Скачать:TXTPDF
Мишне Тора. Маймонид. Учитель и целитель

пищи, её избыток, очередность блюд при потреблении. Старая, сильно солёная и копчёная пища очень вредны, поэтому следует отказаться от

таких тяжёлых продуктов как: мясо, особенно копчёное и мясо старых животных, крупных рыб, старый сыр, грибы, трюфели, а также любая пища с

неприятным запахом и вкусом — всё это является ядом для организма. По

РаМБаМу, есть и пить нужно только испытывая голод и жажду, а в процес-

299 Feldman W. M. «Maimonides as Physician and Scientist» in «Moses Maimonides» / Ed. by

rabbi dr. Epstein I., p. 113—114.

300 Кодекс «Мишне Тора», книга «Мада», раздел «Деот», IV, 19.154 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории

се потребления еды важно соблюдать раздельное питание, идя от более

легкого к более тяжёлому виду пищи. Как указывает Рабби Моше, не следует наедаться до конца: уход из застолья должен сопровождаться небольшим чувством голода. После потребления пищи нежелательно гулять

и работать, так как это может привести к серьезным заболеваниям, однако до приёма пищи физический труд приветствуется, так как способствует пищеварению. Показатель правильного питания — стул, который у здорового человека должен быть ближе в сторону жидкого.

Маймонид осуждает оперативное вмешательство, которое не

устраняет причину заболевания, а лишь симптом. Операция должна

применяться только в крайних случаях. В ординарном случае следует

применять диету, различные масла и жиры. В случае тромбоза он рекомендует надрезать вену, но только в присутствии врача, а если пациент

стар, то применить банки в поясничном отделе.301

V. Объяснение названий лекарств

Трактат содержит около 2000 наименований лекарств на арабском языке с краткой аннотацией к перечню.

Подведение итогов

Существуют ещё несколько книг, приписываемых Маймониду, однако их авторство остаётся под сомнением.

Читатель уже начал распознавать «почерк» Маймонида: везде там,

где он имел отличный от предыдущих авторитетов опыт, он смело брался за перо, чтобы подкорректировать его. Сам Рабби Моше говорит во

многих местах своих трудов,302 что мудрец всегда должен руководствоваться истиной, а не тем авторитетом, от которого она исходит, ибо от

того, что какое-либо соображение высказал авторитетный человек, истина не становится более значимой. Уместно отметить, что РаМБаМ,

хотя и критиковал Галена, в медицинской практике все же следовал

ему, считая последнего большим знатоком. Но в качестве выдающегося мыслителя Маймонид совершенно игнорировал коллегу. В 25 главе

Афоризмов РаМБаМ пишет следующее:

…Несомненно, Гален был сведущим в математике, изучал логику и

труды Аристотеля по физике и Теологии, однако он не достиг совершенства в этих предметах. Весь свой интеллект и проницательность он

направил на медицину, и в результате он плохо вник в вещи, мнения о

которых среди специалистов неоднозначны. Таким образом он опроверг Аристотеля в логике…

301 Feldman W. M. «Maimonides as Physician and Scientist», in «Moses Maimonides» / Ed. by

rabbi dr. Epstein I., p. 114—115.

302 См. предисловие к комментарию на Мишну.Последние годы жизни РаМБаМа 155

Поэтому я (Рабби Моше) посчитал уместным привести здесь его

слова… и опровергнуть его, хотя это не является настоящим опровержением того, кто совершает такую гнусность, так как Моше Рабейну

не является для него тем, кем он является для нас, последователей Божественного закона. Однако я хочу объяснить в моём опровержении,

что незнание, в котором он обвиняет Моше Рабейну, на самом деле к

последнему не относится, а относится к самому Галену…

(Цитата по: The relationship of Maimonides to his non-jewish

predecessors. An alphabetical survey by Dienstag J. I., p. 38)

Далее Маймонид цитирует Галена,303 который, обсуждая причину

появления бровей и ресниц, берётся обсуждать общие вопросы сотворения мира:

Отличие между верой Моисея и нашей верой, верой Платона и

других греков, заключается в том, что Моисей утверждает, что достаточно желания Бога, чтобы придать форму материи незамедлительно, например, если Он желает сотворить лошадь из пыли, Он может это сделать. Мы (Гален) этого не принимаем. Мы утверждаем, что существуют

