Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Мишне Тора. Маймонид. Учитель и целитель

по нескольку, — это

ясно тем, кто хоть немного занимался вопросом, ведь каждая из планет движется больше, нежели одним движением…

(Аристотель. Трактат «Метафизика»,

кн. XII, гл. 8, 1073a25 — 1073b10)

446 Движение планеты вокруг Земли.

447 Движение планеты вокруг своей оси.

448 См. также Аристотель, трактат «О небе», кн. I, гл. 3, 406b26 — 407a3.Экзистенция Универсума 207

Согласно РаМБаМу, Аристотель считал, что разумов пятьдесят

согласно количеству сфер, насчитываемых им также в количестве

пятидесяти.449 По мнению Маймонида, в таком числе сфер нет необходимости, ибо во времена Стагирита:

…Представляли, что всякое движение нуждается в сфере, не подозревая, что вследствие наклона одной сферы порождается множество

наблюдаемых движений…

(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. II, гл. 4, с. 173)

Придя к такому выводу, средневековые философы «оптимизировали» число ангелов (разумов) до количества десяти:

…Однако то, что более поздние философы сказали, что разумов

десятьпотому что посчитали сферы с небесными телами и огибающую сферу, хотя в части из этих сфер присутствует несколько сфер.

А сфер, согласно их подсчётам, девять:

1) Всеогибающая сфера;

2) Сфера неподвижных звёзд;

3) Сферы семи небесных тел.450

449 Аристотель насчитывает 55, или 47, если не прибавлять движения для Солнца и Луны

(трактат «Метафизика», кн. XII, гл. 8; см. также Рожанский И. Д. История естествознания

в эпоху эллинизма и Римской империи, с. 228 и далее).

450 Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий, Луна.

Система гомоцентрических сфер Аристотеля208 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа

А десятый разум — это активный разум, благодаря которому осуществляется изменение нашего разума из потенциального состояния в

актуальное…

(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших»,

ч. II, гл. 4, с. 173)

Каждый из перечисленных ангелов имеет собственное названиеимя и уровень иерархии:

Ангелы различаются по именам и уровням. И потому называются

«Хайо?т а-ко?деш»,451 они — надо всем и далее — «Офани?м»,452 «Эрели?м»,453 «Хашмали?м»,454 «Срафи?м»,455 «Малахи?м»,456 «Элои?м»,457 «Бней

Элои?м»,458 «Круви?м»,459 «Иши?м».460 Все эти десять имён, которыми были

названы группы ангелов, соответствуют десяти занимаемым ими уровням. Самый высокий уровень, выше которого не существует в системе мироздания, за исключением Бога, благословен Он, это — расположение формы, именуемой «Хайо?т», поэтому сказано в пророчестве,

что они — под престолом славы.461 А десятый уровень — это расположение формы, именуемой «Иши?м». Это — ангелы, вступающие в вербальный контакт с пророками и открывающиеся им в пророческом ви-

451

«Хайо?т а-ко?деш» — «Святые животные». О них повествуется в первой главе книги пророка Иехезкеля (Иезекииля), описывающего своё видение «небесных чертогов» через образы четырёх живых существ — человека, льва, тельца и орла. «Животные», запряжённые в одну колесницу — аллюзия, указывающая на первый разум, который движет высшей сферой и даёт всему сотворённому миру жизнь, сообщая последнему витальную силу.

452

«Офани?м» — «Колёса». Там же, у пророка Иехезкеля (10: 13) говорится, что «Офаним» — это также «гальга?ль», что в переводе означает что-то круглое — сферу.

453

«Эрели?м» — не имеет переводного аналога; обозначает что-то великое и возвышенное.

454

«Хашмали?м» — «Яркие вспышки света». Группа ангелов, открывавшихся пророкам во

время пророческих видений в мощном свете чистого сияния огня.

455

«Срафи?м» (серафимы) — «Сжигающие». Данное название эта группа получила за

свой устрашающий вид: тот, кто их созерцал — сгорал на месте.

456

«Малахи?м» — «Уполномоченные лица». Как уже отмечалось, «мала?х» («малахи?м» — во

мн. ч.) является общим названием для всей группы ангелов и одновременно именем

собственным одной из подгрупп (см. также словарь в конце книги, термин «многозначные слова»).

457

«Элои?м» — многозначное слово, которое в зависимости от контекста обозначает Бога,

судей, ангелов или идолов.

