Его совершенстве в потенциале, а всякому потенциальному
бытию сопутствует «лишённость».381 Кроме того, каждому переходящему из потенциального состояния в актуальное необходимо актуальное существование чего-либо другого, вызывающего этот переход.
Согласно этому вытекает необходимость Его совершенства в актуальном состоянии, и невозможность наличия у Него чего-то в потенциальном состоянии…
(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. I, гл. 55, с. 87)
Негативная Теология
В ходе исследования под руководством Рабби Моше бен Маймона
мы выяснили, что экзистенция Бога принципиально отличается от какоголибо иного бытия, она — недоступна для непосредственного восприятия. Всякая дефиниция, равно как и постановка любого вопроса, касающегося времени, местонахождения, количества, качества и т. п., некорректна и неприменима к этому Всё–Ничто, Которое мы условно называем Богом, Господом, Творцом.
379
…Таким образом, из того, что сказано, ясно, что существует некоторая Сущность вечная, неподвижная и отделённая от чувственных вещей; и вместе с тем показано и то, что
у этой Сущности не может быть никакой величины, но она не имеет частей и неделима…; но с другой стороны, показано также, что это — Бытие, не подверженное внешнему воздействию и не доступное изменению…
(Аристотель, трактат «Метафизика», кн. XII, гл. 7, 1073а3 — 13).
380 То есть отсутствие категорий, которыми определяется любое материальное бытие:
1) сущностью; 2) количеством; 3) качеством; 4) отношением; 5) временем; 6) местом;
7) положением; 8) состоянием (владением); 9) действием; 10) страданием.
В трактате «Об искусстве логики», в главе XI, РаМБаМ разъясняет, что понятие «лишённость», «отсутствие» применимо к тому, что естественно, но отсутствует на данный
момент. Например, наличие у человека зрения — естественно, поэтому к слепому
(точнее, ослепшему) человеку правомерно применить понятие человек с отсутствующим зрением, тогда как применительно к стене понятие мышления не правомерно,
чтобы сказать «безрассудная стена» (см. также Аристотель, трактат «Метафизика»,
кн. V, гл. 22).
К духовному бытию не применимы понятия «лишённости», «отсутствия», так как категории, которыми определяется любое материальное бытие (см. начало сноски), неестественны для него.
381 То есть небытие. Как уже было отмечено, потенциал предполагает наличие двух противоположных состояний: «быть реализованным» или «не быть реализованным».Экзистенция Бога 185
Например, современный писатель Д. Фаулз (1926 — 2005, Великобритания), в попытке разрешить сходную проблему отмечал:
«Бог» — я пишу это слово в кавычках, чтобы отделить его от общепринятых значений и очистить от всех человеческих ассоциаций.
«Бог» — это ситуация. Не сила, не существо и не влияние. Не «он» и
не «она», а «оно». Не бытие и не небытие, а ситуация, В(!) которой может быть и бытие, и небытие…
(Фаулз Д. «Аристос», с. 40)
Читатель, знакомый с различными направлениями греческой мысли, обратит внимание, что подход Д. Фаулза сформирован под влиянием неоплатонизма, у истоков которого стоял Плотин (205 г. н. э., Ликополь, Египет — 270, Минтурнэ, Кампанья):
…Верховное начало есть, собственно говоря, неизречённое, невыразимое, так как какое бы наименование мы ни дали ему, оно будет
означать всегда нечто одно определённое из числа многого подобного.
Так как Верховное Начало стоит превыше всего, выше даже ума высочайшего, и представляет собой абсолютно истинную основу всего существующего, то оно не есть какой-либо из видов последнего, а потому и всякое наименование, взятое оттуда, неприложимо к Нему, так
как выражает всегда не то, что оно есть, а то, что оно не есть…
(Плотин. Трактат «Эннеады», V, 3, 13)
Предложенный неоплатониками метод познания Высшего бытия путём отрицания атрибутов — «Негативная Теология» — в средневековой
философии играл ключевую роль, служа своего рода недостижимым
и непререкаемо-авторитетным эталоном. Сдерживающим «фактором» служило Священное Писание, в котором Бог представлен в качестве сверхъестественной силы (или даже лица!), которой свойственны
некоторые человеческие качества, такие как милосердие, справедливость, гнев — вплоть до признаков, свидетельствующих о половой принадлежности.
