Скачать:TXTPDF
Мишне Тора. Маймонид. Учитель и целитель

предлога и продиктовано правилами грамматики, и поэтому нельзя сказать,

что предлог не выполняет в тексте какой-либо функции, тем не менее мудрецы, применяя правило «расширение», делают заключение, что небеса были сотворены вместе

со светилами, небесными телами и всем тем, что имеет отношение к небу. В случае

земли, соответственно, делается вывод, что она была сотворена вместе с деревьями,

травой и всем тем, что имеет отношение к земле (см. «Берешит Раба», 1, 19). Таким

образом, потенциал был сотворен сразу, а в последующие дни творения происходило

проявление этого потенциала.Бог и Универсум 235

Казалось бы, трудность нивелирована, однако проблема временного

начала не единственная, требующая пристального рассмотрения.

Креационистская концепция Торы, по мнению средневековых философов, встречает на своём пути непреодолимые трудности, которые и

привели их к концепции вечного мира или материи. Эти трудности

можно разделить на две группы:549

• Трудности, исходящие из природы сущего. Сотворение мироздания из ничего противоречит наблюдаемым в природе явлениям: образованию какой-либо вещи обязательно предшествует что-то другое. Например, металл предшествует появлению клинка.

• Трудности, исходящие из природы Божества. Утверждение Торы

переводит рассмотрение Бога из метареальности в формат реальности, так как акт творения предполагает трансформацию из

потенциального состояния в действительное — что противоречит

сущности экзистенции Всевышнего.550 И ещё: что могло послужить

фактором, внешним или внутренним, который бы заставил Его сначала бездействовать, а затем действовать?551

Читаем в Путеводителе:

Аристотель сказал:552 «Всякому создающемуся объекту предшествует по времени возможность его создания»… Посредством этого постулата последние из его последователей553 прояснили концепцию вечности мира и сказали: «Неизбежно, что до появления

мира его появление было возможным, либо необходимым, либо

невозможным. Если его появление было необходимым — он существовал бы вечно, если его появление было невозможным — его появление невозможно навеки. А если его появление возможно —

тогда что является носителем этой возможности? Необходимо,

следовательно, чтобы было что-то существующее, являющееся носителем возможности…

• Если Бог, да возвысится Его имя, сотворил мир после небытия, следовательно, до сотворения мира Бог был действующим потенциально,

549 Маймонид приводит четыре трудности. Однако все они сводятся к одному единственному вопросу: легитимно ли экстраполировать законы сформированного бытия на

момент его становления и развития?

550 См. подраздел «Первопричина мира».

551 Второй вопроспродолжение первого: если принять концепцию творения, то последует с необходимостью что-то, повлиявшее на то, что сотворило мир — и так до бесконечности. А, как нам известно (см. Аристотель, трактат «Метафизика», кн. II, гл. 2),

существование бесконечного ряда причин невозможно.

552 В трактате «Физика», кн. VIII, гл. 1, 251а17 — 21, приводится следующая формулировка:

…Если поэтому каждое из тел, способных к движению, возникло, необходимо,

чтобы прежде данного изменения и движения существовало другое, в результате которого возникло способное двигаться и двигать

553 Ибн-Сина.236 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа

а когда сотворил его — стал действующим актуально. Это значит, что

Всевышний сменил потенциальное состояние на действительное.

Получается, что в Нём присутствует некая возможность, и следовательно необходимо присутствие некоего фактора, который выводил бы Его из потенциального состояния в действительное…

• Комментаторы сказали, что действующий субъект действует в

этот момент и не действует в другой момент из-за внешних или внутренних препятствий и факторов. Препятствия вынуждают не делать

того, что он желает делать, а факторы понуждают его делать то,

чего он не желал делать прежде. И поскольку у Творца, да возвысится Его имя, отсутствуют факторы, которые могли бы понудить Его

к изменению воли, то и нет препятствий перед Ним… — невозможно, следовательно, чтобы Он действовал в этот момент и не действовал в другой момент

(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших»,

ч. II, гл. 14, с. 194—195)