458

«Бней Элои?м» — «Подгруппа Элои?м». «Бней» — мн. ч. от «бен» — «сын», «следствие», «последователь», «приверженец».

459

«Круви?м» (херувимы) — не имеет переводного аналога. «Круви?м» — формы, напоминавшие по виду детей (изображались с крыльями); «круви?м» располагались друг против друга по краям крышки ковчега завета (см. кн. «Шмот» — «Исход», 25: 18).

460

«Иши?м» — «Мужи, люди». Ближайшая к людям группа ангелов, с которой пророки вступали в контакт.

461

«Иехезкель» — «Иезекииль», гл. 1 и далее.Экзистенция Универсума 209

дении, поэтому именуются «Иши?м»,462 ибо их статус близок к уровню

сознания человека.

(РаМБаМ. Кодекс «Мишне Тора»,

кн. «Мада», раздел «Йесодей Тора», II, 7)

Насчитав, как мы увидим далее, «высших» ангелов в количестве десяти и перечислив их поимённо, РаМБаМ проявил изрядную самостоятельность, так как в еврейской литературе, имевшейся в его распоряжении, отсутствовала чётко регламентированная система высших

сил.463 И в Священном Писании, и в Устной Традиции (Талмуде и Мидрашах) перечислены отдельные названия и имена, но чёткая иерархия не обозначена. Исследуя стихи и высказывания учителей, Маймонид, согласно своему разумению, разместил их в таком порядке и указал конкретное количество. Смелость поступка можно объяснить условностью структуры небесной иерархии, как правило отражающей ту

или иную систему взглядов. Например, далее мы увидим, что любая

физическая сила (переваривание пищи или зачатие) также находится

во власти «низшего» ангела, действующего по поручению свыше. Более

или менее упорядоченная иерархия ангелов обычно принимается в целях удобства теоретического описания сложного устройства механизма вселенной, но с обязательной оговоркой, что она может быть легко

изменена или опущена. Например, согласно РаМБаМу, число «десять»

существует недавно и весьма условно: как уже отмечалось, поздние

философы посчитали несколько сфер за одну скорее для удобства и

простоты описания мира. Собственно, задачей философа как раз и

является выведение обобщений и создание на их основании идеальной

модели вселенной — той, какой ей следует быть, в то время как астроном обязан иметь дело с реальным космосом, разрабатывая инструментарий, позволяющий максимально сблизить расчёты с наблюдаемыми явлениями:

Знай, что если бы данные астрономические принципы прочёл и осознал математик,464 то подумал бы, что они исчерпывающе доказывают,

что форма сфер и их число — такое-то. Однако это не так, и сие не является целью астрономии. Существуют сведения доказанные, о которых

известно, что они такие-то, как доказано, что курс движения Солнца по

эклиптике смещён от линии небесного экватора…, однако, есть ли у

него сфера со смещённым центром,465 или вращающаяся сфера466 —

не доказано. Однако это относится к вещам, на которые астроном не

обращает внимания, так как целью этой науки является:

462

«Люди» с большой буквы.

463 См. книгу «Зоар» на «Шмот», гл. «Бо» (РаМБаМ ею не располагал), где приводится аналогичный список ангелов в несколько ином порядке.

464 О том, что входит в понятие «математические науки» см. словарь в конце книги.

465 Эксцентр.

466 Эпицикл.210 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа

1) допущение условия (алгоритма), благодаря которому небесное

тело сможет двигаться однородным круговым движением, где отсутствует и ускорение, и замедление, и вообще какое-либо изменение;

2) и где следствие сего движения соответствует тому, что наблюдаемо;

3) и при этом постараться снизить количество движений и сфер, насколько это возможно…

В соответствии с данным принципом, когда мы обнаружили движения всех неподвижных звёзд как одно неизменное, унифицированное

движение, мы допустили, что все они — в одной сфере. Однако не исключено, что каждая из этих звёзд имеет собственную сферу, а их движения тождественны… И, следовательно, число разумов станет соответствовать числу звёзд, как сказано: «Есть ли число воинствам Его?»467

…И даже если это будет так,468 иерархия, которую мы приняли, не шелохнётся…, ведь ты уже осознал, что цель подсчёта всякой силы, обнаруженной нами в мироздании — постижение в общих чертах, не задерживаясь на истинном (реальном) числе разумов и сфер…

(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. II, гл. 11, с. 184—185)

