получается, следовательно, что сфера — субъект познания…
(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. II, гл. 4, с. 172)
В отличие от человеческой, весь потенциал «сферической» души
направлен исключительно на постижение Высшего, что являлось неисчерпаемым внешним стимулом безостановочного кругового движения
сферы. Однако каков внутренний фактор, побуждающий сферу вращаться, ведь души и даже разумной души явно не достаточно, чтобы
привести что-то в движение? Читаем у РаМБаМа:
…И не всякий, обладающий разумом, благодаря которому вырисовывается некоторая идея, и душой, благодаря которой он способен
двигаться, станет двигаться в момент, когда сформируется некий образ в сознании, ибо один лишь образ не вызывает движения…
Также ещё будет прояснено, что ни души, благодаря которой станет инициироваться движение, ни разума, благодаря которому формируется образ, недостаточно…, пока к ним не добавится желание
осуществления той самой родившейся в сознании идеи.
Таким образом, отсюда с необходимостью вытекает, что сфера
вожделеет то, о чём у нее сформировался образ в сознании. И это
желанное — Бог, да возвысится Его имя…
(Там же, с. 172—173)
Итак, сферы, согласно Маймониду, самые разумные творения
материального мира: из материальных объектов именно они в наивысшей степени постигают простоту Бога,488 а Он, в свою очередь, эманирует на них Своё благо. Последнее вызывает у них ответную реакцию в
виде желания соединиться с самим Богом. Однако Он как Необходимо Сущее недостижим для них — возможно сущих. Поэтому сферам
ничего не остаётся, как постоянно двигаться, не имея ни малейшего
шанса достигнуть своей цели: бесконечное движение по сути максимально приближает материальный объект к актуальной сущности Всевышнего. Единственно возможный вариант такого рода движения —
круговое. Но и это ещё не всё: постижение у сфер, в отличие от людей,
у которых приобретение мудрости происходит дискретно («порционно»), всегда равномерно. Постоянно-равномерное познание сфер
сближает их с чистыми разумами, которые стоят ещё на одну ступеньку выше в системе мироздания. Безмолвно вращаясь в космическом
пространстве, сферы прославляют величие и красоту Творца мира:
488 Кодекс «Мишне Тора», кн. «Мада», раздел «Йесодей Тора», III, 9.218 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа
…Царь Давид сказал: «Небеса рассказывают о славе Бога, и свод
небесный повествует о деянии рук Его…».489 И как далёк от постижения
истины тот, кто думает, что это фраза передаёт позицию светил!490 Ведь
язык иврит не употребляет вместе выражения «повествование» и «рассказ», разве что когда идёт речь о разумном субъекте. И ясное доказательство того, что он описывает их самость,491 то есть значимость сфер,
а не способность к исследованию их людьми, содержится в его высказывании: «Нет говорящего, и нет слов — не слышен голос их».492 Сим раскрыл описание их сущности: они прославляют Бога и рассказывают о
Его чудесах без членораздельных фраз. И это верно, — ведь тот, кто прославляет словами, лишь знакомит непосвящённых с тем, что постигнуто, а настоящее прославление — есть сущность этого постижения… 493
(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. II, гл. 5, с. 175)
Тела
Маймонид, как мы убедились, в целом принимал аристотелевскую
систему устройства надлунного мира с соблюдением некоторых корректировок, автором которых, как принято считать, был Клавдий Птолемей (87—165 гг. н. э., Верхний Египет). О причинах, побудивших внести
поправки в астрономические расчёты Аристотеля, мы поговорим несколько позже — в итогах раздела. В отношении же системы устрой-
489
«Теилим» — «Псалмы», 19: 2.
490 РаМБаМ хочет сказать, что как далеки от истины те, кто рассматривает факт наличия
небесных тел как доказательство людям наличия у космоса Создателя.
