аспекте концепцию свободы воли: «Всё предвидено, но возможность дана…» (Вавилонский Талмуд, трактат «Авот» — «Отцы», III, 19):
человеку необходимо прилагать усилия, но результат от него не зависит.Пророчество 263
Приобщаясь к снизошедшей эманации активного разума (ангела
по имени «Ишим»), интеллект пророка доводится до высшей точки совершенства — актуализируется:
…Она (т.е. Божественная эманация) также доводит до совершенства способность рассуждать, при помощи которой познаётся истина
о сущем, и это постижение — будто бы познано с помощью теоретических постулатов! …Ибо природа эманации активного разума — действовать … на интеллект, доводя его до актуального состояния…
(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. II, гл. 38, с. 251—252)
Кроме «антенны» необходимо также устройство по преобразованию импульсов пророчества в членораздельную речь, — роль такого
устройства играет воображение. Но до того Божественная эманация,
«спускаясь» из области человеческого разума в область воображения,
доводит его до такого совершенного состояния, при котором события в
пророческом видении (т. е. «провидении»!), живописующие будущее,
становятся видны внутреннему зрению как явь:
…Сила эманации, снизошедшая на воображение и доведшая его
до совершенства, благодаря которому провидено будущее, — такова,
что он (человек) постигает эмоционально-образно так(!), как будто они
(образы)… попали в воображение через живые переживания — чувства!…
(Там же, с. 251)
Воображение пророка пользуется тремя основными приёмами
при расшифровке Божественного откровения в общепринятый «стандарт» человеческого языка, понятный самому пророку и аудитории:
словообразование от общего корня, омонимы и перестановка букв
корня, приводящая к образованию нового корня. Следовательно, мы
также можем понять принцип, на котором зиждутся слова пророка и их
…Знай, что также как пророки видят реальность, описанную аллегорически…, так они видят и явления, смысл которых открывается
в имени увиденной вещи через словообразование или омонимы:
т.е. самоё действие воображения заключается в раскрытии смысла через общее слово, с помощью которого можно «переосмыслить» суть содержания с одного слова на другое… Например, в
словах пророка Йермиягу: «…жезл миндального дерева»,612 — целью было понять смысл от корня «Шин — Куф — Далет»,613 поэтому
612
«Иермиягу» — «Иеремия», 1: 11. Полностью стих звучит так: «И было слово Господне ко
мне: что видишь ты, Иермия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева».
613
« »???от этого корня происходит имя существительное «миндаль» и глагол «быть бодрым, бдительным; усердствовать».264 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа
сказал: «…ибо Я бодрствую…»,614 — а не из смысла «жезла и миндаля»…
И ещё чудесней того, если есть указание, выраженное через конкретное слово, буквы которого являются буквами другого слова (т.е. подобно анаграмме), но в другом порядке, и это несмотря на то, что
между этими двумя словами нет этимологии и общего значения совсем.
Это ты найдёшь в аллегориях пророка Захарии, когда он взял два жезла
для выпаса овец в пророческом видении и назвал первый жезл — «приятный», а второй — «разящий».615 И смысл этой аллегории заключается в
том, что народ в своём начальном положении был угоден Богу, и Он им
управлял и направлял…, крепя его со времён Моше и следующих за ним
пророков; а затем его состояние изменилось так, что ему стало «мерзко» послушание Богу, и Бог побрезговал им и поставил во главе его «разящих» управленцев, таких как Менаше и Яравам.616 И вот пример этого
механизма словообразования, так как слово «разящий» происходит
от выражения «портят виноградники».617 А затем пророк выводил ещё
смысл (из слова «разящий») об отвращении народа от Торы и ответном
пренебрежении им Богом; но этот смысл происходит этимологически
не от слова «разящий», а через изменение порядка букв «Хет — Бет —
Ламед», поэтому сказал касательно отвращения…: «…и отвратится
душа Моя от них, а также их душа побрезговала618 Мною»,619 — перевернул буквы «Хет — Бет — Ламед» и сделал их «Бет — Хет — Ламед».
