Скачать:TXTPDF
Мишне Тора. Маймонид. Учитель и целитель

законов и правил, установленных Создателем и Властелином мира. Опираясь на

этимологию слова «Тора?» — « »????от «« — »?????гораа?» — «указание»,

комментарий Рабби Шломо бен Ицхак — РаШИ (1040—1105 гг., Южная

Франция) на книгу «Берешит» — «Бытие», 1: 1, цитирует следующий мидраш:

Сказал Рабби Ицхак: «Не следовало начинать Тору со слов “Вначале сотворил Бог…”, а следовало начать Тору со слов “Этот месяц

вам…”, потому что это первая заповедь, которую евреям было заповедано выполнять. С какой целью начал со слов “Вначале…?” С целью

демонстрации “Силы дел рук Своих…309”».

Маймонид считал, что Писание, кроме законодательной составляющей, содержит в себе также некую эзотерическую «начинку», завуалировано повествующую об устройстве мироздания и взаимодействии различных его структур. О внутреннем содержании текста Торы

свидетельствуют многочисленные высказывания мудрецов и пророков, сохранившиеся в еврейской религиозной литературе в виде намёков:

308 См. Заключение.

309

«Теилим» — «Псалмы», 111: 6.162 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа

Знай, что многие из этих знаний, касающихся сути этих вещей,310 исчезли в общине нашего народа с течением времени и под гнётом невежественных народов, а также из-за того, что эти знания не были даны

всем людям… Даже Устная Тора не записывалась из-за известного в

народе повеления: «Слова, которые Я передал тебе устно, нельзя тебе

записывать».311 Это повеление 312 в отношении Торы было предельно

мудрым, потому что оно предотвращало то, что произошло с ней впоследствии, а именно: множественность мнений, разнообразие подходов, неясных оборотов… И вследствие этого появились разногласия

среди людей, разделившихся на группы — запутавшихся в том, как им

поступать на практике…

И если относительно практических законов опасались доступности для всех благодаря записи в книге…, то уж тем более касается это

записи и публикации тайных аспектов Торы. Эти знания передавались

от одного избранного к другому…, как сказано: «Не передают тайные

аспекты Торы, разве что советнику, умудрённому в неслышимом

…».313

И это послужило причиной отсутствия в народе сих великих основ,

которые разбросаны в виде намёков и редких замечаний в Талмуде и

мидрашах; эти крупицы так упрятаны в кожуре, что те люди, которые

ими занимались, возомнили отсутствие под этой кожурой какой-либо

глубинной сути…

(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. I, гл. 71, с. 120—121)

Эти крупицы мудрости и предстояло отыскать в Торе, собрать и упорядочить в виде религиозно-философской модели современного Маймониду (т. е. средневекового) мировоззрения: Рабби Моше был убеждён, что тайное знание может быть реставрировано в первозданном

виде с помощью разработанного на тот момент интеллектуальнометодологического «инструментария». И таковым, по мнению Маймонида, является то, что на научном жаргоне именуется метафизикой:

Божественная наука314 подразделяется на две части.

Первая из них занимается изучением нематериального бытия — всё

то, что касается Бога, а также ангелов, которые, согласно их (философам) представлениям, не являются телами, поэтому их называют отдельными разумами — этим хотят сказать, что они отделены от материи.

310 Тайных аспектов Торы.

311 Вавилонский Талмуд, трактат «Гитин», 60б.

312 Повеление, которое было направлено на закрытость учения для узкого круга людей,

обеспечивавшее сохранение её законов и постановлений.

313 Вавилонский Талмуд, трактат «Хагига», 13а.

314 Теология.Введение 163

Вторая часть Божественной науки занимается изучением очень далёких причин, коими не занимаются остальные науки. Эта Божественная наука иначе именуется метафизикой…

(РаМБаМ. Трактат «Об искусстве логики», гл. XIV, с. 107—108)

Намёки на занятия Теологией, то есть на возможность исследования Божественного бытия, содержатся, по мнению Маймонида, в самом Священном Писании. Уже во фразе из книги «Шмот» — «Исход»,

20: 2: «Я — Бог, Господь твой…», — РаМБаМ усматривает не только констатацию факта существования Божества как обоснования священной незыблемости правовых норм, как это традиционно было принято

понимать,315 но и повеление к определённой деятельности — к постижению Высшего.

