образом, люди, владеющие ключами доступа к корням — каббалисты, — в состоянии проникнуть в духовные миры и постичь
433 Книга «Йецира», ч. I, мишна 1—2; ч. II, мишна 2. См. также Вавилонский Талмуд, трактат
«Брахот», 55 и 21, где со ссылкой на мнение мудреца Рава утверждается, что существуют буквы, с помощью которых были созданы небо и земля».
434 Вавилонский Талмуд, трактат «Брахот», 55а.
435 Там же, трактат «Санэдрин», 65б.
436 Лайтман М. Книга «Зоар», с. 114.202 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа
такое парадоксальное явление как единство Бога и наличие у Него атрибутов.
В заключение хочется обратить внимание на немаловажный факт в
еврейской истории. Влияние РаМБаМа на еврейскую мысль было настолько огромным и неоднозначным, что последовавшие после смерти Маймонида острые дискуссии с его приверженцами даже привели
к созданию легенды о том, что РаМБаМ в конце своих дней, ознакомившись с тайным учением — каббалой, под её влиянием пересмотрел
свои взгляды. Например, комментатор «Мигдаль Оз» (первая половина
XIV века, Испания) на кодекс «Мишне Тора», раздел «Йесодей Тора»,
I, 10, писал:
…А я говорю, что несколько сторон у Торы: закрытых и открытых. И
тот путь, которого придерживался Рабби Моше в этом, похож на путь,
которого он придерживался в книге «Путеводитель заблудших» — чтобы
умиротворить разум философствующего человека, которого тяготил
буквальный смысл стихов, и поэтому он написал её на арабском языке. Однако он сам знает, что путь истины скрыт, и что он передаётся
тайно из уст в уста…, как он и сообщил в предисловии к Путеводителю… Однако, по моему мнению, РаМБаМ узнал об этих путях истины
в конце своих дней, ибо я подтверждаю, что видел в Испании, нашей родине, на старом пергаменте такую надпись: «Я, Рабби Моше бен Маймон, когда проник в глубины колесницы, мне было дано понять о конце
дней» и т. д. И его слова были близки к словам истинных каббалистов…ЭКЗИСТЕНЦИЯ УНИВЕРСУМА
Античные философы, наблюдая за окружающим миром и обсуждая его устройство со своими учениками,437 пришли к интересному выводу: объяснить процесс появления и уничтожения различных объектов
подлунного (нашего) мира можно лишь путём принятия идеи отличающегося по своим параметрам от всего иного сущего. Роль более совершенного сущего сыграли непрерывно движущиеся сферы,438 которые обеспечивали циклический процесс появления и уничтожения природных объектов. Это более совершенное сущее отличалось от земного по форме и материи439 и занимало промежуточное положение в
системе мироздания.440 Оно также обладало разумом, приводившим
эти системы в движение. Разум, в свою очередь, нуждался в постижении441 непостижимой Сущности, иначе бы весь этот механизм остановился и, следовательно, разрушился. Непостижимая Сущность — это
Бог, абсолютная, неподвижная, актуальная Сущность, познающая Самоё Себя. Подытоживая свои размышления, философы разделили всё
сотворённое Богом на три части:
Всё, что в мироздании сотворил Пресвятой, благословен Он, делится на три части.
Среди них — творения, состоящие из материи и формы. Они постоянно создаются и разрушаются — как, например, тела человека,
животного, растения и минералов.
Среди них — творения, состоящие из материи и формы, однако
они не переходят как предыдущие от тела к телу и от формы к форме,
но их форма навеки соединена с материей… Это — сферы и небесные тела, которые покоятся в них;442 однако их материя не тождественна материям остальных творений, а форма не тождественна формам остальных творений.
437 См. Аристотель, трактат «Метафизика», кн. XII, гл. 6—10.