Как же с этой задачей справился РаМБаМ? Прежде чем приступить
к ответу на поставленный вопрос, читателю, прежде всего, необходимо
освоить сущность понятия «атрибут» и узнать его разновидности; затем,
какие из них всё-таки правомерно, а какие — нет, по мнению Маймонида, применять к Богу:
…То, что атрибут382 является чем-то другим по отношению к сущности383 описываемого субъекта и что он является определенным состоянием сущности, то есть случайным признаком384 — это есть аксиома.
383 Субъект, подлежащее.
384 Акциденция.186 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа
А если бы атрибут совпадал с сущностью описываемого субъекта —
сие определение было бы тавтологией, как если б сказать, что человек
является человеком; или же комментированием имени, как если сказать, что человек является разумным живым существом, так как «живое
и разумное» — это истинная сущность человека, и не существует чегото третьего…, которому приписывались бы жизнь и разум…
Теперь ясно, что атрибут может принадлежать только к одной из
двух категорий: либо он является сущностью описываемого субъекта,
то есть комментарием имени…, либо является чем-то другим по отношению к описываемому субъекту, то есть чем-то дополнительным к
описываемому субъекту — что «вынуждает» этот атрибут быть случайным признаком этой сущности…
(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. I, гл. 51, с. 76)
Далее Рабби Моше подробно разъясняет пять разновидностей позитивных атрибутов:
1. Первая группа описывает предмет через его определение, как описывают человека, что он живое разумное существо.385 И мы уже
объяснили, что этот атрибут, указывающий на истинную сущность
вещи, комментарий к наименованию, и не более…
2. Вторая группа описывает предмет путём частичного определения,
например, если описать человека как живое существо или разумное. Суть этого определения — связь, ведь когда мы говорим:
«Каждый человек обладает разумом», — это означает, что у каждого, кто обладает формой человека, есть мышление…
3. Третья группа описывает предмет посредством чего-то внешнего к
его истинной сущности, так что оно не является тем, что восполняет
и формирует эту сущность.386 Таким образом, этот атрибут является некоторым качеством, а качество, являясь категорией,387 принадлежит к одному из случайных признаков…
385 В определение обязательно входят такие составляющие как «род» (живое) и «вид» (мыслящее, разумное). Род, взятый без конкретных определений, не существует отдельно от
видов рода, следовательно, определение — формулировка, образованная из видовых
отличий внутри рода. Род именуется также материей, а последнее видовое отличие,
внутри которого уже нет отличия между индивидуумами — формой (см. Аристотель,
трактат «О душе», кн. II, гл. 1).
386 См. пункт первый и второй.
387 10 категорий, с помощью которых можно ответить на вопрос: «Что это такое?». Одной
из этих категорий является качество, которое может наличествовать или отсутствовать,
отличая одного индивидуума от другого.
Маймонид приводит четыре рода качеств:
1) Устойчивые качества, присущие человеку как одушевлённому существу: плотник — не плотник, аскет — сладострастник, больной — здоровый, мудрый — не
2) Качества, выражающиеся в природных свойствах объекта: жёсткий — мягкий;
3) Неустойчивые качества: раздражение — спокойствие, страх — отвага, милость —
немилость;Экзистенция Бога 187
4. Четвёртая группа описывает предмет через отношение к чему-то
иному, например, его отношение ко времени или месту, или другому человеку… Эта разновидность атрибутов не приводит к множественности и изменению в сущности описываемого субъекта…
5. Пятая группа позитивных атрибутов фокусирует внимание на предмете посредством описания его действий…
(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. I, гл. 52, с. 77—80)
Атрибуты из первой, второй и третьей групп либо определяют сущность (полностью или частично), либо указывают на конкретное качество,
которое может определять эту сущность или быть ей свойственным. Иными словами, все они указывают на множественность или изменчивость,
а это значит, что такого рода атрибуты в адрес Единого Сущего исключены. Описания четвертой разновидности на первый взгляд, можно было бы
отнести к Богу, так как они не указывают на сущность описываемого объекта. Однако при внимательном рассмотрении атрибуты отношения
также неприменимы к Нему, ведь время является случайным признаком
движения,388 а движение подпадает под количественные характеристики
и является одной из возможностей (т.е. параметром), присущих телу.