вещи, невозможные сами по себе, появления которых Бог никогда не

пожелает. Он желает появления только возможных вещей, а среди возможных выбирает только наиболее оптимальные и адекватные. Таким

образом оптимально, чтобы ресницы и брови оставались той же длины

и в том же количестве. Мы не говорим, что… они появились сразу такими, какими их пожелал Бог… Если бы Он не внедрил корни ресниц в

плотное тело (веко), они бы не смогли бы оставаться прямыми и упругими, несмотря на все Его предпочтения…

(Там же)

Возражая ему, Маймонид в трактате «Путеводитель заблудших» указывает на принципиальную разницу между априорным бытием Творца

и апостериорным человеческого индивидуума:

Существует ощутимое отличие между знанием производителя

относительно того, что он произвёл, и знанием постороннего относительно произведённого другим, а именно: какая-либо произведённая вещь, если была осуществлена в соответствии с замыслом производителя — тогда… то, что он произвёл — суть результат его замысла.

Однако посторонний, если понаблюдает за произведенной вещью…,

то его знание суть следствие произведенного…

Такое же положение во всём сущем…, то есть мы знаем то, что

знаем, из наблюдения за сущим…, однако Он — не таков, то есть Он не

знает о вещах от них самих…, но эти самые вещи суть следствие Его

знания, которое предшествовало им и которое создало их такими,

какие они есть

(Трактат «Путеводитель заблудших», III, 21, с. 320—321)

303 «De Usu Partium», книга XI.В последние дни перед своей смертью РаМБаМ напряжённо работал, однако эта работа была связана не с религиозной деятельностью,

а с профессиональной — в качестве врача. О подробностях режима

дня Маймонида нам известно из его письма к Рабби Шмуэлю ибн Тибону, переводчику трактата «Путеводитель заблудших» с арабского на

иврит. Автор послания, написанного в 1199 году, отговаривает адресат

ехать к нему в Египет по причинам неимения времени и упадка сил:

Творец мира знает, как я написал тебе это письмо. Я избегаю людей, прячусь, чтобы меня не обнаружили, иногда я прислоняюсь к стене, а иногда я пишу, не вставая с постели из-за слабости тела, так как я

очень слаб силами и стар…

(Сборник писем РаМБаМа. Т. II, письмо № 35)

Свой режим дня Рабби Моше иллюстрирует следующим образом:

Я живу в Фостате, а правитель в Каире. Между нами примерно

2 субботних предела.304 У правителя моя служба проходит весьма тягостно: неизбежно для меня посещение правителя утром каждого дня,

и если он или кто-то из его детей, или кто-то из его наложниц заболевают, я не вправе покинуть Каир — почти весь день я в доме правителя.

Каждый день я также должен навещать его министров, один или два из

которых обязательно болеют… В общем, каждый день я должен посещать Каир рано утром, и даже когда там нет ничего серьезного, я не

возвращаюсь домой раньше полудня. Не успев добраться до дома, изрядно проголодавшись, я застаю у себя дома приёмную, полную людьми, как важными, так и простыми, судьями и охранниками правопорядка…, ожидающими моего приезда. Слезаю с коня, умываю руки и

выхожу к ним, чтобы попросить подождать их немного, пока я отведаю

чего-нибудь лёгкого… Выхожу лечить их, выписывать рецепты, пока не

покинет последний пациент приёмную, что порой затягивается до самой ночи, а иногда и до двух часов по полуночи. …Я падаю от усталости

навзничь и не могу говорить. …Никто из общины не может попасть ко

мне, кроме субботнего дня, когда после молитвы они все приходят. В

этот день я обычно даю указания, что делать в течение всей недели, затем до обеда они немного занимаются и уходят, а некоторые из них

возвращаются, чтобы позаниматься повторно до вечерней молитвы. Так

протекают мои дни…

(Там же, с. 550—551)

В другом, видимо последнем, письме к люнельской общине (южная Франция), написанном в 1200 году, автор также говорит о своей за-

304 Около двух километров.

