Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Мишне Тора. Маймонид. Учитель и целитель

аспекте концепцию свободы воли: «Всё предвидено, но возможность дана…» (Вавилонский Талмуд, трактат «Авот» — «Отцы», III, 19):

человеку необходимо прилагать усилия, но результат от него не зависит.Пророчество 263

Приобщаясь к снизошедшей эманации активного разума (ангела

по имени «Ишим»), интеллект пророка доводится до высшей точки совершенства — актуализируется:

…Она (т.е. Божественная эманация) также доводит до совершенства способность рассуждать, при помощи которой познаётся истина

о сущем, и это постижение — будто бы познано с помощью теоретических постулатов! …Ибо природа эманации активного разума — действовать … на интеллект, доводя его до актуального состояния…

(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. II, гл. 38, с. 251—252)

Кроме «антенны» необходимо также устройство по преобразованию импульсов пророчества в членораздельную речь, — роль такого

устройства играет воображение. Но до того Божественная эманация,

«спускаясь» из области человеческого разума в область воображения,

доводит его до такого совершенного состояния, при котором события в

пророческом видении (т. е. «провидении»!), живописующие будущее,

становятся видны внутреннему зрению как явь:

Сила эманации, снизошедшая на воображение и доведшая его

до совершенства, благодаря которому провидено будущее, — такова,

что он (человек) постигает эмоционально-образно так(!), как будто они

(образы)… попали в воображение через живые переживания — чувства!…

(Там же, с. 251)

Воображение пророка пользуется тремя основными приёмами

при расшифровке Божественного откровения в общепринятый «стандарт» человеческого языка, понятный самому пророку и аудитории:

словообразование от общего корня, омонимы и перестановка букв

корня, приводящая к образованию нового корня. Следовательно, мы

также можем понять принцип, на котором зиждутся слова пророка и их

понимание:

Знай, что также как пророки видят реальность, описанную аллегорически…, так они видят и явления, смысл которых открывается

в имени увиденной вещи через словообразование или омонимы:

т.е. самоё действие воображения заключается в раскрытии смысла через общее слово, с помощью которого можно «переосмыслить» суть содержания с одного слова на другое… Например, в

словах пророка Йермиягу: «…жезл миндального дерева»,612 — целью было понять смысл от корня «Шин — Куф — Далет»,613 поэтому

612

«Иермиягу» — «Иеремия», 1: 11. Полностью стих звучит так: «И было слово Господне ко

мне: что видишь ты, Иермия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева».

613

« »???от этого корня происходит имя существительное «миндаль» и глагол «быть бодрым, бдительным; усердствовать».264 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа

сказал: «…ибо Я бодрствую…»,614 — а не из смысла «жезла и миндаля»…

И ещё чудесней того, если есть указание, выраженное через конкретное слово, буквы которого являются буквами другого слова (т.е. подобно анаграмме), но в другом порядке, и это несмотря на то, что

между этими двумя словами нет этимологии и общего значения совсем.

Это ты найдёшь в аллегориях пророка Захарии, когда он взял два жезла

для выпаса овец в пророческом видении и назвал первый жезл — «приятный», а второй — «разящий».615 И смысл этой аллегории заключается в

том, что народ в своём начальном положении был угоден Богу, и Он им

управлял и направлял…, крепя его со времён Моше и следующих за ним

пророков; а затем его состояние изменилось так, что ему стало «мерзко» послушание Богу, и Бог побрезговал им и поставил во главе его «разящих» управленцев, таких как Менаше и Яравам.616 И вот пример этого

механизма словообразования, так как слово «разящий» происходит

от выражения «портят виноградники».617 А затем пророк выводил ещё

смысл (из слова «разящий») об отвращении народа от Торы и ответном

пренебрежении им Богом; но этот смысл происходит этимологически

не от слова «разящий», а через изменение порядка букв «Хет — Бет —

Ламед», поэтому сказал касательно отвращения…: «…и отвратится

душа Моя от них, а также их душа побрезговала618 Мною»,619 — перевернул буквы «Хет — Бет — Ламед» и сделал их «Бет — Хет — Ламед».