Видимо, Рабби Моше имеет в виду Рава Саадию Гаона — РаСаГа, который в философском труде «Верования и мнения» высказал мысль, что всё мироздание, включая
небесные сферы, было создано для человека, который по этой причине и был помещён
в центре мира (на поверхности земли — между небом и землёй). Рав Саадия прокомментировал данный стих таким образом: «Небеса служат для людей доказательством
существования всемогущего Бога» (см. РаСаГ, трактат «Эмунот ве деот» — «Верования и
мнения», раздел II, гл. 10, а также комментарий на «Теилим» — «Псалмы», 19).
491 То есть, и в отсутствие стороннего наблюдателя — человека.
492
«Теилим» — «Псалмы», 19: 4.
493 РаМБаМ в трактате «Об искусстве логики», гл. XIV, указывает, что многозначный термин
«логос» (слово, речь, язык, мысль, понятие) имеет три основных значения:
1) выделяющую человеческое существо из животного мира способность к мышлению (человек — живое разумное существо); с её помощью человек усваивает теоретические науки, искусства, а также различает добро и зло;
2) в значении некоего понятия, идеи, усвоенной человеком во время внутреннего созерцания — диалога души самой с собой;
3) в значении процесса отображения запечатлённого ранее в душе (см. пункт № 2)
в момент диалога языковыми средствами.
Процесс познания Бога, собственно, и есть настоящее прославление, а словесные (вербальные) конструкции служат для передачи пережитого ранее экстатического
состояния посвящённым непосвящённому. В качестве ознакомительного инструмента и
было создано искусство логики: греческое слово «органон» — «инструмент» (так была
названа византийскими учеными совокупность произведений по логике Аристотеля) —
служило «трансформатором» сугубо интимного переживания в членораздельную речь.Экзистенция Универсума 219
ства подлунного мира РаМБаМ принимал аристотелевскую модель494
без изменений:
Бог сотворил ниже лунной сферы однородную материю, отличающуюся от материи сфер, а также сотворил четыре формы для этой
материи, отличающиеся от форм сфер. Каждая из четырёх форм
была приложена к части этой материи. Первая форма — форма огня
была соединена с частью этой материи, и вместе получился огонь. Вторая форма — форма воздуха была соединена с её частью, и вместе
получился воздух. Третья форма — форма воды была соединена с её
частью, и вместе получилась вода. Четвёртая форма — форма земли — была соединена с её частью, и вместе получилась земля…
(РаМБаМ. Кодекс «Мишне Тора»,
кн. «Мада», раздел «Йесодей Тора», III, 10)
Итак, под сферой Луны простираются четыре стихии одна поверх
другой: ближайшая к Луне стихия огня как сфера окружает со всех
сторон стихию воздуха, стихия воздуха — стихию воды, а вода — землю.
Стихии неодушевлены и не являются субъектами познания; они — мёртвые тела, движущиеся к естественному месту своего пребывания согласно установленным законам природы: огонь и воздух — наверх,
вода и земля — вниз. Природа огня (сухой тёплый) легче всех, поэтому
он — над всеми. Природа воздуха (влажный тёплый) тяжелее огня, но
легче воды. Природа воды (влажная холодная) тяжелее воздуха, но легче
природы земли (сухая холодная). Эти тела расположены одно в другом
как луковые кольца, и между ними отсутствует пустое пространство
Пытаясь согласовать вышеизложенную философскую модель с
религиозной, РаМБаМ детально исследует различные стихи первой
книги Торы (книга «Берешит» — «Бытие»), часть которой посвящена творению и формированию основ мироздания:
…И тебе следует знать, что многозначное слово «земля» употребляется в общем и частном значениях. В общем значении так говорится
обо всём, что под лунной сферой, иными словами — о четырёх элементах. А в частном значении говорится о последнем из них — земле. В
доказательство этому сказано: «И земля была хаотична и пуста, и тьма
над бездною, и дух Божий…»,495 — вот всё это Он назвал землёй,496 а потом сказал: «И назвал Бог сушу землёю»… 497
И тебе следует знать, что четыре элемента упомянуты впервые после «неба», ведь мы сказали, что первое слово «земля» указывает на
494 См. Аристотель, трактат «О небе», кн. IV, гл. 4 и далее, а также трактат «Физика», кн. IV, гл. 5.
