— так образуется смесь элементов…
(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших»,
ч. II, гл. 30, ч. I, гл. 72, с. 127)
Кроме общего воздействия, некоторые сферы влияли (т. е. воздействовали) на элементы частным образом:
…И подобное сказали философы, что у Луны наличествует дополнительная и особая сила воздействия на элемент воды. Доказательство этому — приливы морей и рек по мере роста Луны и отливы по
мере её убыли…
И понятно, что солнечный луч движет элементом огня, согласно наблюдаемому тобой распространению тепла в природе вместе с Солнцем и усилению холода при отдалении его от какого-либо места или
закате…
…А сфера остальных блуждающих планет510 движет воздухом.
Вследствие разнообразия их движений, аномалий, отставаний,511 оста-
510 Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. РаМБаМ сводил пять сфер блуждающих
планет к одной, получив в итоге четыре сферы + одна, всеогибающая сфера (см. трактат «Путеводитель заблудших», ч. II, гл. 9). Числу «4» Маймонид придавал огромное космологическое значение. Это и четыре сферы, и четыре причины движения сферы
(душа, познавательный образ, желание, объект познания), а также четыре продуцируемые сферами силы, воздействующие на низший мир (сила образования неживых объектов, сила роста, животная сила, разумная сила). По мнению Маймонида, такого
рода совпадение космологических данных с высказываниями еврейских пророков и
мудрецов касательно устройства мироздания (четыре колесницы у пророка Захарии
(см. «Захария», 6: 1), четыре стана ангелов (см. «Берешит Раба», 2: 9)) не может не впечатлить (см. трактат «Путеводитель заблудших», ч. II, гл. 10).
Уже отмечалось, что и в античности, и в средневековье вопрос о точном числе
сфер был спорным, поэтому всякое деление было условным и, скорее, отображало
ту или иную идеологию. Поэтому Рабби Моше не чувствовал особых угрызений совести, сводя для удобства пять сфер к одной (см. там же, гл. 11).
511 Отставание планет — видимое обратное движение планет по отношению к неподвижным звёздам.222 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа
новок и задержек увеличивается расслоение воздушной массы, её изменение, плотность и поток.
А сфера неподвижных звёзд движет землёй…
(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. II, гл.10, с. 182)
Вследствие смешения стихий получалась принципиально иная
смесь: элементы огня, воздуха, воды и земли трансформировались,
превращаясь в «стройматериал»:
…Поскольку они — основа всем телам, что под небесами, следовательно, всякое тело человека, скотины, животного, птицы, рыбы, растения, металла и камня состоит из огня, воздуха, воды и земли. И эти четыре перемешиваются вместе, меняясь в момент смешения так, что
состоящий из этих четырех не похож ни на одного из них, существующих в отдельности. В теле, замешанном на них, отсутствует даже некоторая доля огня самого по себе или воды самой по себе, или земли
самой по себе, или воздуха самого по себе: все они изменились, став
единым телом…
(РаМБаМ. Кодекс «Мишне Тора»,
кн. «Мада», раздел «Йесодей Тора», IV, 2).
В дальнейшем первобытная смесь поэтапно приобретала более
сложные формы организации материи:
…Таким образом происходит изменение в смеси: прежде всего из
неё происходят различные виды испарений, затем различные виды минералов, всевозможные виды растений512 и многочисленные виды животных513 — согласно той пропорции, которую определяет «темперамент»514 смеси…
(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. I, гл. 72, с. 127)
Процесс поэтапного образования материальных тел, по мнению
Маймонида, предельно точно соотносится с описанием, изложенным
в первых главах книги «Берешит» — «Бытие»:
…И ты уже знаешь…, что после продуцируемых сферами сил
главными причинами появления и уничтожения предметов являются
(вследствие сопутствующего им тепла и холода) свет и тьма. Вследствие движения сферы смешиваются элементы, а благодаря свету и
512 Одушевлённое отличается от неодушевлённого наличием жизни, а минимальное требование для жизни — питание, рост и воспроизводство себе подобных. Этому требованию впервые удовлетворяет растение.
