Скачать:TXTPDF
Мишне Тора. Маймонид. Учитель и целитель

власти, а другойпоодаль от неё. Мы скажем, следовательно,

что этот (что ближе) по иерархии прежде, чем тот.

535 О различных значениях понятия «прежде», «первый», «до» уже отмечал Аристотель, в

трактате «О частях животных», кн. II, гл. 1, 646а, в конце:

…Ведь человек порождает человека и растениерастение каждый раз из лежащей в основе материи. И вот по времени надо считать первыми материю и возникновение, а по логическому рассуждению первое — это и форма этого предмета…

(См. также трактаты «Физика», кн. I, «Вторая аналитика», кн. I, гл. 2).

БОГ И УНИВЕРСУМБог и Универсум 231

4) Прежде по значимости.536 А именно: более цельная из двух вещей и

значимая среди одной разновидности или среди двух разновидностей. Например, из двоих врачей или двоих грамматиков один

компетентнее другого. Следовательно, мы скажем о более компетентном из этих двоих, что он прежде (первый) по значимости в этом

искусстве. И так же если (взять) разные искусства: если мудрого человека, хоть и не особо отличающегося в мудрости, сопоставить с

другим человеком — танцором, ловко танцующим. Мы, следовательно, скажем об этом мудреце, что он по значимости прежде

(важнее) танцора, так как искусство мудрости важнее искусства

танца.

5) Прежде по причине. А именно: когда две онтологически эквивалентные вещи, то есть когда не бывает одной из них без другой,537 но

при этом один из них — причина существования другого. Следовательно, мы скажем о причине, что она прежде чем следствие. Как

если мы скажем, что восход Солнца предшествует дневному свету,

хотя онтологически они нераздельны…

(РаМБаМ. Трактат «Об искусстве логики», гл. XII, с. 82—85)

О Всевышнем как о Предшественнике мироздания можно сказать

двояко: активно проявляя Себя, Бог предшествует универсуму лишь по

причине, главенствуя в причинно-следственном ряду. Или, к тому же,

Творец предшествует творению еще и по времени. Если выражаться

более точно, то речь не идет о самом Всевышнем, — ведь как мы знаем, Он — вне понятий времени и пространства, но речь идет о времени — появилось ли оно и каким образом? Является ли Всевышний создателем времени, или нет? На это можно дать несколько ответов:

• «До» появления мира был только Бог и ничего кроме Него. Бог своей

непостижимой волей сотворил всё сущее, включая время, «вслед»

за абсолютным небытием.538

• «До» появления мира таким, каким он есть сейчас, был Бог и материя. Материя не равна по статусу Богу, являясь по отношению к

Нему следствием. Отношение между Богом и материей сводится к

модели взаимодействия мужского и женского начал: активное начало воздействует на пассивное начало, которое порождает нечто

третье — мир.539

Этого достаточно, чтобы разобрать упомянутое выше540 отношение

между Всевышним и универсумом как «эманация», «порождение», а

также выявить отличия между ними. Однако этих двух пунктов недоста-

536 По важности.

537 То есть две вещи, отношения которых друг к другу тождественны: если есть А, то необходимо есть и Б (как Солнце и свет).

538 Бог предшествует хаотичной материи и миру по «времени».

539 Бог предшествует хаотичной материи по причине, а миру по времени.

540 См. подраздел «Первопричина мира».232 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа

точно, чтобы проанализировать и преодолеть таящиеся в них противоречия. Руководствуясь определёнными философскими соображениями, не все мыслители принимали Божество в качестве активного участника процесса становления вселенной. Поэтому РаМБаМ считал, что

тщательному обсуждению подлежит также и другое воззрение, которое также утверждает, что Бог — причина, но при этом таит в себе скрытую опасность для сознания религиозного человека. Этот взгляд приписывает Всевышнему статус причины, обеспечивающей вечный и неизменный процесс образования и уничтожения материальных тел подлунного (нашего) мира:

• Всё материальное бытие, каково оно есть сейчас, было и будет

всегда: время, движение, сферы — всё вечно и не подлежит никакому изменению, как не подлежит изменению воля Бога.

Читаем у Маймонида:

Человеческих воззрений о вечности мира или его творении у каждого, кто верит, что Бог существует, насчитывается всего три:

1. Вот воззрение всякого, кто верит в Тору Моше Рабейну, да пребудет

над ним мир. А именно: мир в совокупности, то есть любое бытие,541

кроме Бога…, произвёл Бог вслед за абсолютным небытием, и что

Бог, да превознесётся Он, в собственном одиночестве существовал, и ничего не было, кроме Него: ни ангела, ни сферы, ни того, что

внутри сферы. А затем Он произвёл всё это сущее, как оно есть

посредством Своей Воли и Желанием из ничего. И время, собственно, также из совокупности сотворённых, ибо время связано с движением, а движение случайно у движущегося объекта, а этот движущийся объект сам…был сотворён…

А то, что мы говорим — «Бог был до сотворения мира», где слово

«был» указывает на время, а также всё, что укладывается в голове о

Его существовании до сотворения мира в «продолжительности», у

которой нет конца — всё это предположение или представление

времени, но не сущность времени, ибо время, без всякого сомнения, случайно и оно, по-нашему воззрению, из совокупности сотворённых случайных признаков, как например белизна и чернота…

2. А это воззрение всякого, о ком мы слышали и чьи слова мы видели

среди философов. А именно: они говорят, что невозможно, чтобы

Бог произвёл что-то из ничто; также невозможно, по их воззрениям,

чтобы что-то обратилось в ничто… Согласно их воззрениям, описание Бога как способного на такое, равнозначно описанию Его как

способного объединить противоположности в один момент542 или

541 Любое представимое бытие: духовного или материального характера.

