Скачать:TXTPDF
Мишне Тора. Маймонид. Учитель и целитель

вышеупомянутых оппонентов,

ссылаясь на то, что повеление «овладеть землёй и жить на ней» действовало до момента изгнания евреев из страны. В доказательство своей правоты он приводит фрагмент

из трактата «Ктубот» — «Брачные договоры», 111а, где излагается история о том, как Всевышний, прежде чем отправить евреев в изгнание, взял с них две клятвы — не бунтовать

против народов мира и не пытаться захватывать Землю Израиля силой, пока не наступит время прихода мессии. По мнению Рабби Ицхака ди-Лиона, это повеление не

действует с тех пор, как был разрушен второй Иерусалимский Храм, и до тех пор,

пока не будет отстроен третий Храм.

Поскольку Маймонид не обсуждает в Книге Заповедей столь важное с точки зрения Закона повеление (заповедь) «овладеть землёй и жить на ней», приходится рискнуть

сделать по этому поводу три предположения:

1) Маймонид разделял точку зрения Рабби Ицхака ди-Лиона об утрате актуальности

заповеди с момента разрушения Храма.

2) Маймонид рассматривал повеление «овладеть землёй и жить на ней» в качестве

«сиюминутного», действовавшего в момент, когда еврейский народ покинул Египет и устремился в Святую Землю. Как он сам указал в Книге Заповедей, сославшись на мидраш, повеления, преследовавшие кратковременные цели, не могут

быть включены в список 613-ти заповедей (правило № 3).

3) Маймонид рассматривал стих «Ибо вы переходите Иордан, чтобы пойти овладеть

землёй, которую Господь, Бог ваш, даёт вам, и овладеете ею, и будете жить на

ней» не в качестве повеления, а как констатацию факта (правило № 8).

32 Книга «Берешит» — «Бытие», 13: 15.

ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ — Э?РЕЦ ИСРАЭ?ЛЬЗемля Израиля — Эрец Исраэль 29

мять о дне, когда он был наедине с Богом. А после того, как в ночь с

субботы на воскресенье 3 сива?на (май–июнь) семья Маймонида благополучно приплыла в порт Акко, он дал обещание, что этот день будет

для него днём радости, веселья и благотворительности.33

Из описаний разных путешественников, находившихся в то время в

стране Израиля, нам известно, что во второй половине XII века наиболее значительная еврейская община, находившаяся в городе Цур (Тир)

и продолжавшая существовать там даже после захвата его крестоносцами в 1124 году, несмотря на общий упадок, процветала. Позднее её

лидеры переписывались с РаМБаМом во время его нахождения в Египте — среди них известный Рабби Эфра?им и его ученики. Предметом

вышеупомянутой переписки часто оказывались вопросы, связанные с

разъяснением еврейского права — галахи.

Ещё одна крупная община находилась в городе Акко, её первые

лица также тесно общались с Маймонидом.

Третья по значению община находилась в городе Ашкелон. Она,

по-видимому, продолжила своё существование также и после взятия

города крестоносцами в 1153 году.

Остальные поселения в тот период времени были очень незначительными: в Галилее — община в городе Тверия, несколько поселений

деревенского типа, таких как Гуш Халав, Кфар Ханания, Мирон, Кфар

Танхум, Амока.

33 Грец Г. «История евреев». Т. VII, с. 239—240.

Средневековый Акко — набережная30 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории

Небольшие поселения находились также на побережье Средиземного моря, в Кейсарии (Цезарея) и в центре страны, — в городах

Шхем, Бэйт Гуврин, Зраин.34

Община города-порта Акко приняла испанских переселенцев.

Проведя полгода в Акко, Маймонид сблизился с местным раввином,

Йе?фетом бен И?лия, с которым впоследствии вёл переписку. До сего

дня дошло одно сохранившееся письмо, адресованное Рабби Йефету бен Илии а-даяну, в котором Рабби Моше излагает некоторые

события своей жизни с момента расставания друзей.