(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. II, гл. 43, с. 260—261)
Пророческие видения отличаются между собой в зависимости от
воспринимающей аудитории:
Знай, что этот возвышенный и важный принцип, который пришёл
нам сообщить пророк Йехезкель…, является тем же принципом, кото-
614
«Иермиягу» — «Иеремия», 1: 12: «Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом».
615
«Захария», 11: 7. Корень «« — »???Хет — Бет — Ламед» в переводе означает «бить», «ранить»; «вредить», «портить».
616 Согласно Писанию, простолюдин Яравам, поставленный Богом в качестве правителя
над 10 коленами за то, что последние оставили Его и стали поклоняться богам Цидона
(Сидон), Моава и Амона, отличился тем, что сделал двух тельцов и объявил их богами,
выведшими народ Израиля из Египта. За это был истреблён весь его род, а сам Яравам лишился доли в грядущем мире.
Царь Менаше также поклонялся идолам и даже установил резного идола в Храме Бога; занимался ворожбой, чародейством и колдовством; пролил много невинной
крови, «наполнив» ею весь Иерусалим. Однако после того, как Бог привёл на него военачальников ассирийского царя, которые забрали его в плен, он раскаялся и воззвал к
Богу, Который, услышав его просьбы, возвратил его в Иерусалим на царство.
617
«Шир а-Ширим» — «Песнь Песней», 2: 15.
618 Корень «« — »???Бет — Хет — Ламед». Таким образом, второй жезл «ранящий» — «»????
по смыслу появляется вследствие «пренебрежения и отвращения» народа от Бога —
».???«
619
«Захария», 11: 8.Пророчество 265
рый сообщил нам пророк Ишайя в общих чертах, но который не нуждается в деталях… Об этом сказано в трактате «Хагига»: «Всё, что видел Йехезкель — видел Ишайя. Ишайя подобен жителю города, видевшему царя, а Йехезкель — жителю деревни, видевшему царя».620 …Тот,
что из горожан, понимал, что городские жители имеют представление
об устройстве колесницы царя, и не стал подробно описывать его колесницу, а лишь сказал: «Я только видел царя». А другой, желая рассказать жителям деревни, у которых нет никакого представления об
этом устройстве, описал им детально устройство колесницы…
(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. II, гл. 6, с. 283)
Сущность (уровень достоверности, качество!) пророчества зависит
ещё и от черт натуры пророка, которая «складывается» из трёх составляющих:
…А именно:
1. Совершенство способности рассуждать, достижимое через учёбу.
2. Совершенство воображения от рождения.
3. Совершенство качеств характера, достигаемых при помощи «искоренения» мыслей обо всяких телесных наслаждениях, страсти к
разным глупостям и отрицанию гордыни и спеси — здесь сосредоточено великое множество уровней превосходства в совершенстве личностей одной перед другой. И по мере превосходства в
каждом из этих трёх составляющих принципов, будут достигаться
преимущества в уровнях всех пророков.
(Там же, часть вторая, гл. 36, с. 248)
Добавим к личности пророка последние штрихи — и вот он:
…Человек со всеми этими качествами и совершенный телом…; с
правильным сознанием, чтобы понимать и постигать; он освящается,
т. е. обособляется от (норм) поведения общества, плутающего в потёмках, «подгоняет себя», приучает свою душу к сосредоточению, чтобы не
было мыслей о каких-либо пустых вещах…, а его сознание всегда обращено ввысь, чтобы понимать святые, чистые формы, и созерцает всю
мудрость Пресвятого, благословен Он: от первой формы до центра земли и знает от них о Его величии — тут же нисходит на него Святое наитие.
…И у всех пророчествующих — части их тела содрогаются, телесная
сила ослабевает, их мысли перемешиваются, и сознание делается свободным для понимания (и видения) того, что увидят; как сказано об Аврааме: «…И вот: напал на него ужас и мрак великий…»621
(РаМБаМ. Кодекс «Мишне Тора»,
кн. «Мада», раздел «Йесодей Тора», VII, 1—2)
620 Вавилонский Талмуд, трактат «Хагига», 13б.
