Скачать:TXTPDF
Мишне Тора. Маймонид. Учитель и целитель

века н. э.

15 Полное имя — Абу Мухаммад Джабир ибн Афлах (первая половина XII века, Севилья,

Испания). Астроном и математик. Ибн-Афлах написал трактат по астрономии, который резюмирует и корректирует труд великого греческого астронома Птолемея —

«Математический трактат». В своём трактате Ибн-Афлах резко критикует Птолемея,

считавшего, что сферы планет Меркурия и Венеры находятся под Солнцем, а не над

ним.

16 Полное имя — Абу Бакр Мухаммад ибн Яхья ибн ас-Саиг ибн Баджа (до 1106 г. Сарагоса, Испания — г. Фес, Марокко). Философ, известен тем, что познакомил Испанию

с аристотелизмом. Написал много небольших трудов по медицине, геометрии, алхимии, философии и астрономии.

17 В гл. 50, первой части философского труда «Путеводитель заблудших», РаМБаМ

даёт определение познания. Познание — это то, что было выгравировано в душе путем доказательства. Например, тот, кто говорит, что Бог един, но при этом утверждает, что Он обладает сущностным определением, не понимает единства Бога, как

оно есть, а лишь провозглашает словесно о единстве, не вникая в суть произносимого.

18 Кодекс «Мишне Тора», книга «Мада», раздел «Деот», IV, 1, а также трактат «Путеводитель заблудших», ч. III, гл. 27.

19 Трактат «Об искусстве логики», VIII, 3.22 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории

а фантазияэффект действия силы воображения, которая, вытесняя

рассудок, привносит зло.20

Редкого качества ум соединялся в нём с чрезвычайной силой воли.

Ни неудобства, ни физические или душевные страдания, ни соблазн

признания его заслуг не могли отклонить Рабби Моше от главной цели

жизнедеятельности — вести единоверцев ко всё более совершенному

пониманию сути Божественной природы, Священного Писания и стремлению оградить их от влияния царящих среди них предрассудков.

К пониманию Божественного нельзя подойти сразу. Очень важен

подготовительный этап на пути человеческого разума к постижению

Высшего. Стремясь к познанию, душа сталкивается с пятью разновидностями трудностей:

1. Трудность самого предмета, его глубины. РаМБаМ ссылается на

высказывание еврейских мудрецов, сравнивающих учебу с погружением в воду: «Тот, кто умеет плавать, достанет со дна моря жемчужины, а

кто не умеет — утонет».21

2. Другое препятствие на пути постижения — зачаточное состояние

человеческого разума, существующего лишь в потенциале, который,

возможно, будет реализован. Об этом сказано в Писании: «Человек

дикарь по рождению».22

3. Третья группа трудностей проистекает из необходимости занятий

логикой, естественными науками, талмудической литературой, где

формулируются законы разрешённого и запрещённого, чистого и нечистого, а также ремеслом, чтобы наполнить «своё брюхо хлебом и

мясом».23 Аргументация Маймонида гениальна и одновременно проста: в мире всё взаимосвязано — небеса, душа, ангелы. Творца можно

постичь только через Его действия, свидетельствующие о Его существовании и незримом присутствии в становлении творения. Эти действия,

являющиеся результатом Его воли, также указывают нам на то, что Ему

присуще, а что нет. Истинный «облик» Всевышнего зависит от результатов правильного наблюдения, анализа и синтеза полученных данных, а

уж затем, отталкиваясь от сформированной в ходе научных исследований системы знаний о мироздании, можно идти дальше, к собственно

Теологии — познанию Бога. Значимость подготовительных занятий уже

была отмечена царем Шломо? (Соломоном) в книге «Коэ?лет» — «Екклесиаст», 10: 10: «Если затупилось железо, — не заточив лезвие, только

силы потратишь: польза в применении мудрости!».

4. Четвёртая разновидностьвыработка соответствующих черт характера, — таких как уравновешенность, целомудрие, скромность. Об

20 Трактат «Путеводитель заблудших», ч. II, гл. 12.

21 Вавилонский Талмуд, трактат «Бава Кама», лист 17а.

22 Книга «Иова», 11: 12.

23 Кодекс «Мишне Тора», кн. «Мада», раздел «Йесодей Тора», IV, 13.Испания 23

этом сказано в Псалмах царя Давида, 34: 19: «Близок Господь к тем, кто

сломлен сердцем».24

5. Пятая разновидность является серьёзным препятствием на пути

постижения для большинства людей. Повседневные нужды, излишества

в еде, напитках способствуют выработке вредных привычек, которые, в

свою очередь, ослабляют стремление к умозрительным занятиям. Даже

цельный человек в погоне за удовлетворением житейских потребностей, а тем более в погоне за излишествами, оставит стремление к познанию, или его познание будет неполным и ошибочным. Отстранение

от повседневности позволяет человеку преодолеть пятую группу трудностей.

