Скачать:TXTPDF
Мишне Тора. Маймонид. Учитель и целитель

природная форма, а не

отдельный разум.351 Мы не сказали о Нём, да превознесётся, как о последней форме мира — подобно форме, обладающей материей…,

что Он будет формой тела — не это имеется в виду.

Имеется в виду, что всё сущее, обладающее формой, есть то, что

оно есть, благодаря форме: если уничтожается эта форма, уничтожается его бытие, и оно исчезает. Отношения между Богом и совокупностью дальних начал сущего аналогично этому отношению, поскольку в

силу существования Творца существует всё, и Он — источник этого существования по принципу, именуемому — «эманация»… 352 И, следовательно, если придёт в голову мысль об отсутствии Творца, то исчезнет

всё сущее…

Таким образом, Он относится к сущему также, как форма относится к вещи, посредством которой эта вещь есть то, чем она является… — в этом смысле говорится о Нём, что Он — последняя форма и

форма форм, то есть что Он Тот, на Ком в конечном счёте зиждется

существование всех форм в мире…

(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. I, гл. 69, с. 116)

Вселенная не обладает самостоятельным бытием, но как бы «бьёт

ключом из недр» Божественной воли. Его бытие не определено ничем:

никакими причинами или условиями, но Он является все определяющим Условием (и «диктатором» условий). Следовательно, если допустить отсутствие абсолютного Всевышнего или Его воли на мгновение,

то всё мироздание аннигилируется,353 так как оно является возможно

351 Аристотель, трактат «Метафизика», кн. XII, гл. 3, 1069b35 — 1070a3:

Нельзя приписывать возникновения ни материи, ни форме, — я разумею в обоих случаях последние звенья. Ибо всякий раз изменяется что-нибудь и во что-нибудь.

Чем вызывается изменение? Первым двигателем. Что ему подвергается? Материя. К

чему приводит изменение? К форме…

Под последними звеньями комментарий Росса полагает, что речь идёт о составных частях в их конкретной законченности, а не об абстрактных элементах — праматерии и праформе.

352 У Плотина Единый, являясь всесовершенным, через край всем переполнен; это переполнение и произвело нечто иное — множественное (трактат «Эннеады», V, 2, 1).

353 От лат. nihil — ничто; превращение в ничто, уничтожение.176 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа

сущим, а значит, полностью зависимым от Него, Который единственно

является необходимо сущим:

Основа всех основ — знать, что есть Первосущее, Творец всего сущего, которое от неба до земли и всё, что между ними, зависит от истинности Его бытия.

Если придёт в голову отсутствие Его бытия — ничто другое не может

существовать.

Если придёт в голову отсутствие всего бытия, кроме Него, Он один

будет существовать, и не исчезнет вместе с исчезновением всего, так

как всё бытие нуждается в Нём, а Он, благословен Он, не нуждается в

нём и ни в чём из чего бы то ни было

Это то, о чём говорит пророк: «Господь Бог — истина»,354 — Он

одинистина, и нет другой истины, подобной Его истине. И это то, о

чём говорит Тора: «Нет ещё, кроме Него»,355 — то есть нет истинного сущего, подобного Ему, кроме Него.

…И осознание этого принципа является повелительной заповедью,

как сказано: «Я — Господь, Бог твой»…356

(РаМБаМ. Кодекс «Мишне Тора»,

книга «Мада», раздел «Йесодей Тора», I, 1—6)

Люди как обладающие разумом стремятся к познанию — это аксиома, которая не обсуждается.357 У каждого человека наличествует естественная тяга к исследованию мира физического и постижению мира запредельного — метафизического. Таким образом, для стимулирования

познания нет необходимости к повелению извне: для человека, который по

определению является живым и разумным существом, это естественно.

РаМБаМ, «подстёгивая» религиозным императивом к познанию Бога,

имеет в виду целенаправленное постижение, проявляя при этом изрядную

ловкость. Уже было отмечено во введении, что изъявительное наклонение

стиха «Я — Господь Бог твой», констатирующего факт наличия в мирозданииВысшейСилы,Маймонидоборачиваетвповеление: «Я—Господь…», —

то есть именно Меня тебе надлежит искать, а не что-то чуждое. Далее, в

той же главе кодекса «Мишне Тора», Рабби Моше, раскрывая содержимое повеления, перечисляет необходимые «характеристики» истинного

Властелина универсума. Последуем же и мы в этом за ним.

