Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Мишне Тора. Маймонид. Учитель и целитель

а мы будем

слушать; и пусть не говорит с нами Бог, а то умрём (= потеряем собственную индивидуальность — прим. автора)…Экзистенция Бога 193

безликого разума, отрешённого от всего конкретизирующего. В этом

состоянии пребывал в момент Синайского Откровения лишь Моше Рабейну:

Седьмой принцип веры — пророчество Моше Рабейну.

Этот принцип выражается в вере в то, что:

1) он — глава всех предыдущих и последующих пророков;

2) все они по отношению к нему находятся на более низкой ступени;

3) он избран Богом из всего человечества;

4) он тот, кто постиг Бога, да превознесётся Он, более чем кто-либо в

прошлом или постигнет в будущем;

5) он, да пребудет над ним мир, настолько вознёсся над человеческим, что достиг ангельской ступени…,404 между ним и Богом не

осталось ни одной преграды, которую бы он не преодолел…, его

покинули силы, ощущение и воображение, — в момент его постижения была парализована побуждающая сила, остался только

разум.405 Поэтому о нём прямо сказано, что разговаривал с Богом

без посредничества ангелов… 406

(Сборник Предисловий РаМБаМа к Мишне.

Предисловие к главе «Хелек», с. 142)

Идею неизречённости — невыразимости Высшей Сущности — символизирует собой непроизносимое четырёхбуквенное имя. Все остальные имена Всевышнего на иврите,407 в том числе и то, которое подменяет непроизносимое имя, суть производные от действий:

404 Во время получения Торы на горе Синай Моше Рабейну постился в течение 40 дней:

телесная составляющая не имела над ним никакой власти.

405 См. Книга первая, подраздел «Учение о душе».

406 Вавилонский Талмуд, трактат «Шабат», 88б.

407 Еврейский закон перечисляет 10 имен, наделённых особой святостью:

1) « — ?-?-?-?Йуд-Хей-Вав-Хей»;

2) « — ?-?-?-?-?А-д-н-у-т»;

3) « — ?-?Э-л-ь»;

4) « — ?-?-?-?Э-л-о-а»;

5) « — ?-?-?-?Э-л-о-х-а-й»;

6) « — ?-?-?-?-?Э-л-о-х-и-м»;

7) « — ?-?-?Ш-а-д-а-й»;

8) « — ?-?-?-?-?Ц-в-а-о-т»;

9) « — ?-?Я-х»;

10) « — ?-?-?-?Э-х-и-е».

Святость в именах Бога присутствует «в полном объёме» лишь тогда, когда они

удовлетворяют двум требованиям:

1) воспроизведены на иврите («А-д-о-н-а-й»);

2) и при этом записаны ивритской графикой («»).?-?-?-?

Раввины-законодатели («поским? ») в большинстве своем склоняются к мнению, что

имена Бога, написанные на ином языке (например, по-русски — «Бог», по-английски —

«God»), такой святостью не обладают, поэтому с ними допустимо производить различные манипуляции, например, стирать или выбрасывать в мусорный бак.194 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа

Все Его имена, да превознесётся Он, присутствующие в книгах,

суть производные от действий…, кроме одного имени — «Йуд-Хей-ВавХей»,408 которое идентично (единосущно!) Ему, поэтому оно называется: «имя в явном виде».409 Идея заключается в том, что оно, лишённое

многозначности,410 указывает на Его сущность, да превознесётся Он.

Однако остальные Его святые имена указывают на Него неоднозначно, так как они произведены от действий…. Даже имя, которым мы заменяем «Йуд-Хей-Вав-Хей» происходит от «господства»…411

(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших»,

ч. I, гл. 61, с. 100—101)

Подведение итогов

Читатель, вероятно, обратил внимание, что многое в доктрине Маймонида построено на теоретическом «аппарате», разработанном и

систематизированном великим греческим философом — Аристотелем. Собственно, в задачу Рабби Моше, как он сам отмечал, не входило доказывать повторно то, что было ранее доказано, или опровергать

ранее опровергнутое. Специфика эпохи Маймонида вынуждала выйти его за рамки правил, сформулированных внутри одной системы, и

попытаться обосновать справедливость последней посредством правил, разработанных другой системой. Ему предстояло найти подтверждение принципам, сформулированным философией, путём оригинального толкования Торы — экзегезы, а с помощью философского

Некоторые учителя считают, что еврейские имена Бога, воспроизведённые латиницей, кириллицей или иной графикой (например, «E-i-l», «А-д-о-н-а-й»), также обладают святостью и, следовательно, не подлежат каким-либо манипуляциям.