Как заключает РаМБаМ, стезя познания вещей высокого порядка

остаётся лишь для избранных, прошедших подготовку. Необходимо

скрывать глубокие истины от начинающих, а рядовых людей удерживать

от занятий ими вообще. Занятия Теологией так же вредны для начинающего, как вредна грубая и тяжелая пища для неокрепшей системы пищеварения младенца.25

24 Речь идёт о том, кто владеет собой.

25 Трактат «Путеводитель заблудших», I, 32.К одному из самых ранних произведений Рабби Моше относится

небольшой трактат по логике, написанный им в шестнадцать лет. Трактат состоит из четырнадцати глав. Первые главы посвящены основным

понятиям аристотелевской логики. В главах I—VII рассматриваются

суждения, их разновидности, фигуры силлогизмов. Последние главы

трактата Маймонид посвятил рассмотрению философских терминов,

которыми он оперирует в своих произведениях.

В этот же период были составлены комментарии к нескольким разделам и трактатам Вавилонского Талмуда:

«« — »????Моэ?д» — «Особая дата». Другое название раздела —

«« — »?????Змани?м» — «Времена». В раздел входит 12 трактатов, и посвящён он законам субботы и праздничных дней. В него также входит трактат «Шкали?м» — «Шекели», формулирующий законы обязательного для

мужчин ежегодного денежного приношения в размере полшекеля в

Иерусалимский Храм.

«« — »????Наши?м» — «Женщины». В раздел входит 7 трактатов. Этот

раздел посвящён законам заключения брака, составления брачного

договора, развода.

«« — »??????Незики?н» — «Ущербы». В раздел входит 10 трактатов. Этот

раздел посвящён законам нанесённого прямого и косвенного материального ущерба, кроме того, в разделе формулируются принципы

судопроизводства. В раздел входит также трактат «« — »????? ???Авода? Зара?» — «Идолопоклонство» и трактат «« — »????Аво?т» — «Отцы», в котором

перечислены моральные высказывания и рекомендации мудрецов. Из

десяти трактатов раздела Рабби Моше прокомментировал только

шесть.

Трактат «« — »?????Хули?н» — «Будничное» из раздела «« — »?????Кодаши?м» — «Жертвы». После разрушения Иерусалимского Храма раздел,

посвящённый законам жертв, жертвоприношений и Храму, утратил

свою былую актуальность. Принимая во внимание то, что в трактате

«Хули?н» формулируются законы о животных, не связанные с общей тематикой раздела: убой скота и птицы, повреждения и заболевания животного, делающих такое мясо запрещённым для потребления — Маймонид также прокомментировал и этот трактат.26

Кроме того, Рабби Моше в комментарии к Мишне, в трактате

«« — »????Тами?д» — «Постоянная жертва», 5, 1, упоминает, что в ранние

годы им была проделана работа по кодификации текста Иерусалимского Талмуда. По-видимому, за основу РаМБаМ взял труд своего предшественника и учителя — Рабби Ицха?ка аль-Фа?си — РИ?Фа (1013, Испания — 1103, Северная Африка), который проделал аналогичную работу

с текстом Вавилонского Талмуда и оставил в нём только те мнения

26 О своём творчестве в ранние годы РаМБаМ упоминает в предисловии к комментарию

на Мишну.

РАННИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯРанние произведения 25

мудрецов, что имели юридическую значимость. На сегодняшний день

от этого огромного материала остались лишь фрагменты.

К ранним произведениям относится и небольшая работа о еврейском календаре, где затрагивается тема фиксированного календаря,

приводятся расчёты периодов новолуния, дат осеннего и весеннего

равноденствий,27 зимнего и летнего солнцестояний.28 Пожалуй, это всё

из заметных ранних работ.

27 360 градусов небесной сферы поделены для удобства на двенадцать сегментов, на

каждый из которых приходится по тридцать градусов. Двенадцать секторов — это знаки

зодиака, которые вместе составляют так называемый зодиакальный пояс: овен, телец,

близнецы, рак, лев, дева, весы, скорпион, стрелец, козерог, водолей, рыбы. Осеннее

равноденствие — это когда Солнце находится в созвездии Весы зодиакального пояса,

весеннее — Солнце в созвездии Овна.

