данном случае — с текстом). Автор в попытке донести до внимания аудитории ту или иную идею не всегда задумывается (а порой это делается намеренно) над тем, в какой форме данная идея предлагается вниманию слушателей. Возможно, тема,
в которую временно погружается участник дискуссии, сложна и требует предисловий и дополнительных разъяснений. Может быть и так, что
средства, с помощью которых осуществляется попытка донести смысл
обсуждаемого, вульгарны или, напротив, чрезмерно утончены. Бывает и
так, что автор, обращаясь к определённой части аудитории, намеренно её мистифицирует, опуская важные для понимания всей глубины
темы предпосылки:
Причиной существующих в какой-либо книге или сочинении противоречий321 и противоположностей322 может быть одна из семи причин:
Первая причина заключается в том, что составитель книги собрал
воедино высказывания нескольких людей — авторов различных точек
зрения, позабыв указать авторство каждого высказывания…
Вторая причина — в процессе написания автор данной книги
имел определённое мнение, а затем изменил его, сохранив в ней как
ранние, так и поздние суждения.
Третья причина — не все высказывания имеют только явный смысл:
некоторые имеют явный смысл, некоторые — иносказательный; или же
два внешне противоречащих друг другу суждения, — суть иносказания…
Четвёртая причина — существует определённое условие, которое
не было упомянуто в явном виде в соответствующем месте по той или
иной причине; или же две обсуждаемые темы различны — но при этом
одна из них не была разъяснена в соответствующем месте…
Пятая причина — педагогическая необходимость.323 Например, когда нечто сложное и глубокое для понимания приводится в качестве по-
321 Контрадикторные высказывания. Такие высказывания не могут быть одновременно истинными или ложными, но одно из них обязательно истинно или ложно. Например, все
люди — живые существа; некоторые люди не являются живыми существами. Если первое высказывание истинно, то второе ложно.
322 Контрарные высказывания. Такие высказывания могут быть одновременно ложными, но
не могут быть одновременно истинными, поэтому из истинности одного из них можно
сделать заключение о ложности другого. Например, все люди — живые существа; ни
один из людей не является живым существом.
323 Пять причин, которые препятствуют началу занятий на Божественные темы и по которым
запрещают обращать внимание на то, на что следует обращать внимание, и представлять сие взору широкой публики:
1. Трудность самого предмета, его деликатность и глубина…Введение 167
сылки для разъяснения простого…, то преподавателю не должно углубляться в разъяснения того первого…, но оставить его восприятию слушателя до тех пор, пока не прояснится то, что он намерен разъяснить в
данный момент — и лишь затем сосредоточиться на прояснении сущности того глубокого…
Шестая причина — латентность324 противоречия, прояснение которого возможно разве что лишь после многочисленных предварительных посылок…
Седьмая причина — ситуация при изложении чрезвычайно глубоких
истин, одни из которых необходимо скрывать, другие — раскрывать.
Иногда необходимость вынуждает развивать тему в отношении чего-то
конкретного согласно определённой посылке, а в другом месте необходимо развивать тему согласно посылке, противоречащей первой. И
важно полностью скрыть от массового читателя ощущение противоречивости…
А то, что может быть обнаружено противоречивым в сём трактате, относится к пятой или седьмой причинам — знай это…
(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших»,
предисловие, с. 13—15)
Историческая панорама
В период XI—XII вв. происходит смещение с философской арены
мусульманских «досократиков» — мутакаллимов, оказавших в период
своего расцвета значительное влияние и на еврейскую философию.
Арабская школа «Калам» какое-то время существовала параллельно
со сменившим её и логически более совершенным перипатетизмом.
