Скачать:TXTPDF
Мишне Тора. Маймонид. Учитель и целитель

воли Всевышнего, Рабби Моше бен Маймон не разделял причины на естественные и сверхъестественные:

…Однако известное среди людей высказывание…, будто пребывание человека в стоячем, сидячем или ином положениях зависит от воли

Бога, да возвысится Он, в определённом смысле верно. Подобно тому,

когда некто бросает в воздух камень, падающий впоследствии вниз,

мы говорим, что по воле Бога камень падает вниз — верное высказывание, ибо Всевышний пожелал, чтобы земля была в центре… Не потому,

что Бог пожелал в сию минуту — в момент перемещения этой земляной

глыбы, чтобы она двигалась вниз.

С данным утверждением не согласны «разговаривающие»,293

утверждающие, что воля Всевышнего в отношении чего-то постоянно

обновляется. А мы в это не верим, ибо воля изъявлялась в шесть дней

293 Последователи школы «Калам».Последние годы жизни РаМБаМа 149

творения, и все вещи постоянно следуют своей природе, как сказал

царь Шломо (Соломон): «Что было, то и будет…»,294 «…То, чему предстоит произойти, то и произойдёт…»,295 «…Нет ничего нового под

Солнцем».296 Поэтому мудрецы вынуждены были сказать, что всем чудесам, выходящим за рамки обычного…, предшествовала воля Всевышнего в шесть дней творения, которая в тот момент установила природу

вещей… А когда это произошло в соответствующее время, подумали,

что это случилось сейчас — а это не так…

(Сборник предисловий РаМБаМа к Мишне.

Восемь глав, гл. VIII, с. 251)

В этой связи Маймонид дистанцировался от мнения, будто использование подручных средств, например, лекарственных препаратов —

результат отсутствия упования на всемогущество Бога. Обсуждая необходимость посещения врачей в комментарии на мишну трактата «Псахим», IV, 10, он отмечает:

…Я бы не писал так подробно об этом, если бы я не услышал (и

мне также объяснили), что царь Шломо (Соломон) написал «Книгу исцелений». Когда человек заболевал тем или иным недугом, он обращался к этой книге и, соблюдая её предписания, выздоравливал. А

царь Хизкиягу, обнаружив, что больные полагаются во врачевании на

«Книгу исцелений», а не на Бога, тут же скрыл её. Не говоря уже о совершенной неправдоподобности этой истории, её приверженцы приписали Хизкиягу и его окружению невежество, которое подстать разве

что последним из толпы. Согласно их неправильным и глупым представлениям, быть может, мы скажем, что голодный человек, насытившись

хлебом…, перестаёт полагаться на Всевышнего? — О, глупцы! — Следует сказать этим людям. Так же как я благодарю Бога в час потребления пищи за то, что Он избавляет меня от голода и поддерживает моё

существование, так и принимая лекарство, я буду благодарить Его за

то, что Он дал мне средство исцелиться от болезни…

Труды по медицине

Под конец своего жизненного пути Рабби Моше бен Маймон создал несколько трудов по медицине. Все труды были написаны на арабском языке, за исключением одного небольшого произведения, названного автором «Книга терапии», написанного на иврите для своего

сына — Авраама.

Медицинские труды, равно как и другие произведения Маймонида,

отличаются рационализмом и практическими рекомендациями. РаМ-

294

«Коэлет» — «Екклесиаст», 1: 9.

295 Там же, 3: 15.

296 Там же, 1: 9.150 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории

БаМ ставит диагноз, проводит профилактику и лечение болезни скорее

на научных принципах и трезвом рассудке, нежели на догадках и предрассудках. Он осуждает все виды шарлатанства, включая амулеты, заклинания и веру в астрологическое воздействие на судьбу, допуская их

исключительно в качестве психологических средств по успокоению пациента и только тогда, когда речь идёт об экстренном случае, угрожающем жизни больного.297 Как и прочие, эти труды Маймонида отличаются

чёткостью, ясностью и краткостью. Он никогда не стыдится признать

свою неосведомлённость по конкретному вопросу, оставаясь искренним с пациентом и с самим собой.

Все медицинские сочинения РаМБаМа можно сгруппировать по

тематике на общемедицинские и специальные.