28 Зимнее солнцестояниеСолнце в Козероге, а летнее — Солнце в Раке.В течение двух лет, с 1159 по 1160 г., его отец Рабби Маймон с семьёй переселяется из Испании в Марокко, в город Фес. Почему семья

Маймонида отправилась в самое сердце притеснений, до сих пор

остаётся загадкой.

Исторические документы свидетельствуют о появлении первых еврейских поселений в Марокко в III веке н. э. В 536 году византийцы приняли законы, дискриминирующие евреев. Позднее положение улучшилось. В это время имели место случаи обращения в еврейскую религию части берберских племен.29 Во время мусульманского присутствия

евреи имели статус «зимми», что значит «покровительствуемые». Евреи

обязаны были платить подушные подати, и имели право селиться в большинстве новых городов.

После того, как основатель царской династии Идрисидов Идрис I

был отравлен в 793 году, наследником престола был объявлен его ещё

не родившийся сын, Идрис II (793 — 828 гг. н. э.). Идрис II прославился

тем, что основал новую столицу — Фес. Новая столица была открыта

для поселения евреев, и её население к XI веку стало в основном

29 Берберыгруппа народов Северной Африки, Центрального и Западного Судана.

Современный Фес

МАРОККОМарокко 27

еврейским. Кроме общины Феса, образовались также общины Мекнеса, Сижильмеса, Дары. Под властью Идрисов статус евреев улучшился: евреи служили переводчиками, послами, сборщиками налогов. Однако в XI веке под бременем податей, наложенных династией

Альморавидов (предшественниками Альмохадов), и вслед за изгнанием из города Марракеша многие еврейские семьи эмигрировали в

Испанию. Захват власти Альмохадами, как уже было отмечено, умножил многочисленные несчастья, разруху и гонения. Великий еврейский

поэт и комментатор Торы, Авраам ибн Эзра (1089—1164, Северная Испания, Тудела) в траурной элегии, посвященной нашествию Альмохадов, — «Увы, снизошло зло с Небес на Испанию», — насчитал 23 уничтоженные общины. Многие люди пострадали за веру, а остальные

оставили этот край. Среди последних была семья РаМБаМа.30

30

«Энциклопедия а-иврит», статья «Марокко: йехудим».Весной 1165 года семья Маймона покидает город Фес и отправляется на корабле в Святую Землю,31 обещанную Творцом первому еврею, праотцу Аврааму, и его потомству примерно за 1800 лет до новой

эры.32

В ночь с субботы на воскресенье, 4 ия?ра (апрель–май) семья Маймонида отправилась в море. В субботу, 10 ияра 4925 года по еврейскому летосчислению (1165 год), начался сильный шторм. Когда море улеглось, РаМБаМ принял обет, что впредь ежегодно эти два дня он сам,

его домочадцы, а также все его потомки будут поститься и делать добрые дела соразмерно их возможностям. Рабби Моше также пообещал, что каждое 10 ияра будет пребывать в одиночестве, молясь в па-

31 По еврейской традиции, Земля Израиля обладает особым статусом, как сказано в

книге «Дварим» — «Второзаконие», 11: 10, 12: «Ибо земля, в которую ты идёшь, чтобы

овладеть ею, не как земля египетская, из которой вышли вы… Земля, о которой Господь,

Бог твой, печётся,- очи Господа, Бога твоего, непрестанно на ней…» А в Вавилонском

Талмуде, трактате «Ктубот» — «Брачные договоры», 111а, мудрецы утверждают: «Тот, кто

ступает по Святой Земле четыре локтя, имеет долю в грядущем мире».

Среди раввинов бытуют разные мнения о том, является ли жизнь в Земле Израиля

правом или обязанностью.

Некоторые законодатели, среди которых Рабби Моше бен Нахман — РаМБаН —

Нахманид (1194, Герона — 1270, Акко), строят свои доказательства на основании стиха

из книги «Дварим» — «Второзаконие», 11: 31, где сказано: «Ибо вы переходите Иордан,

чтобы пойти овладеть землёй, которую Господь, Бог ваш, даёт вам, и овладеете ею, и

будете жить в ней». Взяв за основу этот стих, а также высказывания мудрецов в Устной

Торе на сей счет, Нахманид приходит к выводу, что каждый еврей обязан жить в Израиле

независимо от каких-либо условий.

Другие раввины, среди которых автор книги «Мегилат Эстер» — Рабби Ицках диЛион (XV век, Испания), опровергают доказательства

Скачать:TXTPDF

. Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать бесплатно, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать онлайн