Учитывая мнение последних, мною было принято решение использовать при написании имён разделительный знакдефис, что исключает все возможные варианты

риска. (Для более детального ознакомления с проблематикой см. комментарии

«Лишкат а-софер» и «Биур а-софер» на книгу «Кесет а-софер», параграф XI, пункт

2, 5; РаМБаМ, кодекс «Мишне Тора», книга «Шофтим», раздел «Санедрин», XXVI, 3, а

также комментарий «Мигдаль Оз» на указанное место).

408 Учитывая особую святость четырёхбуквенного имени, вне пределов Иерусалимского

Храма оно произносится путём фактического произношения составляющих его еврейских букв.

409

«« — »?? ??????шем а-мефораш? » — «имя в явном виде». Имя Бога, произносимое исключительно на территории Иерусалимского Храма во время благословения коэнов, а

также первосвященником («« — »??? ????коэн гадоль ? ») в Йом Кипур — День Искупления

так, как передается по традиции. По традиции известны имена, состоящие из 12, 42 и

72 букв. На сегодняшний день традиция правильного произношения четырёхбуквенного

имени утеряна.

410 Нет ничего другого, кроме Бога, что было бы наделено этим именем (прим. — Капах Й.).

411 Как было отмечено в сноске выше, имя Бога в явном виде произносилось только, когда

существовал Храм в Иерусалиме, сегодня на практике это имя заменяется при чтении

Торы или во время молитвы на другое имя — «« — »?-?-?-?А-д-о-н-а-й» — «Господь» от «»?????

«аднут? » — «господство».Экзистенция Бога 195

аппарата обосновать фундаментальные положения, на которых

Тора зиждется. Одним из таких ключевых моментов является обоснование механизма, с помощью которого осуществляется взаимодействие Бога и универсума. Фокусировка внимания эллинов на исследовании окружающего мира и, как

результат, появление сложной системы описания мироздания породило потребность в объяснении

принципа, на котором основана

взаимосвязь наивысшей инстанции

с низшими звеньями. Среди греков

этим вопросом занимался Платон

и неоплатоники. Как мы увидим в

дальнейшем, позиция Платона в

данном вопросе, в отличие от Аристотеля, близка духу Торы. Данное

обстоятельство стало решающим

для Маймонида в пользу принятия предложенного неоплатониками механизма порождения и управления мирозданием — эманации, то есть

перманентного присутствия Высшего в низшем. Однако Рабби Моше

воспользовался этим механизмом в довольно-таки «урезанном» варианте, беспрестанно подчёркивая трансцендентность Бога, как бы не

имеющего отношения к созданному Им миру. Взяв за основу механизм эманации, Маймонид отказался от модели, отображающей сотворение мироздания и последующее влияние на него путём «необходимого истечения страдающего избытком Верховного Я». Иными словами, интеракция Творца и творения не происходит подобно тому, как

тепло по своей природе происходит от огня, а свет — от Солнца, как

считал Плотин, но благодаря волевому воздействию Божества и при том

лишь на «объекты», максимально отстранённые от материи.412 Таким

образом, Рабби Моше вдохнул в понимание механизма эманации дыхание новой жизни — зависимости всего сотворённого от Высшей Воли.

Однако всё же он не дал чётких указаний (разве что в виде намёков),

каким образом осуществляется принятие решения и нисхождение последнего до полной реализации в низших звеньях.413

Нежелание Маймонида в полном объёме принимать позицию неоплатоников можно объяснить следующим образом. Принятая у неоплатоников модель опосредованного присутствия Единого в каждом объекте творения объясняется положением в аристотелевской физике, согласно которому следствие является результатом присутствия в объекте

412 РаМБаМ, трактат «Путеводитель заблудших», ч. III, гл. 17—23, 51.

413 См. также Шнейдер М. «Путеводитель растерянных», с. 56—58.