Что возводит причину в ранг Первопричины? В попытке разрешить

данный вопрос философы, наблюдая за процессами, протекающими в природе, пришли к заключению: всё, что обладает материей необходимо подвержено изменению358 извне или изнутри, переходя из по-

354

«Ирмия» — «Иеремия», 10:10.

355 Книга «Дварим» — «Второзаконие», 4: 35.

356 Книга «Шмот» — «Исход», 20:2.

357 Аристотель, трактат «Метафизика», кн. I, гл. 1.

358 Во введении ко второй части трактата «Путеводитель заблудших», в постулате № 4, Рабби Моше указывает на четыре разновидности изменений:Экзистенция Бога 177

тенциального состояния в актуальное: материя потенциально содержит

в себе все возможные объекты, являясь одновременно единым и множественным:

…Известно, что корнем любого тела является растительность земли,

а следующим материалом являются огонь, воздух, вода и земля, посредством соединения которых образуется растительность. Эти четыре именуются «элементами». Следующим, более опосредованным,

материалом этих четырёх элементов, является общий материал для

этих четырёх, отношение которого к ним тождественно отношению

воска к тому, что из него производится… Доказано, что эти четыре элемента переходят один в другой и образуются один из другого. Таким образом, несомненно, что есть что-то общее в них, которое является для

них материалом. И это, только умопостигаемое359 общее для четырёх

элементов, называется первой материей…

(РаМБаМ. Трактат «Об искусстве логики», гл. IX, с. 59—60)

Первопричина, то есть принципиально отличное сущее, должна обладать противоположными свойствами. Как было упомянуто выше, материя сама по себе потенциальна, а потенция как возможность — это

всегда способность к исключающим друг друга определениям: «быть»

или «не быть». Наблюдаемому процессу становления, развития и разрушения объектов, следовательно, должно предшествовать нечто, активизирующее данный процесс — нематериальное, неизменное, актуальное сущее.

Кстати сказать, наблюдаемый непрерывный процесс начального

становления, изменения и конечного разрушения материальных объектов и привёл философов к мысли о принятии статичного, актуального и

нематериального бытия:360 что-то должно было влиять на материю извне,

выводя последнюю из потенциального состояния к актуальному — навстречу форме:

Всегда из вещи, существующей в возможности, возникает вещь,

существующая в действительности, действием другой вещи, тоже существующей в действительности, например, человек — действием человека, образованный — действием образованного; причём всегда

есть что-нибудь первое, что вызывает движение…, и оно уже существует в действительности.

(Аристотель. Трактат «Метафизика», кн. IX, гл. 8, 1049b24 — 28)

1) сущностное (становление и разрушение);

2) количественное (рост и убыль);

3) качественное (состояние);

4) пространственное (движение).

359 Потому что оно не дано для восприятия с помощью органов чувств (прим. — Рот Л.).

360 Аристотель посвятил этому вопросу гл. 6—10 книги XII трактата «Метафизика». См. также РаМБаМ, трактат «Путеводитель заблудших», ч. III, гл. 13.178 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа

Бестелесность, единство и актуальность тесно переплетены друг с

другом, что затрудняет их анализ по отдельности. Однако «дорогу осилит идущий», поэтому ожидаемый результат стоит усилий.