УХОД ВЕЛИКОГО МУДРЕЦАУход Великого Мудреца 157

нятости, старости своего тела, и также, предчувствуя вероятно свою

скорую кончину, обращается к общине с прощальным завещанием:

Вы, знающие и крепкие сердцем люди! Я хочу поделиться с вами

тем, что в наше трудное время не осталось людей, чтобы поднять знамя

Моше Рабейну…, разве только среди вас и жителей городов, находящихся вокруг вас, потому что вы, насколько мне известно, создаёте

дома для учения… А во всех сих местах Тора исчезла с уст сыновей:

большинство стран умирают, некоторые агонизируют и примерно 3-4

места больны невежеством. В Земле Израиля и во всей Сирии вместе

взятых… есть лишь несколько мудрецов, посвящающих себя Торе, да и

те не полностью ей отдаются. Во всём Вавилоне — 2—3 крупинки, в городах Йемена и Аравии очень мало людей занимаются Талмудом, но

даже они понимают в нём немного… И хотя нашлись среди них состоятельные добровольцы, которые направили к нам посыльных, чтобы

приобрести несколько экземпляров Мишне Тора…, тем не менее, это

относится к странам до Индии. Евреи же Индии не знают Писания, у

них отсутствует связь с религией, кроме того что они не работают в субботу и делают обрезание на восьмой день. …Что касается западных

городов,305 то нам известно, что за наши грехи там приключилось.

Остаётся только одна надежда — это вы, братья, спасители наши,

305 По-видимому, речь идёт о южной Испании.

Могила Маймонида в Тверии, Израиль158 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории

крепитесь…, старайтесь быть доблестными мужами, потому что от вас

зависит «казнить или миловать»…

(Сборник писем РаМБаМа. Т. II, письмо № 36, с. 558—559).

Рабби Моше умер 20-го тевета (декабрь–янваь) 4965 года от сотворения мира (1204 г. н. э.). Во многих местах в память о нём установили

пост. Историограф аль-Кифти указывает на то, что Великий Мудрец был

захоронен в Израиле, в городе Тверия.306 Маймониду самому когда-то

был задан вопрос о том, можно ли исполнить повеление умершего человека и привезти его останки в страну Израиля после временного захоронения на чужбине. На что он ответил: «То, что было сделано — весьма правильно, ибо так поступали Великие учителя Израиля».307

Более подробно о мировоззрении Маймонида мы расскажем во

второй книге.

306

«Энциклопедия «а-Иврит» статья «РаМБаМ» со ссылкой на аль-Кифти.

307 Сборник писем РаМБаМа. Т. II, письмо № 39, с. 578—579.КНИГА ВТОРАЯ

Философские и

политические воззрения

РаМБаМа

(опыт интерпретации)Титульный лист печатного издания

трактата «Путеводитель заблудших»ВВЕДЕНИЕ

Насущность трактата

«Путеводитель заблудших»

Священное Писание (Тора) со дня Дарования (Синайское Откровение) постоянно по-разному осмысливается и интерпретируется («…это

тяжёлое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в

нём…» — книга «Коэлет» — «Экклезиаст», 1: 13): чуть не каждый из нас

стремится найти в ней что-то своё. Однако существует ли предел вольной человеческой мысли, после которого комментарий переходит некую грань и перестает быть таковым, превращаясь в фантазию или, в

конфессиальной терминологии, — в ересь? Этот терминересь»)

чаще всего определяет учение, выбранное «отличия ради» от других, и

которое порой, претендуя на якобы принципиальную новизну, привносит окрас чего-то противоестественного, а подчас недопустимого и

даже тлетворного. Тем не менее попутно отметим, что существительное «ересь» происходит от греческого «hairesis» — «выбор». Такое понимание термина подчеркивает подлинную и актуальную новизну приватных взглядов, опережающих своё время, ещё не общепризнанных.

Именно в таком ключе, с альтернативной точки зрения и будет сделана

данная попытка осветить позицию Маймонида, её отличие от иных подходов к трактовке Писания (Торы).308

Традиционно Тора рассматривается сквозь призму

Скачать:TXTPDF

. Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать бесплатно, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать онлайн