Платон196 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа

или процессе причины.414 Конечно, имманентное присутствие высшего

в низшем объясняло воздействие верховного начала на всю структуру

мироздания, однако концепция неоплатоников в лучшем случае характеризовала Единое как логического прародителя универсума, онтологически отождествляя Его с последним, что характерно для язычества.415

Интересно отметить, что позже, в XVII в., открытие Г. Галилеем (1564—

1642, Италия) принципа инерции, а И. Ньютоном (1643—1727,Англия)

сил, действующих на расстоянии (гравитация), снизило участие Божества в мироздании до первоимпульса, — идея, характерная для

деизма.416 И, наконец, участие духовного начала в становлении материи было и вовсе сведено к нулю, а зарождение и развитие вселенной

рассматривалось в сугубо механистическом, самодовлеющем контексте, характерном для материализма.417

414 Аристотель, трактат «Физика», кн. III, гл. 2, 202а3 — 7:

…Движется и то, что приводит в движение, как было сказано выше, — по меньшей

мере всё, что в возможности подвижно и неподвижность чего есть покой (ибо чему

присуще движение, для того неподвижность есть покой). Воздействие на подобную

вещь, поскольку она такова, и есть приведение в движение: оно осуществляется прикосновением, так что одновременно и само движущее испытывает воздействие. Поэтому движение есть действительность подвижного, поскольку оно подвижно; оно происходит от прикосновения движущего к движимому, так что одновременно и движущее испытывает воздействие…

См. также Аристотель, трактат «Метафизика», кн. XII, гл. 3, 1070а21 — 25; гл. 6,

1071b29 — 40; гл. 7, 1072b3 — 4; РаМБаМ, трактат «Путеводитель заблудших», часть II, введение, постулаты № 9, 14 и № 17, а также гл. 12.

415 О происхождении язычества см. Кодекс «Мишне Тора», кн. «Мада», раздел «Аводат кохавим», I, 1—3.

416 Деизм происходит от латинского Deus — Бог. Форма веры, возникшая в эпоху Просвещения (XVII—XVIII вв.). В её основе лежит признание Бога как безличной первопричины,

которая, сообщив первоимпульс, более не вмешивается в мироздание.

417 Термин «материализм» происходит от латинского materialis — вещественный. Воззрение, которое видит основу и субстанцию всей действительности (не только материальной, но и духовной) в материи. Для материализма характерно уважение к естественным наукам и технике. Своего расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения, но заметное влияние на европейскую философию он приобретает

лишь в XIX веке.

Человеческое понимание природы Высшего Начала как интегральной составляющей мироздания на протяжении столетий менялось согласно степени непосредственного участия человека (ручного труда в первую очередь) в создании продуктов

своего труда. В процессе уменьшения роли человека и увеличения доли участия механизмов в преобразовании окружающего мира наблюдается также усиление тенденции механистически понимать отношения универсума и Высшего Начала: человек

всегда рассматривает Божество и Его взаимодействие с мирозданием через призму

собственного «я» и «интеракцию» этого «я» с окружающим миром (см. также Степин В.

С. «Специфика научного познания» в монографии «Наука: возможности и границы», с.

8—9). Иными словами, человек, согласно своему ощущению, собственноручно творит

различные мировоззренческие модели, в том числе и религиозные (т. е. снизу —

вверх).

В свою очередь, позиция Торы (изначальное «дано») вынуждала Маймонида вносить существенные корректировки в эти представления (сверху — вниз!).

Однако провести границу между рукотворным и Божественным в идеологической сфере — не такое простое дело. Например, мы утверждаем, что Тора — это со-Экзистенция Бога 197

Дальнейшее историческое развитие различных направлений еврейской мысли находилось под заметным влиянием Маймонида. Например, учение об атрибутах нашло отражение у более последовательного философа-рационалиста, Рабби Леви? бен Гершо?ма — Герсони?да (1288—1344, Прованс, Франция), придерживавшегося модели

разграничения высшей и низшей ипостаси бытия. Согласно его взглядам, Божество является носителем абсолютно совершенных атрибутов, тогда как творение имитирует истинные атрибуты:

…У Бога познание идентично (адекватно) Его сущности, тогда как у

всех остальных познаниесуть следствие познания Бога. В данном

случае это выражение применимо к Богу в первичном значении, а к

остальным вещам — во вторичном значении. Подобное справедливо в

отношении таких выражений как «существует», «един», «сущность» и

им подобных. Все они приписываются Богу первично, а остальным вещам — вторично. Его Существование, Единство и Сущность относятся

к Нему по сути, тогда как существование, единство и сущность всякой

иной существующей вещи проистекают из Него…

Выходит, что отличие между Божественным и человеческим постижением сосредоточенно в степени градации более совершенных выражений…

(РаЛьБаГ. Трактат «Войны Господни». Т. II, кн. III, гл. 3, с. 108)

Учение Маймонида о единстве Творца заметно повлияло на становление Теологии основателя профетической каббалы? — Авраа?ма

Абула?фии (1240, Сарагоса, Испания — после 1291, Мальта). Единство

разума, субъекта

Скачать:TXTPDF

. Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать бесплатно, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать онлайн