Тотальное увлечение аристотелизмом, порождённое усилиями арабских и еврейских переводчиков, осуществивших переводы трудов Стагирита с греческого на арабский, поставило заново массу казалось бы
2. Ограниченность разума людей в их начальном состоянии, ибо человеку не даётся
конечное совершенство с самого начала: это совершенство присутствует в потенциальном состоянии… И не следует с необходимостью, что всякий человек, обладающий чем-то в потенциале, непременно реализует это. Возможно, он так и
останется несовершенным — либо по причине внешних ил внутренних препятствий, либо вследствие недостаточной подготовки…
3. Длительность подготовки… Прежде всего в логическом искусстве, затем в подготавливающих науках по их порядку, затем — в науках о природе, а после этого — в
Божественных науках…
4. Природная готовность. А именно, как уже было разъяснено, и, более того, доказано, что лишь совершенные качества ведут к совершенству разума…
5. Поглощённость в занятия по удовлетворению телесных нужд… Даже если у совершенного человека, как уже было упомянуто, увеличатся заботы в отношении телесных нужд…, его умозрительные устремления ослабнут и угаснут…
(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших». Ч. I, гл. 34, с. 50—54).
324 Латентный происходит от лат. latens — скрытый, внешне не проявляющийся.168 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа
давно решённых мутакаллимами
вопросов о соотношении религии и
философии. Аристотелизм если и
не сумел полностью заглушить интеллектуальные искания мутакаллимов, вполне сравнимые со свободным периодом античного философствования (досократическим),
то всё же во многом сумел дать
свои однозначные ответы на те вопросы, которые были предметом
споров в каламе, определив тем
самым для последующих школ
арабской философии непререкаемые образцы мудрости.325
В 71-й главе первой части трактата «Путеводитель заблудших» Маймонид отмечает, что и до него были
попытки дать ответы на вопросы о соотношении философского и религиозного мировосприятий, уходящие корнями в начало распространения философской мысли в мусульманском мире и ранее, на момент зарождения христианства. По мнению РаМБаМа, методы предшественников уже не удовлетворяли современным потребностям и
весьма устарели:
…Первым в исламе, кто открыл этот путь,326 была некая секта —
«Мутазила»…,327 а спустя некоторое время после этого в исламе образовалась другая секта с другими взглядами — «Ашариа»… 328
…Всё, что было высказано мусульманами (как мутазилитами, так и
ашаритами) в отношении этих идей, было построено на постулатах,
заимствованных ими из книг греков и сирийцев, с помощью которых
они вообразили оспорить и опровергнуть слова философов. Причиной
325 Смирнов А. «Что стоит за термином Средневековая арабская философия» в сборнике научных статей «Средневековая арабская философия: проблемы и решения»,
с. 68.
326 Путь философствования (прим. — Капах Й.).
327 В переводе означает «обособившиеся». Создатели ранней мусульманской Теологии
рационалистического направления, зародившейся в Арабском халифате в VIII веке.
Основоположником мутазилизма считается Василь ибн Ата (699—748 гг. н. э). Теоретики мутазилизма отрицали многочисленные догматы ислама: существование атрибутов Бога, отличных от Его сущности — антропоморфизм, догмат об извечности Корана,
рассматривая его лишь как одно из творений Бога. Признавали свободу воли человека.
Высшим критерием объявляли человеческий разум, то есть именно с помощью разума постигается религиозное учение.
328 Название «Ашариа» происходит от имени её основателя — Али Абу аль-Хасан альАшари (873 г. н. э., Басра — 935, Багдад). До 40 лет — приверженец мутазилитов; затем
разошёлся с ними и резко обличал их. В основе учения Ашари — утверждения о Божественном предопределении и о вечности.
АристотельВведение 169
возникновения этого учения послужило следующее. Когда христианство распространилось среди этих народов…,329 у которых зародилась
философия и была распространена среди них…,330 то обнаружили
греческие и сирийские мудрецы тех поколений, что эти взгляды331 явным
образом противоречат взглядам философов — таким образом, появилось у них учение под названием «Калам».332 С помощью методов этого учения они начали выводить постулаты, призванные обосновывать их
взгляды и мировосприятие, а также давать отпор подрывающим их
основы воззрениям.
А когда распространился ислам, им в руки попали философские
книги, среди которых также книги, содержащие контраргументы против философии. Они обнаружили слова Йохани-грамматика,333 ИбнАди334 и других по этой проблеме… Вдобавок к этому они заимствовали
взгляды первых философов335 в том, что подкрепляло их воззрения. Причём невзирая на тот факт, что последующие философы опровергали
эти взгляды посредством доказательств, как произошло, например, с
неделимой частицей336 или пустым пространством…337 Они развили
329 Речь идёт о греках и сирийцах.