542 Это — первоаксиома логики, которая гласит: «Невозможно, чтобы одно и то же вместе

было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же смысле».Бог и Универсум 233

сотворить подобного Ему, да превознесётся Он, или же быть телесным, сотворить квадрат, у которого сторона равна диагонали… И

ясно из их слов, что… также как с Его стороны, да превознесётся

Он, не является несостоятельностью неспособность производить

невозможное (ибо у невозможного природа постоянна…), так же с

Его стороны не является несостоятельностью невозможность произвести что-либо из ничто… Они считают, следовательно, что есть некая материя, которая существует вечно подобно Богу и которая не

существует без Него, и Он не существует без неё. Однако они не

считают, что она онтологически эквивалентна Ему, да превознесётся Он: Он — причина её существования, а она, к примеру, в Его руках как глина у гончара… Он творит с помощью неё то, что захочет:

один раз Он производит из неё небо и землю, другойчто-то иное.

Придерживающиеся этого воззрения считают, что небеса также

создаются и уничтожаются, однако не создаются из ничто и не уничтожаются в ничто… 543

3. И вот воззрение Аристотеля, его учеников и комментаторов его книг.

А именно: он утверждает подобное тому, что утверждают люди из

группы, упомянутой нами прежде: не может произойти материальное из нематериального. Вдобавок к этому он говорит: небеса вообще не подпадают под созидание и разрушение. Его воззрение

вкратце можно изложить следующим образом: он считает, что всё

сущее, каково оно есть, …не перестанет быть таким: вещь постоянная, не подверженная созданию и уничтожению (а это небеса), не перестанет быть таковой и что время и движение постоянны

и вечны544…, и что вещь, создающаяся и уничтожающаяся (это то,

что под лунной сферой), не перестанет быть таковой, то есть самоё праматерия не создаётся и не уничтожается… Вся эта высшая

и низшая иерархия не шелохнётся…, и не проявится в ней событие,

выходящее за рамки природы… Он сказал (и хотя он не высказался

дословно так, но так следует из его воззрений), что невозможно, по

его мнению, чтобы у Бога изменилась воля или появилось новое желание… Необходимо, следовательно, чтобы сие сущее оставалось

таким, каково оно сейчас: так было испокон веков, и так будет во

веки веков…

(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших»,

ч. II, гл. 13, с. 189—191)

543 Имеется в виду изложенное Платоном в диалоге «Тимей» в мифической форме учение, по которому созданию мировой души уже предшествовало наличие некоторой

беспорядочно движущейся материи. (Трактат «Тимей», 30а и далее).

544 См. Аристотель, трактат «Метафизика», кн. XII, гл. 6, 1071b10 — 12:

…Однако невозможно, чтобы движение либо возникло, либо уничтожилось (ибо

оно существовало всегда), или чтобы это произошло относительно времени: ведь если

нет времени, тогда не может существовать «раньше» и «после». И движение, значит, непрерывно таким же образом, как и время: ведь время — или то же самое, что движение, или — некоторое свойство движения…234 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа

РаМБаМ, следуя Торе, придерживался первого воззрения, где сказано, что Бог через непостижимый волевой акт сотворил весь мир, включая время. Об этом повествует первый стих в книге «Берешит» — «Бытие», где сказано: «Вначале Бог сотворил небо и землю».545 О каком начале может идти речь, когда «до» творения ничего не было? Анализируя

слово «« — »??????береши?т» — «вначале», Маймонид пишет:

Знай, что есть разница между словами «первый» и «главный», ибо

главное присутствует в том, в чём оно главенствует…, и это несмотря на

то, что оно не предшествует ему по времени, подобно тому как говорят, что сердце — главное у живого существа… Однако «первый», бывает, говорится только о предшествующем по времени, без того, чтобы

этот предшествующий по времени был причиной для следующего после него по времени, как обычно говорят: некто поселился в этом доме

первым, а после него кто-то другойВыражение, указывающее на первенство в нашем языке, суть «« — »????тхила» — « ? начало»: «Начало слова

Господня к Ошии»,546 — а указывающее на главное — «« — »?????реши?т» —

«главное», ибо оно производное от «« — »???рош» — «голова»… Однако,

как мы объяснили,547 мир не сотворён во времени, так как время из совокупности сотворённых… Выходит, что правильный перевод этого стиха

звучит так: «Во главе творения Богом верхнего и нижнего»,548 — это подходящий комментарий для концепции творения.

(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших»,

ч. II, гл. 30, с. 232 — 233)

Таким образом, речь не идёт о временнoм порядке творения, но о

порядке старшинства, главенства. Позже, когда были сотворены небесные тела и появилось долгожданное время, начался временной отсчёт.

545 Книга «Берешит» — «Бытие», 1: 1. Этот стихВначале Бог сотворил…») переводят на русский язык неточно, так как еврейское слово «« — »?????реши?т» происходит от «— »???

«рош» — «голова». Более точный перевод, следовательно, звучит таким образом: «Во

главе (всего) Бог сотворил небо и землю». Традиционный же перевод говорит о существовании до сотворения мира времени, а значит, и движения. РаМБаМ как раз и обращает наше внимание на эту деталь.

546

«Ошия» — «Осия», 1: 2.

547 Трактат «Путеводитель заблудших», ч. II, гл. 13.

548 В традиционном переводе «небо и землю». Этот перевод в целом верный, но требует

разъяснений. Устная традиция для извлечения дополнительного смысла из стиха использует правило «« — »?????расширение». Если заглянуть в текст оригинала, то мы увидим, что перед словами «небо» — « »?? ?????и «землю» — « »?? ????стоит предлог «»,??

требующий прямого дополнения: что сотворил? Ответ: небо и землю. Хотя употребление этого

Скачать:TXTPDF

. Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать бесплатно, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать онлайн