века н. э.
15 Полное имя — Абу Мухаммад Джабир ибн Афлах (первая половина XII века, Севилья,
Испания). Астроном и математик. Ибн-Афлах написал трактат по астрономии, который резюмирует и корректирует труд великого греческого астронома Птолемея —
«Математический трактат». В своём трактате Ибн-Афлах резко критикует Птолемея,
считавшего, что сферы планет Меркурия и Венеры находятся под Солнцем, а не над
ним.
16 Полное имя — Абу Бакр Мухаммад ибн Яхья ибн ас-Саиг ибн Баджа (до 1106 г. Сарагоса, Испания — г. Фес, Марокко). Философ, известен тем, что познакомил Испанию
с аристотелизмом. Написал много небольших трудов по медицине, геометрии, алхимии, философии и астрономии.
17 В гл. 50, первой части философского труда «Путеводитель заблудших», РаМБаМ
даёт определение познания. Познание — это то, что было выгравировано в душе путем доказательства. Например, тот, кто говорит, что Бог един, но при этом утверждает, что Он обладает сущностным определением, не понимает единства Бога, как
оно есть, а лишь провозглашает словесно о единстве, не вникая в суть произносимого.
18 Кодекс «Мишне Тора», книга «Мада», раздел «Деот», IV, 1, а также трактат «Путеводитель заблудших», ч. III, гл. 27.
19 Трактат «Об искусстве логики», VIII, 3.22 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории
а фантазия — эффект действия силы воображения, которая, вытесняя
рассудок, привносит зло.20
Редкого качества ум соединялся в нём с чрезвычайной силой воли.
Ни неудобства, ни физические или душевные страдания, ни соблазн
признания его заслуг не могли отклонить Рабби Моше от главной цели
жизнедеятельности — вести единоверцев ко всё более совершенному
пониманию сути Божественной природы, Священного Писания и стремлению оградить их от влияния царящих среди них предрассудков.
К пониманию Божественного нельзя подойти сразу. Очень важен
подготовительный этап на пути человеческого разума к постижению
Высшего. Стремясь к познанию, душа сталкивается с пятью разновидностями трудностей:
1. Трудность самого предмета, его глубины. РаМБаМ ссылается на
высказывание еврейских мудрецов, сравнивающих учебу с погружением в воду: «Тот, кто умеет плавать, достанет со дна моря жемчужины, а
кто не умеет — утонет».21
2. Другое препятствие на пути постижения — зачаточное состояние
человеческого разума, существующего лишь в потенциале, который,
возможно, будет реализован. Об этом сказано в Писании: «Человек —
дикарь по рождению».22
3. Третья группа трудностей проистекает из необходимости занятий
логикой, естественными науками, талмудической литературой, где
формулируются законы разрешённого и запрещённого, чистого и нечистого, а также ремеслом, чтобы наполнить «своё брюхо хлебом и
мясом».23 Аргументация Маймонида гениальна и одновременно проста: в мире всё взаимосвязано — небеса, душа, ангелы. Творца можно
постичь только через Его действия, свидетельствующие о Его существовании и незримом присутствии в становлении творения. Эти действия,
являющиеся результатом Его воли, также указывают нам на то, что Ему
присуще, а что нет. Истинный «облик» Всевышнего зависит от результатов правильного наблюдения, анализа и синтеза полученных данных, а
уж затем, отталкиваясь от сформированной в ходе научных исследований системы знаний о мироздании, можно идти дальше, к собственно
Теологии — познанию Бога. Значимость подготовительных занятий уже
была отмечена царем Шломо? (Соломоном) в книге «Коэ?лет» — «Екклесиаст», 10: 10: «Если затупилось железо, — не заточив лезвие, только
силы потратишь: польза в применении мудрости!».
4. Четвёртая разновидность — выработка соответствующих черт характера, — таких как уравновешенность, целомудрие, скромность. Об
20 Трактат «Путеводитель заблудших», ч. II, гл. 12.
21 Вавилонский Талмуд, трактат «Бава Кама», лист 17а.
22 Книга «Иова», 11: 12.
23 Кодекс «Мишне Тора», кн. «Мада», раздел «Йесодей Тора», IV, 13.Испания 23
этом сказано в Псалмах царя Давида, 34: 19: «Близок Господь к тем, кто
сломлен сердцем».24
5. Пятая разновидность является серьёзным препятствием на пути
постижения для большинства людей. Повседневные нужды, излишества
в еде, напитках способствуют выработке вредных привычек, которые, в
свою очередь, ослабляют стремление к умозрительным занятиям. Даже
цельный человек в погоне за удовлетворением житейских потребностей, а тем более в погоне за излишествами, оставит стремление к познанию, или его познание будет неполным и ошибочным. Отстранение
от повседневности позволяет человеку преодолеть пятую группу трудностей.