Общемедицинские

I. Афоризмы

Книга содержит около 1500 афоризмов, заимствованных у Галена.

Автор поделил трактат на 25 тематических глав, в которых рассматриваются вопросы по анатомии, физиологии, патологии, симптоматологии, диагностике. Особое внимание уделяется пульсу и его ритму,

моче, её цвету и составу, а также общей и специальной терапии: хирургии, гинекологии, лихорадке, включая венесекцию — курсу терапии

по лечению сердечной недостаточности путем разреза вены. Также

Маймонидом рассматриваются такие методы лечения как: очищение

кишечника, лечебный массаж, гимнастические упражнения, принятие

ванн, диета и лекарственные препараты.

Хотя данный труд и основан на работе Галена, тем не менее, по заявлению Маймонида, является откорректированным изданием его работы, дополненной ссылками на арабские авторитеты.

В 25 главе автор обращает внимание на более чем 40 противоречий и непоследовательностей в высказываниях Галена.

Например:

• В одном месте Гален даёт только три причины изменения пульса, а

в другом месте он упоминает четыре причины;

• В одном месте Гален говорит о том, что температура тела не изменяется с возрастом, тогда как в другом месте он говорит, что температура тела с возрастом понижается;

• В одном месте Гален утверждает, что верблюжье молоко является

самым полезным, а в другом — он ставит на первое место ослиное молоко;

• В одном месте утверждается, что молоко изобилует больше всего

жиром, тогда как в другом месте, что молоко изобилует больше

всего сывороткой.

297 Feldman W. M. «Maimonides as Physician and Scientist» in «Moses Maimonides» / Ed. by

rabbi dr. Epstein I., p. 119—120.Последние годы жизни РаМБаМа 151

Автор также указывает на то, что Гален противоречит сам себе относительно свойств сыворотки, усваивания свиного мяса, причин

эпилепсии и мигрени, а также на его неуспешную попытку классифицировать причины обморока, что лишает студентов возможности поставить диагноз и прописать курс лечения.

Интерес представляет также рассмотрение причин диабета, встречающегося, по мнению Галена, чаще на Востоке, чем на Западе.

Если Гален, указывает Маймонид, в своё время имел возможность

столкнуться только с двумя случаями, то автор столкнулся с 23 случаями, из которых 20 — у мужчин и 3 — у женщин. По РаМБаМу, ответ

на причину заболевания таится не в географическом факторе, а,

скорее, в этнических особенностях, так как Гален особо не сталкивался с пациентами-евреями.298

II. Здоровый образ жизни

Трактат был написан примерно в 1198 году для личного пользования

султана аль-Афдала. Последний был весьма распущен в поведении и

нравах и страдал меланхолией. Книга состоит из четырех частей, в которых обсуждаются следующие темы: клинический случай султана,

взаимодействие между разумом и телом, общая гигиена, диета, психотерапия, а также способы оказания первой помощи при отсутствии

компетентного врача.

Как пример влияния разума на тело, автор иллюстрирует изменения во внешности и пульсе в результате сильных потрясений. Здоровый

человек в случае негативных новостей становится бледным, у него появляется дрожь, учащается пульс, глаза впадают в орбиты, аппетит пропадает, а тело становится холодным: кровь покидает поверхностные ткани

организма, сосредотачиваясь на жизненно важном — внутренних органах человека. У человека же с ослабленным физическим здоровьем

в случае положительных новостей можно наблюдать обратный эффект. Психика человека также подвержена влиянию со стороны тела:

физически больной человек испытывает депрессию, тогда как физически здоровый человек счастлив и жизнерадостен. Таким образом, психологический комфорт не только устраняет причины волнения и тревоги, но и причины заболеваний тела.

III. Трактат по объяснению несчастных случаев

Трактат был составлен на рубеже 1200 года также для султана альАфдала. 22 главы сочинения посвящены восхвалению предыдущего

трактата о здоровом образе жизни.

298 Feldman W. M. «Maimonides as Physician and Scientist» in «Moses Maimonides» / Ed. by

rabbi dr. Epstein I., р. 110—111.152 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории

IV. Книга терапии

Книга была написана на иврите для своего сына, Авраама. Эта

книга не рассматривает терапию вообще, а представляет собой небольшой реферат по гигиене. Книга состоит из вступления и 50 небольших параграфов.