495 Книга «Берешит» — «Бытие», 1: 2.
496 РаМБаМ имеет в виду первый стих (там же, 1: 1): «Вначале сотворил Бог небо и землю», — где под небом имеется в виду надлунный мир, под землёй имеется в виду подлунный мир.
497 Там же, 10.220 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа
них, потому что упомянул землю,498 воду,499 воздух500 и тьму.501 А тьма —
это элемент огня. Не подумай иначе! Сказано: «И ты слышал слова Его
из огня»,502 — и сказано: «И было как услышали вы голос из мрака»,503 —
и сказано ещё: «Всё тёмное сокрыто внутри него, будет пожирать его
огонь».504 А называется элемент огня этим словом потому, что он не
освещает, а просвечивает насквозь. И если бы элементарный огонь
светил, мы бы наблюдали космос, пылающий огнём, ночью. И вот они
были упомянуты в соответствии с их естественным положением (земля,
на ней вода, воздух граничит с водой, а огонь над воздухом), ибо, если
указано место воздуха над водой, то несомненно, что тьма, которая
над бездною, будет над воздухом…
(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. II, гл. 30, с. 234)
Стихии как базисные принципы мироздания, согласно древним представлениям, имели весьма абстрактную природу, далёкую от знакомых
нам огня, воздуха, воды и земли. Конкретное воплощение в привычные
«земные» объекты осуществлялось благодаря приобретаемой форме:
…И тебе следует знать о том, что сказано: «И отделил между водами…»,505 — имеется в виду не разделение в пространстве, так что одно
оказалось вверху, а другое — внизу, когда их природа однородна. А
имеется в виду, что Он отделил их между собой природным разделением, то есть формой, сделав часть того образования, которое вначале
назвал водой, чем-то другим, придав ему природную форму; и сделал
посредством иной формы другую часть этого образования, и это —
эти воды, поэтому также сказано: «А собрание вод назвал морями»,506 —
вот, прямо сказано, что та первая вода, о которой сказано «над водой»507
не та, что в морях… А сказанное «И отделил воду, которая под
небосводом…»508 аналогично сказанному «И отделил Бог свет от тьмы»,509
то есть подобно разделению посредством конкретной формы…
(Там же, с. 235)
498 Книга «Берешит» — «Бытие», 1—2.
499 Там же, 2.
500 Там же, 2. В стихе используется многозначное слово «« — »???руах» — «ветер, воздух, дух,
сторона света». РаМБаМ дает нам понять, что в стихе говорится об иерархии элементов, где воздух — над водой.
501 Там же, 2.
502 Книга «Дварим» — «Второзаконие», 4: 36.
503 Там же, 5: 20.
504 Книга «Иова», 20: 26.
505 Книга «Берешит» — «Бытие», 1: 7: «И создал Бог небосвод, и отделил воду, которая под
небосводом, от воды, которая над небосводом. И стало так».
506 Там же, 10.
507 Там же, 2: «… И дух Божий (касаясь) порхает над водой».
508 Там же, 7.
509 Там же, 4.Экзистенция Универсума 221
Уже было оговорено, что стихии располагались согласно «природной» иерархии: огонь стремился наверх, а земля, напротив — вниз; воздух
и вода занимали промежуточное положение. Например, падение камня
на землю античными и средневековыми философами объяснялось не
тяготением, а наличием в камне элемента земли, который вследствие
своей природы стремился вернуться в родную стихию. Однако наблюдение за природой показывало, что далеко не всегда элементы покоились в
естественных для себя стихиях, какая-то внешняя сила заставляла их объединяться в тела. Роль опосредованного источника силы играли сферы, насильно вызывавшие движение огня, воздуха и воды вниз — к земле:
…И пока движется совокупное пятое тело постоянно по кругу, среди элементов, я имею в виду огонь и воздух, вследствие этого рождается
вынужденное движение, благодаря которому они покидают свои места и выталкиваются в воду. Далее всё это вторгается в землю, в её