Отвечая на трудность, исходящую из природы сущего, Маймонид

указывает, что природа становления и развития сущего может заметно

отличаться от природы уже сформированного сущего:

Природа всякого образующегося объекта после своего образования, законченности и фиксации554 отличается от природы в момент

становления, когда объект переходит из потенциального состояния в

действительное. Его природа после образования также отличается от

природы до того, как начал осуществляться в действительном состоянии…

И ни в коем случае нельзя экстраполировать состояние объекта

после становления, законченности и пребывании в фиксированном

состоянии… на состояние этого объекта в момент его стремления к

становлению; и также нельзя экстраполировать состояние в момент

стремления — на состояние до того, как начал стремиться. И всякий

раз, когда ты совершишь ошибку касательно этого, приведя доказательства из природы объекта, существующего в действительном состоянии, чтобы удостоверить его природу, когда он в потенциальном состоянии, у тебя обнаружатся большие неясности…

(Там же, гл. 17, с. 199)

РаМБаМ не считал первый аргумент в пользу теории вечного мира

доказательством, с другой стороны, он также не считал доказательством приведенный им аргумент. Таким образом, нам остаётся лишь

приводить более или менее веские доводы «Pro et Contra»555 в пользу

того или иного подхода:

554 Состояние, в котором он пребывает после формирования (прим. — Капах Й.).

555 За и против (лат.).Бог и Универсум 237

Представим…, что родился человек, весьма цельный по своим природным характеристикам, а его мать умерла после нескольких месяцев кормления. Для завершения роста мужчины изолировали этого

мальчика на необитаемом острове, пока он не вырос, поумнел и

приобрёл навыки. В течение этого времени он ни разу не видел женщины или самки среди остальных живых существ. Тогда спросит он

мужчину, из числа тех, что с ним: «Как и каким образом я появился?» Ответят ему, что каждый из нас образовался в животе подобного нам индивидуума, относящегося к нашему виду, и это — самка, по форме

такая-то и такая-то. И каждый из нас когда-то был мал телом, помещённым вовнутрь живота, шевелился, питался и рос медленномедленно…, пока не достиг определённой стадии в своём развитии. И

тогда раскрылось отверстие в нижней части тела, и появился на свет.

Вслед за рождением он продолжает развиваться, пока не станет таким, каким ты видишь каждого из нас. Этот несчастный детёныш наверняка спросит: «Ел ли он, пил ли, дышал ли через рот и ноздри, выводил ли нечистоты во время пребывания в животе…?» И тогда ответят ему:

«Нет». Несомненно, он поспешит привести доказательства в опровержение всех этих истинных слов, посредством обнаруженной им природы цельного и сформированного сущего…

Этот пример точь-в-точь отражает наше положение с Аристотелем. Мы следуем в вере за Моше Рабейну, Авраамом Авину556 — да

пребудет мир над ними обоими — в том, что универсум созидался

таким-то и таким-то путём, стал таким-то из такого-то и был сотворён

так-то вслед за тем-то. Аристотель же станет опровергать наши слова

и приводить в доказательство примеры из природы сформированного,

цельного, актуального сущего, в то время как мы сами согласны с

ним, что она557 после её формирования и приобретения цельности

не имеет никакого сходства с тем, чем была в момент созидания…

(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших»,

ч. II, гл. 14, с. 199—200)

В отношении второй трудности, затрагивающей проблему потенциального и актуального бытия Бога, ответ прост. Как нам известно,558 Божественная сущность не подлежит никакому ограничению рамками

материального и нематериального бытия: о Нём нельзя сказать ничего

определённого. Понятия потенциальное и актуальное применимы исключительно к законченному материальному бытию. Неверно, таким

образом, экстраполировать законы реальности на метареальность:

Опровержение этой трудности очень простое. А именно: этот

механизм с необходимостью присущ всякому материальному объекту в его форме. …И необходимо, таким образом, чтобы у него был

556 Авраам — отец наш.

557 Природа.