438 Там же, гл. 7, 1072a21 — 24:
…И существует что-то, что вечно движется безостановочным движением, а таково
движение круговое; и это ясно — не только как логический вывод, но и как реальный
факт, а потому первое небо (небо неподвижных звёзд.— прим. — Кубицкий А. В.) обладает, можно считать, вечным бытием…
439 Там же, гл. 2, 1069b25 — 26:
…Всё, что изменяется, имеет материю, но — другую; также из числа вечных вещей
она есть у тех, которые не подвергаются возникновению, но движутся в пространственном движении, только у них это — не материя, реализуемая через возникновение, но
материя для перехода с места на место…
440 Там же, гл. 7, 1072а25 — 26:
…То, что движется и вместе движет, занимает промежуточное положение…
441 Там же, 1072а27:
…Но движет так предмет желания и предмет мысли: они движут, сами не находясь в движении…
442 См. трактат «Путеводитель заблудших», ч. II, гл. 8, 30.204 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа
Среди них — творения, состоящие из чистой формы без материи
и это — ангелы…
(РаМБаМ. Кодекс «Мишне Тора»,
книга «Мада», раздел «Йесодей Тора», II, 3)
Ангелы
Наиболее близко по своей природе к Богу стоят не обременённые
материей разумы. Как уже отмечалось, посредством чистых разумов
происходит движение небесных сфер. Разумы — это механизмы
управления миром.
По мнению Маймонида, в Торе также имеется аналогичный механизм, именуемый — «« — »????малах? » — «ангел»,443 полагая, что разница
между ними существует лишь в названии. Считалось, что число ангелов
(разумов) равно количеству сфер, так как последние обращались благодаря постижению разумов. В свою очередь, число сфер определялось согласно скорости их вращения вокруг центра. Уместно задаться
резонным вопросом: если материальные сферы допустимо дифференцировать между собой, то ангелы вовсе лишены материи — следовательно, каким образом они могут отличаться один от другого? Ведь
ещё Аристотель, обсуждая предметы материального мира, отмечал:
…И недостаточно для материи указать, что в ней все вещи даны
вместе. Ибо предметы различаются по материи, — иначе почему получилось бы их беспредельное количество, а не одна вещь?
(Трактат «Метафизика», кн. XII, гл. 2, 1069b30 — 32)
В ответ читаем у Маймонида:
Чем отличаются формы друг от друга, если они бестелесны? Тем,
что они онтологически не равны друг другу: каждая из них ниже по уровню чем её соседка, и она существует благодаря силе, нисходящей от
более высшей чем она — и все существуют благодаря силе и благу,
проистекающим от Пресвятого, благословен Он…
То, что мы сказали «ниже по уровню чем её соседка», имеется в
виду не степень возвышения места, как человек, восседающий над
другим, а как говорят о двух мудрецах, один из которых мудрее другого,
что он выше по уровню другого мудреца; и как говорят о причине, что
она — над следствием.
(РаМБаМ. Кодекс «Мишне Тора»,
книга «Мада», раздел «Йесодей Тора», II, 5—6)
443
«« — »????малах» — «ангел» — общее название для совокупности ангелов, которое, как
мы увидим далее, является также собственным названием одной из подгрупп ангелов.
Слово «малах» этимологически происходит от еврейского «« — »?????мелаха?» — «работа, труд, ремесло». «Малах», следовательно, это то, что выполняет какое-либо поручение, действие; уполномоченный на определённое действие механизм.Экзистенция Универсума 205
По мере нисхождения от высшего к низшему, концентрация блага
постепенно ослабевает. И хотя количественные или качественные характеристики не вполне справедливо применять к духовному миру —
данная модель призвана наглядно подчеркнуть, что вышестоящее звено
(и в перспективе — Творец) автономно и никоим образом не существует ради низшего звена, а спуск добра осуществляется по воле Свыше:
…И знай, что в этой иерархии444 у всякого источающего некоторое
количество блага — существование, цель и стремление сего источающего благо не направленно лишь на удовлетворение этого адресата
блага, ибо из этого может последовать абсурд, а именно: цель важнее нежели вещи, которые ради цели, а это значит, что существование
более значимого, цельного и почётного — ради менее значимого. Ни
один разумный человек не вообразит себе такого!
