судьи, сына Йосе?фа-мудреца,

сына Ицха?ка-судьи, сына Йосе?фа-судьи, сына Овадии?-судьи, сына

Шломо?-раввина, сына Овадии?-судьи».9 Едва маленький Моше достиг

десятилетнего возраста, как над общиной Кордовы разразилось страшноенесчастье:городбылзавоёванАльмохадами—сектойфанатиков,10

и в Южной Испании — мусульманской Андалузии — с этого времени

не стало евреев, по крайней мере открыто признающих себя таковыми. Прежние центры еврейской жизни: столица Андалузии Кордова,

Севилья, Гранада и Лусена пришли в упадок, а их место занял главный

город королевства Кастилии, Толедо. Толедская община стала с этих

пор главенствующей, она насчитывала свыше 12000 членов. Среди толедских евреев было не только много зажиточных и образованных, но и

храбрых людей, умевших обращаться с оружием. При Альфонсе VIII

6 Вавилонский Талмуд, трактат «Бава Батра», гл. III, мишна 2; трактат «Йевамот», лист 63а.

7 Комментарий РаШИ (Рабби Шломо бен Ицхак, 1040—1105 гг., Южная Франция) на лист

38а, трактата «Бава Батра».

8

«Энциклопедия а-иврит», статья «Сфарад».

9 Комментарий на Мишну, в конце раздела «Зраим».

10 Основателем секты был Мухаммад ибн Тумарт, родом из северо-западной Африки.

Будучи реформатором, он проповедовал учение о возвращении Ислама к первоначальной форме, изложенной в Коране. В учении Мухаммада ибн-Тумарта использованы положения различных философских систем, популярных тогда на мусульманском

востоке. Его новизна состояла в популяризации учения на родном языке берберов, а не

на арабском — языке книг и проповедей. Он ратовал за простоту в образе жизни и

одежде, при этом крайне отрицательно относился к поэзии, музыке и искусству вообще, призывал к войне против альморавидских царей, противников его нововведений.

Ибн-Тумарт отвергал толкование стихов Корана в буквальном смысле, а именно: Бог

чувствует подобно человеку и действует сообразно своим чувствованиям. Он провозгласил, в свою очередь, безусловное единство Божье, без антропоморфных представлений (отсюда название секты «аль-мувахиддун» — «Те, кто устанавливают единство»,

т. е. единобожники). После его смерти в 1130 году его ученик Абд аль-Мумин (1101—

1156 гг., Северная Африка) принял на себя роль лидера Альмохадов и был признан

пастырем всех верующих — халифом. Постепенно он разрушил государство альморавидов в 1145 году и установил владычество над северной Африкой, вплоть до границ

с Египтом.20 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории

(1166—1214 гг.) способные евреи занимали высокое положение и находились на государственной службе.11

Столица Андалузии, Кордова, которая за трёхлетний промежуток

времени переменила восемь правителей, в июне 1148 года попала в

руки Альмохадов, и уже менее чем за год большая часть страны оказалась в их власти. Везде, где устанавливалась власть Альмохадов, они

пытались насадить своё учение с помощью насилия. Люди, не желавшие признавать его, преследовались вплоть до смертной казни. Так же

как у себя на родине, фанатики предложили евреям и христианам выбор между принятием ислама, эмиграцией или смертью.

В сложившейся ситуации многие африканские евреи были вынуждены принять ислам, однако лишь немногие сделали это искренне.

Большинство евреев совершило это только в целях сохранения жизни,

оставаясь в сердце приверженцами своей традиции.

Вместе с большей частью кордовской общины вынуждены были покинуть свой дом и Рабби Маймон с семьёй. По мнению Льва Африканского (1485 г., Геронда — 1554 г., Тунис), беженцы сначала поселились

в портовом городе Альмерия,12 который ранее был завоёван христианами, но затем в 1151 году попал в руки Альмохадов, поэтому оставаться в нем тоже было небезопасно. С этого времени семейство Маймона в течение нескольких лет вело скитальческую жизнь.13

11 Грец Г. «История евреев», Т. VII, с. 164—165.

12

«Энциклопедия а-иврит», статья «РаМБаМ» со ссылкой на Льва Африканского.

13 РаМБаМ сам упоминает об этом в конце комментария на Мишну.

КордоваИспания 21

В детстве Маймонид учился у раввинов, в том числе у своего отца,

Священному Писанию, Талмуду,14 основам математики. Арабские

учителя обучали его естественным наукам, медицине, астрономии и

философии. Он был знаком с сыном мусульманского астронома

Ибн-Афлаха,15 учился у одного из учеников Ибн-Баджи.16

Однако только лишь накопление обширных познаний не было главной целью РаМБаМа. Рабби Моше был в первую очередь человеком

глубоких убеждений. Он смотрел на жизнь не как на благоприятный

случай к получению различного рода привилегий, развлечений и наслаждений, а как на трудную задачу по самореализации образа и подобия Божьего, то есть по актуализации разумной части человеческой

души — познания.17

По Маймониду, познание — это акт единения субъекта познания, в

роли которого выступает человеческий разум, самого знания и объекта, на который направлено познание. В актуальном состоянии познания находится только Бог, суть Его бытия — это Его Познание. А человеку

дано лишь изредка «довольствоваться» этим состоянием после серьезных подготовительных занятий.

Остальные же четыре части души: 1) растительная — питание,

2) ощущающая — пять чувств, 3) представляющая — воображение,

4) побуждающая к действию — должны помогать реализовывать эту великую цель. Как указывает сам РаМБаМ, человек не в состоянии сфокусировать свой разум на постижении Высшего, Божественного, когда он

нездоров или не имеет жилища и пищи.18 Интересно, что он потому и

относился с сомнением к поэзии, так как она основана на фантазии,19

14 Талмуд — в переводе с иврита означает «законченное учение». Талмуд комментирует

Мишну и состоит из 63 трактатов. Работа над Талмудом велась как на территории Израиля, так и на территории Вавилона. В результате были созданы два монументальных труда — Иерусалимский и Вавилонский Талмуды. Вавилонский Талмуд создавался в период III — VI века н. э., Иерусалимский Талмуд — III—IV

Скачать:TXTPDF

. Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать бесплатно, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать онлайн