558 См. раздел «Экзистенция Бога».238 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа

фактор, выводящий из потенциального состояния в действительное. …

Однако в сущности того, что не является телом или материей, — отсутствует какая-либо возможность. А всё, присутствующее в нём, всегда в

актуальном состоянии. Стало быть, это559 невозможно у него, т.е. действовать в один момент и не действовать в другой. И не будет являться

изменением в отношении внематериальной сущности…, ибо нет связи

и какого-либо подобия между телами и тем, что не является телом…

(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших»,

ч. II, гл. 18, с. 201—202)

Также ясна ситуация с проблемой внешнего или внутреннего раздражителя, способного якобы повлиять на Волю. Э?то воля человека подвержена внешним и внутренним факторам, заставляющим его менять

свои намерения. Истинная Воля, напротив, не обусловлена никакими

обстоятельствами, как сказано в Торе (кн. «Берешит» — «Бытие», 1: 3): И

сказал Бог: «Да будет свет». И стал свет. Абсолютное решение, то есть

решение, не имеющее помех на пути к своей реализации, является

признаком настоящей Воли. Истинная воля не имеет потребности в

чём-либо ином — она самодостаточна. Желание же, проистекающее

от недостатка, от потребности в ком-то или чём-то — ничто иное как зависимость. Высшая воля изъявляется — появляется мироздание, которое

могло бы эту волю абсорбировать. Творец, желая до наступления

события,560 сим порождает последнее и определяет его, каким ему

следует быть:

Знай, что всякий обладающий волей деятель, совершающий свои

поступки вследствие чего-то, неизбежно будет действовать в этот момент или бездействовать в другой из-за каких-либо препятствий или

событий. Например, человек хочет, чтобы у него было жилище, однако

он не строит его из-за препятствий, как то: отсутствует материал, необходимый для этого; или же материал в наличии, но не готов к принятию

формы из-за отсутствия инструментов. А бывает, что есть в наличии материал и инструменты, и все равно не строит, потому что не хочет

строить из-за отсутствия нужды в жилище. Однако если произойдут события, вынуждающие его искать жилище, как например, жара или холод, тогда захочет строить. Теперь очевидно, что события меняют желание, а препоны мешают желанию реализоваться

О чём идёт речь? О действиях, которые имеют что-то внешнее по отношению к воле как таковой. Однако, если у действия полностью отсутствует иная цель, но оно — результат воли, то в этом случае воля не нуждается в раздражителях. И сей волеизъявитель, несмотря на отсутствие

препятствий, не обязан действовать постоянно, ибо отсутствует какаялибо внешняя цель, ради которой он бы действовал… И если возразит

человек…: «Это верно. Однако желать в этот момент и не желать в дру-

559 Выход из потенциального состояния в действительное.

560 До творения не было ничего, что можно было желать.Бог и Универсум 239

гой, по сути разве это не изменение?» Ответим ему: «Нет, истинная

сущность воли — это желать и не желать»…

РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших»,

ч. II, гл. 14, с. 202—203)

Приведя веские аргументы против, казалось бы, неразрешимых вопросов, касающихся сущности отношений Бога и универсума, концепция творения в руках Маймонида обрела статус возможного события. Однако РаМБаМ на этом не остановился, заявив, что благодаря

универсальности креационистской концепции можно объяснить все

движения небесных тел.

В самом деле, предложенная Аристотелем картина гомоцентрических сфер не соответствовала наблюдаемым небесным явлениям.

И хотя мыслитель приложил значительные усилия по «спасению явлений», приняв 55 вращающихся в различных направлениях и с различной

скоростью гомоцентричских сфер, тем не менее он не смог точно

объяснить наблюдаемые явления. Этот факт вынудил астрономов разработать новую гипотезу, введя в научный оборот эпицикл и эксцентр.

Последняя, в свою очередь, противоречила концепции, сформулированной Стагиритом, о трех типах движения:

• От центра к периферии (воздух, огонь).

• От периферии к центру (вода, земля).

• Вокруг центра (сферы).

Новая, более точная «формула» поведения небесных

Скачать:TXTPDF

. Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать бесплатно, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать онлайн