Как заключает РаМБаМ, стезя познания вещей высокого порядка
остаётся лишь для избранных, прошедших подготовку. Необходимо
скрывать глубокие истины от начинающих, а рядовых людей удерживать
от занятий ими вообще. Занятия Теологией так же вредны для начинающего, как вредна грубая и тяжелая пища для неокрепшей системы пищеварения младенца.25
24 Речь идёт о том, кто владеет собой.
25 Трактат «Путеводитель заблудших», I, 32.К одному из самых ранних произведений Рабби Моше относится
небольшой трактат по логике, написанный им в шестнадцать лет. Трактат состоит из четырнадцати глав. Первые главы посвящены основным
понятиям аристотелевской логики. В главах I—VII рассматриваются
суждения, их разновидности, фигуры силлогизмов. Последние главы
трактата Маймонид посвятил рассмотрению философских терминов,
которыми он оперирует в своих произведениях.
В этот же период были составлены комментарии к нескольким разделам и трактатам Вавилонского Талмуда:
«« — »????Моэ?д» — «Особая дата». Другое название раздела —
«« — »?????Змани?м» — «Времена». В раздел входит 12 трактатов, и посвящён он законам субботы и праздничных дней. В него также входит трактат «Шкали?м» — «Шекели», формулирующий законы обязательного для
мужчин ежегодного денежного приношения в размере полшекеля в
Иерусалимский Храм.
«« — »????Наши?м» — «Женщины». В раздел входит 7 трактатов. Этот
раздел посвящён законам заключения брака, составления брачного
договора, развода.
«« — »??????Незики?н» — «Ущербы». В раздел входит 10 трактатов. Этот
раздел посвящён законам нанесённого прямого и косвенного материального ущерба, кроме того, в разделе формулируются принципы
судопроизводства. В раздел входит также трактат «« — »????? ???Авода? Зара?» — «Идолопоклонство» и трактат «« — »????Аво?т» — «Отцы», в котором
перечислены моральные высказывания и рекомендации мудрецов. Из
десяти трактатов раздела Рабби Моше прокомментировал только
Трактат «« — »?????Хули?н» — «Будничное» из раздела «« — »?????Кодаши?м» — «Жертвы». После разрушения Иерусалимского Храма раздел,
посвящённый законам жертв, жертвоприношений и Храму, утратил
свою былую актуальность. Принимая во внимание то, что в трактате
«Хули?н» формулируются законы о животных, не связанные с общей тематикой раздела: убой скота и птицы, повреждения и заболевания животного, делающих такое мясо запрещённым для потребления — Маймонид также прокомментировал и этот трактат.26
Кроме того, Рабби Моше в комментарии к Мишне, в трактате
«« — »????Тами?д» — «Постоянная жертва», 5, 1, упоминает, что в ранние
годы им была проделана работа по кодификации текста Иерусалимского Талмуда. По-видимому, за основу РаМБаМ взял труд своего предшественника и учителя — Рабби Ицха?ка аль-Фа?си — РИ?Фа (1013, Испания — 1103, Северная Африка), который проделал аналогичную работу
с текстом Вавилонского Талмуда и оставил в нём только те мнения
26 О своём творчестве в ранние годы РаМБаМ упоминает в предисловии к комментарию
на Мишну.
РАННИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯРанние произведения 25
мудрецов, что имели юридическую значимость. На сегодняшний день
от этого огромного материала остались лишь фрагменты.
К ранним произведениям относится и небольшая работа о еврейском календаре, где затрагивается тема фиксированного календаря,
приводятся расчёты периодов новолуния, дат осеннего и весеннего
равноденствий,27 зимнего и летнего солнцестояний.28 Пожалуй, это всё
из заметных ранних работ.
27 360 градусов небесной сферы поделены для удобства на двенадцать сегментов, на
каждый из которых приходится по тридцать градусов. Двенадцать секторов — это знаки
зодиака, которые вместе составляют так называемый зодиакальный пояс: овен, телец,
близнецы, рак, лев, дева, весы, скорпион, стрелец, козерог, водолей, рыбы. Осеннее
равноденствие — это когда Солнце находится в созвездии Весы зодиакального пояса,
весеннее — Солнце в созвездии Овна.