330 По-видимому, речь идёт о неоплатонизме, родоначальником которого стал ученик Аммония Саккаса — Плотин (204—270 гг. н. э.). Далее неоплатонизм претерпевал изменения, вплоть до магии, ведовства, мистерий, астрологии. Неоплатонизм представляет
собой обширное многовековое философское направление, ставившее своей целью
систематизацию разбросанных и разноречивых элементов философии Платона с добавлением учений Аристотеля (в тех случаях, когда они не противоречили Платону, а
развивали его дальше), а также восточной и христианской мистики и религии. Неоплатонизм имел весьма пеструю картину развития как в локальном, так и хронологическом отношении: 1) Римский неоплатонизм возглавлялся Плотином; 2) Сирийский н. —
Ямвлихом (IV в. н. э.); 3) Пергамский н. — Эдесием Каппадокийским; 4) Афинский н. —
Плутархом Афинским. В дальнейшем, в связи с крушением античного мира (после
529 г. н. э., когда император Юстиниан запретил изучение языческой философии и
распустил платоновскую академию в Афинах), н. стал бурно проявлять себя уже за
пределами античности. На этом этапе произошло столкновение между н. и монотеизмом. Обе системы следовали принципу умеренного использования друг друга, так
чтобы не привести к развалу самих себя: монотеизм нуждался в обосновании личного
абсолюта (Бог как Творец, обладатель целенаправленной воли), а неоплатонизм, напротив, под абсолютом понимал вполне безличное Единое; монотеизм должен был доказывать отличность Бога от мира посредством акта творения, а н., наоборот, учил об
эманации (истечении), так что мир оказывался тем же самым Богом, но только на известной ступени развития. Неоплатонизм имел также огромную популярность в средние века у арабских философов и их еврейских коллег.
331 Христиан.
332 Разговор.
333 Иоанн Филопонус (VI в. н. э., Александрия).
334 Ибн-Ади (893 г. н. э., Такрит, — 974, Багдад), ученик аль-Фараби, переводчик с сирийского на арабский аристотелевских трудов и их комментариев. Надо отметить, что
Маймонид, видимо, не знал период жизни Ибн-Ади, иначе бы он не поставил бы его в
список тех, кто стоял в основе исламского «Калама».
335 Имеются в виду философы, предшествовавшие Аристотелю.
336 Атом.
337 Аристотель, трактат «Физика», кн. IV, гл. 6—9.170 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа
отвергнутые идеи и «покатили» по совсем иной дороге, чуждой первым
основателям Калама, грекам и сирийцам, которые были ближе к философам…
В итоге все первые последователи Калама, как греки, принявшие
христианство, так и мусульмане, — не последовали в выведении своих
постулатов за очевидностью сущего, а «построили своё» сущее, каким
ему должно быть, чтобы «через него» подкреплять истинность своих воззрений или снимать противоречия в них…
(Там же, ч. I, гл. 71, с. 121—122)
РаМБаМ начинает свой трактат с обращения к своему ближайшему ученику, где формулирует основные доводы, побудившие учителя
написать пространное послание, в котором даётся глубокий анализ
всех известных Маймониду теологических концепций, в том числе и библейской.
Можно сказать, что вскрывшиеся с приходом аристотелизма недочёты, допущенные последователями Калама, и побудили Маймонида
взяться за перо: границы, установленные перипатетиками,338 вынуждали
с осторожностью, степенностью и размеренностью относиться к накопленной на тот момент системе научного знания. Какой же путь разрешения философско-религиозных коллизий предложит на сей раз сам
РаМБаМ, если одна система знания противоречит другой? Например,
когда насчитывающая тысячелетия Традиция от мудрецов и старейшин339 «идёт наперекор» научным выводам?
338 Перипатетики (от греч. прогуливаться, прохаживаться) — ученики и последователи Аристотеля. Название школы возникло из-за привычки Аристотеля прогуливаться с учениками во время чтения лекций.
339 РаМБаМ даёт традиции как системе полученного от предшественников знания весьма
высокую оценку:
…Если бы нам не была дана система взглядов через традицию и если бы не направляли нас к чему-либо посредством пророческих аллегорий, а приходилось бы
придерживаться совершенных представлений,