4 мархешва?на (октябрьноябрь) семья Маймонида, несмотря на

опасности, направилась в Иерусалим, чтобы помолиться на месте,

где некогда стоял Храм. Три дня члены семьи оставались в Иерусалиме, а затем отправились в город Хеврон для посещения знаменитой

пещеры Махпела?, где по преданию похоронены праотцы — Авраам,

Ицхак, Яаков, первый человек — Адам, а также их жены.35

Семья РаМБаМа не осталась жить в Земле Обетованной, а направилась в Египет, несмотря на то, что Священное Писание трижды повторяет запрет на возвращение и проживание в Земле Египетской: в

книге «Шмот» — «Исход», 14: 13, «Дварим» — «Второзаконие», 17: 16, и

«Дварим» — «Второзаконие», 28: 68.36

34

«Энциклопедия а-иврит», статья «Эрец Исраэль: а-йехудим бе мамлехет

а-цалваним».

35 Грец Г. «История евреев». Т. VII, с. 240.

36 Общая формулировка запрета Торы на возвращение и проживание в Египте порождает вопросы, требующие более детального рассмотрения. Например, в связи с контекстуальным смыслом стиха, который подчёркивает «…Не возвращайтесь путём сим»,

возникает вопрос, что имеет в виду Тора под возвращением: возвращение вообще, в

том числе из других стран, или исключительно путём, которым евреи выходили из Египта? Существует ли правопреемство между Древним Египтом и современным? Подпадает ли временное нахождение, например, деловой визит или туристическая поездка под категорию проживания?

Современный Акко — старый городЗемля Израиля — Эрец Исраэль 31

В отношении запрета на возвращение в Египет раввины-законодатели («— »??????

«поски?м») имеют различные мнения.

Например, великий комментатор Вавилонского Талмуда — РИТВА (Рабби Йом

Тов бен Авраам Асевили, 1250, Севилья — 1330, Сарагоса) в комментарии на трактат

«Й?ома» — «Этот день», 38а, ссылаясь на анонимное мнение, указывает на отсутствие

правопреемства между Древним Египтом и современным: «Те города давно разрушены и перемешаны, а современные египетские города — другие города, на которые запрет возвращаться с целью поселения не распространяется».

Аналогично говорит и РаМБаМ в кодексе «Мишне Тора», в разделе «Исурей

биа» — «Запретные интимные связи», XII, 25: «С тех пор как пришёл ассирийский царь

Санхерив, который перемешал все народы друг с другом и изгнал их с родных земель,

сегодняшние египтяне — другие люди».

В другом труде, в «Книге заповедей», в разделе заповедей, связанных с запретами, № 46, Рабби Моше указывает на причину запрета: «Чтобы не следовать их путями и

не воспринимать их ложные учения, которые Торе отвратительны…». На основании этих

рассуждений можно сделать следующее заключение: семья Маймона, а также все

те, кто проживали в Египте, считали неактуальным запрет на поселение в современном

им Египте.

Однако, сам же РаМБаМ в кодексе «Мишне Тора», в разделе «Мелахим ве милхамот» — «Цари и войны», V, 7, пишет, что «на Александрию также распространяется

запрет поселяться», а в Вавилонском Талмуде, в трактате «Сука?» — «Шалаш», 51б, спрашивается: «Почему Александрия была наказана? Потому что они преступили запрет на

возвращение». Все эти события имели место гораздо позже завоеваний ассирийского

царя Санхери?ва, следовательно, с точки зрения еврейской традиции, статус современного Египта как источника ложных учений, колдовства, магии и язычества не изменился, как сказано в Вавилонском Талмуде, трактате «Кидушин» — «Посвящение», 49б:

«Десять мер колдовства спустилось в мир — девять из них забрал Египет…». Более того,

автор книги «Кафтор ва Перах» утверждал, что РаМБаМ, ставя свое имя в конце письма,

добавлял признание в том, что Он и есть «тот, кто преступает запрет, трижды упомянутый в Священном Писании». Однако, на сегодняшний день современным исследователям не известны письма с такой концовкой, — более того, существуют авторы, полагающие, что такие концовки, если они и существовали, были сфальсифицированы.

Попытка оправдать отъезд Маймонида в Египет тем, что он был вынужден работать

придворным лекарем — несостоятельна, так как, по-видимому, до 1177 года Рабби

Моше занимался только учёбой и жил на средства своего брата, торговавшего драгоценными камнями. И только с 1177 года, когда его брат утонул во время кораблекруДревний Иерусалим32 Книга первая. Жизнь и творения в панораме истории

После захвата Иерусалима крестоносцами в 1099 году, в Святой

Земле наступило полувековое спокойствие. Предвидя войну, христиане воспользовались временным перемирием, чтобы укрепить свои позиции, начав строительство разветвлённой системы оборонительных

сооружений. Объявление священной войны правителем территории

Сирии, Имадеддином Зенги, назвавшего себя муджахедом, не сулило

ничего хорошего: в самом деле, уже 4 июля 1187 году в битве при Карней Хиттин крестоносцы потерпели сокрушительное поражение, затем 4 сентября капитулировал город Ашкелон, а 2 октября у Саладина

уже были ключи от Иерусалима.