621 Книга «Берешит» — «Бытие», 15: 12.266 Книга вторая. Философские и политические воззрения РаМБаМа
Любое пророческое послание, за исключением пророчества
Моше Рабейну, всегда приходит либо во сне, либо в состоянии изменённого сознания (видения, транса) — как об этом говорит стих Писания: «…Если будет у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним».622 Маймонид даёт этому рациональное объяснение: во время сна все пять чувств бездействуют, что позволяет «разгрузить» воображение от поступающей через них информации для последующего восприятия Божественной эманации:
…И также ты знаешь, что функции воображения заключаются в
воспроизведении ощущений, в соединении их и в подражании…, но
наиболее важная его функция-способность осуществляется в момент покоя пяти чувств, и их отстранённости от своих функций — только тогда нисходит на него623 эманация…, которая является причиной истинных видений… И ты уже знаешь суждение мудрецов, сравнивших
сон и пророчество, что «сон является одной шестидесятой частью
пророчества».624
(РаМБаМ. Трактат «Путеводитель заблудших», ч. II, гл. 36, с. 246)
Абстрагируясь от понимания сна, природа которого до сих пор
до конца не изучена, и пророческого наития, природа которого как
будто в шестьдесят раз «сложнее» сна, более корректно сказать,
что…:
…Не делают сравнения между двумя разновидностями вещей:
нельзя сказать, что совершенство человека во столько-то крат выше совершенства лошади. И об этом уже сказали…: «Паданец пророчества — сон».625 Эта метафора чудесна, ведь паданец — это по сути
плод, опавший раньше своего созревания и — преждевременно. Таким же образом принцип функционирования воображения во время
сна аналогичен принципу его функционирования во время пророчества, но в нём есть недостаток, и он не достигает своей конечной
цели…
(Там же, с. 246—247)
622 Книга «Бемидбар» — «Числа», 12: 6. Сравни с Платоном:
…То, что Бог уделил пророческий дар человеческому умопомрачению, может
быть бесспорно доказано: никто, находясь в своём уме, не бывает причастен Боговдохновенному и истинному пророчеству, но лишь тогда, когда мыслительная способность связана сном, недугом либо неким приступом одержимости. Напротив, дело
неповреждённого в уме человека — припомнить и восстановить то, что изрекла во сне
либо наяву эта пророческая и вдохновенная природа, расчленить все видения с помощью мысли и уразуметь, о чём же они повествуют и что сулят — зло или добро — и относятся ли они к будущим, к минувшим или к настоящим временам…
(Платон, трактат «Тимей», 71d10 — 72а3)
623 На воображение.
624 Вавилонский Талмуд, трактат «Брахот», 57б.
625
«Берешит раба», 17: 7.Пророчество 267
Кроме стоящего особняком пророчества Моше Рабейну, существует одиннадцать ступеней, в зависимости от силы воздействия Божественной эманации на пророка, венчающихся «классическим» пророчеством:
…Следует мне упомянуть уровни пророчества… Однако, не всякий,
кто находится на одном из уровней, является пророком: первый и второй уровни являются «подножием» пророчества. И не считается пророком тот, кто достиг одной из этих ступеней… И хотя его часто именуют
пророком, — это преувеличение, потому что он лишь очень близок к
пророкам…
После этого предисловия начну упоминать уровни, о которых было
сказано:
1. …Уровень, когда человека сопровождает Божественная поддержка, которая побуждает и «гонит» его делать великое благо…, например спасение группы праведных людей из рук группы злодеев…, и
это называется Дух Божий, а о человеке, которого сопровождает
такое состояние, говорят, что «сошёл на него Дух Господень»626…И
это — ступень всех судей Израиля…, а также — ступень всех праведных избавителей Израиля…
2. Уровень, когда человек чувствует, как будто что-то происходит в
нём, и посторонняя сила, проходящая сквозь него, побуждает его
говорить; и тогда он начинает говорить слова мудрости или прославления, или назидания, или о государственных и Божественных
делах627 — всё это в состоянии бодрствования и нормального
функционирования чувств. О таком скажут, что он говорит посредством Святого наития. …От Святого наития Давид составил Псалмы, а Шломо (Соломон) составил Притчи, книги