(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. II, гл. 43, с. 260—261)

Пророческие видения отличаются между собой в зависимости от

воспринимающей аудитории:

Знай, что этот возвышенный и важный принцип, который пришёл

нам сообщить пророк Йехезкель…, является тем же принципом, кото-

614

«Иермиягу» — «Иеремия», 1: 12: «Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом».

615

«Захария», 11: 7. Корень «« — »???Хет — Бет — Ламед» в переводе означает «бить», «ранить»; «вредить», «портить».

616 Согласно Писанию, простолюдин Яравам, поставленный Богом в качестве правителя

над 10 коленами за то, что последние оставили Его и стали поклоняться богам Цидона

(Сидон), Моава и Амона, отличился тем, что сделал двух тельцов и объявил их богами,

выведшими народ Израиля из Египта. За это был истреблён весь его род, а сам Яравам лишился доли в грядущем мире.

Царь Менаше также поклонялся идолам и даже установил резного идола в Храме Бога; занимался ворожбой, чародейством и колдовством; пролил много невинной

крови, «наполнив» ею весь Иерусалим. Однако после того, как Бог привёл на него военачальников ассирийского царя, которые забрали его в плен, он раскаялся и воззвал к

Богу, Который, услышав его просьбы, возвратил его в Иерусалим на царство.

617

«Шир а-Ширим» — «Песнь Песней», 2: 15.

618 Корень «« — »???Бет — Хет — Ламед». Таким образом, второй жезл «ранящий» — «»????

по смыслу появляется вследствие «пренебрежения и отвращения» народа от Бога —

».???«

619

«Захария», 11: 8.Пророчество 265

рый сообщил нам пророк Ишайя в общих чертах, но который не нуждается в деталях… Об этом сказано в трактате «Хагига»: «Всё, что видел Йехезкель — видел Ишайя. Ишайя подобен жителю города, видевшему царя, а Йехезкель — жителю деревни, видевшему царя».620 …Тот,

что из горожан, понимал, что городские жители имеют представление

об устройстве колесницы царя, и не стал подробно описывать его колесницу, а лишь сказал: «Я только видел царя». А другой, желая рассказать жителям деревни, у которых нет никакого представления об

этом устройстве, описал им детально устройство колесницы…

(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. II, гл. 6, с. 283)

Сущность (уровень достоверности, качество!) пророчества зависит

ещё и от черт натуры пророка, которая «складывается» из трёх составляющих:

…А именно:

1. Совершенство способности рассуждать, достижимое через учёбу.

2. Совершенство воображения от рождения.

3. Совершенство качеств характера, достигаемых при помощи «искоренения» мыслей обо всяких телесных наслаждениях, страсти к

разным глупостям и отрицанию гордыни и спеси — здесь сосредоточено великое множество уровней превосходства в совершенстве личностей одной перед другой. И по мере превосходства в

каждом из этих трёх составляющих принципов, будут достигаться

преимущества в уровнях всех пророков.

(Там же, часть вторая, гл. 36, с. 248)

Добавим к личности пророка последние штрихи — и вот он:

Человек со всеми этими качествами и совершенный телом…; с

правильным сознанием, чтобы понимать и постигать; он освящается,

т. е. обособляется от (норм) поведения общества, плутающего в потёмках, «подгоняет себя», приучает свою душу к сосредоточению, чтобы не

было мыслей о каких-либо пустых вещах…, а его сознание всегда обращено ввысь, чтобы понимать святые, чистые формы, и созерцает всю

мудрость Пресвятого, благословен Он: от первой формы до центра земли и знает от них о Его величии — тут же нисходит на него Святое наитие.

…И у всех пророчествующих — части их тела содрогаются, телесная

сила ослабевает, их мысли перемешиваются, и сознание делается свободным для понимания (и видения) того, что увидят; как сказано об Аврааме: «…И вот: напал на него ужас и мрак великий…»621

(РаМБаМ. Кодекс «Мишне Тора»,

кн. «Мада», раздел «Йесодей Тора», VII, 1—2)

620 Вавилонский Талмуд, трактат «Хагига», 13б.