Ангелы, получая приказ из центра управления мира, воздействуют

на высокие материи, в том числе и сферы, которые, в свою очередь,

приходят в движение. Будучи бестелесными, разумы ведут себя иначе,

нежели привычные нам в обиходе предметы и тела, духовное воздействует на материю бесконтактно: как только материя потенциально

готова воспринять некую форму, ангел, существующий вне времени

и пространства, тут же придаёт («накладывает») её (т. е. данную форму):

…Ибо всякое смешение элементов претерпевает прибавление и

убавление, и оно создаётся постепенно.469 Однако формы не таковы,

ибо они не создаются постепенно…, а появляются и исчезают вне времени, и поэтому они рождаются не вследствие действия смешения

элементов. Смешение элементов лишь подготавливает материю

для принятия формы, а фактор формы — это то, что не претерпевает

деления на этапы… И невозможно, чтобы сей бестелесный фактор

влиял на влияемое470 в определённом отношении, чтобы он мог приближаться или отдаляться, поскольку он бестелесен… Таким образом,

467 Книга Иова, 25: 3.

468 То есть множество сил.

469 То есть всякое тело, предмет, прежде чем достичь конечной фазы своего становления

(предметности) претерпевает ряд изменений (количественные, качественные, пространственные).

470 То есть от собственного избытка фактор воздействовал бы на принимающий форму

объект — материю.Экзистенция Универсума 211

с необходимостью вытекает, что причина отсутствия данного действия — в отсутствии готовности данной материи принять действие

освобождённого от материи разума.

…И поскольку влияние освобождённого от материи разума очевидно в мироздании, ибо рождение всякого образующегося объекта

не зависит лишь от смешения элементов — мы с очевидностью осознали, что сей фактор не действует при прикосновении (т. е. непосредственно) и на ограниченное расстояние, так как он бестелесный. И

поэтому всегда именуют воздействие освобождённого от материи

разума «эманацией» — подобно источнику воды, который бьёт во все

направления, поскольку отсутствует определённое направление, откуда он получает или передаёт другому: отовсюду течёт и постоянно орошает все направления как близкие ему, так и дальние. Аналогично

функционирует сей разум. Сила не поступает к нему с определённого направления и расстояния, равно как его сила не поступает время от времени к другому в определённом направлении и на ограниченное расстояние, но его воздействие постоянно, каждый раз, когда

объект готов, он принимает сие воздействие…

(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших»,

ч. II, гл. 12, с. 187—188)

Мы уже знаем, что ангел — это сила для совершения конкретного

одноразового действия,471 а любая силаинструмент Бога. Однако,

заметит вдумчивый читатель, насчитав ангелов в количестве одного десятка, РаМБаМ весьма серьёзно обедняет картину мира, — так ли это?

Читаем у Маймонида:

…В нескольких местах было сказано мудрецами…, что Пресвятой, благословен Он, каждый день творит группу ангелов, они поют перед Ним песнь и исчезают.472 И когда возникла трудность в понимании

сего высказывания вследствие наличия иного высказывания, указывающегонато,чтоангелыпродолжаютсуществоватьанеисчезают473… —

прозвучал ответ: есть среди них те, что продолжают существовать, и

есть те, что исчезают. И так обстоит дело на самом деле: «частные» силы474 непрерывно рождаются и исчезают, а виды этих сил существуют

постоянно и не исчезают…

(Там же, гл. 6, с. 178)

Итак, главное во всей этой удивительно многообразной системе

то, что ангелы, как уже было упомянуто вначале раздела, — одна

из трёх ипостасей сотворённого мироздания. Религиозная модель

мироздания («мироописания»), утверждающая, что «ангел — одна

471

«Берешит Раба», 50: 2, РаМБаМ, трактат «Путеводитель заблудших», ч. II, гл. 6.

472

«Берешит Раба», 78: 1, Вавилонский Талмуд, трактат «Хагига», 14а.

473

«Шмот Раба», 23: 7.

474 То есть силы внутри одного вида.212 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа

треть мира»,475 по мнению Маймонида, ни на йоту не отстаёт в этом

смысле от научной доктрины. Более того, религиозная модель представлялась Маймониду более яркой и интересной, поэтому он разделял телесные силы, сферы и разумы, как мы бы сказали, на высших и

низших ангелов:

Мы уже прояснили476 многозначность

Скачать:TXTPDF

. Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать бесплатно, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать онлайн