Поэтому в Книге Заповедей в качестве основополагающей заповеди Рабби Моше приводит «повеление верить, что есть Бог» — «?????? ??????

( »????т. е. веровать — размышляя!). Учитывая разъяснение в философском трактате «Путеводитель заблудших», I, 50, где сказано, что вера

315 См. комментарий РаМБаНа на первую заповедь «Сефер а-Мицвот» — «Книги Заповедей». Рабби Моше бен Нахман — РаМБаН (1194, Герона — 1270, Акко), возражая комментарию Маймонида на стих, цитирует мидраш, аналогичный по своему содержанию РаШИ:

«Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим», — зачем сказана фраза,

которая, на первый взгляд, дублирует предыдущую фразу: «Я — Бог, Господь твой…»?

Потому что Он говорит: «Я — Бог, Господь твой…».

Пример с царём, который пришёл в страну. Обратились к нему его подданные:

«Приказывай нам». Ответил им царь: «Когда примут мою власть, тогда буду приказывать; ведь если власть мою не принимают, как мои приказы будут выполнять?» Так сказал

Творец народу Израиля: «Я — Бог, Господь твой…»; и: «Да не будет у тебя других богов

перед лицом Моим». Обратился Создатель со следующим вопросом к евреям: «Я —

Тот, чью власть вы приняли в Египте?» Ответили евреи: «Да». Создатель: «Так же как вы

приняли Мою власть — теперь принимайте Мои приказы: Да не будет у тебя…».

(Комментарий РаМБаНа на «Сефер а-Мицвот», заповедь первая, с. 3)

Безусловно, Маймонид согласится с Нахманидом, что без принятия Божественной юрисдикции о повелениях не может быть и речи. Возможно, РаМБаМ считал, что

принятие власти Небес содержится в акте творения: вера в Бога естественна для каждого индивидуума в большей или меньшей степени (как отмечал древнегреческий

философ, биограф и моралист Плутарх: «…Мы не найдем на земле ни одного места

поселения людей, где не было бы святилища»).

В отличие от Рабби Моше бен Нахмана, Рабби Моше бен Маймон накладывает

дополнительные требования к достигшему, так сказать, философской зрелости на тот

момент человечеству — принять власть Бога, — но Бога, сущность Которого трансцендентна и не поддаётся языковой передаче. Поэтому, обсуждая веру во Всевышнего,

Маймонид берёт за основу тетраграмматон — «« — »?-?-?-?Йуд — Хей — Вав — Хей» —

имя, лишённое какой-либо многозначности и функциональности (см. в конце подраздела «Негативная Теология»).

Попутно надо сказать, что более поздний раввин и еврейский кабалист — Рабби

Моше? Кордоверо — РаМаК (1522, Испания — 1570, Цфат, Святая Земля), в своих трудах

отмечал, что благодаря усилиям рационалистической философии по отрицанию телесности Бога, была подготовлена почва для дальнейшего успеха каббалы и её учения

о «сфирот», устанавливающего связь между трансцендентным Богом и системой мироздания.164 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа

это уверенность, обретаемая путём доказательства, т. е. — знание,316

РаМБаМ определил свои сверх-задачи в Путеводителе:

Первая цель, преследуемая в трактате, разъяснение слов, употребляемых в пророческих книгах. Среди этих слов — многозначные слова, которые были восприняты неразумными согласно одному из нескольких значений, в которых данное слово употребляется в речи. Среди них — метафоры, которые также были восприняты согласно первичному значению, от которого данная метафора образовалась. Среди

них — сомнительные слова, которые иногда можно воспринять как однозначные, а иногда как многозначные…

Другая цель — разъяснение таинственных иносказаний, присутствующих в пророческих книгах, и о которых явно не сказано, что это — иносказание

(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», Введение, с. 5—6)

Метод

Одно из назначений трактата «Путеводитель заблудших» — раскрыть

эзотерические смыслы Торы, таящиеся в ней между строк. Данная

цель, однако, не умаляет наличие и важность иных, более очевидных

смысловых пластов, гармонично сосуществующих в Священном Писании, обращённом в первую очередь, по мнению Рабби Моше бен