В Египте к тому времени сложилась достаточно напряжённая обстановка. Когда семья Маймона приняла решение оставить Святую Землю

и отправиться в Египет, крестоносцы предприняли несколько попыток

вторжения в Египет, поддавшись призывам египетской оппозиции в 1163—

1167 годах. Позже, в 1168 году, крестоносцы вторглись в Египет уже по

собственной инициативе. В сложившейся ситуации фатимидский халиф обратился к Нуреддину,37 который пришёл к нему на помощь.

Территория Египта превратилась в поле битвы между крестоносцами и армией Нуреддина в течение нескольких лет. Несмотря на успешные боевые действия, крестоносцы были вынуждены оставить египетские земли из-за острой нехватки людей. Они не могли обеспечить контроль над такой большой страной, как Египет. Позже правитель иерусалимского королевства Амальрик попытался захватить Египет, чтобы воспрепятствовать его объединению с Сирией, но эта попытка, напротив,

привела к их более скорому объединению.38

По всей видимости, причина, побудившая семью Маймонида оставить эти места, заключалась в отсутствии политических свобод, обеспешения в Индийском океане, он занялся врачеванием, причём сначала в качестве рядового лекаря, а сан придворного лекаря получил значительно позднее — на рубеже 90-х

годов. В то время как семья РаМБаМа перебралась в Египет в 1165 году.

По-видимому, семья Маймона и все другие, поселившиеся в Египте евреи, не

планировали «осесть» в этой стране надолго, а рассматривали её как временное

пристанище. Но, как это многократно бывало в еврейской истории, в дальнейшем они

остались в Египте, что, по еврейскому закону, ненаказуемо. В кодексе «Мишне Тора»,

в разделе «Мелахим ве милхамот» — «Цари и войны», V, 8, и в «Книге заповедей», в разделе запретительных заповедей, заповедь № 46, Маймонид пишет, что можно возвращаться в Египет с целью торговли или проезда в другие государства, а запрет распространяется только на постоянное место жительства. И даже если человек остался там

в конце концов — наказание бичами к нему не применяется в силу того, что при въезде

ему было разрешено это сделать, поскольку у него не было намерения там остаться,

а впоследствии, хотя оно и возникло, оно не было основано на первичной мотивации:

желании остаться в Египте. Тем не менее, вопрос остается открытым, так как постоянное нахождение в Египте с соблюдением условия о намерении ненаказуемо, но всё

же недопустимо. Для более подробного ознакомления см. Справочник «Сдей Хемед».

Т. III, с. 153.

37 Нуреддин — Нур ад-Дин (ум. 1174 г.) наследник Имадеддина Зенги. Получив в наследство сирийский город Алеппо, впоследствии сплотил и подчинил себе всю Сирию, север Ирака и Египет.

38 А-история шель Эрец Исраэль. Т. IV: «Шильтон а-муслемим ве а-цалваним (634—1291)»,

с. 192.Земля Израиля — Эрец Исраэль 33

чивающих нормальное человеческое существование и, следственно, в

скудной духовной жизни. По свидетельствам людей, посещавших в те

годы Святую Землю, еврейское население было малочисленным, отсутствовали выдающиеся духовные наставники, святыни были недоступны. Всё это сопровождалось постоянными погромами и грабежами

как бандитских шаек, так и со стороны власти. О том, что находиться в

Земле Обетованной было тогда действительно опасно, свидетельствует тот факт, что для защиты от разбоя и грабежей христианских паломников, посещающих Иерусалим, в 1119 году во Франции был сформирован орден рыцарей Храма — Тамплиеров.39 Потому-то, видимо, и

позднее, будучи уже в Египте, Рабби Моше ответил отказом на приглашение служить лекарем при дворе короля франков в Ашкелоне.40

В

Скачать:TXTPDF

. Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать бесплатно, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать онлайн