Всевышний же не является телом и, следовательно, у Него не может быть
какого-либо отношения ко времени и месту.
РаМБаМ считает, что Бога уместно описывать через Его действия
(пятая разновидность), так как последние не приводят ко множественности и не производят каких-либо изменений в Нём. Как указывает Маймонид, уже в самой природе заложен наглядный механизм, позволяющий получать многочисленные метаморфозы, происходящие с материей, под воздействием одного и того же действующего фактора:
…Вот, я приведу тебе пример по этому поводу из явлений, окружающих нас, я имею в виду, когда источник действия един, но при этом из
него следуют различные действия, несмотря на то, что он не обладает
волей…
К примеру — огонь. Он частично плавит, частично закаляет, частично варит, сжигает, прокаливает добела, покрывает сажей… И тот, кто
не знаком с природой огня, подумает, что в нём присутствует шесть
различных аспектов, одним из которых он покрывает сажей, другим
прокаливает добела, третьим варит, четвертым сжигает, пятым плавит,
шестым закаляет — все эти действия различные: действие одного отличается от другого. Однако тот, кто знаком с природой огня, понимает,
что огонь производит все эти действия посредством единственного действующего качества — тепла. И если так водится у того, что действует по
природе (естеству), тем более это касается волевого действия человека…
4) Качества, смежные с количеством: длинный — короткий, прямой — кривой (см.
РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. I, гл. 52).
388 Время связано с движением солнца (полдень, полночь, сутки, год).188 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа
Вот, я приведу тебе пример со способностью мыслить, присутствующей в человеке. Она — единая способность, у которой нет множественности: с помощью неё он овладевает науками и ремеслами,
благодаря ей он шьёт, ваяет, вяжет, строит, изучает геометрию и управляет государством — все эти различные действия происходят из единой
простой способности, у которой нет множественности… Таким образом, не является безрассудным в отношении Бога, да возвысится Он,
чтобы все эти различные действия происходили от единой простой сущности, у которой нет множественности и ничего дополнительного…
(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. I, гл. 53, с. 81—82)
Деятельность Бога всегда как бы внешне нейтральна, Его воздействие
на мироздание осмысливается под влиянием обстоятельств, формирующих оценочную модель в душе индивидуума. Люди расценивают деятельность Всевышнего по тем или иным качествам, так как подобное
происходит у них вследствие приобретённых душевных свойств:
…Например, мы постигаем деликатность, наблюдая управление
Им процессами формирования эмбрионов у живых существ: становления сил в нём и у выращивающих его после рождения, ограждающих
его от гибели, охраняющих от повреждений и обеспечивающих жизненные нужды. С нашей стороны подобное происходит только вследствие воздействия извне и сентиментальности — что является жалостью.
Подобным образом говорится о Нём — жалостливый…
(Там же, гл. 54, с. 85)
По Маймониду, атрибуты Бога (действия) в обязательном порядке
должны показывать Его совершенство. Например, модальный глагол
«может» — указывает, что Он не ограничен рамками, чтобы произвести
отличное от Него бытие. Глагол «познаёт» — что он наблюдает и постигает
наблюдаемые явления. Глагол «желает» — что от Него ничего не ускользает и что Он ничего не бросает на произвол, а управляет миром целенаправленно, как это делает обладатель целенаправленной воли. Следовательно, Всевышний абсолютно (ни при каких обстоятельствах) несопоставим с такими видами деятельности как «потребление пищи» или «погружение в сон», так как последние