слова «ангел», которое включает в себя и разумы, и сферы, и элементы, ибо все они выполняют
Однако не думай, что сферы или разумы по своему уровню уподоблены остальным телесным силам (а это — природа), которые не
постигают своих действий. Напротив, сферы и разумы постигают свои
действия и обладают выбором и манерой поведения, отличающимися
от нашего выбора и нашей манеры поведения, которые создаются
благодаря вновь рождающимся событиям… 477
(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших»,
ч. II, гл. 7, с. 179)
Надеемся, что читатель уже знаком с нашей первой книгой, где довольно подробно освещался самый грандиозный труд РаМБаМа — кодекс «Мишне Тора». Здесь уместно вспомнить, что этот труд Маймонид
посчитал важным начать с изложения фундаментального принципа, на
котором зиждется всё еврейское мировоззрение и право. Речь там
идёт о Всевышнем, Который сотворил вселенную, создал условия для
зарождения жизни, произвёл на свет людей. Вслед за основой основ
Рабби Моше снабдил читателя детальным описанием макромира, в
первую очередь ангелов. Интересно, что как итог тематики, посвящённой Богу и ангелам, РаМБаМ в кодексе «Мишне Тора» подводит черту,
ограничивающую дальнейшие философские спекуляции,478 обращая
внимание на особый запрет публичного толкования о вещах высокого
порядка. Что это за запрет и где он сформулирован? Читаем у Маймонида:
Первые мудрецы постановили, чтобы не толковать о сих вещах публично, но исключительно одному человеку, да и тот должен быть мудрым и сообразительным. Далее передают ему знания в виде «резюме», сообщают ему самую малость из изучаемого предмета, а он
разумеет услышанное собственным умом и ведает о конце предмета и его глубине. И сии вещи479 весьма глубоки, и не всякий разум в си-
475
«Берешит Раба», 68: 17.
476 Трактат «Путеводитель заблудших», ч. II, гл. 5—6.
477 Наш выбор и манера поведения — результат непрерывно обновляющихся состояний и
ситуаций, тогда как выбор и манера поведения разумов известна заранее (прим. —
Капах Й.).
478 См. также заключение.
479 Экзистенция Бога и иерархия ангелов.Экзистенция Универсума 213
лах выстоять перед ними. Об этом иносказательно сказал Шломо (царь
Соломон) в своих мудрых речах: «Овцы для твоей одежды».480 Комментируя это иносказание, мудрецы высказались следующим образом:
«Вещи, которые являются тайнами вселенной, будут тебе одеждой»,481 —
то есть только тебе, и не толкуй их публично…
(РаМБаМ. Кодекс «Мишне Тора»,
кн. «Мада», раздел «Йесодей Тора», II, 12)
Сферы
Приступая к анализу поведения небесных тел — промежуточного
звена между высшим и низшим мирами — нам необходимо уметь
различать между философской моделью вселенной, то есть той, какой она должна быть в идеале, и расчётной моделью, то есть той, какова она есть в реальности. В первом случае от нас не требуется соблюдать математической точности в расчётах, достаточно наглядно
описать то, что наблюдаемо, и согласовать всё это с философской
базой и идеологией. Во втором случае наши расчёты должны быть
предельно точны и адекватны, в противном случае это грозит нам календарным беспорядком со всеми вытекающими последствиями «в
земной жизни». Нам известно из предыдущих страниц, что средневековыми философами количество сфер было сведено к девяти. Что
это за сферы, и в каком порядке они располагались? Читаем у Маймонида:
Сферы именуются в Торе «Шама?им»,482 «Раки?а»,483 «Звуль»,484 «Араво?т».485 И этих сфер — девять. Ближайшая к нам сфера — сфера Луны.
Вторая сфера — та, что выше неё…, именуется Меркурием. В третьей
сфере, что над ним — Венера. В четвертой сфере — Солнце. В пятой
сфере — Марс. В шестой сфере — небесное тело, именуемое
Юпитером. В седьмой сфере — Сатурн. В восьмой сфере — все
остальные небесные тела, наблюдаемые на небосводе. А девятая
480
«Мишлей» — «Притчи Соломоновы», 27: 26.