513 По сравнению с растением животное обладает дополнительной способностью ощущать.
514 Темперамент (лат. temperamentum) — надлежащее соотношение частей смеси, которое даёт возможность для восприятия определённой формы: неживой, растительной, животной, разумной.Экзистенция Универсума 223
тьме меняется состав их смеси. Из начальной смеси появляются два
типа испарения,515 которые являются главной причиной всех метеовоздействий, среди которых дождь.516 Они также являются причиной неодушевлённых предметов, затем причиной образования растений, после растений — животных и последнее образование — человек…
И так повествует о космогонии Писание, точь-в-точь соответствуя
этому поэтапному процессу без исключения…
(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. II, гл. 30, с. 236)
На подготовленный материал ангел накладывал форму:
И эта качественная трансформация приграничных элементов
один в другой происходит благодаря вращению сферы. И вследствие
её вращения станут соединяться эти четыре, и от этого произойдут
остальные тела людей, животных, растений, камня и металла. А Бог с
помощью десятого ангела, который является отвлечённой формой,
именуемой «Иши?м», наделяет всякое тело подходящей ему формой.
(РаМБаМ. Кодекс «Мишне Тора»,
кн. «Мада», раздел «Йесодей Тора», IV, 6)
В отличие от процесса подготовки материальной смеси, который
происходил поэтапно, принятие формы — вне времени:
…Всякая смесь элементов подвержена росту и убыли, появляясь
поэтапно. Однако формы не такие. Они не появляются поэтапно, поэтому у них отсутствуют метаморфозы. Они появляются и уничтожаются
не во времени… А состав смеси лишь подготавливает материю для
получения формы…
(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших»,
ч. II, гл. 12, с. 187 — 188).
515 См. Аристотель, трактат «Метеорологика», кн. II, гл. 4, 259b30 — 360а15:
…Как мы утверждаем, есть два типа испарения: влажное и сухое. Одно называется паром, а другое не имеет общего названия, поэтому мы вынуждены применять к
целому имя, подходящее для части, и назвать его как бы дымом. Между тем ни влажное испарение не существует без сухого, ни сухое без влажного, но всё это называют
так или иначе в зависимости от того, что преобладает.
Итак, когда, обращаясь по кругу, Солнце приближается, своим теплом оно уносит влагу вверх, когда же удаляется, поднявшийся пар от охлаждения вновь сгущается в
воду. Поэтому дождей больше зимой, а также ночью, а не днём, хотя кажется, что это
не так, ибо ночной дождь меньше замечают, чем дневной. И вот выпадающая на землю вода впитывается в неё, а в земле содержится много огня и теплоты; Солнце между
тем не только увлекает вверх влагу с земной поверхности, но, нагревая землю, высушивает и её самоё. …Испарение, содержащее бо?льшее количество влаги, является, как
было сказано ранее, началом дождевой воды, а сухое испарение — началом и природой всех пневм…
516 РаМБаМ подразумевает пятый и шестой стихи второй главы книги «Берешит» — «Бытие»:
«И всякого кустарника полевого пока еще не было на земле, и всякая полевая трава
пока еще не расцвела, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, а человека нет
для возделывания земли. И пар поднялся с земли и оросил всю поверхность земли».224 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа
Перманентное стремление элементов попасть в свои природные
стихии рано или поздно приводит к разрушению формы, а тело погибает, разлагаясь на составляющие его элементы:
И всякий предмет, состоящий из этих четырех элементов, распадается в конце. Есть такие, что распадаются через несколько дней, а
есть такие, что распадаются через много лет. И не может не разложиться на них что-либо, состоящее из них. Даже золото и рубин не может не разрушиться и не разложиться на элементы: часть вернётся к
огню, часть к воде, часть к воздуху и часть к земле.