28 Зимнее солнцестояние — Солнце в Козероге, а летнее — Солнце в Раке.В течение двух лет, с 1159 по 1160 г., его отец Рабби Маймон с семьёй переселяется из Испании в Марокко, в город Фес. Почему семья
Маймонида отправилась в самое сердце притеснений, до сих пор
остаётся загадкой.
Исторические документы свидетельствуют о появлении первых еврейских поселений в Марокко в III веке н. э. В 536 году византийцы приняли законы, дискриминирующие евреев. Позднее положение улучшилось. В это время имели место случаи обращения в еврейскую религию части берберских племен.29 Во время мусульманского присутствия
евреи имели статус «зимми», что значит «покровительствуемые». Евреи
обязаны были платить подушные подати, и имели право селиться в большинстве новых городов.
После того, как основатель царской династии Идрисидов Идрис I
был отравлен в 793 году, наследником престола был объявлен его ещё
не родившийся сын, Идрис II (793 — 828 гг. н. э.). Идрис II прославился
тем, что основал новую столицу — Фес. Новая столица была открыта
для поселения евреев, и её население к XI веку стало в основном
29 Берберы — группа народов Северной Африки, Центрального и Западного Судана.
Современный Фес
МАРОККОМарокко 27
еврейским. Кроме общины Феса, образовались также общины Мекнеса, Сижильмеса, Дары. Под властью Идрисов статус евреев улучшился: евреи служили переводчиками, послами, сборщиками налогов. Однако в XI веке под бременем податей, наложенных династией
Альморавидов (предшественниками Альмохадов), и вслед за изгнанием из города Марракеша многие еврейские семьи эмигрировали в
Испанию. Захват власти Альмохадами, как уже было отмечено, умножил многочисленные несчастья, разруху и гонения. Великий еврейский
поэт и комментатор Торы, Авраам ибн Эзра (1089—1164, Северная Испания, Тудела) в траурной элегии, посвященной нашествию Альмохадов, — «Увы, снизошло зло с Небес на Испанию», — насчитал 23 уничтоженные общины. Многие люди пострадали за веру, а остальные
оставили этот край. Среди последних была семья РаМБаМа.30
30
«Энциклопедия а-иврит», статья «Марокко: йехудим».Весной 1165 года семья Маймона покидает город Фес и отправляется на корабле в Святую Землю,31 обещанную Творцом первому еврею, праотцу Аврааму, и его потомству примерно за 1800 лет до новой
эры.32
В ночь с субботы на воскресенье, 4 ия?ра (апрель–май) семья Маймонида отправилась в море. В субботу, 10 ияра 4925 года по еврейскому летосчислению (1165 год), начался сильный шторм. Когда море улеглось, РаМБаМ принял обет, что впредь ежегодно эти два дня он сам,
его домочадцы, а также все его потомки будут поститься и делать добрые дела соразмерно их возможностям. Рабби Моше также пообещал, что каждое 10 ияра будет пребывать в одиночестве, молясь в па-
31 По еврейской традиции, Земля Израиля обладает особым статусом, как сказано в
книге «Дварим» — «Второзаконие», 11: 10, 12: «Ибо земля, в которую ты идёшь, чтобы
овладеть ею, не как земля египетская, из которой вышли вы… Земля, о которой Господь,
Бог твой, печётся,- очи Господа, Бога твоего, непрестанно на ней…» А в Вавилонском
Талмуде, трактате «Ктубот» — «Брачные договоры», 111а, мудрецы утверждают: «Тот, кто
ступает по Святой Земле четыре локтя, имеет долю в грядущем мире».
Среди раввинов бытуют разные мнения о том, является ли жизнь в Земле Израиля
правом или обязанностью.
Некоторые законодатели, среди которых Рабби Моше бен Нахман — РаМБаН —
Нахманид (1194, Герона — 1270, Акко), строят свои доказательства на основании стиха
из книги «Дварим» — «Второзаконие», 11: 31, где сказано: «Ибо вы переходите Иордан,
чтобы пойти овладеть землёй, которую Господь, Бог ваш, даёт вам, и овладеете ею, и
будете жить в ней». Взяв за основу этот стих, а также высказывания мудрецов в Устной
Торе на сей счет, Нахманид приходит к выводу, что каждый еврей обязан жить в Израиле
независимо от каких-либо условий.
Другие раввины, среди которых автор книги «Мегилат Эстер» — Рабби Ицках диЛион (XV век, Испания), опровергают доказательства