Маймона — к массовому читателю:

Тебе также следует знать, что Тора не обращает внимания на индивида, а её повеления нацелены не на меньшинство. Каждая её идея,

качество или действие, достижение которых желательно, направлены

на большинство, поэтому не обращают внимания на единичность происходящего или на вред, возможный для отдельного индивида вследствие данного установления…, так как, если бы предписания были нацелены на единицы, наступил бы вред для многих…

(Там же, ч. III, гл. 34, с. 352—353)

Содержание Торы максимально адаптировано к восприятию массового читателя. По мнению Рабби Моше, метод, используемый в Торе,

позволяет создать начальные, необходимые представления о Божественной сущности у тех, кто по каким-либо внешним или внутренним

причинам не имел, не имеет и не будет никогда иметь возможности

углубляться в её текст в должной мере:

Тебе известно высказывание мудрецов, включающее все разновидности комментариев, касающиеся этой области. Сказано: «Тора

316

»????? ??????? ???? ???? ?????? ????«Введение 165

обращается к людям на доступном им языке»,317 — что означает: всё,

что все люди могут понять и постичь сразу, при первом взгляде,318 следует приписывать Богу, да вознесётся Он. В этой связи Его описали посредством выражений, указывающих на телесность, чтобы указать на

то, что Он есть, да вознесётся Он, ведь люди при поверхностном взгляде

воспринимают существование исключительно тела. А то, что не является телом и не присутствует в теле, для них не существует.

Аналогично этому всё, что является совершенным для нас, приписывается Ему, да вознесётся Он, чтобы указать на Его совершенство во

всех аспектах совершенства, а несовершенство никоим образом не

соотносится с Ним. Таким образом, всё то, что воспринимается людьми как недостаток или нехватка, не применимо к Нему. …И нет разницы, описывать ли Его, да вознесётся Он, посредством еды и питья319 или

посредством движения.320 Но, согласно языку людей, то есть человеческому воображению, еда и питьё являются недостатком применительно к Богу, а движение таковым не является…

…Это и является причиной, как мы объяснили, что «Тора обращается к людям на доступном им языке» — она создана так, чтобы её читали

и изучали дети, женщины и остальные люди, которые не в силах понять

истинную глубину эзотерических вещей, какова она на самом

деле…

(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. I, гл. 26, 33, с. 40, 49)

Назначение же трактата «Путеводитель заблудших» и иных подобных

произведений — раскрыть сокровенный смысл, привлекая для этой

цели философский аппарат, и, следовательно, предполагает иную,

более узкую, аудиторию, а также иной способ изложения материала.

Таким образом, трактат «Путеводитель заблудших» представляет собой

весьма сложное произведение, предполагающее наличие у изучающего как значительного объёма знаний из области философских дисциплин, Устной и Письменной Торы, так и виртуозное владение навыком дешифровки: анализируя какую-либо тему в философском произведении, РаМБаМ цитирует Писание, призывая читателя обратить внимание на лексическую особенность стиха, оставляя «за кадром» содержание, раскрыть которое всегда является задачей самого читателя.

Изучающему также необходимо вникать в контекст высказывания тех

или иных слов: на страницах философского произведения порой излагаются противоречивые точки зрения, затрудняющие поиск истинной

концепции, которой придерживается РаМБаМ по тому или иному вопросу. Временами у читателя трактата может возникнуть ложное ощу-

317 Вавилонский Талмуд, трактаты: «Брахот», 31б, «Бава Меция», 31б, «Гитин», 41б.

318 Согласно априорным всеобщим суждениям (перевод. — Шмуэль ибн Тибон).

319 То есть как несовершенство.

320 Совершенство! И те, и другие указывают на тело, а значит как любое тело, оно делится

на части, следовательно, мы не можем говорить о Боге как о Первопричине, так как

Ему предшествует соединение этих частей.166 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа

щение, что Рабби Моше, легко манипулируя исследуемой темой, не

устраняет, а напротив, порождает новую почву для заблуждений и сомнений.

Надо сказать, что недоразумения, недопонимание у людей возникают чаще всего по причине скудости информационно-смыслового

обмена — коммуникации (в

Скачать:TXTPDF

. Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать бесплатно, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать онлайн