(РаМБаМ. Кодекс «Мишне Тора»,
книга «Мада», раздел «Йесодей
Тора», IV, 3)
Посвящённые устройству космоса разделы РаМБаМ относил к закрытым темам для обсуждения, на публичное толкование которых еврейские мудрецы также наложили запрет:
Все эти вещи, которые мы обсуждали в допустимых рамках, как
капля из ведра. Эти вещи глубоки, но не настолько, как содержимое
первой и второй глав.517 Анализ всех этих вещей из третьей и четвёртой
глав кодекса «Мишне Тора» именуется «Маасе? Береши?т».518 И так повелели первые мудрецы: не толкуют об этих вещах публично, а лишь
одного человека посвящают и обучают этим вещам.519
А в чём отличие между содержанием «Маасе? Меркава?»520 и содержанием «Маасе? Береши?т»? Содержание «Маасе Меркава» даже
одному не растолковывают, а только если он уже мудр и понимает
собственным разумением, тогда передают ему знания в сокращённом виде. А содержимое «Маасе Берешит» преподают одному, несмотря на то, что он не понимает это собственным разумением, и сообщают ему всё, что он может познать из этих вещей. А почему не преподают эту область знания широкой публике? Потому что не всякий
человек обладает достаточной мудростью постичь разъяснение и комментарий ко всем этим вещам в совершенстве.
(Там же, 10—11)
Подведение итогов
На протяжении многих веков философы-рационалисты, а затем и
учёные рассматривали мироздание как единую и сбалансированную
систему, в основе которой лежит принцип самодостаточности и посто-
517 Имеются в виду первые две главы книги «Мада», посвящённые Теологии и ангелам.
518 Устройство сущего.
519 Вавилонский Талмуд, трактат «Хагига», 13а.
520 Устройство Божественной колесницы.Экзистенция Универсума 225
янства. Согласно этой точке зрения, космос — это уже отстроенный
храм Бога, в котором царят идеальная точность, порядок и убранство.
«Творческий беспорядок», хаотичность и динамика рассматривались
ими лишь как временные этапы становления бесформенной материи,
лишённые эстетики и глубокого смысла. Итак, мироздание механистично, в каком-то смысле — статично и, главное, едино. Вывод о невозможности существования иных миров также, естественно, следует из
аристотелевского учения о движении. Если бы помимо нашего, согласно Аристотелю, существовал ещё и другой мир, то в этом мире был бы
свой центр и своя периферия, и, следовательно, свои естественные
движения — к центру мира или к периферии, а также по кругу — вокруг
центра. Поскольку все миры состояли из одних и тех же элементов, то с
необходимостью следовало бы, что для одного и того же элемента движение, которое естественно по отношению к центру одного мира —
насильственно по отношению к центру другого. Таким образом, нужно
было отказаться либо от допущения, что природа элементов в различных мирах одна и та же (а это, по мнению Аристотеля, нелепо), либо
же необходимо было принять, что все миры связаны единым центром.521
Итак, согласно Аристотелю, а также согласно Торе, наш мир — един и
единственен.
Мы также знаем, что высшим идеалом смысла и эстетики космоса, с точки зрения философов-рационалистов, являлись сферы. И, как
это часто бывает, именно в «сердцевине» концепции, в этой весьма непростой и деликатной теме, вдруг обнаружились несоответствия, выразившиеся в явных аномалиях поведения небесных тел, что подрывало
подножие «храма стройной идеи».
Принимая малую сферу (эпицикл) и сферу со смещённым центром (эксцентр) Маймонид, как и многие его коллеги, столкнулся с дилеммой, разрешить которую должным образом не смог практически
никто за весь период Средневековья. Суть дилеммы состояла в следующем. Аристотелем была предложена концепция мироздания, в основу
которой легла аксиома о наличествующих в космосе трёх типах движения:
• От центра вниз (вода, земля);
• От центра вверх (воздух, огонь);
• Вокруг центра (пятый элемент — сферы).
В основе данной концепции лежали логически правильные умозаключения, строившиеся однако на эмпирических данных, полученных человеком, не вооружённым каким-то специальным инструментарием.
Мысль о том, чтобы как-то вмешаться в наблюдаемые явления, попытаться искусственно смоделировать их, воспроизвести в очищенных от случайных воздействий условиях, еще не приходила Стагириту в голову.
521 См. Аристотель, трактат «О небе», кн. I, гл. 8—9.226 Книга вторая. Философские и политические