Но всё обстоит так, как я объясняю. А именно: если имеется цельная
в каком-то отношении сущность — частично данная цельность присутствует в ней ради неё самой, не переходя к другой сущности, а частично — цельность присутствует в ней в избытке — для другой сущности…
(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. II, гл. 11, с. 185—186)
В этом, на первый взгляд, сходстве природы высших разумов с природой Бога (отсутствие телесности) Рабби Моше усматривает принципиальное отличие, лишающее высших созданий истинно Божественного статуса как Необходимо-Сущего:
…И невозможно, чтобы разум, вращающий высшую небесную
сферу, был Необходимо-Сущим, ибо у него наличествует общность с
другими разумами в каком-то одном аспекте (и это — движение тел) и
в то же время отличие каждого от другого в ином аспекте — так что
каждый из десяти имеет два аспекта. Поэтому из этого следует необходимость Первопричины445 для всей структуры…
(Там же, гл. 4, с. 174)
Для того, чтобы понять дальнейший ход мысли Маймонида, затрагивающий вопрос о количестве ангелов в системе мироздания, нам потребуется на некоторое время окунуться в мир античного мировоззрения. Согласно представлениям эллинов, небесные тела — одушевлены и
разумны:
…Итак, после того как все эти звёзды, назначенные участвовать в
устроении времени, получили подобающее каждой из них движение,
444 От высшего к низшему: от Творца — к ангелам, от ангелов — к сферам и т. д.
445 Согласно постулату № 21:
Любой объект, состоящий из двух аспектов — сие соединение аспектов является причиной его существования…, и он сам по себе не является Необходимо-Сущим,
ибо его существование зависит от существования составляющих его и их соединения.
(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. II, введение, с. 162)206 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа
после того как они, являя собою тела, связанные одушевлёнными узами,
стали живыми существами и уразумели порученное им дело, они начали
вращаться вдоль движения иного,446 которое наискось пересекает движение тождественного447 и ему подчиняется… 448
(Платон. Трактат «Тимей», 38е4 — 39а1)
Однако не только небесные тела, но и весь космос, согласно эллинам, одушевлён, разумен и шарообразен. Закон круга действует повсюду во вселенной: Земля и другие небесные тела — шарообразны, а
равномерное круговое движение небесных сфер — наиболее совершенно с эстетической и философской точек зрения. Древние греки
считали, что желание уподобиться Божественной сущности понуждает
одушевлённые сферы постоянно вращаться, так как непрерывное движение сближает их с актуальным бытием Божества. По этой причине
движение сфер неизбежно должно быть также равномерным, ибо бытие Всевышнего неизменно, и обязательно по кругу: круговое движение
не имеет конечного пункта назначения, так же как не имеет конца постижение Высшего совершенства. Именно постигающий разум, присутствующий в сфере, заставляет её вращаться в определённом направлении и с определённой скоростью. Таким образом, греки установили, что каждой сферой управляет один разум. Со временем они
обнаружили, что небесные тела двигаются неравномерно, поэтому
ими была предложена модель космоса с числом сфер, значительно
превышающим фактическое число небесных тел:
…Но вместе с тем надо иметь в виду, что движущееся вообще
должно приводиться в движение чем-нибудь, а первое движущее —
быть неподвижным само по себе, причём вечное движение необходимо вызывается тем, что вечно, и одно движение — каждый раз чемнибудь одним, между тем, помимо простого движения вселенной, которое мы приписываем действию основной и неподвижной сущности, мы видим наличие других пространственных движений — вечные
движения планет… Раз это так, тогда необходимо, чтобы и каждое из
подобных движений планет вызывалось некоторой по природе своей неподвижной и вечной сущностью. …А уже к вопросу о количестве
этих движений надо подойти с точки зрения той из математических
наук, которая ближе всего к философии — с точки зрения астрономии… Что у несущихся небесных тел движений