481 Вавилонский Талмуд, трактат «Хагига», 13а. Иными словами, царь Шломо (Соломон)
рекомендует приобрести овец, дабы из их шерсти сшить себе одежды. Игра слов —
«« — »???ке?вес» — «баран», «« — »????кивса?» — «овца», а «« — »?????кившо?н» — «тайна,
секрет».
482 Небеса.
483 Небосвод.
484 Постоянное жилище. Используется в качестве аллегории и в большинстве случаев подразумевает место присутствия Бога.
485 В широком смысле — бесконечное пространство, эфир. Согласно одному из мнений, «Аравот» — название седьмого, наивысшего, небосвода (см. Вавилонский Талмуд, трактат «Хагига», 12б). РаМБаМ считал, что «Аравот» — название для верхней, огибающей, сферы (см. трактат «Путеводитель заблудших», ч. I, гл. 70).214 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа
сфера — это сфера, ежедневно вращающаяся с востока на запад;
она огибает («обнимает») всё и вращает всё.
А то, что видится, будто все небесные тела в одной сфере… — потому что сферы чисты и прозрачны как стекло и сапфир, поэтому небесные тела восьмой сферы наблюдаемы под первой сферой.
(РаМБаМ. Кодекс «Мишне Тора»,
кн. «Мада», раздел «Йесодей Тора», III, 1)
В отличие от философской, расчётная модель космоса выглядит
значительно богаче. Для математического описания реально наблюдаемых явлений, согласно РаМБаМу, необходимо допустить, что каждая
из сфер содержит в себе ещё несколько сфер:
Каждая сфера из восьми сфер, в которых присутствуют небесные тела, распадается на несколько сфер, одна выше другой — как
луковичные кольца. Одни сферы вращаются с запада на восток, другие — вращаются с востока на запад, так же как девятая «возвращающаяся» сфера…
(Там же, III, 2)
Общее количество сфер, «огибающих» мироздание, согласно
Маймониду, не менее чем восемнадцать.486 Три из них принадлежат
Луне, три сферы у Меркурия, у оставшихся пяти небесных тел (Венера,
Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн) по две сферы. К вышеперечисленным
шестнадцати сферам нужно добавить сферу неподвижных звезд и
огибающую сферу.
Кроме восемнадцати гомоцентрических сфер, для точного описания наблюдаемых явлений РаМБаМ принимал в расчёт сферы, центром которых не являлась Земля — эпициклы. Данных сфер он насчитывал восемь. Эпициклы — это малые сферы, равномерно вращающиеся по иным окружностям — деферентам.
У Солнца эпицикл отсутствовал, у Меркурия и Венеры — по два эпицикла, у остальных планет (Луны, Марса, Юпитера и Сатурна) по одному эпициклу (см. рисунок).
Мы сказали, что субстанция сфер прозрачна как стекло, однако
наблюдение за необычностью поведения небесных тел привело исследователей к мысли о различии сфер. Например, наблюдая за Луной,
учёные-астрономы обнаружили у неё различные аномалии в поведении, которые никак нельзя было описать с помощью одной сферы, поэтому они сделали вывод о наличии нескольких сфер. Продолжая наблюдать за поведением Луны, астрономы также обратили внимание
на то, что Луна периодически проходит один и тот же участок неба с
различной скоростью, поэтому они сделали вывод о наличии дополнительной сферы — эпицикла:
486 Кодекс «Мишне Тора», книга «Мада», раздел «Йесодей Тора», III, 5, см. также трактат
«Путеводитель заблудших, I, гл. 72.Экзистенция Универсума 215
Все эти сферы, огибающие мир,
круглы как шары, а Земля находится в
центре. И у некоторых небесных тел
есть малые сферы, в которые они помещены. Эти сферы не огибают Землю: малая не огибающая сфера помещена в большую огибающую сферу.
Число всех сфер, огибающих
весь мир — восемнадцать, а число
всех малых сфер, не огибающих —
В зависимости от движения небесных тел, ежедневного и ежечасного исследования периода их вращения…, их наклона от юга к северу и от
севера к югу, степени их отдалённости от Земли и близости к ней, человек уразумеет количество всех этих
сфер, их путь и способ вращения…
(РаМБаМ. Кодекс «Мишне Тора», кн. «Мада»,
раздел «Йесодей Тора», III, 4—5)
Как нам известно, монотонное движение сфер по кругу породило
у философов мысль о том, что сферы обладают каким-то внутренним
источником, вынуждающим их двигаться безостановочно. И этот источник — душа:
Что касается того, что сфера одушевлена, то это очевидно при внимательном рассмотрении…, ибо её движение в пространстве указывает на то, что в ней присутствует источник, благодаря которому, вне
всякого сомнения, она движется, и этот источник — душа… (РаМБаМ.