Единство Бога

…Тебе также следует знать, что единство и множество — случайные

состояния,361 в которых оказалось сущее, будучи одним или многим…

Также как число не является сущностью исчисляемых предметов, так и

единство не является сущностью единичного объекта — всё это случайные состояния из разряда делимого количества, которые сопутствуют сущим, предрасположенным для принятия похожих случайных состояний.362

Однако Тот, Кто является Необходимо Сущим, по-настоящему

прост, Ему не присуща сложность как таковая вообще; наличие случайных признаков множественности равно как и единства по отношению к Нему — абсурдно. Иначе говоря, единство не является по отношению к Нему чем-то дополнительным к Его сущности — нет. Он —

един, но не в единстве…

(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. I, гл. 57, с. 90)

Бога нельзя помыслить как вид, который объединяет в себе множество индивидуумов по существенному признаку, что, в противном

случае, приводит к многобожию. Также нельзя Его охарактеризовать

как уникальный комплекс, так как любой комплекс состоит из совокупности отдельных частей, составляющих одно целое. Он также не

может быть однородной массой какого-то вещества, так как любая

масса, пусть даже однородная, измерима, а значит, делима. Всевышнего нельзя представить даже как силу, будь то физическая вели-

361 То, что объединяет нескольких индивидуумов и составляет их сущность, называется видом… А то, что присутствует у большинства индивидуумов либо меньшинства индивидуумов и не составляет их сущности, именуется случайным признаком.

Мышление отличает человека, так как оно выделяет человеческий вид из ряда

других видов. Под мышлением имеется в виду способность постигать понятия. Мышление составляет сущность человека… А то, что выходит за рамки вида или частично присутствует в нём, называется случайным признаком, например, движение присутствует

не только у человека, а тёмный цвет присутствует у него лишь частично, поэтому и движение, и тёмный цвет являются случайными признаками…

(РаМБаМ. Трактат «Об искусстве логики», гл. X, с. 62—65)

362 Поскольку вещи (предметы) состоят из частей, постольку эти части можно поделить или

присовокупить. Единство и простота случайны для данного предмета, они ни в коем

случае не влияют на его сущность: предмет можно поделить, не нарушая его предметности (кусок железа превратить в два куска железа), или можно добавить ещё один

аналогичный предмет извне, и наоборот (см. также Аристотель, трактат «Метафизика», кн. XII, гл. 7, 1072a34 — 35).

Важно отметить, что слово «« — »?????ахдут» — кроме значения «единство», «внутренняя простота», также как и в русском языке имеет значение «единственность»,

«уникальность».Экзистенция Бога 179

чина, присущая телу или духовная: душа, связанная с телом,363 или

отделённый от всякой телесности разум, который постигает себя и

причину, породившую его.364 Его вообще никак нельзя представить и

помыслить.

Любое сотворённое состоит из сущности (носителя) и качеств, «нанизанных» на неё (сущность) — чего нельзя сказать о Нём, ведь Он —

единая Сущность, у Которой нет множественности и сложности. Сие

Высшее Единство не имеет аналогов:

Сей Бог — един, не два и более, а един единством, которому нет

подобия из единосущих в мире: не един как вид, включающий в себя

многих индивидуумов, и не един как тело, делимое на части, равные и

разные, а един единством, другого которого нет в мире…

И осознание этого является повелевающей заповедью, как сказано:

«…Господь — Бог наш, Господь — един».365

(РаМБаМ. Кодекс «Мишне Тора»,

кн. «Мада», раздел «Йесодей Тора», I, 7)

Познание Бога

Знай, что человек до того, как что-то познает, является познающим

лишь потенциально, а когда он что-то познал (например, если он познал форму этого дерева и отделил его форму от материи, представив его голую форму — что и является деятельностью, именуемой познанием), он становится познающим актуально. Разум, достигший актуального состояния, является отвлечённой формой дерева в его уме,

так как он не является чем-то другим по отношению к познаваемому

объекту. Теперь тебе ясно, что объект познания — это отвлечённая форма дерева, которая является разумом, обретшим актуальное состояние. И разум, и постигнутая форма дерева не являются чем-то различным, так как актуальный разум не является чем-то иным по отношению

к объекту познания. И то, посредством чего была познана и абстрагирована форма дерева, то есть познающий, несомненно, совпадает с

разумом, обретшим актуальное состояние, ибо деятельность всякого

разума являет собой его сущность. И не бывает, что актуальный разум

что-то одно, а его действиечто-то другое, ибо истинная сущность

разума — постижение…

Вот, теперь ясно, что каждый раз,

Скачать:TXTPDF

. Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать бесплатно, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать онлайн