621 Книга «Берешит» — «Бытие», 15: 12.266 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа

Любое пророческое послание, за исключением пророчества

Моше Рабейну, всегда приходит либо во сне, либо в состоянии изменённого сознания (видения, транса) — как об этом говорит стих Писания: «…Если будет у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним».622 Маймонид даёт этому рациональное объяснение: во время сна все пять чувств бездействуют, что позволяет «разгрузить» воображение от поступающей через них информации для последующего восприятия Божественной эманации:

…И также ты знаешь, что функции воображения заключаются в

воспроизведении ощущений, в соединении их и в подражании…, но

наиболее важная его функция-способность осуществляется в момент покоя пяти чувств, и их отстранённости от своих функций — только тогда нисходит на него623 эманация…, которая является причиной истинных видений… И ты уже знаешь суждение мудрецов, сравнивших

сон и пророчество, что «сон является одной шестидесятой частью

пророчества».624

(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. II, гл. 36, с. 246)

Абстрагируясь от понимания сна, природа которого до сих пор

до конца не изучена, и пророческого наития, природа которого как

будто в шестьдесят раз «сложнее» сна, более корректно сказать,

что…:

…Не делают сравнения между двумя разновидностями вещей:

нельзя сказать, что совершенство человека во столько-то крат выше совершенства лошади. И об этом уже сказали…: «Паданец пророчества — сон».625 Эта метафора чудесна, ведь паданец — это по сути

плод, опавший раньше своего созревания и — преждевременно. Таким же образом принцип функционирования воображения во время

сна аналогичен принципу его функционирования во время пророчества, но в нём есть недостаток, и он не достигает своей конечной

цели…

(Там же, с. 246—247)

622 Книга «Бемидбар» — «Числа», 12: 6. Сравни с Платоном:

…То, что Бог уделил пророческий дар человеческому умопомрачению, может

быть бесспорно доказано: никто, находясь в своём уме, не бывает причастен Боговдохновенному и истинному пророчеству, но лишь тогда, когда мыслительная способность связана сном, недугом либо неким приступом одержимости. Напротив, дело

неповреждённого в уме человека — припомнить и восстановить то, что изрекла во сне

либо наяву эта пророческая и вдохновенная природа, расчленить все видения с помощью мысли и уразуметь, о чём же они повествуют и что сулят — зло или добро — и относятся ли они к будущим, к минувшим или к настоящим временам…

(Платон, трактат «Тимей», 71d10 — 72а3)

623 На воображение.

624 Вавилонский Талмуд, трактат «Брахот», 57б.

625

«Берешит раба», 17: 7.Пророчество 267

Кроме стоящего особняком пророчества Моше Рабейну, существует одиннадцать ступеней, в зависимости от силы воздействия Божественной эманации на пророка, венчающихся «классическим» пророчеством:

…Следует мне упомянуть уровни пророчества… Однако, не всякий,

кто находится на одном из уровней, является пророком: первый и второй уровни являются «подножием» пророчества. И не считается пророком тот, кто достиг одной из этих ступеней… И хотя его часто именуют

пророком, — это преувеличение, потому что он лишь очень близок к

пророкам…

После этого предисловия начну упоминать уровни, о которых было

сказано:

1. …Уровень, когда человека сопровождает Божественная поддержка, которая побуждает и «гонит» его делать великое благо…, например спасение группы праведных людей из рук группы злодеев…, и

это называется Дух Божий, а о человеке, которого сопровождает

такое состояние, говорят, что «сошёл на него Дух Господень»626…И

это — ступень всех судей Израиля…, а такжеступень всех праведных избавителей Израиля…

2. Уровень, когда человек чувствует, как будто что-то происходит в

нём, и посторонняя сила, проходящая сквозь него, побуждает его

говорить; и тогда он начинает говорить слова мудрости или прославления, или назидания, или о государственных и Божественных

делах627 — всё это в состоянии бодрствования и нормального

функционирования чувств. О таком скажут, что он говорит посредством Святого наития. …От Святого наития Давид составил Псалмы, а Шломо (Соломон) составил Притчи, книги

Скачать:TXTPDF

. Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать бесплатно, . Маймонид. Учитель и целитель Мишне читать онлайн