Трактат «Путеводитель заблудших», ч. II, гл. 4, с. 172).
Итак, сферы одушевлены. Современным людям утверждение, что
небесные тела, сферы, космос обладают душой, покажется более
чем странным. Попытаемся разобраться в данном вопросе. Какой
смысл вкладывается в понятие «одушевлённый предмет»? Согласно
представлениям древних мыслителей, отличие одушевлённого предмета от неодушевлённого объяснялось наличием всего лишь одной
составляющей — жизни. Иными словами, душа тождественна жизни.
Каким же образом обнаруживалось присутствие души в материи?
Жизнь (душа), согласно тем же представлениям, проявлялась через
мыслительную деятельность, ощущение, движение в пространстве и
движение в смысле питания, упадка и роста. В каком-то смысле,
душа — это некий способ организации материи: растительная душа
(питание, рост), животная душа (движение, ощущение), человеческая
душа (мышление). Таким образом, согласно античным представлеСистема сфер
согласно Маймониду216 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа
ниям, одушевлены и растения, и животные, и человек, а также сферы,
которые сознательно движутся по кругу безостановочно. Когда же о
Всевышнем говорят, что Он — «живой», — тем самым хотят показать
присущую Ему перманентную интеллектуальную активность:
…И жизнь без сомнения присуща Ему: ибо деятельность разума
есть жизнь, а Он есть именно деятельность — и деятельность Его, какова она есть сама по себе, есть самая лучшая и вечная жизнь. Мы
утверждаем поэтому, что Бог есть живое существо, вечное, наилучшее,
так что жизнь и существование непрерывное и вечное есть достояние
Его — вот что такое есть Бог…
(Аристотель. Трактат «Метафизика», кн. XII, гл. 7, 1072b26 — 30)
Мертва лишь неподвижная Земля, безмолвно покоящаяся в центре
мироздания. Сферы, согласно античным представлениям, разительно
отличались от земных неодушевлённых тел, природа которых заставляла их следовать в уготованное для них естественное место: огонь и воздух — наверх, землю и воду — вниз:
…Невозможно, чтобы её круговое движение487 осуществлялось по
аналогии с движением камня прямо вниз, а огня вверх, где источником
сего движения выступает природа, а не душа. Ибо движущееся естественным движением тело движет присутствующий в нём источник
движения, когда оно находится не на своём месте, чтобы достичь своего места. А когда оно (тело) достигнет своего места — остановится, —
однако сия сфера движется по тому же самому кругу…
(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. II, гл. 4, с. 172)
Уже не раз отмечалось, что сферы были созданы из наиболее совершенной материи — пятого элемента. Это означало, что не только
тело, но и душа сфер по уровню превосходила души всех творений
подлунного мира — растительную, животную и человеческую душу.
Душа сфер — разумна:
…И не из-за одушевлённости ей (сфере) приходится двигаться именно по такой траектории, — так как любое одушевлённое движется или
по природе, или благодаря образу в сознании. Под природой я имею в
виду стремление к подходящему и бегство от неподходящего; и нет разницы между влиянием внешнего фактора, препятствующего чему-либо,
пример — бегство животного из-под солнечного пекла…, или фактором
внутренним, где препятствием служило бы воображение…
А эта сфера не движется, спасаясь от неподходящего и стремясь
к подходящему: ведь к чему она стремится — от того она бежит… И
ещё: если бы её движение было из-за этого (т.е. мотивировано вышесказанным), то было бы необходимо, чтобы достигнув цели, куда двига-
487 Имеется в виду движение сферы.Экзистенция Универсума 217
лась, остановилась бы, — ведь если бы она двигалась, стремясь к чемулибо или спасаясь от чего-либо, не достигая этого никогда, её движение было бы напрасным.
Получается, что это круговое движение «провоцируется» в сознании
конкретным образом, заставляющим её двигаться именно так. Однако