Специальные

I. Книга о ядах

РаМБаМ составил её в 1199 году в ответ на просьбу Кади альФадила, чтобы предотвратить нависшую над Египтом опасность от змеиных укусов. Книга состоит из двух частей.

Первая часть касается укусов змей, насекомых, различных животных, включая бешеных собак. В первой части даётся описание симптомов попадания яда в кровь при укусе и необходимый курс лечения в

случаях, когда животное известно и если не известно. Предложенный

Маймонидом курс лечения вполне может быть использован и сегодня в

отсутствие квалифицированной врачебной помощи:

• Плотно натянуть вокруг раны что-нибудь для того, чтобы не дать распространиться яду по всему телу через кровь.

Увеличить рану при помощи надреза, чтобы обеспечить свободный

отток отравленной крови.

Отсосать из ранки кровь, если рот не повреждён или посредством

сухих банок. Если отсос был осуществлён при помощи рта, то необходимо промыть рот маслом или смесью из масла и вина, а затем принять слабое рвотное средство и сильное противоядие.

Прижечь рану, чтобы нейтрализовать яд.

Закрыть рану и перевязать. Если поражение наступило от укуса бешеной собаки — необходимо оставить рану для стока крови в течение 40 дней, так как инкубационный период при бешенстве длится

долгий срок. Рабби Моше описывает случай с мальчиком, к лечению которого приступили слишком поздно. После непродолжительного улучшения он внезапно заболел и умер. Как указывает РаМБаМ, все усилия должны быть предприняты только до появления симптомов водобоязни: по словам автора, в его практике ни один из

пациентов не выжил после появления гидрофобии.

Общий уход по устранению у пациента шокового состояния.

В случае попадания яда в рот Маймонид прописывает слабительные и противоядия, процесс приготовления которых и дозировку для

различных возрастов он также указывает в трактате.

Вторая часть касается других ядовитых веществ, попадающих в организм через ротовое отверстие. Среди них: химические элементы

(медь, свинец), растения, грибы, а также особое внимание уделяетсяПоследние годы жизни РаМБаМа 153

симптомам отравления шпанскими мушками (стимулятор потенции)

и белладонной.299

II. Трактат об интимных отношениях

Трактат, состоящий из 19 глав, был посвящен внуку Саладина. В труде рассматриваются психологические аспекты полового акта и различные типы сексуальных темпераментов. В трактате подчёркивается

польза умеренного полового поведения, и таящаяся в чрезмерном использовании афродизиаков или шпанских мушек опасность. Тема

сексуального поведения затрагивается также в Книге терапии, а также

в разделах «Деот» и «Исурей биа» кодекса «Мишне Тора».

По РаМБаМу, семенная жидкостьисточник жизни человеческого

тела и сияния глаз. Чрезмерная растрата «эликсира жизни» приводит к

преждевременному увяданию организма, которому предшествуют такие физиологические процессы как: выпадение волос на голове, потускнение глаз, появление неприятного запаха изо рта и под мышками, выпадение зубов. Кроме того, Маймонид, ссылаясь на компетентных врачей, утверждает, что из тысячи людей лишь один умирает от болезни, а

все остальные от чрезмерности в интимных отношениях. Однако полное

воздержание, считает Рабби Моше, также негативно влияет на здравость

рассудка. Поэтому когда человек чувствует, что его тело крепкое и здоровое и при этом он часто страдает от произвольной эрекции, ему следует вступать в половую связь. Более того, при ощущении тяжести в тазобедренной области — интимные отношения просто необходимы для

восстановления физиологического и психологического баланса.300

III. Трактат об астме

Вобрав в себя 13 глав, трактат был составлен в 1190 году. Главы труда посвящены диете и климату, оптимальным для астматиков.

IV. Трактат о геморрое

Трактат состоит из семими глав, в которых автор не только ссылается

на арабские медицинские авторитеты, но и широко освещает свой собственный опыт, прописывая оригинальные способы лечения. Главными

причинами плохого пищеварения Маймонид считает качество и ингредиенты

Скачать:TXTPDF

. Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать бесплатно, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать онлайн